Какое садака бывает если давать родителям. Кому и как лучше подавать милостыню? Для принятия поста

Вопрос от Dia:

Ассаламуалейкум! Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. Заранее спасибо.

Ответ:

Для того, чтобы какая-либо помощь могла считаться садакой, необходимо, чтобы она обладала тремя особенностями:

1. Совершалась только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Оказывалась тем, кто является бедным и нуждающимся.

3. Оказывалась совершенно безвозмездно.

Любая помощь, которая обладает этими тремя особенностями, может считаться садака. При отсутствии же хотя бы одной из этих особенностей, оказанная помощь не будет рассматриваться как садака.

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (аль-Мунафикун 63/10).

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара 2/267). В этом аяте Аллах Всевышний приказывает нам раздавать садака, и описывает то, каким оно должно быть.

Описывая верующих, Аллах Всевышний говорит: «... которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (Али Имран 3/134).

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара 2/262). Этот аят указывает на то, что садака является одним из важнейших путей достижения довольства Аллаха Всевышнего, а так же счастья в обоих мирах.

Что касается вопроса о том, кому следует раздавать садака, то ответ на него мы так же находим в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

Теперь поговорим о тех, кто просит деньги на улицах. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть так же и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».

Просить подаяния могут три группы людей: 1) нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) человек, имеющий большие долги; 3) тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.

Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим, для удовлетворения своих потребностей. К это можно добавит и тех, у кого есть долги.

Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35).

Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается, и указывает, что такое занятие приведет человека в Ад.

Садака (милостыня) – это одно из лучших деяний человека. Передача имущества нуждающимся ради достижения довольства Всевышнего Аллаха с целью получения вознаграждения считается милостыней.

Садак а приносит огромную пользу обществу, ибо порождает братство и взаимопомощь среди мусульман. Тех, кто раздаёт садака, Всевышний Аллах размещает под тенью Арша в , когда нет другой тени.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يَغْفِرُ اللهُ لِلْشَّهِيدِ كُلَّ شَيْءٍ إِلاَّ الدَّيْنَ

«Всевышний Аллах прощает шахиду всё, кроме неоплаченного долга ». (Муслим , 1886)

От Салямата ибн Аква’ (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أن النبي صلى الله عليه وسلم أُتي بجنازة ليصلي عليها فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: لا، فصلى عليه، ثم أُتي بجنازة أخرى فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: نعم، قال: صلوا على صاحبكم، قال أبو قتادة: علي دينه يا رسول الله، فصلى عليه

«Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело покойного, и он спросил: "У покойного были долги? " Ему сказали, что не было, и он совершил джаназа-намаз за него. Затем, когда принесли другого покойного, он снова спросил: "У него были долги? " Ему ответили: "Да ". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Сами совершите намаз за вашего друга ". Тогда Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я беру на себя его долги, о Посланник Аллаха ". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллах) совершил по нему джаназа-намаз ». (Бухари )

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُؤْتَى بِالرَّجُلِ الْمُتَوَفَّى عَلَيْهِ الدَّيْنُ، فَيَسْأَلُ: هَلْ تَرَكَ لِدَيْنِهِ مِنْ قَضَاءٍ فَإِنْ حُدِّثَ أَنَّهُ تَرَكَ وَفَاءً صَلَّى عَلَيْهِ، وَإِلَّا قَالَ: صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ فَلَمَّا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْفُتُوحَ قَالَ: أَنَا أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ، فَمَنْ تُوُفِّيَ، وَعَلَيْهِ دَيْنٌ فَعَلَيَّ قَضَاؤُهُ

«Если Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносили тело покойного, который имел долговые обязательства, то он спрашивал : "Оставил ли он наследство для выплаты своих долгов? " Если ему сообщали, что он оставил наследство, которого достаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, он совершал по нему .

Если нет, то он говорил: "Совершите молитву по своему товарищу ". А когда Аллах помог ему свершить несколько завоеваний, он сказал: "Я ближе к верующим, чем они сами, и если у покойного останутся невыплаченные долги, то я обязуюсь выплатить их за него "». (Бухари , Муслим )

Тем не менее, не запрещено творить милостыню человеку, у которого есть долги. Об этом подробно рассказал имам Ан-Нававави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб »:

«Что касается случая, если человек, имеющий долги, пожелает раздать желательную милостыню, то автор (книги Мухаззаб Аш-Ширази), его шейх Абу Ат-Таййиб, Ибн Ас-Саббаг, Аль-Багави и другие учёные обобщили этот вопрос и сказали, что ему нельзя давать в качестве желательной милостыню то, в чём он нуждается, чтобы выплатить свой долг.

Аль-Мутавалли и другие учёные высказали мнение, что это нежелательно (караха). Аль-Маъварди, Аль-Газали и другие сказали, что они не находят это желательным. Ар-Рафи‘и также сказал, что в этом нет желательности.

Предпочтительным же является мнение, что если человек предполагает, что, по всей вероятности, он сможет выплатить свои долги из другого источника, то нет ничего предосудительного в том, чтобы дать милостыню, и это иногда может быть желательным (мустахабб). В противном случае – если такой вероятности нет – творить милостыню такому человеку не разрешается ».

Муслим Абдулаев

Ответ:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Благотворительность в Исламе, как правило, называют садакой. Садака это широкий термин, который применяется для всех видов благотворительности, в том числе для лиллях (ради Аллаха), закят и фитр.
Таким образом, существуют различные типы садака (благотворительности).

1) Фард садака является обязательной. Обычно она известна под названием закят.

2) Ваджиб садакой называют ту, что также обязательна. Это относится к садакат-уль-фитр (закят-уль-фитр), которая обязательна для каждого , который обладает суммой на день Ид-уль- Фитр.

Другой вид садаки, которая обязательна к выплате, это средства нажитые харамным образом. К примеру, процентные деньги необходимо отдать бедным без намерения получить за это вознаграждение.

3) Необязательная садака (милостыня). К ней можно отнести лиллях (то, что дается ради довольства Господа), совершение любого добродеяния, помощь кому-либо, подарки, благосклонное отношение и т.п. Короче говоря, любое дело, которое делается ради довольства Аллаха, будет называться садака, как это понятно из следующего хадиса:

تبسمك في وجه أخيك لك صدقة، وأمرك بالمعروف ونهيك عن المنكر صدقة، وإرشادك الرجل في أرض الضلال لك صدقة، وبصرك للرجل الرديء البصر لك صدقة، وإماطتك الحجر والشوكة والعظم عن الطريق لك صدقة، وإفراغك من دلوك في دلو أخيك لك صدقة


«Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя саадака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака» (Тимризи, хадис № 2083, передал Абу Зарр) .

Милостыня, которую по доброй воле дает большинство людей попадает в эту категорию (необязательная садака или лиллях). Человек очень вознаграждаем за такого рода благодеяния. Такая садака может быть дана бедным, чтобы они могли купить еду или одежду. Ее также можно дать детям-сиротам, вдовам, беженцам и т.д. Или, к примеру, больным, которым требуются деньги на лечение. Также ее можно дать не только тем, кто болен, но и даже своим детям и жене, - это также является одной из форм садака. Делать подарки друзьям - это тоже садака.

Конечно, ният (намерение) играет важную роль в совершении добрых дел, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в одном из хадисов сделал акцент на нияте:

إنما الأعمال بالنيات

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Сахих ал-Бухари, хадис №1, передал Умар).

Поэтому, когда подаете милостыню, убедитесь, что Ваши намерения искренне ради довольства Аллаха. Не подавайте ради показухи или для достижения какой-либо мирской выгоды. Сделайте это так, чтобы Аллах был доволен, так скрытно, чтобы об этом никто не знал, кроме вас, того, кому вы даете и Аллаха. Расулюллах (саллаллаху алейхи уа саллям) гарантировал такому человеку безопасность и тень под Троном Аллаха в День Киямата, в день, когда не будет никакой тени, кроме тени Аллаха. Из семи категорий людей, которым будет предоставлена эта привилегия, будет тот, кто подавал милостыню тайно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), описал такого человека следующими словами:

ورجل تصدق بصدقة فأخفاها حتى لا تعلم شماله ما تنفق يمينه

«Человек, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» (Сахих ал-Бухари, хадис №1423, передал Абу Хурайра) .

Вы также можете сделать намерение приносить радость другим мусульманинам, - помощь и принесение радости мусульманам является одним из самых любимых дел в глазах Аллаха. Сайидуна Аббас (радиаллаху анху) сообщает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

إن أحب الأعمال إلى الله بعد الفرائض إدخال السرور على المسلم

Самое любимое в глазах Аллаха после обязательного, - это приносить радость мусульманину (Аль-Му"джамуль Кабир, Табарани, хадис № 11079).

Как правило, подавая любого рода пожертвование вы, прямо или косвенно, приносите радость другим мусульманам. Если вы подаете бедному человеку, чтобы утолить его голод или согреть его в холода, вы тем самым приносите ему радость. Если вы помогаете вдове, которая остро нуждается в деньгах, вы приносите ей радость и облегчение. Если вы жертвуете мечети или исламскому институту, это становится причиной радости того и поддержки тому, кто получает пользу от этого. Если покупаете подарок своей жене, вы приносите радость ее сердцу. Если вы покупаете игрушку или сладости своему ребенку, то вы приносите радость ему.

Поэтому, пока вы сохраняете правильное намерение, вы будете сильно вознаграждены Аллахом за ваши благодеяния, какой бы маленькой не казалась сумма пожертвования.

Следует отметить, что в любом случае милостыня не уменьшает богатство человека. Скорее, она приводит лишь к его увеличению. Как говорится: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». На самом деле, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:

ما من يوم يصبح العباد فيه، إلا ملكان ينزلان، فيقول أحدهما: اللهم أعط منفقا خلفا، ويقول الآخر: اللهم أعط ممسكا تلفا

«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» - а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Сахих ал-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).

Тем не менее, важно отметить, что Ислам делает акцент на умеренности во всех видах деятельности, в том числе и в благотворительности. Человек не должен отдавать столько, что приведет к тому, что он ничего не оставит себе или своей семье. Предпочтительнее подавать в соответствии со своими возможностями и сохранить часть имущества для своего пользования. Ни один человек не сможет иметь сердце больше и горячее, чем сердце Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он был человеком, который всегда был готов помочь и отдать то, что у него было и он никогда не говорил «нет» кому бы то ни было. Как сказал поэт:

ما قال لا قط إلا في تشهده
ولولا التشهد لكانت لاؤه نعم

Он никогда не говорил «нет», кроме как в ташахуде (Нет божества кроме Аллаха)
Если бы не было необходимости в ташахуде, его «нет» было бы всегда «да».

Это была степень щедрости нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что слово «нет» не было даже частью его словарного запаса. Несмотря на это, Аллах по-прежнему подчеркивал умеренность и советовал ему:

وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُومًا مَحْسُورًا

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17:29).

Таким образом, подавая часто и щедро, не забывайте сохранять искреннее намерение и помните об умеренности.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q433)

Садака

милостыня, которая отдается нуждающимся людям с намерением заслужить довольство Аллаха. Во множественном числе «садакат». В более широком смысле, садака - это любое благодеяние, совершенное искренне, ради Аллаха.
Милостыня может быть обязательной (фард или ваджиб) и богоугодной (нафиля). Обязательной милостыней являются все виды закята (См. Закят). Об этом говорится в исламских первоисточниках:
- «Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими» (Коран, 2: 43).
- «Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их [душ], ибо Аллах - слышащий, знающий» (Коран, 9: 103).
- «Ислам построен на пяти основах. Одним из них является выплата закята» (Бухари, Иман, 1, 2; Муслим, Иман, 19-22; Тирмизи, Иман, 3; Насаи, Иман, 13).
Обязательность выплаты закята является единогласным мнением всех мусульман (См. Иджма). Об этом единогласно говорили все сподвижники пророка Мухаммада. По всем этим причинам, отрицание обязательности закята является проявлением неверия и выводит человека из Ислама. Обязательной (ваджиб) является также милостыня фитр, которая выплачивается в конце месяца Рамадан (См. Закят аль-Фитр). Выплата необязательной, но богоугодной милостыни в Исламе поощряется. Подаяние чего-то из своих средств является важной составляющей исламской религии. Ее смысл состоит в установлении братских и искренних отношений между мусульманами, частичном решении проблемы социального неравенства между богатыми и бедными. Пророк Мухаммад говорил: «Кто дает в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Аллах не принимает ничего, коме чистого, воистину, Аллах принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима). Лучше давать богоугодную милостыню тайно. В Коране говорится: «Если вы открыто делаете милостыню, то это хорошо, а если скроете ее, подавая ее бедным, то это - лучше для вас и покрывает ваши злые деяния: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете» (2: 271). Но можно это делать и публично, так как это может способствовать аналогичным шагам со стороны других людей.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Садака" в других словарях:

    Садака (множ. садакат, араб. صدقة‎‎) в исламе добровольная милостыня (в отличие от закята обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в… … Википедия

    садака - Дини йоланы үтәү йөзеннән руханиларга яки мохтаҗларга, картларга бирелә торган хәер. Гомумән хәер; акчалата яки әйберләтә ярдәм … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    садака - (тур. sadaka) милостина … Macedonian dictionary

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зерекла (значения). Зерекла (Дальняя Зерекла) Характеристика Длина 11 км Бассейн Каспийское море Бассейн рек Садак → Дёма → Белая → Кама → Волга … Википедия

    Ислам Столпы Ислама … Википедия

    Маулид ан Наби (араб. مَوْلِدُ آلنَبِيِّ‎‎) празднование дня рождения Пророка Мухаммада. Проводится в месяц Раби аль ауаль. В некоторых мусульманских странах обычно достаточно пышно и в течение всего месяца в городах развешивают плакаты с… … Википедия

Абу Масуд Укба бин Амр аль-Ансари (радыяллаху анху) рассказывал: «После ниспослания аятов о садака мы стали переносить на спинах грузы,чтобы отдать заработанное. Когда пришёл один человек и сделал крупное пожертвование, мунафики воскликнули: «Он делает это напоказ!»

Вскоре другой человек пожертвовал только горсть фиников, и они сказали: «Поистине, Аллах не нуждается в этом садака!». Затем Всевышний ниспослал аят: «[Мунафики] высмеивают тех, кто раздаёт милостыню сверх положенного, и тех, которые могут раздавать её лишь с трудом [по бедности]. Но насмеётся над ними Аллах, и будет уготовано им мучительное наказание!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 79; Бухари, «Закят», 10; Mуслим, «Закят», 72).

Объяснение хадиса

Всевышний обращается к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): « Бери [, Мухаммад], с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства [перед Аллахом]. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их [душ], ибо Аллах - слышащий, знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 103)

После ниспослания аята Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) стал призывать раздавать . И состоятельные, и неимущие сахабы отозвались на повеление давать садака с такой же готовностью и воодушевлением, как и на призыв к любому другому богослужению. Те, кто не имел ничего, стали переносить грузы и раздавали заработанное. Мунафики встретили их рвение обидными комментариями, пытаясь свести на нет усердие .

Из других риваятов хадиса известно, что человеком, который пожертвовал много денег, был Абдуррахман бин Ауф (радыяллаху анху). Он раздал половину своего состояния - четыре тысячи дирхемов. Мунафики оценили его поступок как показуху (рия). Потом они стали смеяться и издеваться над Абу Акиль аль-Ансари, который принёс горсть фиников. Но это была половина его дневного заработка!

Мунафики попросту злились, что богатые и бедные сахабы отдавали половину имеющегося. Конечно, размер садака различался, но доля оставалась неизменной - ! Все жертвовали одинаково, но каждый согласно своим возможностям. Этот принцип проявлялся и в других примерах усердия сахабов на пути Аллаха. Мунафиков, которые надсмехались над их благородными устремлениями, заставил замолчать Всевышний Аллах.

Уроки хадиса

1. Не стоит недооценивать доброе дело, каким бы малым оно ни казалось.

2. Каждый из нас должен выполнять в меру собственных сил, не обращая внимания на «комментаторов».

3. Усердие на пути Аллаха (муджахада) - стремление всеми силами выполнять Его приказы.

4. Сахабы проявили максимум усердия в поклонении Всевышнему.

5. Нельзя приуменьшать значение садака, даже если размер подаяния невелик. Приучайте детей давать милостыню с юных лет.

6. Садака предупреждает конфликты между бедными и богатыми в обществе и служит защитой от ада в будущей жизни.