Как правильно ставить запятые. Пост полезностей. Как научиться правильно расставлять знаки препинания Как пишется вопросительный и восклицательный знак

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Каждому из нас ещё со школьной скамьи (а точнее с 1-го класса начальной школы) должны быть знакомы такие простые математические символы, как знак больше и знак меньше , а также знак равно.

Однако, если с последним что-то напутать достаточно сложно, то о том, как и в какую сторону пишутся знаки больше и меньше (знак менее и знак более , как ещё их иногда называют) многие сразу после этой же школьной скамьи и забывают, т.к. они довольно редко используются нами в повседневной жизни.

Но практически каждому рано или поздно всё равно приходится столкнуться с ними, и "вспомнить" в какую сторону пишется нужный им символ получается лишь обратившись за помощью к любимой поисковой системе. Так почему бы не ответить развернуто на этот вопрос, заодно подсказав посетителям нашего сайта как запомнить правильное написание этих знаков на будущее?

Именно о том, как правильно пишется знак больше и знак меньше мы и хотим напомнить вам в этой небольшой заметке. Также будет не лишним рассказать и том, как набрать на клавиатуре знаки больше или равно и меньше или равно , т.к. этот вопрос тоже довольно часто вызывает затруднения у пользователей, сталкивающихся с такой задачей очень редко.

Перейдем сразу к делу. Если вам не очень интересно запоминать всё это на будущее и проще в следующий раз снова "погуглить", а сейчас просто нужен ответ на вопрос "в какую сторону писать знак", тогда для вас мы приготовили краткий ответ - знаки больше и меньше пишутся так, как показано на изображении ниже.

А теперь расскажем немного подробнее о том, как это понять и запомнить на будущее.

В общем и целом логика понимания очень проста - какой стороной (большей или меньшей) знак по направлению письма смотрит в левую сторону - такой и знак. Соответственно, знак больше влево смотрит широкой стороной - большей.

Пример использования знака больше:

  • 50>10 - число 50 больше числа 10;
  • посещаемость студента в этом семестре составила >90% занятий.

Как писать знак меньше, пожалуй, повторно объяснять уже не стоит. Совершенно аналогично знаку больше. Если знак смотрит влево узкой стороной - меньшей, то перед вами знак меньше.
Пример использования знака меньше:

  • 100<500 - число 100 меньше числа пятьсот;
  • на заседание явилось <50% депутатов.

Как видите, все довольно логично и просто, так что теперь вопросов о том, в какую сторону писать знак больше и знак меньше в будущем у вас возникать не должно.

Знак больше или равно/меньше или равно

Если вы уже вспомнили, как пишется необходимый вам знак, то дописать к нему одну черточку снизу вам не составит труда, таким образом вы получите знак "меньше или равно" или знак "больше или равно" .

Однако относительно этих знаков у некоторых возникает другой вопрос - как набрать такой значок на клавиатуре компьютера? В результате большинство просто ставят два знака подряд, к примеру, "больше или равно" обозначая как ">=" , что, в принципе, часто вполне допустимо, но можно сделать красивее и правильнее.

На самом деле для того, чтобы напечатать эти знаки, существуют специальные символы, которые можно ввести на любой клавиатуре. Согласитесь, знаки "≤" и "≥" выглядят значительно лучше.

Знак больше или равно на клавиатуре

Для того, чтобы написать "больше или равно" на клавиатуре одним знаком даже не нужно лезть в таблицу специальных символов - просто поставьте знак больше с зажатой клавишей "alt" . Таким образом сочетание клавиш (вводится в английской раскладке) будет следующим.

Или же вы можете просто скопировать значок из этой статьи, если вам нужно воспользоваться им один раз. Вот он, пожалуйста.

Знак меньше или равно на клавиатуре

Как вы наверное уже смогли догадаться сами, написать "меньше или равно" на клавиатуре вы можете по аналогии со знаком больше - просто поставьте знак меньше с зажатой клавишей "alt" . Сочетание клавиш, которое нужно вводить в английской раскладке, будет следующим.

Или просто скопируйте его с этой страницы, если вам так будет проще, вот он.

Как видите, правило написания знаков больше и меньше довольно просто запомнить, а для того чтобы набрать значки больше или равно и меньше или равно на клавиатуре достаточно просто нажать дополнительную клавишу - всё просто.

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. Классический пример - фраза «Казнить нельзя помиловать», меняющая значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен адресату. Однако даже взрослые люди, успешно закончившие школу, часто испытывают сложности с пунктуацией.

В русском языке 10 знаков препинания, которые играют важную роль, позволяя одинаково понять письменную речь как пишущему, так и читающему предложение. В качестве примера попробуем научиться расставлять знаки препинания правильно.

Быстрая навигация по статье

Функции знаков препинания

У знаков препинания две функции: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная:

  • Смыслоразличительная функция обеспечивает разделение текста и предложения на смысловые куски, помогает расставить смысловые акценты и правильно понять взаимосвязи слов в предложении.
  • Интонационно-экспрессивная функция позволяет продемонстрировать цель высказывания, интонацию и эмоциональные акценты.

Основные правила пунктуации

Обычно сложности возникают со знаками препинания, стоящими в середине предложения. Это могут быть запятые и тире, при расстановке которых нужно руководствоваться несколькими правилами:

  • Предложение нужно проговорить вслух и обратить особое внимание на места, в которых при прочтении делается пауза — вероятнее всего там понадобятся запятые или тире.
  • При перечислении слова и словосочетания разделяются запятыми, если между ними не стоит союз «и». При этом нужно убедиться, что перечисленные прилагательные не являются составным наименованием (например: тарелки столовые фарфоровые) и не относятся к одному и тому же слову (например: удобный письменный стол);
  • Если с однородными членами предложения при перечислении используются повторяющиеся союзы: «и…, и…», «ни…, ни..», «или…, или…», то они разделяются запятыми;
  • Перед противительными союзами: «а», «но», «однако», «зато» ставится запятая всегда;
  • Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми с двух сторон (например: пятак, звеня и подпрыгивая, катился по мостовой);
  • В предложении могут встречаться обособленные второстепенные члены предложения, которые выделяются интонационно и по смыслу. В этом случае нужно учитывать, к какой части речи они относятся, имеют ли зависимые слова, а также стоят ли после определяемого слова или перед ним;
  • Обращения и вводные слова выделяются запятыми с двух сторон. (например: я, конечно, приду в семь. Я, Маша, скучаю без тебя);
  • Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми. Чтобы выделить простые предложения, нужно найти грамматические основы (кточто и что делает), определить границы каждого простого предложения и поставить между ними запятую (например: на берегу моря дул ветер, и волны накатывали на песок с лёгким шелестом);
  • Если в предложении пропущено слово «это», то вместо него нужно поставить тире. (например: остров - часть суши, со всех сторон окружённая водой).

Дополнительная информация

  • Для того чтобы научиться грамотно расставлять знаки препинания, полезно читать вслух и с выражением отрывки текстов разной тематики, обращая внимание на смысловые паузы, и на то, как они соотносятся со знаками препинания;
  • Перегруженный знаками препинания текст воспринимается плохо — лучше пропустить запятую, чем поставить лишнюю;
  • В сложных случаях нужно пользоваться справочниками;
  • Регулярно выполняемые упражнения помогут сформировать навык расстановки знаков препинания и обеспечат высокий уровень грамотности.

Инструкция

Определите, какую роль выполняют запятые в предложении. Для разделения используются одиночные знаки, для выделения – парные. Сравните: «Зной нестерпимый, да ширь поднебесная» и «Полосы предрассветного тумана, вьющиеся покрывалом над поляной, никли и уходили в черную тьму леса». В первом случае запятая разделяет самостоятельные предложения в составе сложной синтаксической конструкции, во втором – выделяется оборот.

Чаще всего разделительные запятые используются при однородных членах предложения, связанных бессоюзной связью: «По волнам барки, лодки, доски, бревна, крыши, вырванные с корнем деревья». Обратите внимание: разделительная запятая не ставится в устойчивых оборотах (поговорить о том о сём, ни свет ни заря) и не употребляется в составных наименованиях (ложки чайные мельхиоровые).

Определите, используются ли в предложении между однородными членами повторяющиеся союзы. В этом случае запятые ставятся, в отличие от конструкций с одиночными сочинительными союзами. Например: «Я успевал быть и на катке, и в театре»; «Я успевал быть на катке и в театре».

Всегда используйте разделительную запятую перед противительными союзами (а, но, однако, зато, да): «Всюду пахнет цветущей липой, а тут особенно». Обратите внимание, что союз «да» может быть соединительным, близким по значению к союзу «и». В таком случае запятая перед ним не ставится: «Меня томили тревога да жажда перемен».

Простое предложение может быть осложнено обособленными второстепенными членами предложениями, выделяющимися интонационно и по смыслу, приобретающими при этом относительную самостоятельность. При решении вопроса о выделении парными запятыми второстепенного члена предложения учитывайте:
- к какому слову (части речи) он относится;
- чем он выражен, распространен или нет;
- его расположение относительно главного слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
- наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (например, причины, уступки).

Обособляя определения, приложения, дополнения или обстоятельства, руководствуйтесь конкретными пунктуационными правилами, а не только произносительной интонацией.

Используйте парные выделительные запятые, если предложение осложнено конструкциями, грамматически не связанными с другими его членами. К таким конструкциям относятся обращения, вводные слова и вводные предложения. Например: «Моя любовь, забуду ль я тебя?» − в предложении вводное слово «разумеется».

Отделяйте запятыми простые предложения в составе сложного. Для этого найдите грамматические основы, определите границы простых предложений и расставьте знаки. Например, в предложении «Весна сияла на небе, хотя лес еще по-зимнему был засыпан снегом» две грамматические основы – «весна сияла» и «лес был засыпан». Это сложное предложение, части которого следует разделить запятой.

Как известно, речь человека эмоциональна. Однако, письменная речь не в состоянии передать эмоциональность устной. Для эмоционального усиления и лучшего восприятия текстовой информации приняты в русской типографике следующие знаки препинания:

«? » - вопросительный знак . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения вопроса или сомнения.

«! » - восклицательный знак . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения радости, восторга, изумления и т.п. Кроме того, восклицательный знак применяется при обращении к кому-либо («Товарищи!», «Господа!»), а также для обозначения повелительного наклонения или отдачи команды («Стой!», «Опасно!»).

«!!! » - Допускается применение вместо восклицательного знака для указания на высшую степень эмоциональности отношения.

«?! » - вопрос-восклицание . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения вопроса, когда вопрос должен быть выделен эмоционально.

«!.. » - восклицательный знак-многоточие . В отличие от знака препинания «многоточие» после восклицательного знака ставится всего две точки, а не три.

«(!) » - . Неорфографический знак препинания, который широко применяется в печати. Обычное применение - обращение внимания на нелепость или абсурдность цитаты, высказывания. В профессиональной печати, наоборот, применяется для обращения внимания на особо важные моменты текста. Применяется внутри предложения, непосредственно после текста, к которому имеет отношение. НЕ является окончанием предложения.

«(?) » - к сожалению, не знаю названия этого знака. Также, неорфографический знак, применяемый при рецензировании для выражения недоумения или несогласия с изложенной мыслью, идеей, цитатой.

Обращаем внимание на типичные ошибки применения вопросительного и восклицательного знаков:

1. Перед знаками «? », «! », «?! », «!!! », «!.. » никогда не ставится пробел. Запись «Привет!!! Как дела?» - неверна, правильно написать: «Привет!!! Как дела?»

2. После знаков «? », «! », «?! », «!!! », «!.. » всегда ставится пробел. Существуют объективные причины, мешающие нам поставить пробел, например, ограничение количества символов (SMS, Twitter). Но в блогах и дневниках такого ограничения нет, поэтому будьте грамотными.

3. Знаки «(!) » и «(?) » не являются знаком препинания, на них распространяются правила так, как-будто это слово предложения. Перед ними всегда ставится пробел. Если сатирический восклицательный знак заканчивает фразу, после него ставится знак препинания.

4. Следующие варианты написания комбинаций восклицательных и вопросительных знаков отсутствуют в русском языке и только подчёркивают безграмотность автора:
«?? », «!? », «!! », «?!?! », - думаю, есть и другие варианты, перечислять которые нет смысла.