Очень краткое содержание три товарища. Эрих Мария Ремарк "Три товарища": обзор книги. Смерть Пат в изображении Ремарком

Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».

Три школьных, а потом и фронтовых товарища - Роберт Локман, Готтфрид Ленц, Отто Кестер - работают в мастерской по ремонту автомобилей. Роберту исполнилось тридцать. В день рождения всегда немного грустно и тянет на воспоминания. Перед Робертом проходят картины из его недавнего прошлого: детство, школа, в 1916-м он, восемнадцатилетний, призван, солдатские казармы, ранение Кестера, мучительная смерть однополчан от газового удушья, от тяжелых ран. Затем 1919 г. Путч. Арестованы Кестер и Ленц. Голод. Инфляция. После войны Кестер некоторое время был студентом, потом летчиком, гонщиком и, наконец, купил авторемонтную мастерскую. Ленц и Локман стали его партнерами. Заработки небольшие, но жить можно, если бы «внезапно не возникло прошлое и не таращило мертвые глаза». Для забвения существует водка.

Кестер и Ленц торжественно приветствуют Роберта. Ленц дает команду «встать» и выкладывает подарки - где-то чудом добытые шесть бутылок старого рома. Но праздник - позже, сейчас - работа.

Друзья купили на аукционе старую колымагу, с виду весьма потешную, оснастили её мощнейшим мотором гоночной машины, назвали её «Карлом» - призраком шоссе. Они работают до сумерек и, выкатив отремонтированный кадиллак, решают на «Карле» отправиться в пригород, чтобы отметить день рождения. Их развлечением становится дурачение владельцев дорогих и роскошных машин, которых они пропускают вперед, а потом шутя обгоняют. Остановившись в пути, друзья собираются заказать ужин, и тут подкатывает бьюик, который они обогнали. В нем оказалась пассажирка - Патриция Хольман. Объединившись, они устраивают веселое застолье.

После бурного празднования Роберт возвращается в свое логово - меблированные комнаты. Здесь живут люди, по разным причинам занесенные сюда судьбой. Супруги Хассе все время ссорятся из-за денег, Георг Блок упорно готовится в институт, хотя деньги, накопленные во время работы на руднике, давно кончились и он голодает, графа Орлова держит за горло прошлое - Роберт видел, как он побледнел однажды при шуме заводящейся машины - под этот шум в России расстреляли его отца. Но все они как могут помогают друг другу: советом, добрым отношением, деньгами… Рядом с пансионом - кладбище и недалеко кафе «Интернациональ». Роберт работал там некоторое время тапером.

Роберт назначает встречу Патриции - Пат, как её окрестили друзья. Он ожидает её в кафе, потягивая коньяк. В кафе толчея, и они решают уйти в бар. Роберт пытается представить себе, кто она и как живет. Хозяин бара Фред их приветствует, и Роберт начинает чувствовать себя увереннее. В зале один Валентин Гаузер, знакомый. Роберту по фронту: он получил наследство и теперь его пропивает. Он счастлив оттого, что остался жив. Его девиз: сколько ни празднуй - все мало. Роберт объясняет, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья свое маленькое счастье.

«Три товарища» — роман, написанный в 1936 году, принадлежит к списку «Золотого фонда мировой литературы 20 века». Он входит в трилогию Ремарка о «потерянном поколении» вместе с романами «На западном фронте без перемен» и «Возвращение». История, которую создал Ремарк в произведении «Три товарища», краткое содержание которой позволяет узнать основные сюжетные повороты и проблематику, остается актуальной и сегодня.

  1. Отто Кестер – вдумчивый мужчина, педантичный, спокойный, бывший летчик. В романе ему принадлежит мастерская, где работают его друзья. Он всегда выручает приятелей из беды, помогает им решать проблемы.
  2. Готтфрид Ленц – веселый мужчина, который всегда в хорошем настроении. Любит поговорить, пошутить и хорошо провести время. В романе его жизнь обрывается на фашистском митинге: в него попадает случайная пуля.
  3. Роберт Локамп – бывший солдат, выживший в Первой мировой войне. Не имея профессии и образования, он меняет места работы, не задерживаясь на них слишком долго. Роберт не может смириться с прошлым, постоянно вспоминает военные годы. Из-за войны у него нет постоянной работы, дома и семьи, он часто об этом думает. Его преображает девушка – Патриция, в которую он влюбляется. Эти отношения меняют его мировоззрение и характер.
  4. Патриция Хольман – возлюбленная Локампа. Она очень красивая, умная, открытая к новым впечатлениям и людям. Любит отдыхать, шутить, хорошо проводить время. Она смертельно больна туберкулезом, но это не сломало Патрицию: она смогла сохранить силу духа во время этой болезни и до конца жизни следовать своим принципам.

Через отношения этих героев Эрих Мария Ремарк раскрывает тему «потерянного поколения»: поколения людей, которые пошли на войну в юном возрасте и потеряли возможность сформироваться как личность, обзавестись семьей, выработать стойкость характера.

Краткое содержание по главам

В романе всего 28 глав, каждая из которых представляет завершенный фрагмент истории.

Обратите внимание! Условно можно разделить повествование на три части: начало развития событий, кульминация и завершение.

Краткий пересказ поможет быстро вникнуть в тему.

История разворачивается в конце 20-х годов в послевоенной Германии. Кругом разруха, отсутствие рабочих мест. Люди пытаются добыть себе еду любым способом, на улицах время от времени вспыхивают протесты.

Начальные главы

Три друга, которые вернулись с войны, пытаются найти себя и обустроиться в новом мире. Они занимаются ремонтом и перепродажей подержанных автомобилей.

История начинается с того, что Роберту Локампу исполняется 30 лет. Он грустит по утраченным возможностям, вспоминает свою жизнь и осознает, что ничего не добился. Тоску в душе он заглушает алкоголем.

По очереди он вспоминает все года своей жизни: как его в 18 лет призвали на службу, революцию после войны и голод, аресты, смерть матери, попытки построить жизнь в послевоенном обществе. На момент начала повествования все это осталось в прошлом, жизнь наладилась настолько, насколько это было возможно в тех условиях.

Вечером друзья отправляются на гонки, где принимают участие. Там они знакомятся с девушкой по имени Патриция Хольман, действие переносится в трактир, где мужчины с новой знакомой выпивают и общаются. Новые знакомые всю ночь разговаривают, делятся своими воспоминаниями, обсуждают разные темы. Всем мужчинам Патриция очень понравилась, особенно Роберту, который почувствовал к ней влечение.

Середина повествования

На следующее утро Роберт все время думает о новой знакомой. Он вспоминает прошлый вечер и прокручивает в голове все разговоры, чтобы понять, что чувствует к нему Патриция.

Читатели знакомятся с местом, в котором он живет – пансионом Фрау Залевски, его соседями. Вместе с Робертом в доме обитают бездетные супруги Хассе, которые постоянно ругаются из-за недостатка денег, граф Орлов, который скучает по родине и не имеет родных и близких в чужой стране.

Там же живет вдова Бендер, которая на войне потеряла двоих детей, студент Блок, который никогда не имеет работы и всегда хочет есть. Это место символизирует в романе пристанище людей, которые держатся за прошлое и не думают о будущем: всех жителей объединяет отсутствие постоянного места в жизни, мысли о прошлом, проблемы в настоящем.

Роберт набирается смелости и звонит Патриции, приглашает ее на свидание. Но во время встречи он держится робко, не может поддержать разговор и напивается от переживаний. Дома он понимает, что вел себя неподобающим образом, по совету друга он отправляет девушке цветы. На следующий день он извиняется и ведет девушку на второе свидание. Они хорошо проводят время, катаются на машине, много разговаривают. Они развлекаются в луна-парке, находят много общего, ощущают родство душ. У Роберта возникает ощущение, что он знает Патрицию не 2 дня, а много лет.

Со временем молодые люди понимают, что влюблены. Друзья с радостью принимают Патрицию в свой круг. У Роберта создается иллюзия того, что все начинает налаживаться: он успешно продает одно авто, получает немного денег, у него складываются отношения с девушкой, они отправляются на отдых к морю.

Первые дни влюбленные проводят вдвоем, много гуляя и разговаривая. Роберт очарован Патрицией, ее любовью к жизни и желанием делать все, что хочется, ни к чему не привязываться. Его восхищает характер и поведение девушки.

Болезнь Патриции

Эйфорию счастья прерывает болезнь Патриции – выясняется, что она давно больна туберкулезом. Ей становится плохо в один день – открывается кровотечение. Девушку отправляют в больницу.

Друзья находят доктора Жаффе, который занимается лечением Пат. Он говорит, что ее можно вылечить, если придерживаться режима и всех рекомендаций. Врач советует отправиться в санаторий в Швейцарии, где девушке лучше всего подходит климат и условия.

Одновременно с этими событиями возникают проблемы в мастерской, мужчины принимают нелегкое решение продать свой маленький бизнес. На улицах бушуют фашистские митинги. В городе время от времени поднимаются восстания, по улицам гуляют приспешники фашизма. Роберта политика не волнует, он занимается лечением возлюбленной. Регулярно посещает митинги Ленц, на одном из собраний в уличной перестрелке в него попадает пуля, и он погибает. Друзья находят убийцу и мстят.

Завершение истории

Роберт пытается найти деньги на лечение девушки, ему помогают друзья финансами, вырученными за продажу любимых машин. Мужчина понимает, что это очень большая жертва с их стороны, но он не может отказаться.

Патриции становится все хуже, но она утверждает, что не хочет проводить время в грусти и тоске. Она в хорошем настроении, позитивно настроена, все так же любит жизнь и общение. Девушка не теряет надежды.

Молодые люди много разговаривают, шутят, обсуждают свои чувства, вспоминают то короткое время, которое они провели вместе. Патриция медленно умирает, Роберт до последней минуты находился с ней рядом, успокаивал ее и выслушивал. В последние минуты любимая его не узнавала.

Проблематика произведения: краткий анализ

Эрих Мария Ремарк показывает, как война создала потерянное поколение молодых людей, которые после возвращения с войны не могут найти свое место в жизни. Они возвратились домой, в государство, которое переживает упадок и экономический спад, ставший результатом поражения в войне. Состояние страны создает множество проблем для героев: необходимость постоянно искать работу, платить за жилье, лечение. Основные проблемы, которые раскрываются на фоне всего этого:

  1. Послевоенная депрессия, которая касается не только социальных стандартов, но и людей, которые живут в стране.
  2. Безысходность, которая стала частью жизни всех героев: болезнь Пат, трудности Роберта. Судьба постоянно испытывает их своими ударами, герои чем-то жертвуют, что-то теряют.
  3. Проблема потери близких людей. Она актуальна и для войны, и для послевоенного общества, каждый переживает эту потерю по-разному.
  4. Ключевая проблема – вопрос дружбы. Друзья поддерживают друг друга, помогают в трудную минуту, многим жертвуют. Именно благодаря этим чувствам они ощущают себя живыми, раскрывают себя с самой лучшей стороны. Месть за смерть друга, продажа бизнеса ради помощи близкому человеку – эти поступки свидетельствуют о реальности чувств персонажей, и их готовности делиться самым дорогим.
  5. Проблема фашизма – политический вопрос в романе тоже затрагивается. События развиваются на фоне установления диктатуры, герои по-разному относятся к беспорядкам на улице, но это касается каждого из них. Ленц даже умирает в случайной перестрелке.

Важно! Роман «Три товарища» — глубокий и многоплановый, он рассказывает о дружбе, любви, войне, вере и ее потере.

Начинается он оптимистично – перед читателями герои, который много пьют, шутят и разговаривают. Они беззаботно проводят жизнь и наслаждаются каждым моментом.

Но постепенно раскрывается суть такого стиля жизни – за гуляниями люди прячут свою душу, свои страхи из прошлого и переживания. Каждый из героев имеет свою историю, связанную с потерями и войной. А такой образ жизни – это ширма, за которой они пытаются скрыть настоящих себя.

Прогремела Первая мировая война, которая оставила неизгладимый отпечаток на судьбах и душах жителей Германии. Страна страдает от тяжкого экономического кризиса.
Дружба Роберта Локампа, Готтфрида Ленца и Отто Кестера началась еще в школьные годы. Затем они вместе воевали, а на момент действия романа работали в автомастерской. Роберт отмечает свой тридцатый день рождения – ему грустно, его тревожат воспоминания. Его мучает память об окончании школы, о призыве в армию в восемнадцатилетнем возрасте в 1916 году, о ранении Кестера, об ужасающей гибели однополчан от ядовитых газов и тяжелых ранений. 1919 год был не менее трудным – во время путча арестовали Ленца и Кестера, есть было нечего, а цены резко возросли. Кестер пытался заработать, как мог. Сначала он учился в университете, затем пробовал себя в качестве летчика и гонщика, но, в конце концов, приобрел мастерскую для ремонта автомобилей. Ленц и Локамп присоединились к Кестеру. Зарабатывали друзья немного, но на жизнь хватало, и только воспоминания по-прежнему не давали покоя. Для борьбы с прошлым существовало лишь одно действенное оружие – водка.
Кестер и Ленц торжественно встречают именинника с подарком – неизвестно где и как добытые шесть бутылок старого рома. Но отмечать товарищи будут позже, после работы. На аукционе друзья купили старую, полуразваливающуюся машину, которую они называют «Карлом». Они трудились допоздна, вставили в кадиллак мощный мотор гоночной машины и теперь развлекаются, с шумом обгоняя машины, которые внешне выглядят гораздо лучше, чем «Карл». Локамп, Ленц и Кестер поехали в пригород, чтоб отпраздновать день рождения. Там они встречаются с мужчиной и женщиной, машину которых они до этого обогнали. Все вместе они устраивают бурное застолье в одном из придорожных кафе.
После веселого празднования Робби возвращается к себе домой. Там автор знакомит читателей с соседями Локампа, которые волей судьбы оказались здесь. Это супружеская чета Хассе, непрерывно ссорящаяся из-за финансов, абитуриент Георг Блок, прикладывающий все усилия для поступления, хотя и он страдает от нехватки денег, а также граф Орлов, которого мучают воспоминания о жизни в России. Бедственное положение сближает всех жителей дома – они помогают друг другу деньгами, полезными советами и добрым отношением. Недалеко от пансиона находится кладбище и кафе «Интернациональ», в котором некогда работал Робби тапером.
Роберт назначает встречу Патриции Хольман – девушке, которую он встретил в придорожном кафе в день рождения. В ожидании ее Локамп пьет коньяк. В кафе много посетителей, поэтому они перемещаются в бар. Фред, владелец заведения, здоровается с Робби, что придает последнему уверенности. В баре никого, кроме Валентина Гаузера. Роберт знаком с ним со времен войны. Валентин получил наследство и теперь тратит деньги на алкоголь. Гаузер счастлив, что не погиб, и теперь празднует это каждый день. Локамп считает, что Гаузер – единственный, кому удалось из беды сделать собственное маленькое счастье. Роберту тяжело поддерживать разговор с Пат, но, изрядно выпив, все же его язык развязывается. Провожая Пат домой, Локамп понимает, что он пьян. Ему досадно от этой мысли и, вернувшись в бар, напивается окончательно.
Посоветовавшись с Ленцом, Роберт посылает Пат в качестве извинения букет роз. Локамп никак не может перестать думать о девушке. Ее появление в жизни Робби заставляет пересмотреть все его взгляды на мир. Ему вспоминается, как юноши изменились, вернувшись с войны. Несмотря на юный возраст, они были лишены веры. Их одолевало желание бороться со всем, что было в прошлом – с ложью и самолюбием, корыстью и равнодушием, они перестали кому-либо доверять, кроме лучших друзей. Время, когда господствовали духовные ценности прошло, теперь все решают деньги и положение в обществе.
Роберт и Пат снова встретились. Девушка, никогда ранее не водившая машину, впервые садится за руль на безлюдной улице. В этот момент Роберт и Пат чувствуют невероятную близость. Далее следует поход в бар, где они встречают Ленца, с которым и отправляются в парк аттракционов. После катания влюбленных на новой карусели и американских горках вся компания идет в павильон, где накидывают пластиковые кольца на крючки. Благодаря ловкости друзей и опыту (они так часто развлекались, будучи на фронте) Робби и Ленц выигрывают все призы не только в этом павильоне, но и в следующем. Третий же закрылся к приходу победителей. Радостные друзья раздают все выигранные призы прохожим, оставляя себе только вино и сковородку.
Ленц и Кестер уважительно относятся к чувствам Роберта, поэтому с удовольствием принимают Пат в свое общество. Таким образом, она оказалась на гонках, на которые записался Кестер. Всю неделю товарищи бережно следили за «Карлом». Остальные механики посмеивались над кадиллаком, что приводит Ленца в бешенство, хотя Робби удается его успокоить. Старт для «Карла» был неудачным – он выехал предпоследним. Но к концу он разогнался и, воспользовавшись помехами в двигателе противника, Кестер опережает его на два метра. Друзья хотят отпраздновать победу в баре, но бармен Альфонс приглашает их к себе за свой счет. Товарищи принимают приглашение с огромным удовольствием. За застольем на Пат обращают много внимания, поэтому Роберт предлагает ей незаметно ускользнуть. Они идут на тихое и туманное кладбище рядом с пансионом Робби, куда они потом и отправятся. Пат нравится комната Локампа за теплоту. Девушка засыпает, положив голову на руку Роберта. Теперь он понимает, что его любят, хотя и не осознает, за что.
Денег нет, поэтому друзья на аукционе покупают машину и поочередно подрабатывают водителями. Первым был Роберт. Он подрался с конкурентом, но затем они сдружились и вместе выпили водки. Так Робби стал таксистом и обрел нового друга, Густава.
Локамп впервые побывал в квартире Пат, которой она некогда владела. Теперь девушка снимает две комнаты. Мебель тут подобрана со вкусом и лишь напоминает о былом благосостоянии. Пат достает ром и рассказывает о своем тернистом жизненном пути; ей пришлось пережить голод и целый год в больнице. Она и сейчас испытывает финансовые трудности, поэтому устраивается на работу продавца грампластинок. Роберт недоволен тем, что Пат придется от кого-то зависеть, но ничем девушке помочь не может. Он терзается сомнениями, что, возможно, Пат нужен не такой мужчина, как Робби, а более обеспеченный.
Роберту удается удачно продать отремонтированный кадиллак, о чем незамедлительно сообщает друзьям, которые поражены коммерческим успехом Локампа, который не так часто с ними случается. Получив чек, Робби берет отпуск на две недели и везет Пат на море. По дороге они останавливаются в лесу, где лежат на траве и слушают кукушку. Девушка насчитала сотню криков кукушки и говорит, что именно столько она хотела бы прожить. Кестер позаботился о Пат и Роберте – он сообщает о предстоящем приезде пары фрау Мюллер, владелице отеля, в котором Отто останавливался на следующий после войны год. Влюбленные отдыхают на пляже, но Роберту опять не дают покоя воспоминания о фронтовых годах. В 1917 солдаты также нежились на пляже без снаряжения и оружия. Вскоре многие из них были убиты. Вечером пара отправилась на прогулку на ситроене, которую омрачила внезапное ухудшение самочувствия Пат. На следующий день, у нее открылось кровотечение. Роберт обращается за помощью к Кестеру, который находит доктора Жаффе, некогда лечившего Пат. Врача в скором времени доставили к больной. Через пару недель Пат стало несколько лучше, что она была в состоянии добраться домой.
Жаффе рассказывает Роберту историю болезни девушки и настоятельно рекомендует возобновить лечение в санатории. Он берет Локампа на обход больных, чтобы показать идущих на поправку пациентов. Роберту было необходимо не выдавать своего беспокойства. Чтобы поднять пат настроение, он приносит подарок Густава – милого, породистого щенка.
Работа таксистом не дает большого дохода, поэтому Густав предлагает Роберту сходить на скачки. Там ему крупно везет. Обращение к Робби удачи на тот момент было весьма кстати – «Карлу» в скором времени предстояли очередные гонки. На глазах Роберта и Густава происходит авария, они помогают пострадавшим добраться до больницы и обговаривают условия ремонта поврежденной машины. Но у них уже есть опасные конкуренты – еще четыре брата видели этот несчастный случай, и также хотели получить заказ. Схватка была жесткой (один из братьев уже отсидел за убийство), но товарищи победили и сразу же принялись за работу.
Погода испортилась: стало холодно, а дождь льет, не прекращаясь. Доктор Жаффе сообщает Роберту, что Пат надо срочно отвезти в санаторий, где ее уже ждут. Санаторий находится в горах, а синее небо, яркое солнце и пушистый снег определенно пойдут Пат на пользу. В поезде встречаются многие бывшие пациенты, возвращающиеся в горы. Пат и Роберт вместе провели неделю.
Однако и тут друзей подстерегла неудача. Владелец машины, которую недавно ремонтировали друзья, разорился, а автомобиль выставлен на аукцион. Машина не застрахована, поэтому товарищи ничего не получат за проделанную работу. Принято решение о продаже мастерской, так ка иного выхода больше нет.
Роберт ужинает в ресторане «Интернациональ», где встречает некоторых знакомых. Одна из них, Лилли, проститутка поневоле, чью свадьбу недавно так пышно справляли, разводится, так как ее благоверный потратил все ее деньги и теперь возмущен прошлым девушки, якобы до этого ему неизвестным. Роберт связывается с санаторием. Ему сообщают, что Пат не встает с постели. Робби настолько огорчен, что напивается. Кестер уговаривает его сесть за руль, несмотря на нетрезвое состояние.
В городе волнения из-за разрастающегося движения фашистов. Рабочие наивно полагают, что фашистов не волнует политика, и свято верят, что им помогут. На митинг идет и Ленц, которого потом забрали друзья. По пути к машине из ниоткуда появились четыре парня, один из которых выстрелил в Ленца. Кестер пытается догнать убийцу, но ему это не удается. Готтфрид Ленц погиб.
Роберт, Кестер и Альфонс решают найти преступника. В пригородном кафе убийца смог ускользнуть, но затем все равно был уничтожен Альфонсом. Робби и Кестер уезжают к Пат, так как им пришла телеграмма с просьбой о скорейшем приезде.
Денег не хватает, поэтому друзьям пришлось ехать на «Карле». Кестер и Роберт скептически слушают утешения врачей и рассказы о выздоровлении безнадежно больных. Друзья вывозят Пат из санатория пообедать в деревне. На обратном пути они любуются закатом. Все понимают, что это последний закат девушки, но молчат об этом. Кестер уезжает и вскоре присылает денег; Робби понимает, что «Карла» продали. Пат тоже больше не может слушать утешения врачей, поэтому просит у Роберта разрешения делать все, что пожелается, чтобы в последние дни быть абсолютно счастливой. В марте, когда в горах начались обвалы, Патриция Хольман умерла.

Год написания: 1936

Жанр произведения: роман

Главные герои: Роберт Локамп , Готтфрид Ленц , Отто Кестер - друзья, Патриция Хольман - девушка Роберта.

Сюжет

Действие проходит после первой мировой войны. Картины ужаса не покидают трех товарищей, участников той войны. Сейчас они работают в авто мастерской. Купили старую машину и поставили в нее гоночный мотор. По пути на празднование именин Роберта, друзья встречают Патрицию, или Пат. Робби влюбляется в нее, и девушку принимают в компанию. Для заработка было куплено такси. По очереди друзья ездили на нем. Но такси приносит небольшой доход. Однажды удалось заработать много денег продав кадилак. Роберт и Пат отправились на море. У девушки открылось кровотечение. Доктор посоветовал вновь лечиться в санатории от туберкулеза. Ленца убивают протестующие. Кестер мстит убийце. Чтобы Роберт был с Пат, Отто продал любимую машину «Карла». Патриция умерла рядом с любимым.

Вывод (мое мнение)

Роман показывает, какой большой вред война принесла как всей стране, так и душам людей. Они вынуждены запивать ужас алкоголем. Ремарк показывает, насколько цена дружба и любовь. За это можно всем пожертвовать.

Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того что­бы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинни­ка, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одно­временно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоя­щая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг нака­тывает и впивается в него своими мертвыми гла­зами, но для этих случаев есть водка.

Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньо­ны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекать­ся. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним ро­мантиком, утверждает, что «Карл» играет воспи­тательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи ос­танавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его мо­лодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. Пос­ле знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомо­билях с Кестером, поет солдатские песни в бесед­ке с Ленцем.

За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Робер­та притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Ло­камп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашива­ет у девушки номер телефона.

Следующим утром, в воскресенье, Роберт нето­ропливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его со­седи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе по­терять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безде­нежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, рус­ский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, счи­тающие его своим другом.

Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Ве­чером приходит в мастерскую, помогает Отто с ре­монтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Ро­берт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он заста­ет ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и пред­лагает Пат встретиться послезавтра. После, пере­думав, идет на бокс. Теперь все окружающее ка­жется ему уютным.

Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья со­чиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попав­ший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена по­гибла от потери крови, он же не скорбит, а стре­мится извлечь из страховки большую выгоду.

Свидание с Пат назначено на пять часов в ка­кой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежед­невно отмечающий то, что остался жив; вышко­ленный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат ка­жется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девуш­ками и просто утратил навык общения наедине.

Кафе слишком шумное, в тишине бара непринуж­денный разговор не получается. Тогда Роберт за­казывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не набол­тал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Ро­берт не рассказывает.

Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуж­дена пойти на панель. Локамп приглашен как до­рогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, про­питывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бесси­лие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествова­ли дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого че­ловека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой бу­кет роз, она благодарит его по телефону.

Авторемонтная мастерская пытается удержать­ся на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонти­рованный «кадиллак». Кестер добивается в финан­совом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Ферди­нанд Грау, пишущий портреты покойников, назы­вают себя потерянными людьми; жизнь их разби­та, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мне­нию, еще не погиб.

Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые це­луются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привыч­ные для Локампа места, часто обедают у Альфон­са, друга Ленца и владельца пивной, девушка быст­ро становится в компании своей.

Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, бу­лочник, его забирает. В аварии погибла его бере­менная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает пор­трет погибшей супруги художнику Грау.

Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей кварти­ре, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувст­вии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей пате­фонов, у нее музыкальное образование. Робби ос­матривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сенти­ментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращает­ся к девушке и чувствует, как исчезает его ско­ванность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они ве­селятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в рес­торан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к про­шлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Ро­берт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не при­ходит, а чувства обостряются. Он испытывает бе­зумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обна­руживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Роб­би приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоя­щая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.

Тем временем новая пассия булочника подби­вает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Уви­дев возможность перепродажи, Локамп договари­вается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.

Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Пат­рицию на море. Они наслаждаются красотой при­роды и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкуле­зом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скры­вала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора

Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понем­ногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.

Уезжая, Роберт думает, что все было просто пло­хим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за боль­ной девушкой.

Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Прия­телям приходится быть изобретательными и за­менять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе пер­вых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Ро­берт дарит ей щенка ирландского терьера.

Выручка от извоза у товарищей небольшая, к то­му же рабочие моменты иногда приходится разре­шать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится не­выгодная для авторемонтной зима.

Локамп встречается с врачом Патриции. Жаф­фе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожи­дать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Жен­щина без носа, мужчина в агонии, парализован­ный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - не­скончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужест­венность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».

У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.

С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не поку­пать, а обрывать в парке и церковном садике. Ма­шина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и при­ходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фо­не этого счастье любви кажется ошеломляющим.

Но все вокруг говорит о том, что любви недо­статочно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Про­исходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пе­режить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от нераз­решимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и ви­дят довольно много посетителей, но, по словам сто­рожа, сейчас люди приходят в музей по бесплат­ным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные про­изведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - раз­мышляет Локамп.

В середине октября доктор Жаффе говорит Ро­берту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфон­са. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома це­лый год. И Пат вернется. Санаторий больше по­хож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.

В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содер­жать мастерскую, но положение ухудшается с каж­дой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.

После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических со­браний. Находят его друзья как раз вовремя, вы­таскивают из драки и уходят за считанные мину­ты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказа­ние: он будет жить до восьмидесяти лет. Букваль­но через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячет­ся. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.

Робби по-прежнему играет в кафе для проститу­ток. В пансион приходит телеграмма от Пат с про­сьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санато­рий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер при­возит друга на «Карле». О смерти Ленца Патри­ции не говорят. Она радуется встрече, ведет дру­зей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обрат­но она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.

Робби получает разрешение поселиться и со­седней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разно­му, но нет ощущения, что это тяжелобольные лю­ди. К одной из пациенток приезжает муж и гром­ко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и на­ступает «лихорадочная погода».

Больные катаются на лыжах, устраивают ве­чера и незлобно разыгрывают счастливчиков, ко­торые выписываются здоровыми.

Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно насту­пает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрач­но шутит, что умрет точно по предсказанию вра­чей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.

Есть среди них и влюбленные - пожилой рус­ский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы со­ревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает панико­вать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает си­туацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро прохо­дит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не вста­ет с постели и слабеет с каждым днем. Особенно стра­шится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприем­ник. Единственное, по словам Пат, о чем она дума­ет, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встре­чаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Ро­берт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье ча­сов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучитель­но, именно в тот час, которого боялась. До послед­него Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».