Яма — Нияма: как начать путь личного самосовершенствования

Природа обустроена таким образом, что он всю жизнь ищет ответы на множество философских вопросов касательно происхождения и обустройства Вселенной, тайны зарождения и существования всего живого на земле, собственного предназначения в этом огромном мире.

Следующей ступенью Ямы является «Сатья», то есть отказ ото как по отношению ко всем окружающим, так и по отношению к самому себе.

Йогин должен быть человеком, в мыслях и жизни которого фигурируют принципы честности и правдивости. Главное правило Сатьи - отказаться от самообмана.

Человек, который ступил на путь духовного очищения, не должен лгать самому себе, закрывать на духовные и моральные , которые требуют немедленного решения, прибегать к суггестии и убеждать себя в правильности своих действий и , даже ошибочных.
Человек, который врёт самому себе, никак не может обойтись безо лжи к окружающим. Не стоит также прикрываться ложью во благо: мыслями и действиями йогина должна руководить только правда, даже жесточайшая.

Ведь правда дает человеку шанс остановиться, переосмыслить собственную и исправить огрехи. Проступком является не только ложь, но и замалчивание правды.

Важно! Соблюдение йогических практик Ямы призывает также к чистоте речи, контролированию собственного лексикона, ведь слова имеют возможность материализоваться; как гласит пословица, словом можно убить либо исцелить.

Апариграха

Апариграха обозначает исключение из жизнедеятельности йога накопительства. Слишком часто жизнь человека сводится только к тому, чтобы зарабатывать на содержание самого себя, покупку тех или иных .

Данный процесс бесконечен, поскольку покупка одной вещи провоцирует зарождение желания приобрести другую. На всё это человек тратит огромное количество энергии, которой буквально пропитана каждая вещь, заработанная им.
Страсть к накопительству приводит к акцентированию человека исключительно на материальном мире и на том, чтобы забросить духовное развитие.

Данная ситуация приводит к нарушению самого процесса реинкарнации. Ведь, согласно йогическим учениям, после каждый человек перерождается.

Вещи же, которые он приобрел, остаются в этом мире, их владельцами становятся другие люди, с другой энергией, получается своенравная «смесь» энергии умершего и энергии нового владельца продуктов деятельности усопшего.

Именно эта новая энергия определяет, какое участие ждёт усопшего в мире мёртвых.

Знаете ли вы? Свод установок «Яма» назван в честь индуистского бога царства мертвых. Согласно преданиям, Яма был первым человеком, который после смерти стал богом. Обязанности бога царства мёртвых заключаются в том, чтобы встречать умерших людей на входе в царство и разводить их в предназначенные им места, то есть в те, которые они заработали при жизни. То есть Яма является божеством, олицетворяющим справедливость.

Нияма

«Нияма» в переводе означает «следовать», то есть если «Яма» - это свод запретов, то «Нияма» - это то, что следует делать на пути к вершине йогического совершенства. Как и Яма, Нияма состоит из пяти ступеней.

Шауча в Нияме - это подражание принципам чистоты в теле, духе и разуме. Настоящий йог должен следить за тем, чтобы его (тело и ), а также сознание были чистыми.

Все, что окружает йогина, должно быть чистым: , . Он должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы относительно собственного тела. Чистота же и - продуцент чистой энергии.

Сантоша

Ишвара Пранидхана

Ишвара Пранидхана - это преданность богу, умение благодарить его за всё, понимание того, что все собственные достижения в этом мире - это исключительно божья .

Йог должен чтить бога, любить его и верить ему, размышлять о нём. И самое главное, всё это должно быть искренним. Каждый желающий совершенствоваться духовно должен полностью посвятить себя, свои мысли, действия, поступки богу и во всем согласоваться с ним. Как видите, настоящая йога не заключается в умении поставить своё тело в определённую позу. Йога - это прежде всего духовная, моральная, умственная и энергетическая практика, и начинается она с соблюдения принципов Ямы и Ниямы.

Невозможно стать полноценным йогом, презрев хотя бы один из перечисленных выше пунктов.