Минусы гта 5. Grand Theft Auto V: рецензия. Трое в тачке, не считая собаки

Оранжевые закаты, серые небоскребы, тесные улочки кипящего жизнью мегаполиса - все осталось далеко позади. Вы больше не поедете в Брокер по заданию русской мафии, не прокатитесь по Алгонквинскому мосту, а на мобильник не позвонит кузен с предложением сходить в боулинг. Стоит единожды запустить Grand Theft Auto V и желание вернуться в Либерти-Сити покинет вас навсегда.

реклама

Легендарная серия игр вернулась. Не ради революций в жанре и переосмысления стереотипов, а чтобы напомнить всем, кто в мире видеоигр главный. Творцы из Rockstar возвращают должок за 2008-й год, исполняя на бис один из последних шедевров для седьмого поколения консолей. Позвольте убить интригу здесь и сейчас рассказом о лучшей игре этого года и одной из лучших - за всю историю.

- Хоть кто-нибудь пережил встречу с тобой?
- Ну тебя-то я пока не убил.
- Не надо делать мне одолжения.
х/ф «Смертельное оружие» (1987)

Сообразим на троих

Сложно рассказать о GTA (или, как любят говорить на западе, Джи-Ти-Эй) так, чтобы случайно не написать книгу страниц на триста. Эта игра - обо всем. Сейчас вы колесите по городу на дорогом спорткаре, слушая Queen, затем играете в теннис, а через пять минут уходите от правосудия под звуки полицейской сирены. Перестрелки, вождение, мини-игры, общение - этот мир легко подстроится под ваши вкусы.

К знаменитой серии относиться можно по-разному, но спору нет - это символ нашего времени. Эту игру знают даже те, кто не интересуется виртуальными мирами, у нее тысячи поклонников по всему миру, ей всегда прощают недостатки, потому что лучше Rockstar по сей день не умеет делать никто.

реклама

Юмор и пародии - фирменная фишка серии. В том кадре наверняка отсылка к World of Tanks, а именно, к ее системе маскировки. И, да, от полиции кусты спасают.

С пятой частью произошел конфуз и увиденного в ней простить уже не выйдет. Почему? Да нечего, знаете ли, прощать. Помните скучные миссии и странную физику авто из GTA IV? Забудьте. Помните садистское управление воздушным транспортом в GTA III и продолжениях? Тоже забудьте. Не скажу, что пятая часть идеальна во всем, но она ближе других оказалась к этой планке, и не только в сравнении с другими играми серии.

Самые радикальные перемены произошли в сюжете. Раньше как было? Один герой со слабо выраженным характером выбирается из грязи на вершину криминального мира, и так из одной игры в другую, - менялись лишь декорации и действующие лица. В Grand Theft Auto V разработчики решили поднять ставки, поэтому протагонистов стало в три раза больше, что изменило игровой процесс… почти никак.

Рукопашный бой не стали развивать: приемов немного, да и кулаки - не такое эффективное решение проблем, как пуля.

Предположим, у вас есть GTA IV с дополнениями, и вы параллельно проходите сюжетную историю за Нико, Джонни и Луиса. Поиграли немного за эмигранта из Европы, затем загрузились и прошли миссию за байкеров, а позже посетили клуб Мезонетт-9, чтобы уладить дела Тони Принса. В GTA V все аналогично, но без загрузок, а в некоторых миссиях между персонажами можно свободно переключаться.

Кто же наши герои? Первый - Франклин. Типичный «парень на районе» из знакомой нам банды Гроув-Стрит. Чем-то напоминает Си-Джея: пытается подзаработать и чего-то добиться в жизни, предпочитает дело пустой болтовне, убивает в крайнем случае и только законченных отморозков. Служит катализатором в отношениях между напарниками, которые частенько выводят друг друга из себя.

Второй - Майкл. Преступник в отставке с кризисом среднего возраста, похож на Макса Пэйна из Бразилии. В прошлом был грозой преступного мира, но десять лет назад после мутной истории отошел от дел и теперь живет вместе с семьей в роскошном особняке одного из богатых районов Лос-Сантоса. Вспыльчивый, пьющий, но все еще с головой на плечах и главенствует во всех операциях банды.

Майкл и Франклин. Как видите, их знакомство завязалось отнюдь не за кружечкой пива.

Третий - Тревор. Прав был Майкл, называя его дьяволом во плоти. Помните Зеда из «Полицейской академии»? Вот и преумножьте его темперамент раз в десять, добавьте ДНК Вааса и щепотку психического расстройства - получится наш герой. Безумец, психопат, но очаровывает харизмой. В прошлом был подельником Майкла и сильно переживает, ведь считает того погибшим.

Это интересно: по сюжету или просто исследуя карту, вы повстречаете персонажей из прошлых игр. В их числе Джонни Клебитц, Си-Джей, Рокко, Пакки МакРири. Упомянут даже парня из Восточной Европы, который был грозой Либерти-Сити, но потом отошел от дел.

У каждого персонажа есть спецспособность. Франклин замедляет время за рулем машины, Майкл - в перестрелке, а Тревор впадает в ярость, становясь почти неуязвимым.

Изменилось не только количество протагонистов, но и подача сюжета. Нет, остались и миссии, и свободное перемещение по игровому миру, но раньше история развивалась прямолинейно и по нарастающей, от разборок между бандами до настоящих войн с мафиозными семьями, спецслужбами и правительством, а сейчас вы будто разгадываете паззл, стирая белые пятна в биографии героев.

Впервые в серии за повествованием интересно наблюдать, стало меньше бессмысленной болтовни, особенно во время перестрелок и погонь. Нет, персонажи любят потрепаться, так что привычка одним глазом смотреть на дорогу, а другим читать субтитры вам пригодится, но разговоры эти стали осмысленными, раскрывающими характеры персонажей и даже важные сюжетные детали.

Это четвероногий друг Франклина - Чоп. Если у вас есть смартфон, сможете его дрессировать (собаку, не смартфон).

Как и «четверка», игра предлагает несколько концовок, на этот раз их три. Ближе к финалу нам все чаще будут намекать о неизбежном выборе, но решение это из разряда «прострелить себе колено и остаться инвалидом или не стрелять и продолжать бегать на своих двоих». Это аллегория, если что.

реклама

Сюжетная часть в GTA V на высшем уровне, несмотря на то, что она короче похождений Нико Беллика где-то на треть. Маленькая придирка только к актерам озвучки: никто не переигрывает, голоса подобраны удачно, но слишком уж они однотипные: если в роликах по мимике лица еще очевидно, кто и что говорит, то во время поездок легко запутаться в репликах, особенно если беседуют больше двух человек.

Город, солнце и безумие

Разработчики обещали, что по площади игра переплюнет и Red Dead Redemption, и все предыдущие части об автоугонщике. Звучало это странно, ведь действие GTA V охватывает не весь штат Сан-Андреас, а лишь Лос-Сантос и округ Блэйн с горой Чилиад. И все же беспокоиться не о чем: масштаб хоть и не ощущается, но и маленьким мир игры не назовешь.

Это интересно: объехать округ Блэйн в GTA V по шоссе можно за 7 минут (всю карту за 9, если бы в Лос-Сантосе была окружная дорога), а пересечение мира в San Andreas по периметру занимает в два раза больше времени. Зато на катере карта GTA V огибается за 22 минуты, а San Andreas - за 9. Это значит, что в пятой части игровая зона действительно огромная, но не такая насыщенная, особенно на дорожные развязки.

Миссии полицейского, пожарного и скорой помощи остались в прошлом. Зато есть вакансия водителя эвакуатора.

реклама

Достаточно пройти пару вступительных миссий, как мы окажемся на крыльце собственного дома, наедине со свободой и чувством самовыражения. Полиция больше не блокирует мосты - можно сразу отправиться на противоположный край карты, исследовать пустыню или покорить местный Эверест.

Сходить в полицейский участок с гранатометом в обнимку не позволит лишь размер кошелька, да и оружие, как и разные виды досуга, откроется только по ходу прохождения. Сюжетные миссии в GTA V - это не обязательный тренинг, а основное блюдо: таких проработанных, веселых и по-хорошему нелепых заданий не было со времен San Andreas.

Каждая миссия вам запомнится чем-то необычным. Вот сейчас мы с помощью камеры на полицейском вертолете отслеживаем перемещение жертвы, помогая напарнику на земле.

Примитивные задачи в духе «угони/убей/убеги» встречаются лишь поначалу, да и то скорее для разогрева перед самым интересным. В пятой GTA вы гонитесь на мотоцикле за падающим самолетом, под видом полицейских преследуете гонщиков, перепрыгиваете поезда, работаете кинопродюсером, угоняете технику из-под носа военных, сканируете оленей через тепловизор.

Особенностью игры стали ограбления. Из-за чувства наживы или от безысходности, наши герои грабят банки и ювелирные магазины. Планирование операций напоминает первую Assassin’s Creed: вы собираете данные об объекте, ищете машины для отхода, добываете оборудование и экипировку.

реклама

Сами преступления проходятся одним из двух способов: элегантным или шумным. В зависимости от выбора меняются подготовительные квесты и тип команды. Да, ограбления - дело масштабное, и чаще всего мы нанимаем дополнительных ребят: хакер взломает системы безопасности, водитель подгонит транспорт для отступления, а стрелок поддержит огневой мощью.

Планы ограблений висят прямо на стене конспиративной квартиры героев. Не знаю, как это происходит в реальности, но выглядит все натуралистично.

Играет роль и выбор второстепенных особ: опытный преступник попросит больший кусок от общей добычи, зато сделает все как надо, когда новичок хоть и возьмет меньше, может подкачать в ответственный момент, а то и вовсе погибнуть. Такие масштабные аферы отлично дополняют игровой процесс, хоть за весь сюжет налеты приходится устраивать всего несколько раз.

Эволюционировали задания случайных прохожих: теперь не обязательно прочесывать карту в их поисках, а некоторые из них открывают целую цепочку поручений, связанную общим сюжетом. Для пожилой пары вы будете воровать вещи и одежду знаменитостей, а чудаку папарацци поможете сделать несколько пикантных кадров. У каждого из троицы свои квесты, некоторые доступны в особое время суток.

Не все миссии ведут к финансовому обогащению, но занимательный диалог вы получите в любом случае.

реклама

Лос-Сантос с окрестностями богат и на случайные события. Кто-то ограбил прохожего и удирает с деньгами, кто-то попал в передрягу или просто просит подвезти до дома. Откликнувшись на зов, или подзаработаете, или получите неплохого подельника для ограблений.

Пусть вас не смущает укороченный сюжет, чего-чего, а миссий хватит на всех. Целая кипа поручений откроется после скупки недвижимости: задания таксиста и буксировщика, сбор контейнеров с отходами, перевозка контрабанды. Предприятия приносят стабильный доход, но их могут ограбить, а это еще один вид второстепенных занятий: отбивайте атаки и догоняйте воров, иначе потеряете недельную выручку.

Свидания и любовные романы остались в Либерти-Сити, а вот хобби и развлечений стало больше: теннис, кинотеатр, охота, дайвинг, йога, гольф, триатлон, тир, - всего и не упомнишь. Каждый герой может пройти опрос и вступить в свою секту, что откроет доступ к еще одной линейке заданий.

Вклады в недвижимость открывают не только новые миссии, но и дополнительные услуги: бесплатный тюнинг, такси или гаражи для хранения машин.

Со времен «четверки» очень похорошел внутриигровой интернет. Стало намного больше сайтов на русском языке (есть и субтитры для телевизора), в нем можно делать покупки, играть на бирже, читать новости, участвовать в опросах и сидеть в социальных сетях. Интернет-кафе - пережиток прошлого: теперь вы проверяете почту и входите в сеть прямо с мобильного.

реклама

Это важно: появилось быстрое сохранение. Достаточно кликнуть на «облаке» в меню телефона, и вы сохраните игру без перемотки времени (классический «сон» остался), а при загрузке появитесь не в своем доме, а именно там, где делали запись. Во время заданий функция недоступна.

В большинстве миссий есть необязательные условия. Предстоит попотеть, чтобы выполнить их все на «золото», но таких сложных задач, как в EFLC, здесь нет.

Изменился принцип ухода от полиции. В GTA V вам не нужно вырываться из оцепленной зоны: достаточно скрыться из виду, заехать в подворотни и подождать, пока диспетчер не отзовет патрульные машины. Если снова попали в поле зрения блюстителей порядка - облава продолжится.

Управление транспортом стало отзывчивее и чем-то напоминает Burnout Paradise. Физика автомобилей теперь проще, и это явно пошло игре на пользу: если в GTA IV машины напоминали неуклюжих черепах, норовящих вылететь в кювет на первом же повороте, то здесь они словно порхают по трассе, при этом разница между грузовиком и легковушкой, седаном и суперкаром сохраняется.

О чем бы еще рассказать? О динамической смене погоды и времени суток? Возвращении миссий ярости (rampage)? Отличной подборке музыки для радиостанций? Прокачке выносливости, меткости и прочих навыков, как в San Andreas или о том, что вся игра перенасыщена сатирой, пародиями и черным юмором?

реклама


Пятая часть Grand Theft Auto подарит нам полноценный тюнинг машин. Можно усилить корпус, поставить пуленепробиваемые стекла и покрышки, и даже выбрать производителя колес.

Недели достаточно, чтобы пройти сюжетную линию, ознакомиться с видами досуга и вынести игре справедливый вердикт, но прежде чем она полностью себя исчерпает, пройдут месяцы, а то и годы. Пройдите GTA V на 100%, скупите всю недвижимость, изучите местный интернет, но все равно временами вам будут встречаться ситуации, позволяющие вскрикнуть «надо же, здесь и такое бывает».

Это не значит, что недостатков у игры нет вообще, просто они выглядят как мелкие недочеты на уровне восприятия отдельного человека. Объективно у GTA V один минус - это графика. Она хоть и смотрится приятно, но ее потенциал выше, чем возможности консолей, на которых игра вышла. Понятное дело, что загвоздка только в маркетинге, но игроки отдали $60 за «мыло», и их тоже можно понять.

Тест на консольность: быстрое сохранение - есть (вне миссий); регенерация здоровья - есть (частичная); укрытия - есть; ограничение переносимого оружия/патронов - нет /есть (но лимит не жесткий); QTE - нет . Диагноз: компьютерная игра с консольными элементами.

Кто в бандиты крайний?

реклама

Первого октября, с задержкой в две недели относительно релиза, Rockstar запустили сетевой режим - GTA Online. Это почти полноценная MMO без подписки, но с микроплатежами; доступна всем обладателям Grand Theft Auto V без дополнительной платы и загрузки. Перегруженность серверов все еще не позволяет оценить потенциал разработки, поэтому остановлюсь лишь на общих принципах.

Путь наш начинается с редактора персонажей: выбираем пол, имя, одежду, внешность, настраиваем семейное древо (хотите стать внуком Джона Марстона - героя Red Dead Redemption?), распределяем способности (та же выносливость, пилотирование и прочие). Когда все приготовления завершены, получим билет в один конец - до Лос-Сантоса.

Прочесывая город в сетевом режиме, не покидает ощущение пустоты. Может потому, что протагонисты не озвучены, а мы лишены интересных бесед.

В аэропорту нас встретит приятель Франклина Ламар и после краткого инструктажа предложит посоревноваться с ним в гонке. Победа в первом соревновании принесет нам деньги, очки опыта и репутацию. Если с предназначением валюты все понятно, то уровень нашего протеже определяет, какие возможности, режимы игры, оружие и модификации для машин будут доступны.

После парочки квестов в стиле GTA IV (догони, убей, принеси), вас оставят наедине с большим городом. Карта та же, что и в одиночной игре, но здесь периодически появляются и другие игроки, такие, как вы. Их можно ограбить, пригласить на гонку или взять на дело - совместные операции приносят бонусный опыт.

В отличие от сюжетной части, в GTA Online можно грабить магазины, класть деньги в банк (это гарантия, что их не украдут), угонять машины для перепродажи и страховать свой личный транспорт. Завезли и классические режимы мультиплеера: заехав в определенные зоны, можно создать быструю игру на deathmatch или гонку.

Интернет полезен и в Online. Прямо отсюда можно переводить средства в банк или покупать машины.

Любителей сольной игры порадуют поручения от старых знакомых, причем среди потенциальных работодателей окажутся герои не только GTA V, но и прошлых частей, которые в сюжетном измерении Лос-Сантоса нам не встречались. Сами миссии поначалу простые, но «чем дальше в лес», тем больше заданий, завязанных на совместном прохождении и командной работе.

Сложно сказать, надолго ли хватит GTA Online, но сейчас этот режим выглядит скорее бесплатным приложением к сюжетной истории. Не потому, что мир плох или не проработан, просто основная часть выполнена на заоблачном уровне и на ее фоне мультиплеер просто обычный. Потенциал сетевой части нам еще предстоит раскрыть, а пока лучше подождать, пока наладят стабильный онлайн.

Заключение

Кто-то упрекнет Rockstar за отсутствие новизны и будет по-своему прав. Действительно, Grand Theft Auto V создана по проверенной временем концепции и чего-то нового в индустрию не привнесла. Впрочем, разработчики провели колоссальную работу над ошибками GTA IV и преподнесли нам настоящий шедевр - такого качественного, масштабного и выверенного до мелочей проекта современный игропром еще не знал.

Другие уверены, что игра достигла успеха благодаря удачному маркетингу. Это так, ведь разработчики не летали в облаках, не кормили нас обещаниями, которые не смогут выполнить. В результате игра на 100% оправдала ожидания, а мы получили именно то, что хотели. Если же кто-то надеялся увидеть в GTA V любовную драму или битвы на световых мечах… это уже не вина Rockstar и не минус конкретной игры.

Несмотря на откровенно не передовую графику, режиссура и спецэффекты на высоте. Особенно если смотреть в динамике.

Часть аудитории презрительно смотрит на адептов геймпадов и с нетерпением ждет официального анонса ПК-версии. Признаюсь, меня самого не покидало ощущение, что играю в бета-версию с упрощенными текстурами, но переплата за ранний доступ того стоила. Несмотря на подробное изучение версии для PlayStation 3, с нетерпением жду релиза на основную платформу - эта игра достойна 1080p.

Вердикт: лучшее, что выходило в этой сфере медиаиндустрии за последние несколько лет. Безоговорочный шедевр, которому не повезло лишь в том, что родился он не на тех платформах.

Оценка игры: 9.9.
Оценка версии для Sony PlayStation 3: 9.7.

Между строк. Первое впечатление хорошо тем, что его трудно пережить второй раз. Запустите через десять лет HD-ремейк любимой в детстве игры и все равно от мысли «уже не торт» трудно будет избавиться. С GTA V этого не происходит. Игра другая, время другое, но ощущения как в 2005-м, словно вы только что крутили педали на родную Гроув-Стрит и забрызгали баллончиком с краской первого прохожего. Grand Theft Auto не меняется, говорите? Так это даже к лучшему.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • на конференции сайт.

GTA V на PC завоевала высшие оценки критиков и геймеров по всему миру, но далеко не все специалисты готовы порекомендовать обладателям консольной версии переходить на новую версию игры. Как стало известно сайт, далеко не все критики остались в восхищении от GTA V на PC.

Главным аргументом является отсутствие в PC версии игры нового контента. Осенью 2014 года, с релизом игры на Xbox One и PlayStation 4 в игре не только существенно улучшили качество графики, но и добавили несколько захватывающих возможностей, включая расширение перечня автомобилей и тюнинга, возможность поиграть за различные виды птиц и животных, а также впервые в серии добавили вид от первого лица. По сравнению с версией игры для новых консолей Grand Theft Auto V на PC не может похвастать более существенными пополнениями в списке возможностей и контента.

Критики признают, режим Rockstar Editor для съемок роликов великолепен и подобным функционалом не может похвастать ни одна другая игра в мире. Как бы то ни было, для рядового геймера, который предпочитает смотреть видео на YouTube, а не снимать их, весь функционал мягко говоря бесполезен.

И даже усовершенствованная графика в PC версии, с поддержкой разрешения 4K и 60 кадров в секунду, с возможностью увеличить интенсивность населения не убедила критиков. По их личному мнению, различия в графике на новых консолях и PC можно найти только если поставить рядом обе версии игры. В остальном различия не настолько существенны, чтобы переходить с новых консолей на PC.

Все с нетерпением ждут новую игру, а фанаты и вовсе в восторге от нее. Но не слишком мы рады всему тому, что нам обещают? Предлагаем вам 5 причин, по которым GTA 5 может оказаться провальной частью криминального сериала.

1. Разделенное повествование.

Давайте будем честными: GTA никогда не была игрой с сюжетом. То есть о чем вообще была GTA 3 ? Ну или San Andreas ? Сюжет там завязан на счет джетпака, не так ли? А ваш толстый друг был киллером? Или он работал в полиции? Или…

Да не важно. Вы в GTA , и вы здесь, чтобы красть автомобили, летать на безумной скорости, маневрируя в пробках, расстреливать пешеходов и воевать с копами. Rockstar почему-то решила, что нужен сильный сюжет. Если персонажей будет три, то история будет постоянно в развитии? Не через чур ли это будет навязчиво?

Конечно, есть в этом и плюс. Тупые напарники, управляемые искусственным интеллектом, больше не будут путаться под ногами. С этим в GTA всегда были проблемы. А теперь ограбление банка вы полностью совершите сами.

2. Размеры.

Карта Grand Theft Auto 5 будет больше, чем карты GTA 4 и Red Dead Redemption вместе взятые. Это разве может быть плохо? Ведь больше - всегда лучше.

Но не в этот раз.

Что если оставить авто в центре пустыни? А сколько займет поход на вершину горы? «Ура! Я достиг вершины! Эээ… А дальше что?». Тратить еще полчаса на то, чтобы слезть с нее? Да, вы сможете любоваться красивейшими пейзажами. Скорее всего, именно о красоте вы будете думать, пока будете бродить по лесу в поисках дороги.

А еще можно будет плавать с аквалангом. Если честно, совсем не ясно, кого это может порадовать. В Rockstar полагают, что где-то сидит человек, которому GTA просто не интересно. И тут ему говорят: «Парень, там можно будет заниматься дайвингом! ». И что он им ответит: «Заткнитесь и возьмите мои деньги »? Вряд ли это привлекло хоть кого-то.

3. Местоположение.

Когда фаны обсуждали еще не анонсированную пятую часть, у них было множество замечательных идей. Кто-то предлагал перенести в Токио, другие хотели бы красть автомобили в Европе, третьи мечтали о возвращении в Майами. Это логично: GTA 3 была в Нью-Йорке, а затем была Vice City в Майами. Теперь GTA 4 снова в Большом Яблоке, так почему бы вновь не посетить побережье Атлантического океана?

Но не тут-то было. Мы снова в Лос-Анджелесе. Только побывали в нем в роли детектива в L.A. Noire, и мы снова тут. Больше негде было устроить криминальные разборки? Может все не так уж и плохо, но есть одно «но».

Rockstar всегда переносят в свои игры все лучшее из подобных кинолент. Например, для того же Noire был использован фильм Секреты Лос-Анджелеса, а для RDR - фильмы с Клинт Иствудом (Clint Eastwood). И вся проблема в том, что о Лос-Анджелесе мы уже знаем все из других игр. Мы здесь уже были, и все, что можно было перенести из кино в игру уже давно применяли. Обещают, правда, что мы более подробно узнаем о современной культуре этого города. Да уж, очень интересно.

4. Хобби.

В отличие от San Andreas мы не сможем сделать нашего героя накачанным и привести его тело в форму. Но, как и в San Andreas , мы сможем ходить в тренажерный зал. Зачем? А хрен его знает.

В Grand Theft Auto 5 будет много разных мини-игр. Здесь вам и триатлон, и настоящий гольф, и самое преступное в мире занятие… Йога! Сотрудники Rockstar в Nintendo переиграли? Они решили, что тоже могут собрать у экранов всю семью? Как воровать и убивать, если рядом сидят дети? А как заехать к проституткам? Ну хорошо, занял наш герой первое место в триатлоне. Вся семья ликует у телевизора. А толку с этого? Даже приз не дадут.

Может еще вернем мини-игры из GTA: Chinatown Wars ? Только вместо героина будет создавать парацетамол, а детям в школе продавать амфетамин, чтобы они усерднее учились.

5. Мобильный телефон.

Интернет - это отличная штука, благодаря которой можно узнать что нравится людям, а что не нравится. Тем не менее Rockstar или не знает о его существовании, или… В общем, мобильный телефон снова в игре. Не переживайте, разработчики решили оставить только самую худшую его функцию: возможность позвонить девушке и назначить свидание.

Да, все правильно. Вы так же можете принимать звонки от своих «работодателей» и… И все. Телефон больше не игрушка. Ничего не сказали о том, можно ли его потерять или утопить во время дайвинга. Могли бы сделать и это, для пущего реализма.

Или еще лучше: выезжаем за черту города, лезем на гору, достаем телефон - а связи нет. Тогда в пустыне появляется плюс - можно отдохнуть от городской суеты и постоянных звонков с просьбами убить кого-то.

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, давно оставила бы Rockstar North без работы. В вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Генератор счастья

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий : названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно... »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события , — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде , можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся...

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной , но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Трое в тачке, не считая собаки

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.




Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty .

А Тревор ... Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет . И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг! » с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор...

День расплаты

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка?..

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Туда, где я не был

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время ». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда ), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и... убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис...

Коммерческий успех GTA V впечатлит даже далекого от видеоигр человека. 256 000 000 (бюджет в долларах), 60 000 000 (кол-во проданных копий) 800 000 000 (сборы в первые 24 часа продаж)- сами по себе эти цифры большие.



"В чем же секрет?",- спросите вы. А секрет прост: GTA V - это хирургически точно выверенный коммерческий продукт, который грамотно продвинули.

Доение игроков на консолях

Тут на руку сыграла дата выхода , которая попала на 2013 год - закат третьего поколения консолей и анонс NextGen"а. " " добивалась таким способом: сначала активно стимулировались продажи на PastGen"е, трейлеры, скриншоты, помимо этого, делались заявления, что выход на других платформах ещё даже не планируется.

Дальше - больше, релиз на NextGen, дошло до того, что сам разработчик в лоб сравнивал PastGen и NextGen графику, и самое главное- множественный эксклюзивный контент для тех, кто перейдет на новое поколение консолей. То есть, просили купить одну и ту же игру дважды. Финалом идет прекращение выхода DLC на PS3 и XBOX360, дабы закрепить успех. И, естественно, задержки релиза на ПК, куда же без этого. Кстати о ПК: выпуск игры на этой платформе необходим, вопрос стоит не в выгоде, а в раскрутке продукта. Ведь большинство из нас с этой серией познакомились на ПК, большинство фанатских роликов, обзоров, прохождений тоже на ПК- это все рекламирует продукт. Поэтому, видеоредактор Rockstar Editor создан, прежде всего, для ПК. И тут уже пиратство идет на руку разработчику, и Rockstar намеренно не ставит хорошую защиту на GTA.


Сама игра, и что она из себя представляет

Хоть пятая часть серии GTA кажется сложнее и больше, на самом деле здесь создатели пошли в сторону упрощения, все сделано в угоду игрокам. Увидев, что GTA IV не смогла переплюнуть по количеству проданных копий, разработчик и тут решил пойти на уступки, все сделать как в San Andreas. Хотя казалось бы, - сложная, глубокая, атмосферная, с сюжетом и драмой (по сравнению с другими играми серии), и GTA San Andreas - на старом движке, с совсем простой историей и так-себе подачей, но зато с и шлюхами. Спрос рождает предложение. Тут вам и выбор из трех персонажей: "Не нравится чернокожий Франклин? Играй за Тревора и т.д.". Даже концовка на выбор, хорошая или плохая. Ну и какая тут может идти речь о хорошем сюжете?! Можешь выбрать, кого убить, а можешь всех спасти. Но беда в том, что игроки сами не знают, чего хотят. В итоге получился вторичный продукт, который ничего нового не приносит в серию.

И самое главное, гарантия того, что ты купишь следующую игру

Тут нужно начать с примера. Почему продажи Battlefield 4 были низкими? Потому что на тот момент ещё в Battlefield 3 никто не наигрался. Да и зачем покупать почти такую же игру только новее, тем более если старая не надоела? По тем же причинам не выйдет и новый Counter Strike и т.д. И вот, чтобы избежать подобного Rockstar намеренно делает таким, чтобы он быстро надоедал. Нет нормальных серверов, есть полупустые сессии. Случайно, а может и намеренно физика и механика игры совершенно не пригодны для мультиплеера: часто случается так, что во время напряженной перестрелки постоянно спотыкаешься или валишься как мешок, а пока встаешь тебя убивают. А интерес к игре будет поддерживаться, пока это нужно разработчику, выпуском бесплатных DLC, с намеренно завышенными ценами на шмотки и машины, чтобы стимулировать донат. В итоге получается, что в игре есть все: кастомизация оружия и транспорта, огромный открытый мир, огромное количество средств передвижения, но нет режимов, которые бы затягивали надолго? Как же так? А так, что все это сделано, чтобы игру прежде всего ПОКУПАЛИ, а не ИГРАЛИ в неё.

Многие ругают EA за платные DLC, Ubisoft за лживые трейлеры и пустые обещания, а Valve за то, что они уже 6 лет не ведут разработок и берут деньги за контент, который делает само комьюнити. И Rockstar Games в этом плане ничем не лучше. Предыдущие GTA не были без недостатков, но каждая приносила что-то новое в серию, и не была похожа на предыдущую игру. Купив GTA V, вроде бы и видишь за что отданы деньги, но через месяц она надоедает, и ты чувствуешь, что тебя тупо обманули. В игре есть все, но нет самого главного: в сингле нет запоминающихся деталей, нет атмосферы, а мультиплеер не затягивает. И Это ещё раз доказывает, что видеоигры - продукт коммерческий, а не вид искусства, как многие любят считать.