Полное погружение в объемный звук в наушниках. Как включить и использовать объемный звук «Windows Sonic Почему в наушниках не объемный звук

интервью
Дмитрий Неяглов

Том Аммерман - директор немецкой компании New Audio Technology, которая делает продукты, играющие 3D-звук в обычных наушниках. На их сайте есть много демо, и в следующем году выйдет версия для смартфонов. Look At Me попросил Тома рассказать о своей технологии и планах на будущее.

Дмитрий Неяглов

Директор дизайн-группы Alt Space и креативный директор Digital October Group, переводчик, книжный коллекционер

В NAT мы слышим 3D-звук. Так можно проиграть любое аудио? Или оно должно быть как-то специально подготовлено?

Вообще, ничего специального не нужно, но, разумеется, особая подготовка помогает. Можно слушать обычные стереофайлы на двух виртуальных колонках через наушники. Но если у вас есть 5.1 запись, то можно использовать пять виртуальных колонок и слушать лучше. Если есть 3D-контент (то есть больше, чем на шесть каналов), звучать будет гораздо реалистичнее. Но можно сделать штуку, которая называется «апмиксинг», когда музыка обрабатывается так, что она звучит круче, лучше, шире на обычных и на виртуальных колонках.

Я помню, что несколько лет назад у нас был бум DVD-аудио с записями 5.1, 7.2. Но сейчас эти записи сложно купить, тем более онлайн. Почему?

Мне кажется, что музыкальная индустрия слишком сосредоточена на популярных каналах распространения, которые, к сожалению, не работают для многоканальной музыки. Музыкальная индустрия уже давно думает, что люди слушают только стерео и ничего больше. Они забыли, что мы продаём огромное количество систем объёмного звука. Для продавцов каналы распространения важнее имеющейся у слушателей аппаратуры. Поэтому у нас нет хорошо звучащей, интересно звучащей, странно звучащей объёмной музыки. Я был музыкальным продюсером и музыкантом. Первую объёмную запись я сделал 14 лет назад, и мне кажется, что скоро у нас снова появится шанс распространять 3D-аудио. Я говорю не просто о спецэффектах типа тех, когда голос вокалиста крутится вокруг тебя, а о записях, которые звучат более интересно с помощью 3D-звука. Грубо говоря, музыка будет более эмоциональной. Слушать музыку в 3D - самый естественный способ, потому что в жизни наши уши работают в 3D.


Я думаю, самый главный вопрос - как это, вообще, работает? Я слушал несколько похожих технологий, например, Razor или Dolby, но ни одна не звучит так реалистично.

Одна из основных причин - я не учёный. Я музыкант и звукорежиссёр. Я начал заниматься объёмным звуком в 2000-м, когда мне показалось, что у 3D-звука будет большое будущее, и тогда же я подумал, что неплохо было бы слушать многоканальный звук в наушниках. Я вложил весь свой музыкальный опыт в это. Та технология, которую вы слышите, - это в большей степени не технология, а много лет проб и ошибок в попытке производства хорошего звука.

Устроено это не очень просто. Грубо говоря, мы пытаемся повторить то, что для ваших ушей автоматически делает мать-природа. Если вы наденете наушники и просто пустите в левое ухо сигнал, между вашим ухом и сигналом будет динамик и немного воздуха. Если же в небольшой комнате спереди слева поставить колонку, то вы слышите этот сигнал обоими ушами и слышите множество разных отражений от стен и предметов. Даже если вы закроете глаза, ваш мозг вычислит расположение колонки с помощью картины отражений, имеющей небольшие различия в левом и правом ухе. Выполнив эту работу, мозг говорит вам: «Эй! Колонка находится слева и спереди, а мы с тобой находимся в комнате среднего размера». Мозг ориентируется не только на отражения, но на микроскопическую разницу между временем прихода сигнала в левое и правое ухо, частотные различия, различия в громкости и прочее.

Эти отражения и всё прочее можно эмулировать с помощью компьютера. Разные алгоритмы эмуляции - это как раз разные продукты на рынке.

У вас в приложении есть «комнаты». У них разный звук, и к каждой комнате прилагается фото. Это какие-то настоящие студии? Если я, правда, приду в студию, то там я услышу то же самое?

Да! В этом весь смысл!

А я могу добавить свои комнаты? Допустим мою комнату дома?

(Смеётся). Это работает так: я прихожу в интересно звучащие места, или плохо звучащие, или странно звучащие, и меряю там картину отражений от определённых колонок и прочее. Чтобы послушать свою комнату в NAT, тебе придётся пригласить меня к себе домой, чтобы я измерил там звук.

Но, может, тебе удастся подобрать комнату, которая звучит почти так же, как твоя. В начале следующего года мы добавим много новых комнат.

Мне кажется, что NAT возвращает ценность аудиофилии простым людям типа меня, у которых никогда не было времени и желания специально оборудовать себе комнату и пробовать разные наборы колонок. Отсюда вопрос: как тебе кажется правильно слушать музыку? Как ты сам слушаешь музыку? Ты правда залезаешь в специальную комнату?

Жизнь ответила на этот вопрос за меня. Вы хотите, чтобы музыка звучала как можно лучше при любых обстоятельствах, а «любые обстоятельства» предполагают, что воспроизводящее устройство нужно носить с собой - это, конечно, наушники.

А я музыку почти не слушаю. Слушаю только в машине. Я всё время работаю с музыкой, поэтому последнее, что я хочу дома - это слушать музыку.

Но если отвечать формально, то «правильный» способ слушать музыку, фильмы, игры - это 3D-набор колонок, но его мало кто устанавливает. А поскольку обычная стереомузыка даже на наборе из 22 колонок звучит просто, как стерео, нам нужен специально подготовленный материал. Есть подход, когда одна и та же музыка готовится к воспроизведению на разных источниках: с небольшим числом колонок и с бОльшим. Мне кажется, что через два или три года так будет готовиться весь аудиоконтент, для всех, не только для профессионалов. Я уверен, что такой контент появится, поскольку тайно все работают над этим. Есть шанс того, что мы приведём это к одному формату.


То есть в будущем, если я скачаю музыку на айпод, то услышу стерео, но если я начну её слушать на обычной десктопной системе, я получу её из облака в другом качестве?

Да, подход именно в этом. То, что будет рендериться на каждом конкретном устройстве, будет лучше всего звучать именно на этом устройстве.

Вы упомянули игры. Игры, как кажется, наилучшее приложение для NAT. В играх surround-контент получается естественным путём, так как он генерируется игровыми движками, которые знают о расположении и силе звука всех объектов в игре. Почему у нас нет кучи surround-игр?

Хороший вопрос. Опять же, как считают продюсеры, у нас нет достойных воспроизводящих систем. Я замечу, что мы говорим тут о 3D-звуке, а не о surround-звуке, то есть источники могут быть и сверху. И преимущество игр в том, что контент там рождается не в surround, то есть 5.1 или 7.1, а в 3D. Если в игре летит птица или самолёт, игровой движок знает, что объект находится не только, к примеру, сзади, но и выше игрока. Но в большинстве игр аудиодвижок не выдаёт информацию о высоте наружу. Surround, то есть расположение спереди или сзади, обеспечивается, но высота нет. Разумеется, нам хочется это изменить. Мы говорим: «мы-то способны воспроизвести птицу или самолёт на должной высоте», так что мы взяли свою технологию и произвели микроаудиодвижок - SAGE (Spatial Audio Game Engine), который извлекает информацию о расположении объектов из игры и даёт вам возможность правильно воспринимать их, причём как на surround-звуковых системах, так и в наушниках. У нас уже готов SAGE для Doom III и мы выпустили специальную версию DOOM в декабре. Каждый может в неё бесплатно поиграть. И если вы в неё поиграете, у вас возникнет странное чувство, не «божечки ты мой, всё иначе, всё надо мной летает». Вы просто пожмёте плечами и подумаете, что это звучит просто... естественно, как в жизни.

Расскажите о своих продуктах и почему они доступны только на Mac, но не Windows.

Сейчас у нас два продукта: Special Audio Designer и Speсial Sound Card. Первая вещь - это плагин для музыкальных программ под Windows и под Mac. Например, под GarageBand. Эта вещь позволяет создавать пространственные файлы из записей. Special Sound Card доступна под Mac и даёт слушать любой звук в наушниках. Но мы выпустим версию под Windows. Скоро мы официально выпустим SAGE для производителей игр на обеих платформах. Что касается мобильных устройств, мы все ещё разрабатываем мобильные версии. Их мы планируем выпустить весной 2014 года.

Последний вопрос. Какими наушниками вы сами пользуетесь?

Для айпода или маленьких устройств я послушал Dr. Dre, и они мне не понравились. Наверное, они неплохо звучат для большинства смартфонов в шумном окружении. Наверное, для уха на улице приятнее, когда больше басов. Но я пользуюсь Sennheiser. В студии я пользуюсь шестисотой серией.

А как мне сделать что-то типа того видео, которое в начале статьи?

Это довольно просто. Надо скачать наш Special Audio Designer, подключить его к любой звукозаписывающей программе (он поддерживает почти все). Это такой микширующий движок, можно микшировать на настоящих и виртуальных колонках в наушниках. Ему можно «скормить» любую аудиодорожку из редактора, разобрать её на 3D-составляющие и «вывалить» обратно на аудиоредактор. В видео я записал свой голос, поставил его в Special Audio Designer и разложил по пространственным виртуальным колонкам. Любой человек может подключить его, например, к GarageBand и попробовать самостоятельно, у нас есть бесплатная триальная версия.

Еще один способ решения данной проблемы - появляющиеся в последнее время бинауральные записи, сделанные специально для наушников. Для создания подобных записей используют муляж человеческой головы, с установленными в «ушах» микрофонами. Это дает запись, приближенную к тому, что мы слышим, и при прослушивании таких записей на наушниках мы слышим очень реалистичный объем. Один из самых ярких альбомов подобного рода, выпущенных в последнее время, это Dr. Chesky"s Sensational, Fantastic, And Simply Amazing Binaural Sound Show . Проблема в том, что таких записей не так много, да и слушать знакомую музыку с объемом тоже хочется.

Поэтому в Lear решили реализовать свой вариант решения этой проблемы, так родилась технология Natural Sound System или NSS. В данном случае задачу «подмешивания» сигнала берут на себя . В первом прототипе наушников от Lear используются по два излучателя в каждом ухе, один отыгрывает основной сигнал, а второй более тихо и с определенной задержкой играет сигнал противоположного канала. Я сейчас немного утрирую технологию, она сложнее, и Lear не раскрывает подробностей реализации. Чтоб продемонстрировать, как это работает, в Lear сделали демонстрационную бинауральную запись (включите субтитры для просмотра перевода). Запись позволяет собственными ушами услышать, хоть далеко и не в полную силу, на что способна технология. Четко слышно, как запись c NSS дает эффект звука, вынесенного «вперед» за пределы головы.


Чтоб собрать денег на разработку первого прототипа наушников с поддержкой NSS в Lear решили использовать краудфандинг. В компании поставили перед собой цель собрать минимум 500 000 гонконгских долларов (чуть меньше 65 000 долларов США) и предлагают всем желающим поддержать их проект, предзаказав первые в мире наушники с этой технологией. Наушники стоят весьма недорого, их цена с доставкой по миру - меньше 160 долларов, но при этом они очень неплохо выглядят, а с учетом наличия NSS - более чем интересны. Наушники будут оснащаться сменным кабелем и будут обладать функцией гарнитуры. NSS же можно будет включать и выключать простым нажатием кнопки на их пульте.

Поддержать проект можно на специально созданном для него сайте .


В зависимости от того, будет ли прототип наушников с NSS пользоваться успехом, в компании примут решение о выпуске других моделей с этой технологией и ее лицензировании.

До конца компании осталось еще больше 20 дней, и это, пожалуй, первый проект, за успехом которого я буду с нетерпением следить.



Здравствуйте дорогие читатели. Сегодняшняя статья будет особо полезной для любителей музыки, поскольку я расскажу вам, как настроить объемный звук в операционной системе Windows 7 или 8.

Первое, что вам понадобится – это приобрести колонки и хорошую звуковую карту. Предположим, что эти два компонента у вас уже имеются. Затем, обязательно установите драйвера на звуковую карту. Узнать название вашей «звуковухи» можно при помощи программы «Everest » или любой другой подобной.

Подключение стереосистемы 5.1 к системному блоку осуществляется в следующие выходы:

  • Оранжевый – сабвуфер и центральная колонка;
  • Зеленый – фронтальные колонки;
  • Черный – задние динамики.
Дома я использую стереосистему 5.1 поэтому знаю только правильность её подключения. Про 7.1 вы можете поискать на других страницах сайтов, а то я могу ошибиться и не правильно вам объяснить

Кстати, не забывайте, что объемный звук также зависит и от расположения колонок в комнате. Приведу несколько примеров, как правильно расставить колонки от стереосистем.


Теперь давайте вернемся к драйверам. Напомню, что вам обязательно нужно установить драйвера от вашей звуковой карты. По мимо этого в комплекте с вашей стереосистемой должен был прилагаться диск с программным обеспечением. Установите и его на ваш компьютер. Обычно программное обеспечение (драйвера или утилиты) идущие в комплекте с системой без проблем устанавливаются на Windows 7 или 8.

Если же диска не было, то попробуйте поискать ПО на официальном сайте производителя ваших колонок.

Предположим, что вы все установили, подключили и т.д. Теперь переходим непосредственно к самой настройке объемного звука для Windows 7 или 8. Почему сразу для обеих операционных систем? Да потому что принцип настройки абсолютно идентичный.

Итак, поехали. Заходим в меню «Пуск » и нажимаем «Панель инструментов ». Затем выбираем категорию «Оборудование и звук », а далее жмем «Звук ».

Откроется диалоговое окно «Звук », в котором вы увидите подключенные устройства к вашему компьютеру для вывода звука. Убедитесь, что звуковое устройства, которые вы хотите настроить, установлено «по умолчанию» .


Теперь откроется новое диалоговое окно «Setup Speaker ». В моем случаи в списке аудио каналов появилось два канала: Stereo и 5.1 Surround . В вашем случае может быть 7.1 Surround или какое-то другое наименование. Это зависит только от оборудования, которое вы подключили.

Выбирает канал 5.1 Surround . Если вы установите просто значение Stereo , то на изображении в окне «засветятся» лишь две колонки, если 5.1 -добавятся четыре дополнительных колонки и 7.1 - добавятся пять дополнительных
динамиков.


Затем рекомендую провести тестирование, нажав на кнопку «Test ». По окончанию тестирования нажимаем «Next » и переходим к дополнительным настройкам объемного звука в Windows 7 или 8. Советую вам здесь особо ничего не изменять, поскольку операционная система подстраивается автоматически под оптимальные характеристики.

В самом конце у вас появится сообщение, что настройка успешно завершена. Нажмите кнопку «Finish » и вы закончите настройку объемного звука в Windows 7 или 8.

Используя эту небольшую инструкцию, у вас получится все сделать самостоятельно, не прибегая к вызову мастеров или специальных служб. Под конец хотелось бы вам также порекомендовать прочесть статью, которая ранее была опубликована на нашем сайте, об одной очень полезной программе, при помощи которой можно за считанные минуты преобразовать звук, в ваших любимых mp3 композициях, .

По умолчанию Windows Sonic for Headphones отключена, но вы можете включить её для виртуального объемного звука. Эта опция доступна и на Xbox One.

Как включить Windows Sonic

Вы можете легко включить или отключить эту функцию с помощью значка звука в области уведомлений . Щелкните правой кнопкой мыши значок динамика, выберите пространственный звук и выберите Windows Sonic for Headphones , чтобы включить его. Выберите Выключить здесь же, чтобы отключить Windows Sonic.

Если Вы не видите здесь или на панели управления опции для включения пространственного звука, значит ваше звуковое устройство не поддерживает его. Например, эта опция будет недоступна при использовании встроенных динамиков ноутбука.

Вы также можете получить доступ к этой функции из Панели управления . Чтобы запустить его, перейдите на Панель управления Оборудование и звук Звук .

Дважды щелкните устройство воспроизведения, для которого требуется включить Windows Sonic , перейдите на вкладку Пространственный звук и выберите Windows Sonic for Headphones в раскрывающемся списке.

Вы также можете включить Dolby Atmos для наушников в том же выпадающем меню. Это аналогичная технология пространственного звука для наушников, но она использует технологию Dolby и требует покупки в приложения для разблокировки.

Вы также можете включить или отключить параметр на вкладке пространственный звук.

На консоли Xbox One этот параметр находится в меню Система Настройки Экран и звук Аудиовыход . Выберите Windows Sonic для наушников под Headset audio.

Что такое пространственный звук

Это такие же данные, которые получает Dolby Atmos, поэтому Windows Sonic обеспечивает полную поддержку Dolby Atmos в последних версиях Windows 10. В сочетании с приемником и акустической системой с поддержкой Dolby Atmos, Вы будете слышать звуки, словно они исходят из трехмерного пространства – как по вертикали, так и по горизонтали – для улучшения эффекта объемного звучания .

Так, например, если звук идет сверху и справа, относительно вашей позиции в кино, телешоу или видеоигре, потолочный динамик на правой стороне будет издавать этот звук громче и раньше.

Приложение Dolby Access из магазина Windows поможет вам настроить звук домашнего кинотеатра Dolby Atmos на ПК с Windows 10.

Как работает пространственный звук в наушниках

Пространственные данные будут полезны только в том случае, если у вас есть система Dolby Atmos, которая действительно может их использовать. Даже если у вас есть традиционная система объемного звучания 7.1, вы просто получаете нормальный объемный звук с восемью каналами аудио – семь динамиков плюс сабвуфер.

Однако, эти позиционные данные могут обеспечивать пространственный звук в любой паре наушников. Вам просто нужно включить либо «Windows Sonic для наушников», либо «Dolby Atmos для наушников». Оба работают аналогично, но версия Dolby использует технологию Dolby и требует покупки приложения, в то время как Windows Sonic использует только технологию Microsoft и поставляется бесплатно с Windows 10 и Xbox One.

Когда Вы включаете одну из этих функций, ваш ПК с ОС Windows (или Xbox One) будет смешивать звук с использованием позиционных данных, обеспечивая виртуальный пространственный звук . Итак, если вы играете в игру, и звук идёт сверху вашего персонажа и справа, звук будет смешиваться до того, как он будет отправлен в ваши наушники, чтобы вы услышали этот звук как сверху, так и справа.

Эти функции пространственного звука работают только с приложениями, которые предоставляют пространственные данные для Windows.

Как насчет виртуального объемного звука 7.1

При включении Windows Sonic для наушников функция Включить виртуальный объемный звук 7.1 на панели управления звуками также будет включена. На консоли Xbox One эта функция называется Использовать виртуальный объемный звук .

При включенном 7.1-канальном объемном звуке Windows будет использовать 7.1-канальное объемное звучание в видеоиграх или фильмах, а также смешать их со стереозвуком с учетом положения предметов перед отправкой в ​​наушники, то есть объемный звук 5.1 также будет работать.

Чтобы правильно использовать эту функцию, вам необходимо настроить игру или видеоплеер для вывода объемного звука 7.1, даже если вы используете наушники. Ваши наушники будут функционировать как виртуальное устройство объемного звучания 7.1.

Но, в отличие от настоящего объемного звука , вы по-прежнему используете стандартную пару стереонаушников с двумя динамиками – по одному для каждого уха. Тем не менее, виртуальный объемный звук обеспечивает более качественное позиционирование звуковых сигналов, которые особенно полезны при игре на ПК или Xbox.

Функция виртуального объемного звука работает со всеми приложениями, обеспечивающими звук 7.1. Многие игры и фильмы, которые не обеспечивают пространственный звук, имеют поддержку объемного звука 7.1, поэтому это совместимо со многими другими приложениями.

Razer Surround формирует лучшую виртуальную среду объемного звучания формата 7.1 вне зависимости от того, какой гарнитурой вы пользуетесь.

Многие существующие технологии создания виртуального объемного звука оказываются неточными, потому что люди по-разному воспринимают симулированное звуковое пространство. Именно из-за этого виртуальный объемный звук, зачастую уступает обычным наборам колонок.

Алгоритмы, лежащие в основе Razer Surround, создают невероятно точную среду объемного звучания и позволяют пользователю самому настраивать положение источников звука. Именно такая калибровка дает возможность Razer Surround обеспечить точность восприятия в игре, а геймеру получить игровое преимущество.

Лучший в своем классе виртуальный объемный звук 7.1

Razer Surround - это современная система обработки, формирующая виртуальный объемный звук 7.1. Качественное звучание позволит вам целиком погрузиться в игру. В обычных системах виртуальной обработки звука используются принципы универсальности: звук формируется на базе усредненных показателей размера и формы ушей. При таком подходе невозможно настраивать звук под конкретного пользователя.

Razer Surround позволяет провести индивидуальную калибровку звука и выбрать идеальные значения параметров. Система учитывает особенности формы ушей и возможности гарнитуры и на основании этого создает максимально возможное реалистичное звучание.

Хранение персональных настроек в облаке

Сначала вы задаете параметры звуковой среды, проходя ряд несложных аудиотестов. На основании полученных данных система, используя уникальные алгоритмы обработки, формирует реалистичные звуки, идущие из любого направления и расстояния: учитываются задержки, наложение звуков, амплитуда и другие факторы. Индивидуальные параметры, полученные в ходе калибровки, автоматически сохраняются в облаке, чтобы вам не приходилось повторять настройку.

Придя в клуб, к друзьям или участвуя в чемпионате, вы просто входите в систему - и тут же настраивается оптимальная звуковая среда на основании индивидуальной калибровки алгоритмов обработки звука. Оказаться в игре на самом деле очень просто.

Поддержка всех стереогарнитур!

Razer Surround дается вам в качестве бонуса. Когда вы используете обыкновенную стереогарнитуру, возможности аудио раскрываются лишь наполовину.

Выполнив калибровку в мастере Razer Surround, вы узнаете подлинный потенциал современного звука в игре - вы научитесь выслеживать врагов благодаря своему слуху. Ваши игры зазвучат по-новому - вы с головой уйдете в этот мир.