Ребенок говорит «плохие» слова? Как помочь малышу. Как отучить ребенка говорить плохие слова? Ребенок говорит плохие слова что делать

В разговорах с родителями часто приходится слышать о том, что ребенок говорит бранные слова. И как очистить детскую речь от этих слов, родители не знают.
Специалисты, которые работают с детьми в садах, школах, на курсах в центрах раннего развития детей , также отмечают, что грубые слова прочно вошли в лексикон детей и истребить их под силу только родителям.
Раньше, в советские времена, когда молодежь не была повально увлечена модными подходами к воспитанию детей, за дело брались бабушки — мыли ругнувшемуся ребенку рот с мылом.

Это, несомненно, негуманно, неэффективно и приводило только к появлению травмы, недоверия родителям, затаенной обиды. Бранные слова при этом продолжали употребляться, но уже «втихую».

Пока дело не зашло слишком далеко и пока еще не требуется психолог для ребенка , давайте разберемся, откуда в детской речи появляются грубые, жаргонные словечки?

1. Подражание. Ребенок эти слова услышал, а не придумал сам. Самое время задуматься об источниках — сад, школа, друзья, телевизор, родственники. Как минимум родителям можно начать с себя — проанализировать свою речь во время общения не только с ребенком, но и с окружающими, друзьями, по телефону. Сделать выводы.

2. До 4-5 дети не видят разницы между плохими и хорошими словами. Они исследуют мир, повторяют то, что слышали, играют словами. Употребление нехороших слов чаще всего неосознанно. А вот как реагируют окружающие на эти слова — влияет на то, останется это слово у ребенка в лексиконе и он станет его произносить специально и осознанно, или же он о нем быстро позабудет.

3. Обычно «плохие слова» взрослые произносят эмоционально окрашено. Поэтому ребенок запоминает их хорошо, так как у него они связаны с какой-то эмоцией. Значение слова при этом часто остается для ребенка непонятным.

Теперь давайте попытаемся определить причины сквернословия.

1. Подражание. Ребенок хочет быть на кого-то похожим. Постарайтесь узнать, на кого.

2. Привлечение внимания. Когда окружающие бурно реагируют на речь ребенка — смеются, удивляются, резко просят замолчать и ругают, в общем, обращают излишнее внимание на слова — ребенок это фиксирует и в дальнейшем для привлечения внимания снова использует этот же прием. Такой способ обратить на себя внимание даже входит в привычку.

3. Желание огорчить родителей. Ребенок таким образом выражает протест. Ребенок может намеренно браниться, если расстроен и обижен на маму с папой, и при этом знает, что они нервничают, когда он произносит «плохие» слова.

4. Привычка. Если в семье, в саду, в кругу друзей грубые слова — норма, звучат часто и не по делу, то дети быстро привыкают к такой лексике и привыкают выражать свое состояние и отношение к чему-либо так же, как и окружающие их взрослые.

Как реагировать родителям, если ребенок использует грубые слова .

Чаще всего взрослые впадают в шок, громко негодуют или же никак не реагируют на высказывания чада.
И во всех этих случаях поступают неверно.
Гнев, шок и резкое осуждение могут подействовать, но насовсем слова из детского лексикона не уйдут и спустя время снова всплывут, изменения поведения не произойдет.
Если игнорировать и никак не реагировать, ребенок сочтет, что ругаться — нормально.

Что же делать?

Не паниковать и не закрывать глаза на происходящее. В просто сразу СПОКОЙНО поговорить с ребенком. Сообщить, что слова, которые он сейчас произнес, — грубые, некрасивые и в вашем доме и семье их не используют. Таково правило вашей семьи. И маме с папой очень хочется, чтобы он их больше не употреблял.

Иногда стоит объснить значение этих слов. Звучит непривычно, но это работает. Так как часто дети не понимают смысл ими же сказанного.

Обязательно обучайте ребенка понимать свои чувства и уметь их распознавать. Научите его говорить «я обиделся», «я грущу», «я раздражен», «я злюсь», «я стесняюсь», «я рад». Расскажите, что именно такими словами сообщают люди о своем состоянии, а те, кто слов знает немного, используют некрасивые слова. Что плохие слова — признак бедной фантазии и плохого воспитания.

Предложите альтернативу плохим словам. Придумайте им замену вместе. Можно поиграть в «обзывалочку». Но перед игрой договоритесь, что называете друг друга словами в разумных пределах и никто не обижается, если «обзывалка» не понравится. Договоритесь, какие слова употреблять в игре нельзя. Так ребенок быстро поймет, что вместо бранных слов можно употреблять и привычные слова, что главное здесь не слово, а интонация.

Например: — А ты старый ботинок! — А ты бешеный бегемот! — А ты кипящий суп!
И т. д.
Игра выходит веселая, в ней ребенок учится выражать свои чувства, не разрушая при этом отношения.

Помогите ребенку почувствовать себя взрослым. Предлагайте ему такие дела, где он может самоутвердиться и повысить свою самооценку.

Если же употребление бранных слов — следствие нехватки внимания со стороны взрослых, нужно постараться исправить ситуацию и наладить отношения в семье.

Говорите своим детям почаще добрые красивые слова, о том, как вы их любите. Ведь бывает, и одного слова достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, счастливым и окрыленным.

Вы заметили, что Ваш ребёнок принес с улицы нецензурное слово? Как правильно реагировать на плохие слова у детей?

В этом случае важно понять, что просто безрезультативно ругать, наказывать и уж тем более, бить по губам ребенка, если он говорит принесенные с улицы слова. эти действия не принесут должного результата. не расстраивайтесь, у этой проблемы наверняка найдется решение. мы собрали 10 советов по борьбе с плохими словами.

Что делать, если ребёнок принес с улицы нецензурное слово?

1. Прежде всего – не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждет преступное будущее. И не значит, что вы плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребенок чаще всего не понимает.

2. Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимание. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребенок поймет, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один раз, ребенок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного.

3. Спросите ребенка: «А что это значит?». Если ребенок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете, зачем использовать такое грубое слово. Но, скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они означают.

4. Ответьте несуществующим словом. Предложите и ребенку, если ему не хватает выразительных слов придумать что-нибудь свое, а не повторять за другими.

5. Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные, звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».

6. Скажите, что бранные слова вас огорчают. Если ваш ребенок достаточно взрослый для того, чтобы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье.

7. Следите за своей речью.

8. Предложите синоним. Другими словами, если ребенок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но желательно столь же эмоциональный, синоним.

9. Развивайте речь ребенка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребенка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии и не будет представлять значительной угрозы.

10. Примите тот факт, что раз бранные слова существуют, значит ребенок может их “подцепить”. И будет лучше, если вы не станете в ответ угрожать и запугивать, а постараетесь услышать, что же скрывается за нехорошим словом – желание быть замеченным, просьба о помощи, попытка утвердится среди сверстников или неосмысленное повторение.

Речь — это показатель ума.
Сенека

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А самих детей, так же как их родителей и учителей - воспитателей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно, за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

ОРУДИЕ МЕСТИ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно, появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

Их, в первую очередь, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае, бранные слова становятся орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей в детском саду, учителей в школе.

Детям надо объяснить, что люди используют ругательства, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка «плохих слов» взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются; сидя за рулем автомобиля, очень эмоционально негодуют на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование они выражают с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения эмоциональные, несдержанные дети копируют кого-то из родных, всего лишь повторяя слышанные многократно слова.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что, таким образом, он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа.

Скажите ребенку: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении». Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком.

Это хорошо для детей школьного возраста, а малышам лучше сказать о том, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Вообще, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Без крепкого словечка теряют всю соль анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Иногда знание и умение употребить бранное слово необходимо, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае, ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

КЛИЧКИ И ДРАЗНИЛКИ

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в детском саду и начальной школе. В проведенном опросе: «За что вы не любите некоторых детей в группе, классе?» чаще всего звучали ответы: «За то, что он (она) обзывается»

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться)

— шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих)

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти)

4. «Не со зла» (дразнящий ребенок не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый...»

Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Воспитательная цель состоит не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего «Я» и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью (актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и др.).

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача взрослых — пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно поговорить со всеми детьми в группе или классе на эту тему.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные слова.

Итак, что можно сделать, если ребенка обзывают:

1. Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но, в некоторых случаях, эффективно. Пусть ребенок не отзывается, пока не обратятся к нему по имени, сделает вид, что не понимает, к кому обращаются. Скажет: «Меня, вообще-то, Васей зовут. А ты разве меня звал?»

2. Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

3. Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

4. Не поддаваться на провокацию.

5. Не позволять собой манипулировать.

Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки — но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее - доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

6. Ответить.

Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

7. Отговориться.

Согласно наблюдениям М.В. Осориной, 5-9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово, в этом случае, остается за пострадавшим.

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — Ключ у меня,

Кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

3) Шел крокодил,

Твое слово проглотил,

А мое оставил!

4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) — Дурак!

— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

По материалам статьи Марины КРАВЦОВОЙ,

газета «Школьный психолог», №15, 2004 .

1. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Санкт - Петербург, из-во «Речь », 2004

Еще одна распространенная проблема у родителей с детьми – это матерные слова. Прежде всего, вам стоит принять тот факт, что дети так или иначе будут слышать плохие слова или даже матерные. Задача родителя объяснить, почему их не стоит использовать в общении без лишней эмоциональности. И сделать это так же необходимо в детстве, с возраста когда ребенок начинает анализировать и осознавать поведение, речь окружающих, когда он становится почемучкой – в среднем с 4-х лет. А что делать, если плохие слова говорит совсем маленький ребенок? Сегодня хочу поговорить на тему: ребенок говорит плохие слова что делать родителям.

Если маленький ребенок произнес матерное слово, сам того не понимая, то это очень забавно, согласитесь. Часто взрослые смеются над такими ситуациями, не понимая, что, давая положительную оценку этому происшествию, они невольно мотивируют ребенка продолжать давать матерные выступления.

Однако случается и так, что родители вместо смеха выказывают свое возмущение и принимаются отчитывать ребенка. Это эмоциональная оценка негативного характера, которую ребенок тоже воспримет, и непременно будет использовать против вас, зная, что это не доставляет никому удовольствия.

Стоит сразу намотать себе на ус, что ни положительной, ни негативной реакции быть не должно. Если матерное слово произнес малыш до 3 лет, то лучше всего просто проигнорировать этот факт. Не получив эмоциональной отдачи, он, вероятнее всего, забудет плохие слова. Конечно, если эти слова не используют сами родители. Если же родители используют ненормативную лексику, но хотят от нее избавиться и не хотят, чтобы ребенок так говорил – это более сложная ситуация. Однако спокойное поведение и объяснение ребенку, что это слово употреблять не стоит и что родители также пытаются избавится от этой привычки возможно поможет решить эту проблему.

У нас сын в 3 года слышал от друзей плохие слова, но мы приняли именно такую тактику – не обращать внимания, ему и не интересно их было произносить, так как на эти слова нет никакой отдачи.

Что делать, если матерится ребенок постарше

Ребенку, который старше 4 лет, необходимо доходчиво и спокойно объяснить значение произнесенных слов и в каких ситуациях они обычно используются. Следует обязательно обратить внимание на то, что в вашей семье так не говорят, это не принято. Важно сохранять дружелюбный тон. Не давить, не ругать, не идти на разборки в школу с вопросом где и от кого он услышал плохое слово. Так как такое поведение лишь отдалит ребенка от вас. И в следующий раз слова он говорить будет, но когда вас нет рядом. Главное, чтоб мама не услышала, а то такой шум поднимет…

Как объяснить почему мат – это плохо.

  1. Вы слышали про опыты с водой, когда говоришь над ней хорошее слово, то видишь красивые кристаллы в виде снежинок, узоров. Когда говоришь плохое слово – то видишь хаос, похожий на черную дыру в космосе. И это не мистика и фантастика, а реальные исследования. С учетом того, что человек на 95% состоит из воды, можно представить как влияет на наш организм плохое слово. Да и родителям, когда они ругают детей тоже нужно следить за словами, не стоит употреблять слова «руки-крюки», «дурак», «лентяй» и другие.
  2. Ученый, доктор биологических наук И. И. Белявский, в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.
  3. В старые времена, маты приравнивались к проклятию рода. И если перечислить все маты, то действительно они касаются детородных органов. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние.
  4. Ну и самый простой вариант объяснения – это просто не принято в нашей семье. Это признак низкой культуры и т.п.

Надеюсь, статья помогла вам и подсказала что делать, если ребенок сказал плохое слово или мат.

“Горячие” или “плохие” словечки встречаются в речи не только тех детей, которые растут в семьях, где нецензурные слова считаются нормой, но и в семьях, где родители следят за своей речью. В определенный период (и у каждого он свой) родители сталкиваются с тем, что ребенок начал ругаться .

Услышать “красное” словцо ребенок может где угодно: от дедушек и бабушек, в магазине, ожидая в очереди, в садике, школе, гуляя в парке или наблюдая за ссорой соседей... И если взрослые могут не придать значения словам со стороны, то ребенка они могут заинтересовать и впечатлить своей новизной.

И все же, есть разница в том, в каком возрасте ребенок начал применять ругательские слова, с кем, когда и как он их применяет.

От 3 до 6 лет. В этом возрасте ребенок не всегда понимает смысл услышанного нового слово, пытается применить его на практике и следит за реакцией взрослых. Если на первые попытки применять запретные слова в речи, взрослые не проявляют яркой реакции, интерес к слову угасает и ребенок перестает его применять. В противном случае, если ваша реакция на слово-ругань будет слишком яркой, это может привести к тому, что ребенку словечко запомнится и он будет применять его при любой возможности. Если же слово ребенку очень запомнилось и после игнорирования интерес к нему не пропал, стоит объяснить ребенку, что это слово некультурное и в вашей семье так не выражаются. И помните, что запретный плод сладок! Поэтому, если ребенку запрещать полностью его использовать, то он будет норовить его повторять все чаще. Если и после беседы о некультурности слова, ребенок продолжает его иногда употреблять, разрешите ему говорить это слово, когда рядом отсутствуют другие люди или, к примеру, находясь в ванной комнате. В скором времени интерес к слову пропадет. Будьте терпимее!

Подрезюмируем: в этом возрасте важно не проявлять яркой реакции на “плохие” слова, объяснять ребенку, что в вашей семье так не говорят и, что это не культурно, не выдвигать полного запрета, а вводить ограничения, где нет “подпитки” от реакции других. Обязательно следите за своей речью, чтобы “горячие” словечки в ней не встречались, так как ребенку сложно будет объяснить, почему вам можно, а ему нет.

Если ребенок начал ругаться в возрасте старше 6 лет , а это уже сознательный возраст, здесь могут быть следующие причины:

  • - так ребенок стремится привлечь внимание родителей
  • - подобная речь является "нормой" в кругу его общения вне дома (с одноклассниками или друзьями)
  • - пытается подчеркнуть свою взрослость
  • - ругательство, как способ проявления эмоций
  • - следствие маленького словарного запаса

Для начала стоит объяснить ребенку, что подобная речь не является культурной и приемлемой в обществе. Попросите его, как минимум, в вашем присутствии следить за своей речью, и помнить, что он является частью общества, где подобные слова имеют негативный окрас.

  • Если родители проводят много времени на работе, не участвуют в процессе воспитания ребенка, или не уделяет должного внимания ребенку, то нецензурные слова могут быть использованы с целью привлечь внимание родителей . Этот процесс происходит неосознанно. У ребенка меняется речь, поведение, так он заставляет родителей интересоваться своей жизнью, пусть даже и ругая его. Безразличие хуже негатива - приблизительно этим руководствуется ребенок. Конечно же, такими понятиями ребенок не рассуждает, а действует бессознательно. В такой ситуации для коррекции поведения и речи, родителям следует уделять больше внимания своему ребенку, находить общие интересы и проявлять заботу.
  • Речь переполненная нецензурными словами может являться "нормой" в кругу общения ребенка вне дома (с одноклассниками или друзьями). В таком случае ребенок пытается быть одним из “своих”. Здесь также стоит объяснить ребенку, что подобные слова неуместны и некультурны, если вы этого еще не сделали. Общаться с друзьями можно и без употребления ругательных слов, они нормальную речь также понимают. Либо же ограничить круг применения: ”плохие” могут быть использованы только в кругу общения “своих”, но они не должны переноситься в обыденную жизнь и тем более в общество за пределами группы “своих”.
  • Если ребенок применяет в своей речи ненормативную лексику, пытаясь таким образом подчеркнуть свою взрослость , это легко корректируется и быстро перерастается. Объясните ребенку, что не речь делает его взрослым, а поступки и поведение.
  • Ругательство со стороны ребенка может быть способом проявления эмоций . То есть, если ребенок обижен, то словом “дурак” он может дать выход своим негативным чувствам внутри. Вам, как взрослому человеку, необходимо научить ребенка выражать свои чувства и не держать их внутри. Вместо ругательства лучше рассказать на что он обижен и что с ним нельзя так обращаться. Само слово-ругань ситуацию не решает.
  • Если ребенку не хватает словарного запаса для выражения своих чувств, нужно предлагать читать больше книг и старайтесь привлекать его к дискуссиям и беседам на интересующие его темы.

Фото - Alexas_Fotos