Органы контроля за уплатой страховых взносов. Органы контроля за уплатой страховых взносов Выездная проверка по страховым взносам

1. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

2. Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

3. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в части 11 настоящего Федерального закона, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения.

4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов;

2) предмет проверки;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки.

5. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

6. Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

7. При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

8. При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

9. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

10. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в части 3 настоящей статьи.

11. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных частью 11.1 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.

11.1. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:

1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

а) четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

б) десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с частью 5 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

11.2. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки органом контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.

12. В рамках выездной проверки органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов - организации.

13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, указанного в части 3 настоящей статьи, срок проверки не может превышать один месяц.

14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, указанной в части 23 настоящей статьи.

15. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:

1) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со настоящего Федерального закона;

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

16. Приостановление проведения выездной проверки по основанию, указанному в пункте 1 части 15 настоящей статьи, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы.

17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена по основанию, указанному в пункте 2 части 15 настоящей статьи, и в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

19. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика страховых взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, связанные с указанной проверкой.

20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

21. Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.

22. При проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном настоящего Федерального закона. Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

23. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае, если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

24. Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.

25. При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.

26. Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться:

1) вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов - в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;

2) органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

27. Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

По каким критериям отбираются кандидаты для проведения выездных проверок?
Какие документы затребуют представители Пенсионного фонда в ходе выездной проверки?
На что обратят внимание при проверке первичных документов?

Методические рекомендации по организации и проведению выездных проверок утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда от 3 февраля 2011 г. № 34р (далее – Методичка). Документ устанавливает порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам. Методичка затрагивает только работодателей и коммерсантов, принимающих сотрудников по гражданско-правовым договорам, и не касается проверки взносов, которые ИП уплачивают за себя.

С появлением Методички распоряжение Правления Пенсионного фонда от 11 мая 2010 г. № 127р, которым утверждались временные правила проверок, утрачивает силу.

Методичка определяет перечень документов, которые могут быть запрошены у ИП, устанавливает вопросы, которые будут интересовать контролеров.

План выездных проверок составляется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки. При этом проводится полный анализ потенциального кандидата на основании всей имеющейся у фонда информации. Кроме того, сведения могут запрашиваться в налоговой инспекции. План-график на очередной год утверждается до 25 декабря, но в него могут вноситься изменения. В ходе планирования осуществляются следующие процедуры:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

В ходе названных процедур контролеры для отбора плательщиков в план проверок будут ориентироваться на критерии, установленные в Методичке (таблица 1).

Таблица 1. Критерии отбора плательщиков страховых взносов для включения в план выездных проверок Пенсионного фонда

Критерий

Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)

Несвоевременное представление индивидуальных сведений

Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами

Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом

Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)

Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд

Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности

Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам

Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)

Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

*Фирмы и предприниматели, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются (п. 2.2.1 Методички)

В ходе выездной проверки осуществляется контроль не только правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. Пенсионщиков будут интересовать также документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

На основе плана-графика выносится решение, один экземпляр которого передается плательщику страховых взносов. В рамках выездной проверки рассматривается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Методичка рекомендует контролерам выбирать целое число расчетных периодов. Таковым является календарный год, то есть текущий год в проверяемый период советуют не включать, но и не запрещают. Назначать проверку рекомендовано не раньше наступления сроков представления расчета за последний расчетный период, то есть решение о проверки уплаты взносов, к примеру, в 2011 году, скорее всего, будет вынесено после 15 февраля (срок представления расчета по итогам года) 2012 года. Но, опять же, это только рекомендация.

Перед выходом на проверку представитель фонда:

– анализирует документы о деятельности бизнесмена, имеющиеся в наблюдательном деле;

– знакомится с результатами предыдущей выездной проверки;

– формирует по плательщику страховых взносов реестр платежей страховых взносов;

– направляет запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и свое временность уплаты страховых взносов.

Таблица 2. Проверка документов в ходе выездной проверки Пенсионного фонда

Документы, представленные по требованию фонда, проверяются в части:

Полноты представленного комплекта истребованных документов

Правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки

Наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

Правильности заполнения обязательных реквизитов в документах

Правильности внесения исправлений

Наличия подчисток и помарок

Соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов

Правильности подсчета соответствующих итогов в документах

Контролеры вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность расчетов и уплаты. Требование о представлении документов составляется строго по форме 14, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н (приложение № 21). Количество требований не ограничено (п. 4.2 Методички), так что не удивляйтесь, если в ходе проверки вам направят несколько требований, периодически запрашивая документы. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки грозит штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

В Методичке приводится перечень документов, которые могут быть истребованы для проверки. Ревизоров заинтересуют такие организационно- распорядительные документы, как приказы, коллективные, трудовые и гражданско-правовые договоры, соглашения с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. В приложении № 1 к Методичке приведен перечень документов, истребуемых при проверке. Перечень не является закрытым, а в тексте Методички встречаются иные документы, мы попытались составить наиболее полный список (таблица 3).

Таблица 3. Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки

Вид документа

Приказы об учетной политике (ИП не обязаны составлять учетную политику, но документ может составляться, если коммерсанту необходимо утвердить какой-либо внутренний бланк, порядок ведения раздельного учета, иные правила учета, не урегулированные законом)

Разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.)

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников

Расчеты РСВ-1 ПФР

Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период: – книга учета доходов и расходов, кассовая книга, ведомости (оборотно-сальдовые), главная книга, мемориалы-ордера, журналы-ордера и пр. Не все из названных документов ИП обязаны заполнять. Затребовать могут лишь те регистры учета, которые ИП ведет

Список внештатных работников, список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

Договоры со страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование работающих граждан, с приложением списка граждан, застрахованных на ОМС

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к письму Пенсионного фонда от 26 января 2010 г. № АД-30-24/691 и ФСС России от 14 января 2010 г. № 02-03-08-56П)

Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы (в том числе об учетной политике), коллективные договоры, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц)

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККМ, квитанции и пр.)

Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма 1-НДФЛ)

Копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период

Расчетные документы (счета и пр.)

Банковские и кассовые документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы)

Документы, используемые при проверке кассовых операций (приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера; при наличии ККМ проверяются: договор с ЦТО, журнал кассира-операциониста, справки-отчеты кассира-операциониста, X отчеты, Z-отчеты)

Формы первичной учетной документации, в том числе унифицированные:

1) по учету кадров:

Т-1 – Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;

Т-2 – Личная карточка работника;

Т-3 – Штатное расписание;

Т-5 – Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;

Т-5а – Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;

Т-6 – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

Т-6а – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

Т-8 – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);

Т-8а – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

Т-11 – Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

2) по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

Т-12 – Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;

Т-13 – Табель учета рабочего времени;

Т-49 – Расчетно-платежная ведомость;

Т-51 – Расчетная ведомость;

Т-53 – Платежная ведомость;

Т-54 – Лицевой счет;

3) прочие документы

Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц

Учредительные документы: устав и (или) учредительный договор, положение (у ИП этих документов нет)

Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения (у ИП отсутствует)

Регистры бухгалтерского учета: главная книга; журналы-ордера; мемориалы-ордера; оборотно-сальдовые ведомости; аналитические карточки (карточки субконто и др.); своды по заработной плате; разработочные таблицы-машинограммы (ИП бухучет не ведут)

У фирм дополнительно затребуют аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Если в проверяемом периоде осуществлялись выплаты, в натуральной форме, то в ходе выездной проверки будут рассмотрены следующие счета бухгалтерского учета: 41 «Товары», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные». Если производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то контролеры просмотрят регистры бухучета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Индивидуальные предприниматели бухучет не ведут, соответственно карточек по счетам у ИП нет

Статформа № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» затребуется у юрлиц (коммерческих и некоммерческих организаций, кроме субъектов малого предпринимательства)

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг)

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

При необходимости иные документы

Большой раздел Методички посвящен основным вопросам, подлежащим проверке и описанию в акте выездной проверки (таблица 4). Причем каждому из вопросов посвящена отдельная глава Методички с примерами и указанием конкретных показателей, строк отчетности, на которые проверяющие должны обратить внимание.

В Методичке прописаны процедуры проверки отдельных выплат. При этом разделяются по видам: выплаты из кассы наличными, по безналу, вознаграждение в виде натуральной оплаты. А также рассматриваются операции по реализации (безвозмездной передаче) работникам материальных ценностей. Но все вопросы рассматриваются с точки зрения проверки фирм, которые ведут бухучет: перечисляются счета бухгалтерского учета, на которые нужно обратить внимание, сальдо и т. п. Информации для предпринимателей немного, в основном это упоминание первичных документов, на которые контролеры обратят внимание при проверке выплат.

"Кадровый вопрос", 2012, N 2

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Как вы знаете, страховые взносы не относятся к налоговым платежам. Но, несмотря на это, контроль правильности исчисления страховых взносов, осуществляемый Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, во многом схож с теми контрольными мерами, которые осуществляют налоговые органы в отношении налоговых платежей. Контрольными мероприятиями являются камеральные и выездные проверки, проводимые соответствующими органами контроля. О камеральных проверках пойдет речь в этой статье.

Одним из отличий камеральной проверки от проверки выездной является то, что камеральная проверка проводится непосредственно по месту нахождения органа контроля, а выездная - на территории плательщика страховых взносов.

Целью камеральной проверки является контроль соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС);

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. Кроме того, контролю подвергаются выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

ПФР и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией с Федеральным и территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

Порядок проведения камеральной проверки

регламентирован статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ

Камеральная проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у органа контроля (п. 1 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ). Документами, представляемыми плательщиками, могут быть листки нетрудоспособности в связи с заболеванием, беременностью и родами, которые вправе запросить ФСС при проведении камеральной проверки, а также другие документы в связи с материнством, подтверждающие расходы, произведенные за счет социального страхования.

Специального решения руководителя органа контроля о проведении камеральной проверки не требуется. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета плательщиком страховых взносов (п. 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки выявлены:

Ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам;

Противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

Несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, то о данных фактах сообщается плательщику страховых взносов.

Для этого органы контроля направляют плательщику страховых взносов требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР), утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Приказ N 957н).

Плательщик страховых взносов при получении указанного требования обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Оформление результатов проверки

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах должностные лица органа контроля составляют акт проверки. При проведении камеральной проверки указанный акт должен быть составлен в течение 10 дней после истечения срока ее проведения (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (п. 6 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Форма акта камеральной проверки (форма 16-ПФР, форма 16-ФСС РФ) утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась. Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, отказывается подписать акт, в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

В течение пяти дней с даты подписания акта он должен быть вручен проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте датой его вручения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Нередко лица, в отношении которых проводятся проверки, не соглашаются с фактами, изложенными в актах проверок, а также с выводами и предложениями проверяющих. В такой ситуации плательщик в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Перед вынесением окончательного решения в виновности или невиновности лица, в отношении которого проводилась проверка, акт проверки, а также письменные возражения рассматриваются руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов. Срок на рассмотрение - 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, отпущенного проверяемому лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Рассмотрение результатов проверки может производиться при участии лица, в отношении которого и проводилась данная проверка. При этом стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие.

Цель изучения материалов проверки изложена в п. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ и подразумевает под собой установление следующих обстоятельств:

Совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

Образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

Имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;

Исключающих вину лица в совершении правонарушения либо смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель органа контроля вправе вынести решение об истребовании нужных документов по форме 18, утвержденной Приказом N 957н.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов (заместитель руководителя) выносит решение:

О привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 19-ПФР, форма 19-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н);

Об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 20-ПФР, форма 20-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н).

Соответствующее решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 13 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

При принятии решения руководителем контрольного органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в нем излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении указываются размеры выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Иными словами, привлечение к ответственности невозможно без доказательств факта совершения правонарушения.

Если по итогам рассмотрения материалов проверки принято решение об отказе в привлечении лица, в отношении которого проводилась проверка, к ответственности, то в решении излагаются все обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

Итоги рассмотрения материалов проверки лицо вправе обжаловать в срок, который указан в решении, в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (п. 11 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Завершая статью, напомним читателям, что в соответствии с нормами ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ контролирующие органы имеют право:

Требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;

Вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер;

Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;

Требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;

Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном Федеральным законом N 212-ФЗ порядке;

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за совершенные правонарушения;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом N 212-ФЗ.

Вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

И. Новоселов

Эксперт журнала

Подписано в печать

7.4. Комплект документов, подлежащих
истребованию у плательщика страховых взносов для проведения
выездной проверки

7.4.1. Учредительные документы:

Устав и (или) учредительный договор, положение.

7.4.2. Приказы об учетной политике.

7.4.3. Разрешительные документы:

Лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.

7.4.4. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период.

7.4.5. Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения.

7.4.6. Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период:

Главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.

7.4.7. Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам:

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

50 "Касса";

51 "Расчетные счета";

55 "Специальные счета в банках";

71 "Расчеты с подотчетными лицами";

73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";

76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";

84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать следующие счета бухгалтерского учета:

41 "Товары";

10 "Материалы";

43 "Готовая продукция";

45 "Товары отгруженные".

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать регистры бухгалтерского учета по счету 91 "Прочие доходы и расходы".

7.4.8. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.01.2010 N 02-03-08-56П).

7.4.9. Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:

Приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);

Коллективные договоры;

Трудовые договоры;

Договоры гражданско-правового характера;

Соглашения, заключенные с физическими лицами;

Контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

7.4.10. Банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы).

7.4.11. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

В ходе проведения выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление Госкомстата России N 71а);

- "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" (далее - Постановление Госкомстата России N 55);

- "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление Госкомстата России N 1).

Возможный перечень документов, истребуемых при проведении выездной проверки, приведен в приложении N 1 данных Методических рекомендаций.

Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Виды проверок:

— камеральная;

— выездная.

Камеральную проверку страховых взносов могут проводить только два ведомства – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Камеральная проверка

Период проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления плательщиком расчета по форме РСВ-1.

При выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в расчетах или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, плательщику страховых взносов направляется требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом плательщик страховых взносов имеет право дополнительно представить выписки из регистров бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

На основании материалов камеральной проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Решение вступает в силу по истечении десяти дней с момента вручения его лицу, в отношении которого оно было вынесено. На основании уже вступившего в силу решения страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа (в случае привлечения его к ответственности за совершение правонарушения).

Выездная проверка уплаты страховых взносов

Вид ограничения в проведении проверки плательщиков Срок
Период, который может быть охвачен выездной проверкой 3 года
Периодичность проведения проверки (без учета обособленных подразделений) Не чаще одного раза в 3 года
Период, в течение которого проводится проверка (срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверки) 2 месяца
Период, в течение которого проверяется обособленное подразделение 1 месяц
Приостановление проведения проверки в установленных законом случаях 6 месяцев

Оформление результатов выездной проверки. В соответствии с п. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ в последний день проведения выездной проверки должностные лица органов контроля обязаны составить справку о проведенной проверке по утвержденной форме и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется ему по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Акт о результатах проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке.

В течение пяти дней с даты подписания акт вручается представителю Предприятия (Филиала), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта Предприятие вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям.

Предприятие вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Перед вынесением окончательного решения в виновности или невиновности Предприятия, акт проверки, а также письменные возражения рассматриваются руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов.

Срок на рассмотрение — 10 дней со дня истечения 15-дневного срока , данного Предприятию на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Рассмотрение результатов проверки может осуществляться при участии представителя Предприятия. При этом, что присутствие представителя Предприятия не является обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие.