Дикие животные для детей старшей группы. Конспект НОД "Дикие животные" в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. «Кто где живет»

Цель: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, волк, ёж), их образе жизни.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить названия диких животных и их детенышей;

Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях;

Развивающие:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других;

Работа по словообразованию;

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа: беседа о диких животных, разгадывание и отгадывание загадок, дидактические игры, чтение сказок.

Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы и оборудования к занятию: ноутбук, проектор, слайдовая мультимедийная презентация, картинки с изображением диких животных, карточки с загадками, обруч (красный, синий, зеленый), раскраски для детей.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ритуал занятия

Что за чудо чудеса, раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка левая,

И скажу, вам не тая, руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Слайд № 1 (Картина Мадагаскара).

Дети стоят полукругом. Входит Лемур из Мадагаскара.

Лемур: Здравствуйте, ребята. Я прибыл из Мадагаскара не с пустыми руками, а принес собой конверт. А что же там? Мы сейчас узнаем, открыв конверт.

Ребята, я очень хочу подружиться с вами и с животными вашего края, хочу про них все знать. Для этого я приготовил загадки и очень хочу, чтоб вы мне помогли отгадать.

Воспитатель: Ребята, поможем Лемуру? (ответы детей).

Воспитатель: Ну, теперь внимательно слушайте загадки, подумайте, и говорите мне отгадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета. (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пышный хвост-краса

Кто это? (лиса).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это - (белка) .

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колющий и живой. (ёж) .

Слайд № 2 (заяц, лиса, белка, ёж)

Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк).

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (медведь).

Слайд № 3 (волк, медведь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, подскажите же мне и Лемуру, о ком же эти загадки? (о диких животных).

  • Где обитают все эти животные? (В лесу, в природе).
  • А кто их кормит? (Сами себе находят корм, добывают).
  • Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

(Дикие животные или звери).

Воспитатель: Чем питаются дикие животные? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, дикими животными называют животных, живущих в дикой природе, которые сами себе добывают корм.

Слайд № 4, 5 (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными).

Воспитатель:

  • Как можно назвать животных, которые питаются травой? (травоядные) .
  • Как можно назвать животных, которые питаются другими животными (хищники) .
  • Как называются животные, которые питаются растениями и животными (всеядные).

Воспитатель: Ребята, когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду? (запасти корм).

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно запасти корм.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли животные запасают корм на зиму? (ответы детей).

  • Какие животные запасаются кормом? (ответы детей).
  • Как вы думаете, медведь запасает себе корм? (нет, он зимой спит).

Слайд № 6 .

Воспитатель: Ребята, медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе берлогу, где проводят зиму и впадают в спячку.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое спячка? (ответы детей).

Воспитатель: Спячка - это малоподвижный сонный образ жизни.

Повторите ребята это слово – спячка .

Воспитатель: Кто мне скажет, какие ещё животные спят зимой?

Слайд № 7 (ёжик, барсук ).

Воспитатель: Ребята, некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, что бы ни заметили другие животные.

Воспитатель: Смена окраски шерсти на другую - называется линькой . (повторите ребята)

Какие животные меняют свои шубки?

Слайд № 8 (заяц, белка)

А сейчас мы немного отдохнем:

Физкультминутка:

Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись. (2 раза)

Воспитатель: Ребята, Лемур, принес нам интересные игры, давайте поиграем!

Игра «Кто, где живет? » (Игра с мячом)

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать.

  • Где живет белка? (в дубле).
  • Где живет медведь? (в берлоге).
  • Где живет волк? (в логове).
  • Где живет ёж и лиса? (в норке).
  • Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит).

Воспитатель: Ребята, животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их. Сейчас мы поиграем в игру «У кого кто?»

  • Лисёнок, лисята у кого (у лисицы).
  • Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
  • Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
  • Ежонок ежата у кого? (ежихи).
  • Волчонок, волчата у кого (волчицы).
  • Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).

Воспитатель: Молодцы помогли детенышам найти своих мам!

Воспитатель: Ребята, Лемур хочет с вами поиграть в подвижную игру: «Травоядные, хищники, всеядные». Ребята, травоядные животные живут в зеленом домике, хищники живут в красном домике, всеядные животные живут в синем домике. (дети одевают маски животных). Когда дается команда «День» все животные гуляют, а когда дается команда «Ночь», бегут в свои домики. Будьте внимательны!

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами познакомили Лемура с дикими животными нашего края. Он очень доволен, благодарит вас за интересное занятие, что много узнал о своих собратьях. Пусть животные Мадагаскара дружат, с нашими животными, а мы со всеми ними.

Воспитатель:

  • О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
  • Что нового узнали?
  • Как помогли Лемуру?
  • Вам понравилось занятие?

Воспитатель: Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а кому показалось немножко скучно - спрячьте ручки назад.

Воспитатель: Ребята, за то, что вы хорошо занимались, он хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами.

Занятие "Дикие животные" способствует формированию представления у детей о жизни диких животных зимой: внешний вид, повадки, образ жизни. Формирует умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, развивает логическое мышление, интерес к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»

Воспитатель высшей категории Вараксина Валентина Александровна

Задачи:

1.Способствовать освоению детьми представлений о жизни диких животных

Зимой: внешний вид, повадки, образ жизни.

2.Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

3.Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, умение высказывать свое мнение, выслушивать ответы сверстников, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить знания детей детям о том, как живут дикие животные зимой. 5. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

Фильмы о диких животных
- беседы о диких животных;

Чтение художественной литературы о животных;

Д/и «Четвертый лишний».

Отгадывание загадок о животных.


Материалы:

1. Иллюстрации « Зимний лес».

2. Иллюстрации «Дикие животные».

3. Стихи о зиме.

4. П.И.Чайковский «Зима»

5.Фотографии «Следы зверей».

6. Загадки о диких животных

7. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель . « Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело...»

Мы говорили о том, как меняется природа зимой, но и животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними происходят перемены.

А вот какие – это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес.

(звучит П.И.Чайковский «Зима»)

(Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»).

Воспитатель. Много историй записывают на снегу своими лапками и хвостами звери и птицы. Каждый зверек имеет свой почерк.

(показ картинок, фотографий « Следы на снегу»)

Воспитатель. Давайте попробуем разобраться, где, чьи следы.

(дети находят следы зайца)

Ответы детей. Это следы зайца. У него спереди удлиненные отпечатки задних лап, сзади круглые ямочки от передних лап. Заяц прыгает, выставляя вперед задние ноги, а спереди передние.

(дети определяют, в какую, сторону бежал заяц).

Воспитатель. А вот еще чьи-то следы. Давайте все пройдем по следу и посмотрим, куда он приведет.

(Дети с воспитателем идут по следам, выложенным на полу. Подходят к дереву с дуплом. Из дупла видна записка)

«Ребята, отгадайте загадку». «Зверька узнаешь быстро ты по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом». «Кто я?»

Ответы детей. Белочка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему белочка зимой меняет цвет шубки?

Ответы детей. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов: ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых веток и стволов серая шубка менее заметна, чем, если бы была рыжей.

Воспитатель. А что еще вы можете рассказать о белке.

Ответы детей. Шубка белки становится более теплой, а в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Ее дупло подготовлено для зимы: еще осенью белка натаскала в дупло опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Ответы детей. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, а еще и припасы, которыми она будет питаться зимой. Летом и осенью она собирает орешки и желуди. Сушит грибы. И все это она хранит в специальных кладовочках: в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходиться.

Воспитатель. А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Ответы детей. Заяц. Летом он был серым, а зимой становится белым. Причем белеет его шубка постепенно: сначала белеет хвост, потом лапки, спинка и бока.

Воспитатель. Шубка, у зайца какая?

Ответы детей. Белая, пушистая, мягкая.

Воспитатель. Повторяем все со мной.

(дети вместе с воспитателем проговаривают скороговорку).

«Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была».

Воспитатель. А зачем зайцу белая шубка?

Ответы детей. Спасаться от врагов.

Воспитатель. А что еще помогает зайцу спасаться от врагов?

Ответы детей. Его быстрые ноги. Задние лапы у зайца сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от врагов.

Воспитатель. А какой заяц?

Ответы детей. Трусливый, пугливый.

Воспитатель. А у зайца есть дом?

Ответы детей. У него нет отдельной норки. Зимним днем он спит в снежной ямке, или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать, обгладывая кору упавших деревьев.

Воспитатель. Назовите зайца ласково.

(Игра «Назови ласково»)

Ответы детей (Зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчик)

Физкультминутка «Зайки»

(Дети выполняют движения по тексту).

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка .

Воспитатель. У зайца много врагов. Вот один из них.

(Воспитатель загадывает загадку).

«Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней».

Ответы детей. Лиса.

Воспитатель. Лиса, какая?

Ответы детей. Лиса рыжая, хитрая, ловкая, пушистая…

Воспитатель. Лиса тоже к зиме готовится: на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Как в валенках ходит лиса.

Воспитатель. « Кто зимой холодной,

Бродит злой, голодный?»

Ответы детей. Волк.

Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о волке?

Ответы детей. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят волки днем, а ночью охотятся.

Воспитатель. Как вы думаете, а почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки? (Высказывание детей.)

Воспитатель. Следов, каких животных мы не встретим в зимнем лесу?

Ответы детей. Следов ежа, медведя мы не найдем.

Воспитатель. А почему?

Ответы детей. Они впадают в спячку.

Пальчиковая игра

Спят зимой барсук и ёжик,

Медведь зимой спит тоже,

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних, теплых дней.

(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих в спячку).

Воспитатель. А делают они запасы на зиму?

Ответы детей . Поэтому и припасов на зиму не делают, заботятся только о теплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой, Медведь спит в берлоге. Осенью они стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму проспать спокойно.

« Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна».

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

(проводится игра с картинками «Четвертый лишний»)

Медведь, волк, лиса, заяц.

Волк, лиса, еж, заяц

Волк, лиса, лось, олененок.

Кошка, медведь, заяц, белка..

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

Я предлагаю вам дать цветную оценку нашему занятию. Выберите фишку.

Красная фишка – занятие понравилось, и было интересно.

Желтая фишка - не все понравилось.

Синяя фишка - занятие не понравилось вовсе.


Презентация

1 слайд

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

(После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).

А как вы догадались?

Белка какая?

2 слайд

- Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

А как вы понимаете слово косолапо?

Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Медведь какой?

3 слайд

Рыжая, хитрая, кур крадет.

А что значит хитрая?

Лиса еще какая?

4 слайд

- Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

А что вы еще можете сказать о еже?

5 слайд

- Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

А что еще можно сказать о зайце?

6 слайд

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

А как назвать этих животных одним словом?

Почему вы так считаете? Где они живут?

Почему этих животных называют дикими?

Проведение игры «Один-много»

Одна лиса – много …

Один Заяц - много…

Один Медведь - много…

Один Волк - много …

Один Еж – много…

Одна белка – много…

«Назови детеныша»

У волка –

У медведя –

« Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

Физминутка.

Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Лапки вверх – лапки вниз

На носочки поднимись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок

Топай правою ногой

Топай левою ногой

Снова правою ногой

Снова левою ногой

А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.

«Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…

Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

«Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете.

Как называется белкин дом?

Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. - А кто знает стихотворение про белку?

А как называется жилище медведя?

Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.

А кто еще спит зимой?

А какое жилище у ежа?

Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

А кто знает стихотворение про ежа?

Как вы думаете, где живет заяц?

Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Кто знает стихотворение про волка?

Игра «Поле чудес»

- Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Какое животное?

Жилище животного.

Чем питается?

Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

А как люди должны вести себя в лесу?