«Знакомство со звуком и буквой А, У. Урок чтения УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Знакомство с буквой А" Знакомство с буквой а в средней группе

И мы стараемся делать всё возможное, чтобы так оно и было. Но все детки разные — каждый обладает своим темпераментом и отличительными чертами характера, наделён от рождения свойственными только ему способностями и, соответственно, развитие каждого малыша проходит по своему уникальному пути.

Сегодня я хотела бы затронуть очень важную тему знакомства ребёнка с буквами — ведь как без них научиться читать. Некоторым деткам процесс изучения и запоминания алфавита даётся очень легко, и они плавно и также без особых усилий переходят непосредственно к чтению. Но так происходит не у всех малышей. Бывает, что ребёнок никак не может запомнить буковки, да и просто не проявляет желания этим заниматься. Примерно так было у нас.

Наша история

На мой взгляд, мы с сынишкой довольно поздно приступили к знакомству с алфавитом — примерно с 4,5 лет. А всё потому, что долгое время у меня никак не получалось заинтересовать своего малыша буквами. Скорее всего, причины этого скрывались в его непоседливом нраве и склонности к подвижному образу жизни.

Нам всегда довольно тяжело давались игры и занятия на развитие , которые требовали усидчивости, пусть и не очень продолжительной. Даже будучи маленьким, он всегда отдавал предпочтение , освоению спортивных комплексов и беговым занятиям. Думаю, многие мамы мальчиков, да и некоторых девочек тоже, сталкиваются с такими трудностями.

Мне зачастую приходилось буквально на ходу придумывать развивающие моменты и между делом, незаметно вплетать их в любимые занятия сына. Поэтому пока сынишка был маленький, буквы никак не вклеивались в нашу познавательную среду. Хотя я всё равно не оставляла попытки заинтересовать своего непоседливого малыша буквами родного алфавита.

Звуковой плакат «Говорящая азбука»

Наши «буквенные» дела немного сдвинулись вперёд, когда в подарок на своё 3-летие сынишка получил звуковой плакат «Говорящая азбука». Думаю, что сейчас такая азбука есть у многих малышей. Сынок сначала заинтересовался новой интересной вещицей, но вскоре перестал обращать на неё внимание. Возможно, ещё не пришло время, а, может быть, он просто тогда не до конца понял смысл этого «говорящего» предмета. После этого мы решили пока убрать азбуку-плакат с видного места, но оставили её в зоне доступа ребёнка.

Через какое-то время сынишка сам начал периодически её доставать, включать и играть с ней. Причём любил он это делать один, без нашего участия. И с тех пор как-то само собой процесс пошёл.

Вскоре после «Говорящей азбуки» у нас появился набор деревянных букв «Алфавит». Замечательный набор! Как много раз он нас выручал в занятих и играх. Мы составляли из них слова, использовали в игровых квестах, обводили их и вырезали, а потом украшали буковки-заготовки различными творческими техниками, да ещё много других занятных идей осуществили с их помощью.

Появился у нас этот набор также в раннем возрасте, но, в отличие от «Говорящей азбуки», сынок довольно часто открывал коробочку с буквами, рассматривал их и изучал на ощупь, искал такие же буквы на плакате с алфавитом. И в этом случае также больше предпочитал самостоятельно с ними заниматься. Лишь иногда приглашал меня поиграть вместе с ним — и мы составляли разные простые известные ему слова. Первое выложенное нами слово, конечно, было имя сынишки.

Имеются у нас и кубики с буквами, но играть с ними по назначению сынишке почему-то не особо нравилось — он больше возводил из них разные постройки. Хотя, на мой взгляд, буквенные кубики — отличная возможность в простых игровых ситуациях познакомить малыша с алфавитом с самого раннего возраста.

Наш набор кубиков «Буквы» выглядит вот так:

Кубики деревянные, очень гладкие, с закруглёнными углами, с яркими цветными буквами — вполне достойный выбор для игр и занятий с малышами.

Книги — помощники

Считаю, что одним из значимых толчков к активному освоению сыном алфавита, стало появление у нас замечательной книги Георгия Юдина «Букварёнок» (Лабиринт , Озон ). В книге есть всё, что может привлечь внимание ребёнка:

  • крупные отчётливые буквы;
  • интересные ассоциации;
  • примеры звукоподражаний;
  • коротенькие смешные и занятные рассказы, связанные с каждой буквой;
  • краткая история изобретений и появления разнообразных предметов, преподнесённая доступным языком.

Нам эту книгу дали на время — и мы очень быстро и с большим удовольствием её прочитали. Изначально мы договорились знакомиться с тремя буковками в день, чтобы новая информация хорошенько усвоилась, и сынишка каждый день с нетерпением ждал момента, когда мы снова откроем книгу.

Знакомство с буквами русского алфавита в компании «Букварёнка» происходит весело, легко, задорно и с большим интересом. Считаю, что каждый малыш обязательно должен подержать в руках и полистать странички этого великолепного издания.

А ещё одновременно с «Букварёнком» мы регулярно и, самое главное, с удовольствием начали просматривать азбуку, по которой изучала буквы я в детстве и которая отлично сохранилась с тех времён.

Постепенно мы подключили к занятиям ещё одну очень занимательную книгу-альбом «Домашняя азбука» (авторы В. Букатов, М. Ганькина, Т. Ярыгина). Это практическое руководство для занятий с детками 4-7 лет, или, как обозначено на обложке, — «Весёлый учебник для родителей и маленьких детей».

Действительно, в книге множество игровых заданий и занятий на развитие мелкой моторики, мышления. Присутствует постоянное вплетение познавательного материала в бытовую среду, а также поэтапное закрепление полученных знаний в играх и заданиях рубрики «Переменка». Скажу больше, эта книга — просто сокровищница увлекательных идей для лёгкого изучения алфавита.

В конце книги есть большой разъяснительный раздел «Как работать с азбукой». А после изучения всего алфавита авторы предлагают провести домашний праздник «Моя азбука» и дают не только подробный план подготовки к нему, но и даже сценарий самого праздника. Мы с сынишкой такой праздник ещё не устраивали, но, думаю, всё ещё впереди.

Настольные игры и карточки

В нашей игровой коллекции есть несколько настольных игр, направленных на изучение алфавита. Каждая из них по-своему интересна и помогает малышу освоить буквы. Расскажу кратко об этих играх.

Набор мягких букв «Алфавит» — универсальная и очень занятная игра-трафарет из пористой резины. Появился у нас этот набор давно, сразу очень полюбился моему сынишке, и по-прежнему он иногда обращается к нему. Играть с такой азбукой можно по-разному — вот некоторые варианты игр:


Каждый раз можно придумывать новые игровые ситуации с набором мягких букв. Думаю, что подобный алфавит можно попробовать сделать в домашних условиях из пористой резины для творчества или из плотных хозяйственных губчатых салфеток, вырезав заранее нанесённые контуры букв канцелярским ножом.

Развивающая игра «Буквы» для детей от 3 до 7 лет — состоит из 8 блоков с буквами и 40 карточек-пазлов с изображением различных животных и предметов.

Правилами предусмотрено несколько вариантов игр разного уровня сложности:

  • подбирать и прикреплять нужные картинки к каждому блоку;
  • «Загадалка» — отгадать только по описанию, не глядя, выбранную картинку;
  • «Цепочка» — на умение находить общие признаки и свойства предметов;
  • «Прятки» — на развитие зрительной памяти.

Обучающая игра «Эрудит. Дружные буквы» (от 3 лет). В составе игры — 9 огромных игровых полей, а также комплект из 88 фишек с буквами и 33 пустых фишек.

Приступая к игре, малыш попадает в страну Буковка и постепенно знакомится с жителями этой яркой страны — Буквами. Для каждого игрового поля предусмотрено несколько разнообразных вариантов игр, также можно вместе с малышом придумывать свои сюжеты.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Все девять полей очень большие и яркие — отличный способ заинтересовать и увлечь малыша познавательной игрой.

Развивающие карточки «Смурфики. Буквы и слоги» (от 3 лет) — это 33 яркие карточки с буквами и заданиями. Занимаясь с ними, малыш, помимо изучения алфавита, учится составлять слоги и простые слова.

На двух отдельных карточках приведены семь разнообразных и доступных вариантов игр (находилки, словоделка, придумывалка, «Наугад», «Кто больше», «Попал!»). Эти карточки мы обычно брали с собой в разные поездки на транспорте или в поликлинику — с их помощью весело и с пользой проводили время в периоды длительных ожиданий.

Садовая азбука-плакат

Прошедшее лето почти полностью мы провели на даче. И по нашему приезду туда мне пришла идея, как простым и познавательным способом закрепить полученные недавно азбучные знания. Из оставшегося на даче рулона от обоев мы сделали длинный плакат, крупными буквами написали сверху название «Садовая азбука» и повесили его на веранде на стену.

Я заранее подготовилась, выписав себе все садовые , имеющиеся у нас в цветнике, на огороде и вокруг дачного участка — чтобы ничего не упустить и сделать нашу садовую азбуку максимально полной и насыщенной. Скажу сразу, что окружащих нас в саду растений нашлось практически на каждую букву, а на некоторые буквы даже по несколько видов. Единственная сложность была с буквой «ю» — мы на эту букву нашли вьюнок и в подписи на плакате просто подчеркнули эту букву в слове.

Затем постепенно мы начали заполнять плакат: каждый день обозначали на нём новую букву, двигаясь в алфавитном порядке, и сразу выходили в сад искать растения, цветы, кустарники, деревья, ягоды, фрукты или овощи, название которых начинается на эту букву. Найдя нужное нам растение, мы аккуратно отрывали от него небольшую веточку, листок или цветочек, и приклеивали (на клей ПВА или на скотч) эту часть растения на плакат рядом с соответствующей буквой. Рядом с растением я подписывала его название, и мы прочитывали его вместе несколько раз.

Наши занятия по садовой летней азбуке, к моей великой радости, очень увлекали сынишку. Он не только в совершенно непринуждённых условиях постоянно повторял буквы и приобретал так необходимые ему навыки чтения, а также между делом знакомился с новыми видами растений и узнавал о них много интересного. Постепенно веточки и цветочки на плакате в жарких и немного притенённых условиях подсыхали и приобретали вид своего рода гербария — выглядит это вполне привлекательно. Жаль только, показать сейчас нашу «Садовую азбуку» не смогу — она осталась на даче, а сфотографировать её так и не успели.

Самодельные буквы и простые игры

А сейчас хотела бы упомянуть ещё несколько простых в реализации идей для наглядного знакомства с буквами и их запоминания, которые я между делом подключала к нашим игровым занятиям в разные периоды. Думаю, что многие из них вам известны и уже применялись в занятиях, но всё равно лучше расскажу.

Буквы из солёного теста или пластилина — лепим, подсушиваем и играем.

Буквы из продуктов (из фасоли, бобов, разного вида макарон) — отличный вариант развивающих и обучающих занятий на кухне.

Буквы из подручных материалов — в наших домах находится масса бытовых безопасных предметов, которые могут использоваться в развивающих занятиях с детками, в том числе и в изучении алфавита.

Это могут быть деревянные палочки и брусочки, пуговицы, декоративные камушки, морские или речные камни, крышки от пластиковых бутылок, прищепки, ракушки и т.п.

Выкладываем этими предметами буквы и заодно развиваем мелкую моторику.

Уличная азбука — на прогулке между делом напишите несколько букв или какое-то слово на снегу, на песке, на земле и попросите малыша повторить за вами. Также буквы и слова можно выкладывать из веточек, камушков и опавших листиков.

— из любых использованных картонных упаковок и коробок с крупными надписями вырезаем буквы и составляем из них различные слоги и слова:

— на отдельных альбомных листах пишем объёмные буквы и просим малыша из имеющихся подобрать картинки, изображения на которых начинаются на эти буквы, и приклеить их рядом с нужной буквой. На фотографиях — странички из нашей самодельной азбуки, сделанной в 3 с небольшим годика сына:

Игра «Отгадай букву» — пишем рукой по одной букве в воздухе или на спине малыша и просим её отгадать. Периодически меняйтесь ролями — пусть ребёнок показывает, а взрослый отгадывает. Также буквы можно изображать с помощью тела. Эти весёлые занятия обычно очень нравятся деткам.

— взрослый на альбомном листе пишет крупные объёмные буквы и предлагает малышу пройти карандашом по буквенному лабиринту. Проводить линии можно по-разному, проявляя фантазию: каждый раз обводя новый контур или, не отрывая карандаша от бумаги, делать контуры по спирали. Буквенные заготовки можно использовать неоднократно, проводя дорожки разными цветами. Это хорошее занятие для подготовки руки к письму. Потом буквы можно вырезать по контуру (заодно малыш потренируется ) и использовать в других интересных играх и занятиях.

Чтение

Вот так, постепенно используя все перечисленные способы, буквы мы с сынишкой всё-таки освоили, хоть и поздно и не без труда. Сейчас у нас другой период — активного обучения чтению. И предпочитает сынок заниматься совсем не по очень популярному сейчас букварю Н.С. Жуковой (Лабиринт , Озон ), по которому у него проходят занятия в детском саду. Дома он всегда выбирает тот самый советский букварь — сохранившееся наследие прошлых поколений. Сынишке перешли от мамы с папой целых два букваря, немного отличающихся друг от друга. И каждый раз он сам выбирает — какой букварь мы будем читать, мамин или папин. Сынок очень трепетно относится к этим книгам. Кто знает, может, вполне реальная связь поколений сделает своё дело — и наш ребёнок совсем скоро будет читать уже сам.

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

надежда Маркина
Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с гласным звуком [а], буквами А, а»

Цель : Познакомить с Гласным звуком [а] , буквой А ,а.

Задачи : Вырабатывать навык четкого произношения звука «а» .

Учить выделять звук из ряда гласных .

Развивать слуховое внимание.

Познакомить с буквой «А» .

Развивать мелкую моторику.

Дать понятие о местонахождении звука в слове .

Повторить чем отличается звука от буквы .

Ход занятия:

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет предмет, который отвечает на вопрос «Что?» .

2. Сюрпризный момент

– Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах : арка, антенна, арбуз, акробат.

Звук «А» .

А какой звук «А» - гласный или согласный ? Это звук гласный , он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды.

3. Работа с карточками

– Посмотрите на картинки внимательно и обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А» .

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А» .

4. Физминутка

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придёшь домой.

5. Знакомство с буквой «А»

– Ребята, у каждого звука есть свой письменный знак . Как вы думаете, как будет называться знак , который обозначает звук[ а]

– Посмотрите вот она буква «А» . (Выставляется карточка с изображением буквы «А» ).

А шагает по дорожке, Буква может убежать ,

широко расставив ножки. Нужно ножки ей связать

– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите, почему буква «А» написана красным цветом? Пропишите букву «А» до конца строки. Какую букву прописали ? Какой звук обозначает буква «А» . Каким цветом ее обозначаем? (Поднимите карточку) . На что похожа буква «А» (треугольник, крыша дома)

6. Пальчиковая гимнастика.

С веток ягоды снимаю

и в лукошко собираю. (массируют подушечки пальцев правой руки)

Будет полное лукошко! (из ладошек делают «лукошко» )

Я попробую немножко. (щепотку поднести ко рту)

Я поем ещё чуть - чуть -

легче будет к дому путь! (указательный и большой палец «шагают» по столу)

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Снова буду собирать!

7. Работа с решетками. Перед вами лежат решетки с 3-мя квадратиками. 1-ый обозначает звук , который мы произносим в слове первым, это начало слова, 3-ий квадратик обозначает звук , который мы произносим в слове последним,и он обозначает конец слова. 2-ой квадратик – это середина слова.

Слово арбуз, произнесите его и послушайте, какой первый звук в этом слове ?

Какой это звук ?

Если мы произносим его первым, значит он стоит в начале слова. Какой квадратик у нас обозначает начало слова? Обозначьте его на своей решоточке.

Слово пила, произнесите и послушайте,какой звук мы произносим последним.

Какой это звук ?

Каким цветом его будем обозначать?

Если мы произносим его последним, значит он стоит в конце слова. Какой квадратик на решоточке обозначает конец слова? Обозначьте его.

Послушайте есть ли звук А в слове мак . Произнесите это слово. Мы его произносим первым? Мы его произносим последним? Если звук не первый и не последний, значит он стоит в середине слова. Какой квадратик у нас обозначает середину слова? Положите туда квадратик.

8. Д/упр. «Придумай слово» .

9. Д/и «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

10. Итог занятия – Ребята , вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии ?

– С какой буквой ?

– Каким цветом обозначаем?

Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Буратино в гостях у ребят. Знакомство со звуком [б]» Цель: познакомить детей со звуком /б/. Задачи: Образовательные: - формировать умение правильно произносить звук /б/ в словах, слогах;.

Презентация «Знакомство с буквой и звуком [М]» для детей 5 лет Предлагаю презентацию по ознакомлению с буквой "М". Мышка мылом мыла носик, Мыла спинку, мыла хвостик. Мыла так, что стала белой, И от счастья.

Конспект фронтального логопедического занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Знакомство со звуком [х]» Цель: Познакомить со звуком [х]. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о звуке [х]; Упражнять в правильном произношении.

Конспект НОД по развитию речи Знакомство с звуком [Ж] в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчётливом произношении звука «ж»; познакомить со чистоговоркой. ЗАДАЧИ: Образовательные: научить, правильно произносить.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия НОД «В гости к гласным буквам» для подготовительной группы Тема: "В гости к гласным буквам". Цель: Закрепить образ гласных букв А, Э, У, О, Ы, И. Задачи: 1. Познавательные: Познакомить.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Через игровые задания, опираясь на знания детей познакомить с буквой А (а).
  2. Отрабатывать умения проводить звукобуквенный анализ слов.
  3. Воспитывать интерес к чтению детских книг, доброту и отзывчивость.

Оборудование:

  • звуковые квадраты,
  • касса букв,
  • картинки с изображением предметов для кроссворда,
  • презентация PowerPoint (приложение).

Ход урока

I . Организационный момент .

Раз, два три – слушай и смотри.
Три два, раз – приготовился весь класс!

II . Основная часть урока.

– В нашем классе сегодня праздник. У нашей одноклассницы сегодня День рождения. Догадайтесь, о ком идет речь: добрая, отзывчивая, симпатичная, с длинной косой. (Алина).

1) Звукобуквенный анализ слов Алина, луна .

Звуковой анализ сопровождается показом презентации PowerPoint (слайд 1, приложение).

– Проведем звуковой анализ слова Алина.

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен первый звук (А-а-лина).

– Назовите первый звук – [ а ].

– Он гласный или согласный? (Гласный ).

– Почему? (

Красным ).

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. (Альльина ).

– Назовите второй звук – [ль].

– Он гласный или согласный? (Мягкий согласный ).

– Каким квадратом обозначим? (Зеленым ).

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук (Алииина ).

– Назовите третий звук? [и] – обозначим красным квадратом.

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук (Алиннна ).

– Назовите четвертый звук. [н] – это согласный твердый звук, обозначим синим квадратом.

– Какая у него мягкая пара? Звук [нь].

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен пятый звук (Алинааа ).

– Назовите звук – [а].

– Он гласный или согласный? (Гласный ).

– Почему? (Этот звук не встречает никаких преград во рту. Легко и свободно произносится – [ааа]).

– Каким квадратом обозначим? (Красным ).

– Прочитаем слово.

– Определите, сколько в слове Алина звуков [а] (два). Какие они по счету? (первый и пятый ).

– После какого согласного звука стоит второй звук [а]. (После твердого согласного ).

Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой а.

–Самостоятельно проведите звуковой анализслова луна .

2) Знакомство с буквой А (а).

– Возьмите кассы букв, посмотрите на буквы, найдите букву А(а): буква «а» маленькая и буква «А» большая – заглавная. Буква «А» пишется в начале слов, которые обозначают имена людей (Андрей, Алена), фамилии (Агрова, Абрамова), клички животных (Артемон), названия городов (Архангельск), стран (Алжир), рек (Амазонка). А теперь заменим красные фишки буквами.

Физминутка .

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

3) Закрепление нового материала.

Работа с таблицей.

– Мы с вами выяснили, что в слове Алина после твердого согласного звука [н] слышится звук [а] – Алинааа – и пишется буква «а». Давайте в таблицу поставим букву «а» после твердого согласного: слышится [а] и пишется «а». (Презентация PowerPoint, приложение , слайд 2) .

Дальнейшее заполнение таблицы будет происходить по мере изучения гласных букв.

Игра «Живые звуки».

– Выходят:

  • 1-й гласный,
  • 1-й мягкий согласный,
  • 2-й гласный,
  • Твердый согласный,
  • 2-й гласный звук [а].

Игра «Назови слова с буквой А».

Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И ещё … аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А? (Г.Соколов )

– Назовите слова с буквой «а» в начале слова.

– А теперь назовите слова с буквой «а» в середине слова, в конце слова.

Игра «Попробуй разгадать кроссворд».

– Отгадав загадку, вы сможете разгадать слово из кроссворда: (Презентация PowerPoint, приложение , слайд 3).

На столе стоит она,
Бережет твои глаза.
Если в комнате темно вдруг стало,
То включить ее бы не мешало! (лампа ).

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет.
Я и верный мой дружок
Красный, маленький …
А большой? (флажок – флаг ).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (арбуз ).

Над тобою, надо мною,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез! (туча ).

III. Итог урока.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. (Презентация PowerPoint, приложение , слайд 4).

– С какой же буквой мы познакомились? («А (а)» ).

– Какое правило написания буквы «а» узнали? (после твердых согласных звук [а] записывается буквой а ).

–Поздравим нашу Алину с Днем рождения и пожелаем ей всего самого наилучшего!

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка» – «трубочка»

- «Лопаточка»

- «Иголочка»

- «Лопаточка» – «Иголочка»

Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька - для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня )

Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а] )

Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

А с какой буквой мы познакомились?

Каким цветом обозначается звук [а]?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Давайте попрощаемся с куклой Аней.

Наше занятие окончено.