Были ли у немцев летающие тарелки. Нацистские летающие объекты. НЛО строил изобретатель-самоучка

«Летающие тарелки» Третьего рейха

То, что в годы Второй мировой войны немцы работали над летательными аппаратами дискообразной формы, можно считать фактом доказанным. Но были ли их полеты рекордными? Большинство специалистов считает, что ни один диск вообще никогда в небо не поднимался, а все завершилось на стадии прототипов.

Так, скажем, известно, что модель № 1, созданная немецкими инженерами Шривером и Гибермолем, была испытана в феврале 1941 года близ Праги. Эта «тарелка» считается первым в мире летательным аппаратом вертикального взлета. По конструкции она напоминала лежащее велосипедное колесо - вокруг кабины вращалось широкое кольцо, роль «спиц» в котором играли лопасти вертолетного ротора.

Аппарат принес разработчикам массу проблем. Ибо малейший дисбаланс «колеса» приводил к значительным вибрациям, что и служило причиной многочисленных аварий.

Положение не спасла и модель № 2, представлявшая собой усовершенствованный вариант первой. Была повышена мощность двигателей, а для стабилизации был введен дополнительный рулевой механизм, подобный самолетному. Говорят, эта машина могла набирать скорость до 1200 км/ч, что, безусловно, являлось мировым рекордом того времени. Но и у этого варианта были проблемы с устойчивостью.

Модель № 3 австрийского изобретателя Виктора Шаубергера получила кодовое название «диск Белонце». Ее отличало прежде всего наличие «бездымных и беспламенных» двигателей, работавших, вероятно, на разложении воды на водород и кислород и их последующей взрывной реакцией.

Зимой, 19 февраля 1945 года, «диск Белонце» вроде бы поднялся в воздух, совершив свой первый и последний полет. За 3 минуты он достиг высоты 15 км и скорости 2200 км/ч! Однако этот аппарат рекордных возможностей был взорван, как только к Бреслау (ныне Вроцлав), где проводились испытания, приблизились советские войска.

Однако если это так, то почему подавшийся на Запад Шаубергер не возобновил после войны своей рекордной разработки? Ведь американцы предлагали ему 3 млн долларов - громадные по тем временам деньги - за один лишь секрет двигателя. Но он, дескать, отказался, потому что полагал: его разработка будет использована исключительно в военных целях, а он ужасов войны повидал уж достаточно…

На самом деле скорее всего разработка, если таковая и в самом деле существовала, была настолько несовершенна, что довести ее до ума не удалось ни немцам, ни американцам…

Однако мифы о сверхвозможностях конструкторов Третьего рейха живучи. Вспомните хотя бы легенду о секретной базе нацистов в Антарктиде, «летающие тарелки» с которой разгромили американский флот…

Есть суждения и о том, что конструкторы Третьего рейха столь далеко продвинулись в своей работе, что их «летающие тарелки» продолжают летать в космосе и поныне, изредка опускаясь на Землю для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия. Эти визиты и подпитывают миф о существовании пришельцев, давно облюбовавших нашу планету для каких-то глобальных экспериментов вселенского масштаба.

У них есть база даже на Луне, куда немцы впервые высадились еще в 1942 году, используя свои большие космические ракеты-блюдца «Муте» и «Шрайвер». Эти межпланетные корабли имели 50–60 м в диаметре и десяток отсеков для размещения оборудования и экипажа.

Дальнейшее развитие этой легенды я предоставляю вашему воображению и перехожу к обсуждению проектов и рекордов более реальных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О разработках Третьего Рейха в области «летающих тарелок» сегодня известно немало, однако вопросов с годами не становится меньше. Насколько немцы преуспели в этом? Были ли работы свернуты после войны или продолжились в других, тайных районах земного шара?

Вразрез принципам

История реальных «летающих тарелок» начинается в 1932 году в Бухаресте, где авиаконструктор Генри Коанда создал дискообразный летательный аппарат. Принцип парения был такой – одновременно понижалось давление воздуха над «тарелкой» и увеличивалось снизу. Явление шедшее вразрез с традиционными принципами полета получило название «эффект Коанды».

Идея гениального румына материализовалась уже в фашистской Германии. Создавать невиданные до сих пор летательные аппараты нацисты начали в Праге на заводе «Шкода». Всего было разработано около 15 прототипов.



Первое испытание

Первый летающий диск был испытан на секретном полигоне в Пенемюнде в сентябре 1943 года. Аппарат имел газотурбинные двигатели и развивал горизонтальную скорость около 700 км/ч. Аппарат был похож на перевернутый вверх дном тазик, диаметром 5-6 м. Круглый по периметру, в центре имел каплевидную прозрачную кабину. На земле опирался на небольшие резиновые колеса. Для взлета и горизонтального полета скорее всего использовал управляемые сопла. Из-за невозможности точного регулирования тяги газотурбинных двигателей или по каким-то другим причинам был крайне неустойчив в полете.



Чудо-оружие

Однако уже в 1944 году Гитлер, дабы заручиться поддержкой союзников, рассказал итальянскому диктатору Бенито Муссолини, что у него имеются невероятные летательные аппараты нового типа, способные изменить ход войны. Гитлер называл их «чудо-оружием».


Позже главного военного советника Италии Луиджи Ромерсу свозили на сверхсекретный завод «Шкода», где Луиджи увидел первую серийную «летающую тарелку». По его словам, она была дисковидной формы, с плексигласовой кабиной пилота в центре, а вокруг – сплошь реактивные двигатели.



Исчезнувшие чертежи

После поражения Германии чертежи и копии, хранившиеся в сейфах Кейтеля, найдены не были. Сохранилось несколько фотографий странного диска и снимки нескольких пилотов, сидящих в кабине неизвестного летательного аппарата. Если бы не свастика, нарисованная на борту «тарелки», то висящий в метре от земли рядом с группой фашистских офицеров аппарат, вполне мог бы сойти за НЛО. Послевоенная судьба конструкторов «летающих дисков» так же точно неизвестна.


По утверждениям одного из историков войны, американского полковника Уиндела Стивенса (Wendelle C. Stivens), к концу войны у немцев имелось девять исследовательских предприятий, на которых испытывали проекты «летающих дисков». «Восемь из этих предприятий вместе с учеными и ключевыми фигурами были успешно эвакуированы из Германии. Девятое сооружение взорвано… Возможно, что некоторые из этих исследовательских предприятий перевезены в место под названием «Новая Швабия»…

Миссия Геринга

Возможно ответ на вопрос «куда исчез проект «чудо-оружие» и где эта самая «Новая Швабия» стоит искать в… Антарктиде. Известно, что интерес, к этому безжизненному району земного шара руководители Германии проявили еще накануне Второй мировой войны. Причем внимание к Антарктиде было исключительным.


Так в 1938-39 годах была проведена гражданская экспедиция (при сотрудничестве компании «Lufthansa») в Антарктиду. Бюджет экспедиции составил около 3 млн. рейхсмарок. Корабль «Schwabenland», который немцы использовали для трансатлантических исследований, покинул Гамбург 17 декабря 1938 года, а 19 января 1939-го он уже достиг прибрежного антарктического льда. В течении следующих недель корабельный гидроплан совершил 15 полетов, обследовав примерно 600 тыс. кв. км территории. Самым интересным открытием экспедиции стало обнаружение небольших областей, свободных от льда, с малыми озерами и растительностью. Геологи экспедиции предположили, что это является следствием действия подземных горячих источников. Вернувшийся в Гамбург командир экспедиции Ритшер рапортовал: «Я выполнил миссию, возложенную на меня маршалом Герингом»!



Концы в воду

Ход последующих немецких исследований Антарктиды был засекречен. Известно лишь, что к берегам Антарктиды скрытно направились субмарины. Есть сведения, что в течение пяти лет немцы проводили тщательно скрываемую работу по созданию в Антарктиде нацистской секретной базы под кодовым названием «База 211». По показаниям очевидцев, уже с начала 1939 года между Антарктидой и Германией начались регулярные (раз в три месяца) рейсы исследовательского судна «Швабия». Кроме судов, в «северном проекте» использовались и подводные лодки, в том числе и сверхсекретное соединение «Конвой Фюрера», в состав которого входили 35 субмарин. В самом конце войны в Киле с этих элитных субмарин сняли все военное снаряжение и погрузили контейнеры с каким-то ценным грузом. Подлодки взяли на борт также каких-то таинственных пассажиров и большое количество продовольствия.


Эра НЛО

Достоверно известно о судьбе лишь двух лодок из этого конвоя. Обе эти субмарины летом 1945 года (10 июля и 17 августа соответственно) прибыли в аргентинский порт Мар-дель-Плата и сдались властям. Совершенно непонятно, как могла субмарина этого типа смогла находиться в море столько времени. Автономность таких подлодок не превышает семи недель. При этом подводники чувствовали себя весьма неплохо - во время ожидания посланного за ними аргентинского тральщика подкармливали альбатросов сардинами в масле… Допросы немецких подводников ничего не дали.



И вот в 1947 году пилот Кэннот Арнольд во время полета над горами штата Вашингтон заметил девять объектов, летящих в небе на невероятных скоростях. Он сравнил манеру их передвижения с тарелками. Сравнение было довольно странным, но название закрепилось. Так началась «эра «летающих тарелок», здорово взбудоражившая все человечество…







в Избранное в Избранном из Избранного 0

Данный материал, был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной.

Предисловие

После окончания Второй Мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции получили возможность изучить большое количество документов о разрабатывавшихся в Германии в те годы образцах секретных систем вооружений. Часть из этих материалов в 1950 году была опубликована в прессе. Это касалось так называемых «летающих тарелок» или «летающих дисков», которые разрабатывались и испытывались немцами в годы Второй Мировой войны. Интерес к этим необычным летательным аппаратам после войны, когда в Германии, наконец, то стало кое-что проясняться в отношении разрабатывавшегося «Оружия возмездия» был понятен. И эта любознательность в случаях, имеющих отношение к «Летающим тарелкам», начала проявляться с еще большим интересом, поскольку в это время прокатилась волна разного рода сообщений об НЛО* , которые, если разобраться, имели совершенно другое происхождение.

Предыстория

Что касается немецких «летающих тарелок», то в данном случае речь идёт о центральном неподвижном корпусе, вокруг которого должен был вращаться ротор или диск. Эти «летающие тарелки» должны были вертикально взлетать и приземляться и иметь возможность лететь в любом направлении горизонтально или под углом к горизонту с необычно высокой скоростью. Такие летательные аппараты по вполне понятной причине были очень интересны с точки зрения их использования в военных целях.

В опубликованных в 1950 году материалах упоминалось о двух довольно значительно отличающихся друг от друга моделях «летающих дисков». Одна из данных моделей упоминалась как зенитная мина V 7. судя по имевшимся материалам первая из «летающих тарелок» должна была быть разработана капитаном Рольфом Шрифером (Rolf Schriever), вторая — дипломированным инженером Мите (Miethe). Судя по сообщениям эти летательные аппараты были изготовлены и ожидалоcь, что они будут иметь фантастически высокие лётные данные.

Рис. 1. «Летающая тарелка» Шрифера в полёте. Диаметр 14400 мм, высота 3200 мм, высота диска 200 мм, взлётный вес около 3 тонн. В качестве силовой установки служили три реактивных двигателя с тягой по 900 кг и два с тягой до 2500 кг

Согласно сообщениям, идеи создания «летающих тарелок», созданных по предложенной Шрифером схеме, возникли весной 1941-го года. Одна модель, возможно очень напоминающая детскую игрушку, уже в июне 1942 года летала и якобы подтвердила предположения Шрифера по части лётных данных и правильности сделанного им выбора. В августе 1943-го года Шрифер c тремя доверенными лицами руководил на принадлежащем фирме BMW под Прагой предприятии процессом изготовления уже значительно более крупного варианта подобного летательного аппарата. Первоначально этот летательный аппарат имел воздушный винт, а летом 1944 года данная «летающая тарелка» была доработана и получила реактивный двигатель. В апреле 1945 года она была готова к проведению лётных испытаний, однако перед самым концом войны (8 мая в 24-00) успели провести только прогоны силовой установки на земле без полётов. 9 мая 1945 года «летающую тарелку» взорвали и изобретатель со всеми материалами, касающимися его изобретения, перебрался на запад.

Противоречия

Рольф Шрифер умер в 50-е годы. После его смерти остались помимо составленных на скорую руку, по-видимому, сразу после войны (дата отсутствует), описания и эскизов его летательного аппарата вырезки из газет по данной тематике (смотрите источники под номерами 2-9, 12-14, 16). Первые подобные заметки, датированные 30 марта и 2 апреля 1950-го года принадлежали репортёру Рудольфу Аугштайну (Rudolf Augsteins), нередко в вопросах своей профессиональной деятельности имевшему фору перед конкурентами. В этом же случае материалы о летательных аппаратах, построенных на основе изобретений Шрифера, источником которых было еженедельное издание «Heim & Welt» только на три дня привлекли к себе внимание. Обе публикации на эту тему со своим довольно противоречивым содержанием служили в свою очередь источником для прочих публикаций. Эти более поздние сообщения в ряде пунктов частично, а в некоторых даже очень значительно, отличались от данных изложенных в первых публикациях.

Рис. 2. «Летающая тарелка» Шрифера, вид сзади. Можно разглядеть три двигателя, которые служили для привода диска, два двигателя для горизонтального полёта и три стойки служившие в качестве шасси

Многие критически отнеслись к тому, что во всех опубликованных материалах быстро всплыли явные многочисленные неточности. Так в одном источнике указывалось, что идея Шрифера по разработке «летающих тарелок» возникла в 1942-м году. В другом источнике упоминалось уже про 1941 год. Еще в одном указывалась точная дата 15 июля 1941 года.

Согласно одному из сообщений модель Шрифера впервые поднялась в воздух 1 июня 1942 года, в другом говорилось о 3 июня 1942 года. То же самое касается даты начала изготовления летательного аппарата в натуральную величину. В одном источнике сообщается о 1943-ем, в другом - о 1944 годе.

Рис. 3. Комбинированное изображение «летающей тарелки» Шрифера сверху и снизу

Еще сложнее определиться с датой, когда летательный аппарат был изготовлен. Один из мнимых свидетелей всего происходящего — старший инженер Клайн (Klein) — утверждал, что 15 февраля 1945 года он видел летательный аппарат Шрифера в воздухе. Одни из участников работ по сборке данного летательного аппарата в качестве даты первого полёта указывает, что «летающая тарелка» была готова к лётным испытаниям только в апреле 1945 года, но выполнить полёт не удалось, и летательный аппарат был уничтожен.

Рис. 4. Вид с трех сторон «летающего диска» дипломированного инженера Майте в том виде, как его представляли себе в то время

Показания старшего инженера Клайна выглядят довольно сомнительными, потому что в журнале боевых действий 8-го воздушного флота имеется справка метеослужбы от 14 февраля 1945 года, согласно которой в этом регионе в данный момент имела место очень густая облачность. Нижняя граница облаков находилась на очень маленькой высоте, временами порядка 400-800 метров над уровнем земной поверхности, шел дождь со снегом. Видимость была очень плохой (8/10-10/10). Данные погодные условия с высокой долей вероятности не позволили бы произвести испытания революционного летательного аппарата.

Неточности проявляются и в других деталях. Согласно одного источника для эвакуации технического персонала из-под Праги должен был использоваться самолёт, в другом упоминаются автомобили. В первом случае говорится, что эвакуироваться персонал должен был в Мюнхен на одно из предприятий фирмы Dornier, во втором упоминаются горы Баварский Лес (Bayerische Wald), в третьем же указывалось более точное место - населенный пункт Реген (Regen).

Рис. 5. Предположительно так должна была выглядеть «летающая мина» V7

Так же имеется ряд расхождений в отношении того когда и куда была переправлена вся техническая документация по изобретению Шрифера. Журнал «Spiegel», 4 августа 1948 года поступивший в продажу в Бремерхафене (Bremerhaven), предполагал, что данные материалы были кем то выкрадены 14 мая 1945 года, т.е. вскоре после эвакуации из Праги. По другим источникам это произошло несколькими неделями позже.

Технически нереально

Вся эта история, как можно видеть и до и после, была неправдоподобна. Даже слишком неправдоподобна и возможно эта история так и умерла бы еще в 50-е годы, поскольку технари тогда имели ли бы возможность познакомиться поближе со столь необычным летательным аппаратом и сделали бы кое-какие расчеты.

Очень быстро было установлено, что при указанных оборотах диска (1800 об/мин) возникают огромные по величине силы, вызванные центробежным ускорением (порядка 26200 g), которые в реальной практике встречаются только в военной технике и даже там только в случаях использования малокалиберного оружия. К примеру при весе силовой установки около 560 кг (реактивный двигатель BMW 003) для его подвески под самолётами необходимо было использовать массивные болты из высокопрочной стали, которые позволяли равномерно распределить возникающую при работе силовой установки нагрузку. При двух точках крепления диаметр этих болтов должен был составлять не менее 142 мм, при креплении в трех точках — не менее 116 мм. При этом столь мощные крепления необходимо было применять не только для подвески силовой установки, но и в прочих элементах конструкции самолётов. Максимальный крутящий момент составлял 110000 Нм. Таким образом, летательный аппарат, якобы построенный согласно предложенной Шрифером схеме, должен был быть значительно более прочным чем всё то, что имело место ранее. Реализовать всё это на практике в то время было просто невозможно.

Помимо вытекающих отсюда весовых нагрузок возникали еще многочисленные технические проблемы, которые не позволяли создать что-либо способное летать. При взлётном весе в 3 тонны Шрифер и его сотрудники должны были разместить на летательном аппарате не менее 2 тонн высокопрочных материалов, многочисленные приборы и инструменты и не менее пяти реактивных двигателей. Ко времени, когда должен был создаваться этот летательный аппарат, реактивные двигатели еще имели значительные недостатки, равно как и имевшиеся в распоряжении разработчиков материалы. И нигде невозможно было, даже имея огромные средства, приобрести такие материалы. Тот, кто желал воплотить в реальность такой проект, должен был попытаться где-либо найти подходящие материалы и получить для этого средства и соответствующие документы. В ведомствах, ответственных за обеспечение подобными материалами, не имеется никаких сведений о попытках их приобретения.

Несмотря на хаос, царивший в Германии в последние месяцы Второй Мировой войны, вся документация ведомства, возглавлявшегося министром вооружений и боеприпасов Рейха Шпеером, сохранилась. То же самое касается переговоров фельдмаршала Мильха по выделению на нужды Люфтваффе всех необходимых материалов, распределении персонала, разработки различных перспективных проектов и т.д. Кроме того еще имелись многочисленные журналы и прочая документация различных отделов, занимавшихся вопросами создания и производства различных систем вооружений, причем все эти данные были очень точными.

Ни одно из этих собраний документов, в которых только переговоры Мильха с различными инстанциями занимали более 40000 страниц, и полностью сохранившиеся материалы KTB RK VIII с период с 15 августа 1939 по 31 декабря 1944 года лишь совсем немного упоминают о «летающей тарелке», которая могла быть построена на основе разработок Шрифера или о «летающей мине» Miethe V 7. Другими словами если верить этим документам, то в реальности не имелось ни одного подобного летательного аппарата, который был бы создан и мог бы испытываться в воздухе.

Чрезмерная доверчивость некритичных читателей

В первые послевоенные годы для большого количества людей материалы по разрабатывавшимся в Третьем Рейхе секретным системам вооружений были недоступны. Но в то же время имелось немало разного рода фантастических историй и рассказов фантастов и обанкротившихся изобретателей. Распространяемые ими истории жадно проглатывались любопытными. Какого-либо анализа в отношении этих историй и, соответственно, критических замечаний почти не высказывалось, что так же позволило многим людям поверить во все эти истории. Некоторые и сегодня в это верят, о чем свидетельствуют заметки подобные апрельской статье 1972-го года, опубликованной Ульком (Ulk) в заводском журнале Vereinigten Flugtechnischen Werke-Fokker GmbH, Бремен. Задуманная как шутка статья «На VFW-Fokker обнаружены ранее никому не известные «летающие тарелки»» («Unbekannte Flugscheiben bei VFW-Fokker entdeckt») имела потрясающий успех и за ней последовали еще ряд статей о секретном оружии (Geheimwaffe).

В действительности же всё ограничивалось простой моделью, которая была изготовлена из склеенных друг с другом пластмассовых манжет для электрических розеток. Эта модель покоилась на трех шариковых ручках, основание модели было выполнено из пластмассового ящика для изготовления моделей и некоторых деталей меньшего размера. Модель было соответствующим образом окрашена, на ней имелись немецкие опознавательные знаки периода Второй Мировой войны. Внешне эта модель выглядела довольно интересно и для некоторых она казалась настоящей…

Краткое описание «летающей тарелки» Шрифера **

Фюзеляж внешним видом напоминал сплющенную линзу с кабиной в центре. На периферии конструкции располагался вращавшийся диск с лопатками, состоявший из верхней и нижней половинок.

B верхней части находился отсек управления для состоящего из нескольких человек экипажа; отсек управления был оборудован всем необходимым для полётов и управления силовой установкой оборудованием.

На так называемой нижней части, которая могла разворачиваться по отношению к верхней на 360°, находились два реактивных двигателя и топливные баки. Подпружиненные стойки, расположенные под двигателями, заменяли обычное шасси.

На уровне центра тяжести всего летательного аппарата находилась круглая кабина, вокруг которой на специальных подшипниках вращался диск с двадцатью одной лопаткой. Законцовки всех лопаток крепились к кольцу, которое служило не только для стабилизации, но и для снижения возникающего при этом сопротивления воздуха.

Три реактивных двигателя расположены под диском с лопатками. Эти двигатели были подвешены на так называемых несущих пластинах одновременно служащих в качестве топливных баков.

Для старта, приземления и полёта в вертикальном направлении диск должен был вращаться развивая 1650-1800 об/мин, что позвляло летательному аппарату весом в 3 тонны иметь вертикальную скорость до 100 м/с. Для нормального полёта лопатки диска изменяли угол атаки, обороты диска снижались до 500 об/мин, что значительно снижало вертикальную скорость и позволяло использовать два реактивных двигателя, расположенных на нижней половине фюзеляжа. В горизонтальном полёте летательный аппарат должен был развивать скорость 4200 км/ч. При старте, если летательный аппарат взлетал под углом к горизонту, должны были работать сразу все пять реактивных двигателей. Управление осуществлялось при помощи поворота нижней части летательного аппарата относительно верхней.

  • * дословно «UFO» (НЛО) и «Foo Fighters» — термин союзных летчиков для обозначения НЛО и прочих необъяснимых феноменов
  • ** составлено по заметкам изобретателя

Чтобы более-менее непредвзято воспринимать данную историю, современному читателю надо учитывать, что
1) в 40-50 г.г. прошлого века на Западе тема «летающих тарелок» еще не стала маргинальной и с полным основанием занимала место на страницах газет (в т.ч. и крупных), причем не только под рубрикой «Происшествия», но и под рубрикой «Техника». Для тогдашнего обывателя «летающая тарелка» с технической точки зрения ничем не отличалась от, скажем, «космической ракеты». Пожалуй, первая казалась даже менее фантастической, чем вторая.
Большую часть (псевдо) технических подробностей, которыми вперемешку с эскизами "летательных аппаратов" изобиловали статьи того времени я буду опускать из милосердия к читателям. Любопытствующие могут без труда отыскать их в Гугле по именам "изобретателей".
2) в конце 40-х НЛО, наблюдаемые в самых разных концах света, не сходили со страниц газет. Пресса подогрела интерес к теме настолько, что, похоже, вызвала информационную цепную реакцию. На волне ее и появились

1. Пионеры.
Беллуццо

24 марта 1950 г. Il Giornale d"Italia сообщил читателям со ссылкой на итальянского инженера Джузеппе Беллуццо (Giuseppe Belluzzo ) о том, что «летающие диски» были придуманы и сконструированы еще в 1942 году в Италии и Германии. Статья вызвала настоящую сенсацию, и в течение нескольких дней ту же информацию перепечатало большинство крупных итальянских газет. 30 марта генерал итальянских ВВС Ранца опубликовал опровержение, но было уже поздно.

Джузеппе Беллуццо, которому тогда исполнилось 74 года, прославился, как специалист в области термодинамики и конструктор паровых турбин. К примеру, в одной из первых своих научных работ Эйнштейн делал обзор книги Беллуццо «Принципы графической термодинамики». После прихода Муссолини к власти Беллуццо пошел в гору - с 1925 по 1928 г.г. он занимал пост министра экономики, а с 1928 по 1929 министра образования в итальянском правительстве. Тогда же он издал книгу «Экономика фашизма». О дальнейшей научной или инженерной карьере Беллуццо (в том числе во время войны), увы, ничего не известно.

27 марта газета «Нойе прессе» (за отсутствием оригиналов итальянских статей я пользуюсь немецкоязычными источниками) со ссылкой на агентство АП писала:
Итальянский ученый Джузеппе Беллуццо... утверждает, что летающие тарелки были созданы в Германии и Италии еще в 1942 году. Они не представляют собой ничего сверхъестественного и не явились с Марса, а есть лишь рационально используют последние технические достижения. Вероятно, сейчас с ними проводит эксперименты одна из великих держав.

В самой знаменитой статье этого периода, опубликованной тремя днями позже в «Шпигеле» Беллуццо также вкратце упоминается, правда, слово «изобретатель» предусмотрительно взято в кавычки:
«Я сам разрабатывал чертежи» - говорит Беллуццо. Уже в 1942 году Гитлер и Муссолини приказали провести опыты с «летающими тарелками», на которых должно были располагаться дальнобойное вооружение. Увы, чертежи пропали во время бегства Муссолини в Северную Италию.

Забегая вперед, заметим, что это будут не последние пропавшие чертежи в этой истории. К этой печальной для технического прогресса закономерности читатель постепенно привыкнет. К статье в «Шпигеле» мы еще вернемся, а пока слово гамбургской газете «Штрассе» от 9 апреля 1950 г.:
Профессор Беллуццо назвал себя в интервью INS (International News Service) в Риме изобретателем «летающих тарелок», но указал при этом на немецких техников и инженеров, которые - вместе с ним или под его руководством - работали над этим проектом. С одним из тех, кого назвал Беллуццо, с инженером Куртом Шнитке (Kurt Schnittke ) из Регенсбурга встретился наш корреспондент.
Инженер Шнитке однозначно дал понять, что наблюдаемые в последнее время «летающие тарелки» вовсе не посланцы далеких планет... Дело в том, со слов Шнитке, что другой конструктор вместе с группой своих сотрудников попал в 1945 г. в Советский Союз. Без сомнения, итальяно-немецкие разработки получили там дальнейшее развитие. В этой связи вспоминаются сообщения о «летающих тарелках», поступавшие три года назад из Польши, Финляндии и Швеции... Но опасность того, что Восток завладел этим изобретением, не слишком велика - ведь двое ведущих конструкторов остались на Западе.

Из контекста статьи не совсем ясно, кто подразумевается под «двумя оставшимися на Западе конструкторами»: сами Беллуццо и Шнитке или третьи лица.
Важно, однако, что здесь со ссылкой на Беллуццо впервые упоминаются имена (точнее, имя) немецких сотрудников. Увы, Курту Шнитке не повезло. По иронии судьбы или по умыслу позднейших компиляторов он оказался за бортом истории. Очень жаль, потому что в отличие от большинства дальнейших полумистических персонажей инженер К.Шнитке из Регенсбурга вполне реален. На сайтах, посвященных истории самолета Мессершмитт, можно найти его фотографии военных времен с регенсбургского аэродрома. Также мы знаем о том, что с 1960 по 1973 год он нес нелегкое бремя председателя регенсбургского кружка авиамоделистов. И лишь слава конструктора «летающих тарелок» обошла его стороной.

22 апреля 1950 г. «Фольксцайтунг» сообщил:
В интервью, данном знаменитым итальянским физиком Беллуццо INS... он назвал имена некоторых немцев, с которыми совместно работал над «летающими тарелками». Один из них - конструктор Рентель (Rentel ) - вместе со своими помощниками попал в 1945 году к русским. Похоже, он продолжает в России разработку придуманных еще в 1942 г. «летающих тарелок». Того же мнения придерживается инженер К.Шнитке, который вместе с Рентелем проводил в 1943 г. первые тесты в начальной стадии проекта и также является одним из изобретателей.

Дальше в статье излагается способ применения «летающей тарелки Беллуццо». Беспилотный диск должен был подниматься на высоту до 10 км и оттуда медленно падать на поджидающие его эскадрильи вражеских бомбардировщиков. Чтобы не причинить ущерба на земле, на отметке 1000 м тарелка должна была автоматически взрываться. Заметим в скобках, что эта бесспорно гениальная тактическая концепция входит в некоторое противоречие с упомянутыми в «Шпигеле» средствами дальнего боя.
Рентель, как и Шнитке, не оставил в уфологии никакого следа. Возможно, причина в том, что беспилотная летающая тарелка крайне сомнительной с военной точки зрения эффективности была сочтена последующими компиляторами недостойной инженерного гения Третьего Рейха.

Статья в газете «Вохененд» от 13 апреля 1950 г. стала подлинной вехой в истории уфологии. Дело в том, что в ней тарелки впервые размножились (в дальнейшем они будут заниматься этим с интенсивностью кроля-медалиста). Кроме беспилотной тарелки профессора Беллуццо, перенесенной почему-то в 1941 год, аж с 1938 г. существовал, оказывается, проект немецкой летающей тарелки с экипажем:
Мы получили письмо от инженера Карла Вагнера (Carl Wagner ). Он увидел в газете картинку «летающей тарелки» и вспомнил, что это уже его третье свидание с ней. В 1938 г. он видел чертежи подобного летательного аппарата, а в 1943 слышал о нем от солдат инженерного полка в Детмольде. Его рассказ полностью подтверждает данные профессора Беллуццо, но свое письмо он написал еще до появления первых сообщений из Италии.

Карл Вагнер сегодня тоже забыт, и это особенно печально. Ведь он - практически единственный свидетель во всей истории летающих тарелок Третьего Рейха, который видел тарелку (ну или чертежи), но поборол в себе желание ее изобрести. Подобная самоотверженность заслуживает, конечно, всяческих похвал.
Джузеппе Беллуццо умер в 1952 г. в возрасте 76 лет.

Шривер

Вернемся, как и обещано, к статье в «Шпигеле»:
В Бремерхафене-Лее, Луизенштрассе 9, второй этаж, налево, отставной летчик Рудольф Шривер (Rudolf Schriever ) кропотливо собирает все сообщения о летающих дисках. «Я сразу подумал о моей машине», - говорит сорокалетний инженер-конструктор, - «о сконструированной мной летающей юле... Идея пришла ко мне в 1942 году. Тогда я был старшим пилотом в Богемии». Шривер работает над первыми эскизами. Через год он привлекает к вычислениям пражских инженеров.
Оснащенная дюзами от Me-262 трехтонная «юла» должна была иметь 14,4 метра в диаметре, достигать горизонтальной скорости в 4200 км/ч и дальности полета 6000 км. До 15 апреля 1945 г. Шривер работал над своими планами. Чертежи были закончены, Шривер уже собирался представить их Герингу. Но русские успели раньше. Шриверу пришлось бежать.
В садовом домике своего тестя в Бремерхафене Шривер устроил мастерскую. 4 августа 1948 г. ее взломали. Все планы летающей юлы и готовая модель были похищены. В архивах бремерхафенской криминальной полиции хранится папка с пометкой: «Следствие остановлено. Злоумышленник не найден.»
С тех пор Шривер уже разговаривал о дальних странах и красивых планах с посланниками разных правительств. Но пока он работает водителем грузовика на американской военной базе.
«Если бы у меня была возможность, я бы построил такую штуковину и улетел»... Рудольф Шривер убежден, что пражские инженеры, работающие сейчас на другую власть, реконструировали его «летающую юлу». Для него тайны «летающих тарелок» не существует.

Важно обратить внимание, что в этой, первой, статье о Шривере, создается впечатление, что во время войны он занимался «летающей юлой» в качестве хобби. Ни о каком специализированном конструкторском бюро нет и речи. Более того, к концу войны были готовы лишь чертежи, ни прототипы, ни уж тем более готовые к испытаниям модели не упоминаются. К статье прилагался талантливый (с точки зрения читателя комиксов) эскиз .

Два года спустя к теме возвращается «Немецкий иллюстрированный журнал»:
Вокруг маленького домика на Хёкерштрассе 28 в Бремерхафен-Лее с недавних пор царит нешуточное оживление. Работники американских исследовательских институтов, профессора и инженеры западных и восточных держав толпятся возле дверей. Несмотря на молчание, которое они хранят, ясно, что всех их интересует одно и то же: «Летающая тарелка номер 1» На столе инженера и старшего пилота Рудольфа Шривера лежит стопка писем из самых разных стран. И ежедневно приходят новые. Шривер смеется, глядя в окно:
«Почему я не уехал за границу? Мне предлагали работу в Южной Америке, в США, в Восточной зоне... ну то есть в России. Но мне хватило одной неудачной попытки в Южной Америке... А летающая юла столь же реальна, как и некоторые из недавно виденных «летающих тарелок». Они, по-видимому, созданы на основе моих планов, украденных 14 мая 1945 года в баварском городке Реген в трактире Престеля, где я останавился со своей семьей после бегства из Праги.
Я начал разработку 15 июля 1941 года. Первая модель была готова 2 июня 1942-го. Днем позже она взлетела, и мы были поражены ее летными характеристиками. Но собственно к конструированию и постройке большого образца мы приступили лишь в Праге. Его диаметр составлял 14,4 метра.

За два года, как мы видим, изменилось многое, как в настоящем, так и в прошлом. Во-первых, Шривер переехал. Надеюсь, он оставил памятку по старому месту жительства, чтобы толпы западных и восточных агентов не метались, выпучив глаза, по всему Бремерхафену. Кстати, история о том, что изобретателя разрывают на части потенциальные заказчики, увы, пасующие перед мощью замысла, после чего тот, непонятый, возвращается к родному лобзику, занимает в немецком НЛО-фольклоре прочное второе место после «украденных чертежей».
А вот появление «Южной Америки» (читай Аргентины) в списке охотящихся за гением держав отнюдь не случайно. Впрочем, о (действительной или мнимой) поездке Шривера в Аргентину никаких сведений нет.
Факт кражи чертежей, как мы видим, подвергся таинственной пространственно-временной деформации. Да и сами они приобрели зримость и трехмерность.

15 ноября 1952 года о Шривере вспоминает «Франкфуртер Аллгемайне Цайтунг»:
35-летний бывший летчик Рудольф Шривер из Бремерхафена собирается запатентовать бескрылый эллипсообразный летательный аппарат диаметром 40 метров, над которым он работал 11 лет.

Слава явно пошла на пользу капитану Шриверу - он помолодел на семь лет, а диаметр его тарелки возрос втрое. К сожалению, это последнее прижизненное сообщение о нем - считается, что в 1953 году он умер.

Мите

7 июня 1952 года газета France Soir опубликовала интервью с неким аэроинженером, бывшим полковником Рихардом Мите (Richard Miethe ). К сожалению, у меня нет французского оригинала интервью, а лишь английский пересказ.
Полковник Мите рассказывает, что в апреле 1943-го в Эссене, Штеттине и Дортмунде велись работы над немецким «тайным оружием». Он тоже принимал в них участие и построил - в 1944 году в Бреслау (Вроцлав) - летающую тарелку, известную, как V7. Моторы от нее достались после занятия Польши русским. Он не называет имена шести инженеров, работавших над проектом, но упоминает, что трое из них погибли, а трое попали в русский плен.
Поэтому он считает, что «летающие тарелки», в том числе те, которые недавно видели в Бразилии, дело рук его коллег, ныне работающих на русских. Незадолго до разгрома Германии Мите с группой других немецких офицеров перебрался в Каир, где продолжал работы по воссозданию летающей тарелки. Теперь он живет в Тель-Авиве.

Двуми месяцами позже итальянский журнал «Темпо» опубликовал фотографии, на которых люди без воображения могли увидеть черное пятно на сером фоне (возможно, дефект проявки), а работники журнала и сочувствующие - испытания летающей тарелки V7 конструкции инженера Мите, запечатленные 17 апреля 1944 года над Балтикой.

Собственно, больше о загадочном (много ли немецких инженеров селилось в 52-м в Тель-Авиве?) полковнике Мите ничего не известно. Уфологический фольклор, не затрудняя себя доказательствами, считает, что после интервью американцы вывезли Мите к себе и заставили работать в проекте «Пэйперклип». Недавно обнаружилась также фотография 1933 года, где некто по фамилии Мите изображен рядом с Вернером фон Брауном. Боюсь, однако, что даже фотография 1500 года в обнимку с Леонардо Да Винчи не является достаточно убедительным доказательством того, что изображенный на ней человек сконструировал летающую тарелку.

Заметьте, что на этом, начальном, этапе мифообразования перекрестные ссылки отсутствуют. И Беллуццо, и Шривер, и Мите упоминают о других инженерах, работавших с ними (Беллуццо даже называет имена), но о существовании друг друга им, похоже, ничего не известно.
Но вскоре пионеров сменили

2. компиляторы

Кляйн
26 апреля 1953 года вполне респектабельная газета «Вельт ам Зоннтаг» публикует интервью со старшим инженером Кляйном (Georg Klein ), в прошлом, с его слов, спецсоветником министерства вооружений Шпеера:
- Недавние сообщения из Канады о конструировании летающих дисков знаменуют собой новый этап в истории воздухоплавания?
- Для специалистов речь ни в коем случае не идет о совершенно новом изобретении. Подобные аппараты уже существовали в Германии во время войны, по крайней мере, опытные образцы. Я сам наблюдал 14 февраля 1945 года в Праге старт летающего диска с экипажем на борту. Машина достигла высоты 12400 м и горизонтальной скорости в 2200 км/ч. Звучит фантастически, но благодаря своей аэродинамике подобные аппараты могут развить скорость до 4000 км/ч.
- Столь высокая скорость наверняка вызывает неразрешимые технические проблемы?
- Сплав, который выдерживает подобную скорость, у нас был. Старт в Праге был результатом исследовательской и инженерной работы, начавшейся в 1941 г. Около конца 1944 г. были готовы три различных конструкции. Мы пошли двумя путями: знаменитый конструктор Мите работал над одним проектом, Хабермоль (Habermohl ) и Шривер – над другим.
- И что стало с опытными образцами и изобретателями?
- Уже поднимавшийся в воздух диск и другие аппараты, находившиеся в производстве в Праге, были уничтожены нами незадолго до прихода Советской Армии. В Бреслау помощники Мите и опытный образец попали в руки русских. То, что Восток ведет дальнейшую разработку проекта, подтверждают недавние американские сообщения из Кореи. О Хабермоле и двух его инженерах после захвата Праги ничего не известно. Пилот и конструктор Шривер, живший в последнее время в Бремене, умер несколько недель назад. Мите, спасшийся в последний момент, жил во Франции, а сейчас, насколько мне известно, работает в США.
- Ваш опыт дает основания полагать, что за летающими дисками будущее?
- Благодаря своей невероятной скорости они вполне могут составить конкуренцию реактивным самолетам. Конечно, можно строить и пассажирские «летающие тарелки» на 30-50 человек, тогда полет из Гамбурга в Нью-Йорк займет 90 минут. Но скорее всего они будут слишком велики и поэтому нерентабельны. Подобного же мнения придерживается знакомый мне итальянский конструтор Дж. Беллуццо.

О персоне Георга Кляйна неизвестно практически ничего. Никаких доказательств его службы в ведомстве Шпеера не существует. Дав в течение двух лет несколько сенсационных интервью, он навсегда исчез из информационного поля.
Итак, мечта капитана Шривера осуществилась. Его летающая тарелка поднялась в воздух, пусть и задним числом. Тот малозначительный факт, что сам он, пока был жив, не знал об этом, не должен препятствовать рекурсивной поступи технического прогресса.
Внимательный читатель без труда заметит, что интервью Кляйна как бы сложено из мозаики уже известных на тот момент имен и обстоятельств. Хотя границы несколько раздвинуты: к примеру, Беллуццо, разрабатывавший, с его слов, беспилотные машины, вдруг принялся рассуждать о перспективах пассажирского транспорта. С другой стороны, ни он, ни Шривер уже не могли ничего возразить. Единственную загадку представляет "конструктор Хабермоль". В более ранних (известных нам) источниках эта фамилия не встречалась.

Еще через год, 19 апреля 1954 г. газета «Семь дней» продолжает расследование:
В апреле 1941 г. Геринг приказал начать конструирование летающих дисков. Умерший недавно при таинственных обстоятельствах пилот Рудольф Шривер тайно трудился в Богемии над своей «летающей юлой».
Независимо от него во Вроцлаве и поблизости от Праги развивался другой, подконтрольный министерству Шпеера, проект конструктора Мите. Эту «летающую тарелку» хотели использовать, как дальний бомбардировщик для бомбардировки военных заводов в США. В апреле 1945 г. такая тарелка поднялась в воздух, но из-за отказа дистанционного управления не вернулась назад в Бреслау. Лишь годы спустя выяснилось, что она разбилась на Шпицбергене.
Два сотрудника Мите попали в Бреслау в русский плен и до сих пор не вернулись в Германию. По-видимому, они продолжают работу над проектом в России. Сам Мите в последний момент спасся на частном самолете. Он жил на Ближнем Востоке, затем во Франции, а сейчас по достоверным сведениям работает под фальшивым именем в США.

Теперь взлетела и вторая тарелка, потерявшая по пути экипаж, зато ставшая бомбардировщиком. Надо отдать должное мужеству испытателей – в апреле 1945 г. в давно занятом русскими Бреслау они как ни в чем ни бывало продолжали работать на благо рейха и лишь зашвырнув военную тайну на Шпицберген, сдались в плен.

23 сентября 1954 г. Штуттгартер Цайтунг сообщил:
Старший инженер Кляйн, спецуполномоченный министерства Шпеера, утверждает, что планы «летающих тарелок» были разработаны в Германии во время Второй Мировой войны. Три конструктора работали над ними: один из них - инженер Шривер - умер полтора года назад в Бремене, второй – итальянский инженер Беллуццо – тоже умер, а третий – Мите – жив и предположительно работает в США.
Конструирование началось в 1942 г., двумя годами позже состоялись первые испытания. Дистанционно управляемая летающая тарелка без экипажа, построенная в Пеенемюнде, стартовала из Штеттина и разбилась на Шпицбергене.

За год Кляйн из спецсоветника стал спецуполномоченным, но это (как и другие противоречия с первым интервью) кажется уже в порядке вещей.

Лузар

В 1956 году в свет вышла книга Рудольфа Лузара (Rudolf Lusar ) «Немецкое вооружение и секретное вооружение во время второй мировой войны и их дальнейшая разработка». Двухстраничная глава «Летающие диски» окончательно легитимизировала историю «летающих тарелок Третьего Рейха» в «версии Кляйна»:
Эксперты подтверждают, что первые разработки начались в 1941 году. Модели этих «летающих тарелок» были созданы немецкими конструкторами Шривером, Мите и Хабермолем и итальянцем Беллуццо. Работавшие в Праге Шривер и Хабермоль испытали свой диск 14 февраля 1945 г. Он поднялся на высоту 12400 м и достиг скорости 2000 км/ч (при макисмальной проектной 4000 км/ч).
Разработка, которая стоила миллионы, была почти закончена к концу войны. Затем опытные образцы были уничтожены, но мастерская Мите в Бреслау попала в руки русских, которые вывезли материалы и экспертов в Сибирь, где те продолжают трудиться над проектом.
Шривер покинул Прагу, Хабермоль, возможно, попал в Советский Союз – о его судьбе ничего не известно. Бывший конструктор Мите находится в США и строит «летающие тарелки» для фирмы A.V.Roe.

И надеясь, что поезд еще не ушел, на подножку запрыгивали все новые

3. Пассажиры.

В 1957 г. австрийский журнал «Солдат» сообщил, что венский инженер Х.Фистель (H. Fistel) еще в 1944 г. отправился в Берлин с готовыми чертежами своей «летающей тарелки». Но в министерстве авиации его и слушать не стали. Пришлось работать на свой страх и риск, переоборудовав под мастерскую сарай под Регенсбургом. Венская фирма, на которую он так и не вернулся, искала прогульщика через биржу труда. Со второй попытки Фистель пробился к Геббельсу, и тот одобрил его планы. В начале февраля 1945 г. началась работа над прототипом, способным подняться на высоту до 30 км и передвигаться со скоростью до 3000 км/ч. Но было слишком поздно. Чертежи и почти готовый образец попали в руки американцев.

В 1966 г. экономист Херманн Клаас доказал в публикации эзотерического журнала «Нойес Цайтальтер» свой недюжинный талант рисовальщика. К его рассказу, изобиловавшему животрепещущими подробностями («самая первую модель тарелки оснастили электромотором, но во время испытаний она так быстро взлетела вверх, что ударилась о восьмиметровый потолок ангара, упала и разбилась») прилагались многочисленные рисунки. На одном из них, к примеру, изображался «диск Балленцо-Шривера-Мите». Вопросом, можно ли доверять техническим подробностям в рассказе человека, не способного правильно написать фамилию конструктора, уфологическая общественность, конечно, задаваться не стала.

В 1980 г. вспомнил о своем славном прошлом Хайнрих Фляйснер (Heinrich Fleissner) из Аугсбурга. Работа над «летающей тарелкой» началась по приказу Геринга и вопреки запрету Гитлера - для того это была «слишком быстрая штука», она летала со скоростью 3000 км/ч в земной атмосфере и 10000 км/ч за ее пределами (теперь они вышли в космос! снимаю шляпу! заметим, что первые сведения об этом появились уже после полета Гагарина). Разработка велась в Пеенемюнде, сам Фляйснер служил техническим советником. Тарелки, поднявшейся в воздух, он не видел, но лично знает свидетеля, утверждавшего, что эскадрилья из четырех пилотируемых тарелок взлетела 24 апреля 1945 г. под ураганным огнем русской артиллерии с берлинского аэродрома Лихтенфельд и скрылась в неизвестном направлении. В конце войны вермахт уничтожил все документы. Лишь небольшая часть попала в руки русским. В 50-х годах Фляйсснер запатентовал «тарелку», но патент достался американцам.

Мне не удалось точно установить, когда на уфологической сцене появился Андреас Эпп (J.Andreas Epp). Его книга «Реальность летающих дисков» вышла в 1994 г., основные упоминания о нем в прессе тоже относятся к 90-м годам. В книге приводится, однако, факсимильное письмо некоего пилота Отто Ланге, датированное 1965 г. Этот самый Ланге (о котором, по традиции, ничего больше неизвестно) подтверждает, что летающую тарелку изобрел лично Эпп («Двадцать лет я хранил молчание. Надеюсь, еще не поздно открыть правду»). Уже в мае 1941-го Эпп послал генералу Удету модель тарелки, позже названной V7. Геринг приказал начать работу над проектом. Удивительным образом, самого Эппа к ней не привлекли, а заняли пражских конструкторов Хабермоля, Шривера и позже, инженера Кляйна (как хотите, а мне доставляет удовольствие наблюдать, как каждая последующая генерация «изобретателей» канонизирует предыдущую). Вторая команда трудилась в Бреслау и состояла из инженеров Мите и Белонцо (бедный Беллуццо, его фамилия никак не давалась последователям). После войны Эпп пытался заинтересовать проектом русских, но поработав год, разочаровался в них и вернулся в Западную Германию. Конечно, с него взяли подписку о неразглашении. Он тоже запатентовал тарелку и даже построил прототип «Диск Омега», демонстрировавшийся на многочисленных выставках. О том, поднимался ли прототип в воздух, Эпп деликатно умалчивает.

Из четырех новоявленных «конструкторов» в историю вошли лишь Клаас и Эпп. О причинах догадаться нетрудно: в отличие от фантазий Фистеля и Фляйснера их легенды использовали уже имевшийся фундамент. Возникал своеобразный симбиотический союз: рассказчики подтверждали, что Шривер и Ко. в поте лица ковали летающие тарелки во славу Рейха и сами пристраивались рядом.

А уж выпечкой всего этого уфологического штруделя, в котором уже на тот момент на достоверные факты наличествовали в минимальных дозах, занялись

4. Мародеры.

Существует более двух дюжин книг в той или иной степени посвященных «истории» немецких летающих тарелок. Лучшие из них состоят из чистого вранья, в худших то же вранье подается под неонацистским соусом. Модели «Хаунебу» и «Врил», двигатель Шаубергера, связь конструкторов тарелок с обществом Туле, таинственное Зондербюро 13 – обо всех этих волнующих деталях, которыми пестрят современные «исследования», ничего не знали ни первые «свидетели», ни последующие компиляторы. Анонимные показания, дилетантски подделанные документы, расплывчатые фотографии – доказательная база и раньше не выглядела слишком достоверной, сейчас же она и вовсе рассчитана на людей с ампутированным головным мозгом. Что не мешает предприимчивым авторам продолжать доить тему: в недавно опубликованном фундаментальном труде «Летающие тарелки Гитлера» английский историк Генри Стевенс размазывает все тех же Шривера, Хабермоля, Мите, Беллуццо, Кляйна и прочих аж на 300 страниц. О книге писали «Бильд» и «Фокус», а Стевенса назвали «серьезным исследователем». Храни нас бог от несерьезных.

E- IV (Entwicklungsstelle 4) — конструкторский отдел оккультного «Ордена черного солнца» СС, занимавшийся исследованиями альтернативных источников энергии для снижения зависимости военного производства Третьего Рейха от поставок нефти. Сотрудники E-IV работали над газификацией угля, спиртовым и кислородно-водородным топливом для транспортных средств и генераторов, реактивными турбинами и даже над электромагнитно-гравитационными двигателями.

Электромагнитно-гравитационный двигатель был разработан в 1939 году. В основе революционного изобретения лежал усовершенствованный конвертор Ганса Колера, работающий совместно с электростатическим генератором Ван-де-Граафа и вихревой динамо-машиной Маркони (сферический контейнер со ртутью). Устройство, названное двигателем Туле (он же двигатель Тахионатор-7), устанавливалось на дисколет «Туле» (Туле и Врил — нацистские оккультные общества, предшественники Аненербе) и было способно снижать массу конструкции и преодолевать гравитацию.

С 1935 года Туле подыскивало малонаселенное укромное место для обустройства испытательного полигона новых летательных аппаратов. Такое место нашлось на северо-западе Германии в городке Hauneburg. При проведении испытаний диск Туле называли «H-Gerät» (аппарат Hauneburg).


С началом войны, в 1939 году, из соображений секретности название дисколета сократили до Haunebu, а в документации он именовался RFZ-5. Позже полигон Hauneburg был оставлен, и испытания летательных аппаратов проводились неподалеку от Бранденбурга на ВПП общества Врил. Хотя официально диск Haunebu относился к серии RFZ, он представлял собой независимую разработку отдела E-IV, курировавшегося Туле. А аппараты с RFZ-1 до RFZ-4 изначально конструировались на бранденбургском заводе Arado под патронатом общества Врил.

Было изготовлено два опытных образца диска Haunebu-1 диаметром 25 метров. Рассчитанные на экипаж из восьми человек, эти летательные аппараты могли достигать невероятной скорости 4800 км/ч, правда, только на малых высотах. Дальнейшие усовершенствования конструкции позволили довести скорость до 17000 км/ч! Продолжительность полета составляла до 18 часов. Выдерживать неизбежно возникающие на таких запредельных скоростях температурные нагрузки дисколетам серий Vril и Haunebu помогало дополнительное двухслойное бронирование. Броня, названная Victalen, была создана металлургами СС специально для этих летательных аппаратов. Первые опытные образцы дисков вооружались двумя лучевыми пушками KraftStrahlKanone (KSK) калибром 60 мм. Орудия предполагалось использовать в качестве боевого лазера.

Когда в 1945 году русскими был сбит Vril-7, среди обломков дисколета оказались металлические шары и вольфрамовые спирали неизвестного назначения. Это были остатки уничтоженных орудий KSK, так и не идентифицированные Советами. Лишь совсем недавно появилось предположение, что шары и спирали были частью излучателей, способных направленным энергетическим потоком разрушать броню толщиной до четырех дюймов (10,16 см).

Из-за ухудшения полетных характеристик дисколетов вследствие громоздкости KSK, другие модели Haunebu вооружались более легкими авиационными автоматическими пушками MG и MK. Так, шесть орудий MK-108s, неразличимые на сохранившихся фотодокументах, устанавливались внутри корпуса по три ствола на верхнюю и нижнюю полусферы диска. Первый полет Haunebu I состоялся в 1939 году, а всего двумя прототипами этого дисколета было совершено 52 испытательных полета.

В 1942 году к испытаниям был готов Haunebu II с увеличенным до 26 метров диаметром, управляемый экипажем из девяти человек. Скорость летательного аппарата достигала 6000-21000 км/ч, а продолжительность полета была увеличена до 55 часов. Термальную защиту Haunebu II и Do-Stra (модернизированная модель Haunebu II диаметром 32 метра) обеспечивала двухслойная броня Victalen. Семь дисколетов второго поколения были сконструированы и испытаны в 1943-44 гг. Всего эти аппараты совершили 106 экспериментальных полетов. Усовершенствованный Haunebu II Do-Stra (Dornier STRAtosphären Flugzeug) испытывался в 1944 году. Было изготовлено два прототипа. Управление массивными многоярусными машинами осуществлялось командой в 20 человек. Максимальная скорость Do-Stra также составляла 21000 км/ч.

Руководство СС настаивало на проведении тендера на производство дисколетов между авиастроительными компаниями Junkers и Dornier, но конкурс так и не был проведен, а в конце 1944/начале 1945 изготовление летательных аппаратов было поручено Dornier. Однако, в связи с окончанием войны, массовое производство «оружия возмездия» так и не было развернуто. Вершиной эволюции боевых дисколетов стал 71-метровый Haunebu III. Единственный прототип успели изготовить к самому концу ВМВ. Экипаж увеличился до 32 человек, а максимальная скорость Haunebu III составляла уже 7000-4000 км/ч! Экспериментальный образец имел трехслойное бронирование Victalen, а продолжительность полета предположительно достигала 7-8 недель! Аппарат совершил 19 испытательных полетов, а в марте 1945 его планировали использовать для эвакуации руководителей оккультных обществ Туле и Врил. Названный Ostara (по имени древнегерманской богини востока, рассвета, возрождения и воскрешения), загруженный под завязку Haunebu III, взлетавший с помощью нескольких ракетоносителей A-9/A-10, должен был взять на борт и генерала СС Ганса Каммлера.

В послевоенное время неоднократно утверждалось, что дисколет Ostara отправился в самоубийственный полет на Марс. Эта версия явно несостоятельна. Хотя на борту дисколета и имелись разработанные учеными СС генераторы кислорода и усовершенствованные барокамеры высокого давления Draeger Werke, восьмимесячный полет Земля-Марс Haunebu III был не по силам.




Был сконструирован и 120-метровый Haunebu IV, но до конца войны построить хотя бы экспериментальный образец нацисты так и не успели. По непроверенным данным, сильно напоминающий Haunebu IV аппарат был найден Бундесвером в 1970-ых годах. Остальные же дисколеты серии Haunebu предположительно были вывезены за пределы Германии в Новую Швабию — немецкую антарктическую военную базу №211, построенную в годы войны.

В послевоенные десятилетия неопознанные летающие объекты дисковой формы (наподобие Haunebu) неоднократно наблюдались по всему миру, упорно порождая слухи о том, что либо ядро Третьего Рейха все еще существует (в Аргентине, по ряду версий), либо победившие в ВМВ союзники захватили технологический багаж Туле и Врил и производят собственные дисколеты.

Технологическое наследие Туле и Врил проявилось в западногерманских военных разработках — ЛА с обозначениями FU-1 и FU-2 (Fliegende Untertassen 1 & 2). Масштаб исследований немецких оккультных технологий советскими учеными до сих пор не известен. Эти работы были строго засекречены во времена Холодной войны и широкой общественности до сих пор недоступны. Считается, что Советы захватили в 1945-ом несколько прототипов дисколетов с двигателями Шаубергера, а над совершенствованием летательных аппаратов в СССР работали немецкие инженеры Otto Habermohl (сотрудник проекта «Фау») и Gerhard Falker. Широко известны и собственные разработки дисковых аппаратов Советским Союзом, например: серия «дископланов» Суханова 1958-62 гг и экспериментальный прототип МИГа с круглым крылом. Помочь русским с изучением и усовершенствованием технологий Haunebu могло и захваченное в Берлине в мае 45-ого лучевое оружие, принадлежавшее отделу E-IV. Кто знает, какие еще трофейные секреты СССР вывез из покоренного Берлина.

По информации сайта popmech.ru, в личной коллекции бывшего офицера ВВС СССР находятся снимки лично виденных им «летающих тарелок», изготавливавшихся для советской армии и сфотографированных летчиком в 1950-ых годах. Испытания дисколетов (с учебными воздушными боями) проводились особым подразделением ВВС СССР на русских военно-воздушных базах на острове Шпицберген или островной базе Stalbard к северу от Норвегии.


Ричард Рассел, на протяжении 38 лет бывший сенатором США, был одним из влиятельнейших и известнейших политиков Америки до самой своей смерти в 1971 году. В частности, с 1951 по 1969 гг Рассел был председателем сенатского подкомитета по вооружениям, а в 1952 году даже выдвигался на президентский пост, хоть и неудачно.

Лишь в 1985 году достоянием Фонда исследований НЛО под руководством доктора наук Брюса Маккаби стал написанный Расселом рапорт. Этот документ находился разведуправлении ВВС США под грифом «совершенно секретно» до 1959 г., после чего был переведен в разряд «секретно». «Трое свидетелей могут поклясться, что наблюдали летающие диски», — гласит цитата из датированного 14-ым октября 1955 г документа. Этими свидетелями были сам Рассел и двое его спутников, видевшие таинственные летательные аппараты 4 октября 1955 г, во время железнодорожной поездки по кавказскому региону СССР.

«Один диск взлетел практически вертикально с относительно невысокой скоростью, совершая вращательные движения по часовой стрелке. По достижении высоты футов в 6000, он стремительно набрал скорость и двинулся в северном направлении». Второй диск совершил подобный маневр примерно одной минутой позже. Место взлета загадочных объектов находилось в 1-2 милях к югу от железнодорожного полотна.

Рассел «увидел как первый диск взлетает и проносится вдоль поезда» и сразу же «позвал мистера Эфрона (Рубен Эфрон — переводчик сенатора) и полковника Хатавэя (консультант Рассела), чтобы они тоже посмотрели на столь необычное зрелище», — гласит рапорт. «Полковник утверждал, что к окну он подошел почти одновременно с сенатором и видел полет первого НЛО практически с самого начала, в то время как мистер Эфрон наблюдал первый объект лишь мельком. Однако, все трое видели второй летательный аппарат и сходятся в том, что он имел округлую, дискообразную форму».

Со слов сенатора Рассела и его спутников, рапорт был составлен полковником военно-воздушной разведки США Томасом Райаном, опросившим свидетелей в Праге (Чехословакия) 13 октября, через несколько дней после их возвращения из СССР. В этом документе полковник Райан назвал наблюдения «свидетельскими показаниями взлета и полета необычных летательных объектов, данными тремя заслуживающими высочайшего доверия американскими наблюдателями». «В это трудно поверить, но мы все видели их. И первым — сенатор Рассел. Всю жизнь я считал НЛО выдумкой, пока не увидел их собственными глазами», — дополнил полковник Хатавэй.

Сохранились и документы ЦРУ, подтверждающие, что главное разведуправление США также интервьюировало Рассела и его спутников, но был и четвертый человек, видевший летающие диски. Имя этого четвертого в рассекреченном отчете ЦРУ закрашено черной краской, и узнать его не представляется возможным (очевидно из соображений секретности). Переводчик Рубен Эфрон сообщил ЦРУ, что видимость была отличной. Когда НЛО немного приблизился к поезду, «создалось впечатление, будто объект просто скользит над Землей. Никакого шума двигателей не было слышно. Следов реактивной струи или чего-либо подобного не наблюдалось». Когда дисколеты скрылись из виду, сенатор Рассел сказал своим спутникам: «Мы видели летающие диски. И я хочу, чтобы вы, парни, смогли засвидетельствовать этот факт». О свидетельских показаниях Рассела, Хатавэя и Эфрона упоминает и памятная записка из архивов ФБР, датированная 4-ым ноября 1955 года.

Тим Мэтьюс:

«Клаус Хабермоль (Klaus Habermohl) — инженер компании BMW, работавший в составе группы разработчиков особо секретного проекта Flugzeug в Праге, был захвачен русскими войсками в чешской столице 11 мая 1945 г. Нет сомнения, что инженер принял самое деятельное участие в конструировании советского дисколета. Мне же удалось напасть на след еще одной советской разработки — летательного аппарата с ядерным двигателем. Не знаю, были ли доведены эти работы до конца. Что я знаю точно — сенатор Рассел и его спутники видели летающий диск в 1955 году, во время поездки по территории СССР и их свидетельство — очень весомое доказательство успехов Советов в конструировании дисколетов. Сомневаюсь, что Рассел и его друзья увидели диск абсолютно случайно. Гонка вооружений, захлестнувшая СССР и США, сопровождалась противостоянием разведывательных институтов двух сверхдержав. Подробнее об этом можно прочитать в книге «Агентство» (автор: John Ranelagh, издательство Sceptre, 1988 год). Возможно, русская разведка провела намеренную демонстрацию дисколетов, чтобы поиграть на нервах заокеанских коллег. Судя по истерическим ноткам в посвященных советским ВВС и НЛО документах ЦРУ, им это удалось.

Еще больше беспокоило ЦРУ постоянное нарушение советскими дисколетами воздушного пространства США над территорией Аляски. В любом случае, ЦРУ считало разрабатываемые СССР «необычные летательные аппараты» серьезной угрозой безопасности Америки. И документы, подобные меморандуму от 14 июня 1954 года «Разведывательные мероприятия по изучению необычных типов летательных аппаратов вероятного противника» — явное тому подтверждение».