Ученая степень. Ученые степени и звания Звание преподавателя вуза

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма , бюрократизма . Итак, хотите считаться ученым - предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, в Российской Федерации установлены следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

· ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

· ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным критериям.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.


Согласно ст. 22 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» в Российской Федерации установлены ученые звания профессора и доцента.

Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

· профессора

· доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

· профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

· доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

· имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

· подготовили в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее двух учеников , которым присуждены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения.

Одно из основных условий присвоения ученого звания профессора - наличие у работника ученой степени доктора наук. Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключения), работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, крупным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, если их деятельность соответствует требованиям п. 6 - 10 Положения о порядке присвоения ученых званий.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

· успешно работают в указанных должностях в течение года;

· имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

Ученое звание доцента по специальности может быть присвоено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовом договору должности старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов и учреждениях повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 17 Положения от 29 марта 2002 г.

Доцент , как минимум, должен иметь ученую степень кандидата наук. Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунктах 13 - 16 Положения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента может быть присвоено без защиты диссертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее образование, работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, высококвалифицированным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной области знаний.

Таким образом, учёные степени и звания - квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры.

Мы уже как-то писали о том, какие существуют , какова структура званий и их присуждения соискателям. Поговорим, чём особенность российской структуры учёных званий степеней.

Зачем вообше они нужны? Это система квалификации и ранжирования научных сотрудников, их карьерная лестница, если можно так выразиться, знаки достижения определённых высот в науке и/или в преподавании. Наличие степени может поднять авторитет и повлиять на оплату труда даже на бизнес-предприятиях, которые могут благодаря таким сотрудникам поднять деловую репутацию.

Учёные степени

Сейчас в России сложилась смешанная система. Конечно, страна стремиться интегрироваться в международную систему, поэтому была частично введена система Болонского процесса, по которой из вузов выпускаются бакалавры и магистры (4- и 6-летний курс, соответственно), а частично осталась сатарая с дипломированными специалистами (5-летний курс). Диплом бакалавра уже является свидетельством получения высшего образования , а также даёт право на осискание степени кандидата наук.

Однако до полного присоединения к Болонскому процессу звания бакалавра и магистра являются не учёными степенями, как в Европе и США, а квалификациями выпускников вузов вместе со степенью (квалификацией) специалист.

Вместо единой высшей научной степени доктора в России присваиваются две степени

  • кандидат наук
  • доктор наук

по унаследованной от СССР германской системе. Обе степени присуждаются учёным соеветом Высшей аттестационной комиссии и утверждается приказом минста образования и науки.

Чтобы получить степень кандидата или доктора, необходимо защитить диссертацию на заседании специального совета, который создаётся при вузе или другом научном учреждении. При этом доктором можно стать только после получения степени кандидата. Хотя нет запрета получать высшую степень в другой отрасли науки или специальности (например, химик может стать доктором экономических наук, только для медицинских и ветеринарных наук обязательно высшее медицинское образование).

Учёные звания

В России звания разделены на 2 категории, которые в свою очередь могут быть по кафедре вуза и по специальности, то есть:

  • ученое звание профессора по специальности;
  • ученое звание доцента по специальности;
  • ученое звание профессора по кафедре;
  • ученое звание доцента по кафедре.

Все звания присваиваются приказами министра образования и науки по представлению ВАК. При этом к каждой категории для получения предъявляются разные требования.

Для присвоение учёного звания профессора по кафедре необходимо быть как минимум кандидатом наук, для звания доцента можно не иметь учёную степень, но тогда другие требования по квалификации будут жёсче.

Звание профессора по кафедре подразумевает автороство (соавторство) учебников или пособий, а для профессора по специальности основным критерием является число защитивших под его руководством кандидатские диссертации (не менее 5, для профессора по кафедре достаточно 2). Кроме того звание профессора по кафедре может быть присвоено крупным специалистам, внёсшим признанный вклад в мировую и российскую науку, проходить через ступень доцента по российскому законодательству не обязательно.

Такова структура учёных степеней и званий для научных сотрудников и специалистов по действующему российскому законодательству. Как правило, студентам, точнее выпускникам, которые хотят получить научную степень, нужно прослушать курс , в конце которой сдаются соответствующие экзамены и защищается кандидатская диссертация. Если вашей целью не является обогащение мировой копилки научных знаний, такая степень всё равно будет большим плюсом, представит вас как специалиста с глубокими теоретическими знаниями, который будет востребован на рынке труда. Многие при этом совмещают аспирантуру, написание диссертации и работу в коммерческой организации. Это, кстати, к вопросу зачем и кому нужны учёные звания и степени.

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ PhD или Кандитат Наук? Стоит ли получать PhD уже имея Кандидатскую. Oxford University.

    ✪ Ученые степени для русских лекарей - Елена Вишленкова

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Уровни B.S. и M.S. относятся, в российской трактовке, к вузовскому, а Ph.D. - к послевузовскому образованию. Существуют страны, где предусмотрены не один, а два послевузовских уровня: так, в Германии есть аналог Ph.D. (нем. Doktorgrad ) и есть более высокая по иерархии габилитация (нем. Habilitation ). К странам с двухступенчатой системой послевузовских учёных степеней относится и Россия.

Учёные степени в России

История

Учёные степени в Российской империи

Первые попытки присуждения учёных степеней в Российской империи были предприняты в XVIII веке в Санкт-Петербургской Академии наук и Императорском Московском университете . Процедура возведения в степень опиралась на европейские образцы (требовалось написать сочинение, выдержать диспут и экзамены) и происходила вне законодательного поля, лишь как использование атрибутики европейской науки.

Устав университетов 1884 года упразднил понятия кандидата и действительного студента, введя вместо них градацию университетских дипломов 1-й и 2-й степени и оставив двойную систему степеней «магистр-доктор». Последняя явилась прообразом советской/российской системы «кандидат наук - доктор наук».

Послереволюционный период

Учёные степени в настоящее время

Система степеней. Порядок присуждения

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук, защита докторской диссертации лицом без степени кандидата не допускается. При этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и степени доктора наук не регламентируется. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения, например, степени кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками) или степени доктора экономических наук кандидатами технических наук .

Аналогом российской степени кандидата наук в большинстве стран выступают степень доктора философии (Ph.D.) и приравненные к ней степени. Аналогов российского доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой послевузовских степеней (например, в США) не существует, а в странах с «двухступенчатой» системой таким аналогом является степень высшей ступени (в Германии - габилитированный доктор).

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Статус уровней бакалавра и магистра в России

Об оптимизации системы степеней

Дискуссии в мировом масштабе

Одним из важных направлений глобальных современных дискуссий о системе учёных званий является вопрос её международной унификации в рамках Болонского процесса . Необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах стали максимально сходными, а присуждаемые учёные степени - легко сопоставимыми. Такая унификация должна способствовать интернациональному научному обмену.

Другое направление связано с конкретизацией статуса учёных степеней выше доктора философии и его эквивалентов. В числе прочих рассматривается вариант упразднения таких степеней. Например, в Германии габилитация уже не является абсолютно необходимым элементом для допуска сотрудника к профессорским должностям, как это традиционно было ранее.

Поднимаются и разные частные вопросы оптимизации системы званий в конкретной стране или группе стран.

Внутрироссийские дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Эта новая для РФ модель аттестации практически существует с 1998 года .

В 2017 году Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии .

Почётная степень

Почётная докторская степень (лат. honoris causa - ради почёта) присуждается без защиты диссертации, на основании значительных заслуг соискателя перед наукой или культурой.

См. также

  • Шаблон:Учёная степень - для степеней, присуждаемых с 1934 года
  • Шаблон:Доктор университета - для степеней докторов наук, присуждаемых до 1918 года

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Дата обращения 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .
  3. , с. 63.
  4. Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933-1935 годы // Социологический журнал . - 2001. - № 2 . - С. 145-159 .
  5. Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 894 с.: ил.