Налоговая ставка есхн. Единый сельскохозяйственный налог Расчет есхн в году

Фото Андрея Овсиенко, Кублог

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (как с балансовой стоимости ОС, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Совмещение разных систем налогообложения

Возможности совмещения разных систем налогообложения представлены в таблице.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В целях налогообложения ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод.

Доходы

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме принимаются к учету.

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Сюда можно отнести, например, доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • в виде %, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы. Полностью они перечислены в ст. 250 Налогового кодекса РФ. Но при этом перечень таких доходов не является исчерпывающим.
Отдельные доходы могут не учитываться для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. В частности, это доходы:
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ установлен полный перечень таких доходов.

Расходы

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи гл. 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Налогового кодекса РФ и т. д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Причем факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет — учесть их можно сразу после фактической оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (Письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06 /1/25 и др.);
  • расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. При этом расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  • суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, т. е. на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам);
  • расходы на информационно-консультативные услуги;
  • расходы на повышение квалификации кадров;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на оплату труда (пп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т. п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты. В частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний. Такие суммы учитывают в составе начисленных сумм оплаты труда;
  • выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);
  • обучение сотрудников (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом, если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агропредприятию, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (Письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06 /1/177, ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3 /5722@);
  • расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (пп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит — на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств — для налогового учета расходов значения не имеет. Если сельхозорганизация взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3 /51@ внесены изменения в декларацию по ЕСХН и в Порядок ее заполнения. В частности, в новой редакции был изложен разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Приказ вступил в силу 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается по итогам налогового периода до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с п. 2 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу.

Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода.

Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует иметь в виду, что в случае если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует п. 4 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ.

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Перенос убытка

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Если же сумма убытка значительна, то она может быть перенесена на следующие налоговые периоды в пределах 10 лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При этом следует иметь в виду, что перенос убытка возможен только в случае, если организация или индивидуальный предприниматель продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важнейшим аспектом в данном случае является то, что налогоплательщики обязаны документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и сохранять такие документы в течение всего времени подобного уменьшения налоговой базы.

Пример

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получила по итогам 2013 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществил расходы в сумме 910 000 руб.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2013 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. — 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2014 г. Организация получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2014 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. — 920 000 руб.).

Сумма убытка, на которую Организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2014 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (сумма убытка за 2013 г.).

Таким образом, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2014 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка составляет 50 000 руб. (230 000 руб. — 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2015 г. Организация получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. — 1 230 000 руб.).

Таким образом, в 2015 г. Организация сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2013 г. Сумма налога составит:
(400 000 руб. — 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Арбитражная практика и актуальные вопросы

Рассмотрим случаи из арбитражной практики по вопросам, связанным с исчислением ЕСХН и актуальные вопросы.

Арендная плата за земельные участки в случае, если оплата производится в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В этой же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Следовательно, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Командировочные расходы

Компания на ЕСХН собирается направить одного из работников в другой регион. Можно ли признать командировочные расходы на дату выдачи денег под отчет?

Нет, нельзя. Расходы необходимо подтвердить документально (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). А сделать это можно только с помощью авансового отчета работника, утвержденного руководителем компании.

Получается, командировочные расходы следует списывать только на дату утверждения авансового отчета. И не ранее.

Расходы на строительство объекта основных средств

Может ли плательщик ЕСХН, строящий ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, учесть расходы на строительство до его завершения?

Нет, до тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта ОС в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства купил дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно. Но только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам, могут быть учтены для целей ЕСХН

Рыболовецкая компания — плательщик единого сельскохозяйственного налога приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Однако в море оно так и не вышло. Причиной тому стал мораторий на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенный Правительством РФ в 2010 г. и действующий по настоящее время.

Тем не менее компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Это обстоятельство вызвало претензии со стороны налогового органа. Инспекторы посчитали соответствующие расходы необоснованными.

Судьи трех инстанций приняли сторону компании, отменив фискальное решение на следующих основаниях (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806 /2013).

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ.

Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие — такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Арбитры пришли к выводу, что спорные расходы соответствуют вышеупомянутым критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Такова позиция КС РФ, выраженная в Определениях от 04.06.2007 № № 320-О-П, 366-О-П.

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу. У инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорных расходов.

Суммы авансового платежа по сельхозналогу не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по ЕСХН

Фискалы в ходе выездной проверки организации — плательщика ЕСХН пришли к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Арбитры трех инстанций приняли сторону налоговиков, и вот почему (см. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049 /2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу.

На основании изложенного судьи указали на отсутствие у организации правовых оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что гл. 26.1, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовой сделки по продаже имущества, а также от сдачи имущества в аренду не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Компания осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур. Полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, она применяла ЕСХН.

Фискалы в ходе налоговой проверки пришли к выводу, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе налогоплательщика от реализации за налоговый период составила менее 70%.

По мнению контролеров, сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду.

Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогов по общей системе.

Не согласившись с решением инспекции, компания оспорила его в арбитражном порядке и выиграла спор в трех инстанциях на следующих основаниях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705 /14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Арбитры установили, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что налогоплательщик такие доходы учитывал в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. п. 3 — 5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ, поскольку учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации.

Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду, составила более 70%, компания правомерно считала себя плательщиком ЕСХН и применяла указанный спецрежим.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не признается сельхозпродукцией собственного производства для целей ЕСХН

Фискалы провели выездную проверку рыболовецкой организации — плательщика ЕСХН, пришли к выводу о ее несоответствии понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислили налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому послужили следующие обстоятельства.

Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Переработка рыбы-сырца осуществлялась указанными переработчиками, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не мог быть учтен для целей гл. 26.1 НК РФ, поскольку он не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами. Дело дошло до суда.

Арбитры первой инстанции приняли сторону налогового органа, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляция, однако, с коллегами не согласилась. Судьи аргументировали свое решение тем, что в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Точку в споре поставили арбитры ФАС (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480 /2012). Окончательный вердикт, к сожалению, был не в пользу налогоплательщика. Приведем логику кассационной инстанции.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

  • средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Таким образом, учету подлежит доход от реализации собственного улова и (или) произведенной из этих уловов именно собственными силами рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Сельхозпродукцию, произведенную на давальческих началах третьими лицами, нельзя считать продукцией, произведенной собственными силами.

Поскольку в рассматриваемой ситуации доход от реализации сельхозпродукции за вычетом спорных сумм составил менее 70% в общем объеме доходов, налогоплательщик не имел права применять ЕСХН.

ЕСХН - специальный режим налогообложения со ставкой налога - 6 %, уплачиваемый 2 раза в год: после первого полугодия – до 25.07 и по итогам года – до 31.03. Особенностью системы является также то, что применять его может лишь ограниченный ряд юрлиц и ИП, являющихся производителями продукции сельхоз назначения.

 

Кто может применять ЕСХН

На систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога в 2016 году могут перейти плательщики, являющиеся сельхозпроизводителями занимающиеся производством с/х продукции, ее дальнейшей переработкой и продажей. При этом доля дохода от указанной деятельности по отношению к общей выручке составляет от 70 процентов и выше.

На заметку: Основным требованием нахождения на системе сельхозплатежа является производство и продажа продукции. В связи с этим, если в налоговом периоде прибыль от продажи отсутствовала, налоговые органы могут отказать плательщику в праве на применение данного режима.

Сельхозпродукция и ее производители

Сельхозпроизводителями являются:

  • Юрлица и ИП, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее переработку (первичную и промышленную) и реализацию;

    Организации и предприниматели, только перерабатывающие продукцию (без ее производства) не признаются с/х производителями и не имеют права применять данный режим.

  • С/х потребительские кооперативы;
  • Рыболовные организации (при соблюдении условий по численности сотрудников и используемых в деятельности судов)

Сельскохозяйственной признается продукция:

  • Растениеводства;
  • Сельского и лесного хозяйства;
  • Животноводства (в том числе и по улову, выращиванию и доращиванию рыб и иных водных биологических объектов)

Конкретный перечень продукции признаваемой сельскохозяйственной, установлен Правительством РФ.

Заменяет налоги

Какую отчетность требуется сдавать:

Обязательные платежи

  • ЕСХН по итогам полугодия и года;
  • НДФЛ за сотрудников

Объект обложения и налоговая база

Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога считается прибыль от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозтоваров, уменьшенная на подтвержденные затраты.

Единый сельскохозяйственный налог в 2016 году: ставка и порядок расчета

Ставка по сельхозналогу установлена в размере 6%.

Сумма сельхозналога к уплате рассчитывается следующим образом:

Налоговая база * 6%

Пример расчета ЕСХН

  • Организация: ООО «Северск»
  • Вид деятельности: Выращивание, переработка и реализация птицы и скота
  • Прибыль: 875 000 р.;
  • Расходы: 655 000 р.
  1. Рассчитаем налоговую базу:

    875 000 - 655 000 = 220 000 р.

  2. Определим сумму ЕСХН к уплате в бюджет:

    220 000 * 6% = 13 200 р.

Когда сдаем отчетность и платим налог

При прекращении деятельности, подпадающей под ЕСХН декларация должна быть представлена в течение 25 дней с окончания месяца в котором было подано уведомление о прекращении данной деятельности.

Переходим на ЕСХН

Условия:

Общие:

  • Доход от сельхоздеятельности более 70%

Особые (для рыбохозяйственных организаций):

  • градо- и поселкообразующие организации должны иметь численность сотрудников не менее половины жителей поселка;
  • юрлица и ИП должны осуществлять деятельность на рыбопромысловых судах, находящихся в собственности или используемых по фрахту, при этом численность сотрудников должна составлять не более 300 человек

Срок уведомления налогового органа о переходе:

  • Основными условиями его применения является производство, переработка и дальнейшая продажа с/х продукции с долей выручки в общем доходе от указанной деятельности от 70% и выше;
  • Размер налоговой ставки равен 6 % с прибыли, уменьшенной на подтвержденные затраты по ведению деятельности
  • Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

    Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

    Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

    Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

    В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

    • Растениеводство.
    • Сельское хозяйство.
    • Лесное хозяйство.
    • Животноводство.
    • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

    Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

    Кто и когда может его применять

    Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

    Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

    Применять систему может организация или соответствующего профиля.

    Систему могут использовать :

    • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
    • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
    • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

    Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

    Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

    Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

    • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
    • Занимающиеся игорным бизнесом.
    • Бюджетные, казенные предприятия.

    С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

    Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
    Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

    Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

    Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

    • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
    • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
    • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
    • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
    • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

    К недостаткам системы налогообложения относят:

    • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
    • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
    • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
    • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

    Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

    Какие налоги заменяет ЕСХН

    При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

    Не уплачиваются :

    • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
    • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

    При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

    Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

    Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

    Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

    Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

    • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
    • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

    Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

    Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

    • Юридические лица – с .
    • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

    При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

    Особенность совмещения режимов:

    • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
    • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

    Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

    Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

    Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

    Потребуется :

    • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
    • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

    Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

    Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

    Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

    Особенности определения базы :

    • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
    • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
    • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

    Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

    Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

    • Учет ведется с применением (КУДиР).
    • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
    • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

    Предприятия должны вести обязательного документооборота.

    Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

    Порядок и сроки оплаты

    Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

    Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

    • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
    • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

    При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

    Процедура подачи отчетности

    Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

    Документ определяет :

    • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
    • Порядок подачи документа.
    • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
    • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
    • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

    Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

    О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

    Ответственность за нарушения

    Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.

    Срок уплаты ЕСХН за 2017 год определен ст. 346.7 НК РФ. Рассмотрим , в чем заключаются особенности срока уплаты, установленного для этого налога.

    Порядок и сроки уплаты ЕСХН за 2017 год

    Для рассматриваемого платежа в качестве налогового периода законодателем определен календарный год, в то время как в качестве отчетного — полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

    По завершении отчетного периода хозсубъект должен перевести в бюджет РФ авансовую сумму, а по окончании налогового — оставшуюся часть налога. При этом в обоих случаях определяется разница между показателями доходов и расходов сельхозпроизводителя и применяется ставка в размере 6%. При расчете второй части ЕСХН из общей величины налога за весь год вычитается та, что была уплачена по итогам полугодия.

    Аванс по рассматриваемому налогу должен уплачиваться не позднее 25 июля. Оставшаяся сумма налога перечисляется в бюджет:

    • до 31 марта — если сельхозпроизводитель продолжает свою деятельность по выпуску сельхозпродукции;
    • до 25 числа месяца, идущего за тем, в котором сельхозпроизводитель прекратил свою работу в сельскохозяйственной сфере.

    И аванс по ЕСХН, и оставшаяся часть налога, рассчитанная по итогам года с учетом уплаченного аванса, оплачиваются по месту регистрации юрлица или месту жительства сельхозпроизводителя в статусе ИП.

    Декларация по ЕСХН подается в ФНС 1 раз (по итогам года) в тот же срок, который установлен для уплаты налога за налоговый период (подп. 1 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

    Уплата ЕСХН: пример расчета

    Рассмотрим пример исчисления аванса и итоговой суммы налога, уплачиваемых субъектами ЕСХН.

    В период с 1 января по 30 июня 2016 года фермер получил выручку в размере 700 000 руб. при расходах в 300 000 руб. Его обязательство будет заключаться в необходимости уплаты до 25 июля 2016 года в бюджет РФ аванса по ЕСХН — части налога, исчисляемой по разнице между показателями доходов и расходов по осуществляемой деятельности (6% от 400 000 руб.).

    Таким образом, до 25 июля фермер должен уплатить государству 400 000 х 6% = 24 000 руб.

    Условимся, что по результатам работы в течение всего года фермер выручил 1 200 000 руб. при расходах, составляющих 500 000 руб. Тогда он:

    • определяет размер налоговой базы за год, вычтя из доходов расходы, и получает цифру в 700 000 руб.;
    • определяет размер общего налога за год (6% от 700 000 руб.), получая сумму в 42 000 руб.;
    • вычитает из этого результата величину уплаченного авансового платежа и получает 18 000 руб.

    Итоги

    Основные положения законодательства РФ, регламентирующие порядок уплаты ЕСХН, содержатся в ст. 346.7-346.9 НК РФ, а также в п. 2 ст. 346.10 НК РФ. Перечисление ЕСХН в бюджет фермеры осуществляют дважды: по итогам полугодия — до 25 июля, а также по результатам деятельности в течение года — до 31 марта (если не прекращают деятельность в качестве товаропроизводителя).

    Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

    • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
    • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

    При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

    В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

    • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
    • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

    При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

    • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
    • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

    Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в

    КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

    Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

    Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

    Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

    • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
    • налог на имущество.

    Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

    Нулевая ставка по прибыли

    Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

    А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

    На какие доходы распространяется нулевая ставка

    Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

    Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

    В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

    Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

    Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

    К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

    • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
    • внереализационные доходы.

    Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

    Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

    Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

    Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

    Как перейти на ЕСХН

    Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

    • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
    • занимающиеся производством подакцизных товаров;
    • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

    Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.