Создание условий для развития дополнительного образования детей. Система дополнительного образования как ресурс развития образовательных возможностей ребенка: цель, принципы, условия. Цели и задачи развития дополнительного образования

Проблема отклоняющегося поведения подростков сохраняется, несмотря на улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности общества, включая семью. Изменения в социальной политике, имеющие общий позитивный тон, переходя в плоскость социально-психологического благополучия семьи и детства, вступают в противоречие с некоторыми негативными тенденциями в положении несовершеннолетних. Особенно это отражается в части увеличения форм проявления отклоняющегося поведения у детей школьного возраста.

Деятельность правоохранительных органов, включая защиту прав несовершеннолетних, профилактику преступлений и правонарушений подростков, борьбу с безнадзорностью, определяют тенденцию к снижению подростковой преступности, зафиксированную в Екатеринбурге на протяжении последних четырех лет. Однако, Россия продолжает удерживать первое место в Европе по числу убийств, среди подростков и первое место по числу самоубийств, среди подростков.
Неутешительная статистика должна привести нас к мысли, что система профилактики подобного поведения должна быть качественно иной, отличающихся от традиционных форм работы правоохранительных органов в данном направлении.

Безусловно, понимание причин происходящих негативных тенденций важнее сухой статистики. При этом нельзя рассматривать какие-либо причины как главенствующие, особенно, лежащие на поверхности. Это результат целого комплекса причин как негативного, так и условно «позитивного» характера, среди которых следует выделить основные:
1. Информационная избыточность. Дети имеют доступ к неограниченному кругу источников информации, в первую очередь, посредством сети интернет. Нельзя не отметить общий негативный информационный фон, разжигающий ненависть, агрессию, ксенофобию, и насилие в качестве приемлемого способа решения возникающих проблем.
2. Субкультура. Большинство несовершеннолетних детей находятся в поле влияния различных молодежных субкультур, неформальных групп.
3. Социально-психологические условия семьи. Родители в стремлении «хорошо зарабатывать и отдыхать» далеко не всегда могут оказать ребенку должное внимание. Продолжают сохраняться негативные социальные явления в семьях.
4. Культ потребления и успеха. Современное общество переживает время «тотального потребления», досуг практически смыкается с потреблением, все свободное время коммерциализируется, возводя «визуальную успешность», обладание теми или иными предметами в основную форму существования современного подростка. Рынок создает новые площадки для досуга, с которыми традиционные формы уже не выдерживают конкуренции.
5. Утрата школой социально-педагогической роли. В продолжающейся формализации образования школа стремится работать на единственный сегодня очевидный учебный результат - это результаты тестирования и олимпиад, отказываясь от важных социально-педагогических функций - социализирующей, ценностно-ориентационной, компенсаторной, рекреационной и др.

Вместе с тем социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда дополнительного образования детей.

Возможности системы дополнительного образования детей в социальной политике государства недостаточно оценены с позиции профилактики правонарушений, асоциального поведения, безнадзорности и поддержки семьи.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:
1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.
2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.
3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения, возможностей развития личности.
4. Отсутствие ценза - возрастного, образовательного, социального.
5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.
6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.
7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.
8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.
9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организации деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость дополнительного образования детей, как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности. Вид деятельности обучающийся выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В организациях дополнительного образования детей имеют ожидаемый эффект социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Результат этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:
1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Активная деятельность позволяет минимизировать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. В связи с этим технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств у школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации, реализующие программы дополнительного образования, во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в формате пионерской и комсомольской организации, имеющих социально-педагогические функции. Современная педагогика продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и практику развития воспитательного коллектива.

5. Технологии формирования здорового образа жизни и здоровья сбережения.

Организация здоровье-сберегающей среды предусматривает:
1. Внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения;
2. Включение в образовательную деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания;
3. Общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.
Умение взрослеющего человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Итак, необходимо дальнейшее активное включение возможностей организаций дополнительного образования в ряд приоритетных направлений деятельности государственной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи и нормативное закрепление данной роли.

Литература: Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы образования и науки, №6, - Екатеринбург, 2014 г. - с. 100-105. Подрастающее потребление // Журнал «Огонек», 2014, №15, - с. 4-6. Прокуратура города Екатеринбург [Электронный ресурс]: Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Екатеринбурга по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования

Романова Татьяна Михайловна,

заведующая отделом декоративно-прикладного

и технического творчества МБОУ ДОД

«Центр детского творчества» г. Абакана

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства . Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования .

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость , которая проявляется в следующих аспектах:

Нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

Возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых , компьютерно-мультипликационных и др.).

Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях , среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

Формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

Межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

Задачи , решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

Анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

Повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

Расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

Расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;

Объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

Совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

Основные направления деятельности ДОД , реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность : семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.

Такая работа активно проводилась в рамках работы базовой площадки ХакИРОиПК в ЦДТ г. Абакана, реализации проекта «Организация индивидуального методического сопровождения педагогов в процессе реализации программ ДОД в условиях перехода на новое содержание образования». Наши педагоги представляли свой опыт, выявляли проблемы и в равноправном партнёрстве с педагогами других УДОД РХ находили пути их решения. В результате авторские программы наших педагогов реализуются педагогами других учреждений ДОД РХ и юга Красноярского края. Это программы «От стандарта к индивидуальности» по конструированию и моделированию одежды – педагог Иванова Л.И., «Руки создают человека» - педагог Черчинский Ю.А., «Калейдоскоп рукоделий» - педагог Ягло С.Г. и др.

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети. (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный ха рактер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом , отсутствием обязательного внедре ния . Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала , которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то но вым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия , сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети . Это некая система связей, позволяю щих разрабатывать, апробировать и предлагать про фессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методи ческих (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ) , кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др) ; добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

М одель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятель ность, взаимодействие - и проигрывает свои воз можные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а созда ются по собственной инициативе участников, исходя из потреб ностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

Материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

Психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

Разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

Грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

Привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

Отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

Готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

Наличие опытных квалифицированных кадров;

Выработка единой цели партнеров;

Активность сторон сетевого взаимодействия;

Мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

Оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

Получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ) ;

Расширение круга общения участников образовательного процесса;

Привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

Расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

Повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

Повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

Возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

Построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

Возможность организации рабочих мест для подростков;

Привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

Рост доверия родителей к учреждению;

Рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

Формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартынова Марина Владимировна

Тихонова Елена Владимировна,

методисты методического отдела

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России.

Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать учреждения дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

Разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;

Кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

Обмен опытом;

Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности .

В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.

В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:

  1. Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:
  • технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
  • технология организации мастер-классов;
  • технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
  • технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
  • технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
  • технология организации проектной деятельности;
  • технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
  1. Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
  • проект «Моя семья – мое Отечество»,
  • акции «Улица героя» и т. д.,
  • эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
  • радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
  • цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
  • цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
  1. Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района.
  2. Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
  • Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
  • Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
  1. Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:

в перспективе

  • работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
  • лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
  • художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.

Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.

  1. Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.

В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:

Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.

В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга в рамках интеграции со школами района планируется:

1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:

  • организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
  • организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
  1. расширение деятельности сетевого сообщества,
  2. организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.

Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
  2. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции . – Новосибирск, 2012.

<...> Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего сис­темообразующего элемента. Это может быть любое творчес­кое объединение, проводящее многоплановую и разнопро­фильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. <...>

Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появ­ляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интег­рации основного и дополнительного образования детей.

Таким образом, взаимопроникновение этих двух сфер мо­жет обеспечить:

Целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;

    определённую стабильность и постоянное развитие;

    необходимый уровень знаний, умений, навыков школь­ников и развитие их эмоционально-образной сферы, форми­рование духовно-нравственных качеств;

    сохранение определённого консерватизма системы и бо­лее активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;

    поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогичес­кого коллективов;

    сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства, представителей общественных ветеранс­ких организаций), готовых работать с детьми.

Среди других организационных задач следует назвать со­трудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и допол­нительного образования детей. <...>

Развитие системы дополнительного образования детей не­возможно без серьёзного концептуального программно-мето­дического обеспечения как деятельности всего блока допол­нительного образования детей, так и деятельности каждого

творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы пе­дагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьёзная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руковод­ством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнитель­ного образования детей, преподавателей ИПК, научных со­трудников.

Образовательные программы, которые предполагается ис­пользовать преимущественно в условиях общеобразователь­ных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образо­вания при разработке своих авторских программ должны по­знакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием их дополни­тельных образовательных программ. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками. <...>

Разработка дополнительных образовательных программ но­вого поколения предполагает учёт ряда принципов:

    ориентация на широкое гуманитарное содержание, по­зволяющее гармонично сочетать национальные и общечело­веческие ценности;

    формирование у школьников целостного и эмоциональ­но-образного восприятия мира;

    обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представле­ны в основном образовании;

    развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

    обязательная опора на содержание основного образова­ния, использование его историко-культурологического компо­нента;

    реализация единства образовательного процесса. <...>