Теология – это знание и наука, изучающая мировые религии: совет, кафедра и институт теологии. Что такое теология и что она изучает

Слово теология состоит из двух слов Τheos, означающее «Бог», и logia, что означает «высказывания, изречения». Этот английский термин впервые прозвучал в 1362 году и теперь распространился за пределы христианских контекстов.

Августин Бегемот определил латинский эквивалент, теологии, как «рассуждение или дискуссию относительно Бога». Ричард Хукер определил «теологию» как «науку о божественных вещах», а лорд Болингброк, английский политик и философ, описал в политических работах свои взгляды на теологию: «Теология - это наука, которая по праву может быть сравнена с ящиком Пандоры».

Что такое теология

Теология - это критическое исследование природы божественного. Её преподают как академическую дисциплину, как правило, в университетах, семинариях и школах богословия.

Она начинается с предположения, что божественное существует в той или иной форме, например, в физических, сверхъестественных, психических или социальных реалиях, и доказательства об этом могут быть найдены через личные душевные переживания или исторические записи такого опыта. Изучение этих предположений не является частью собственно теологии, а находится в философии религии, и все чаще, в психологии религии и такой профессии, как нейропсихология. Теология нацелена на структурирование и понимание этих переживаний и использование их для получения нормативных предписаний о том, как жить в этом мире.

Теологи используют различные формы анализа и аргументации:

И другие, чтобы помочь:

  • понять;
  • объяснить;
  • проверить;
  • критиковать.

Как и в философии этики и прецедентного права, аргументы часто предполагают существование ранее разрешённых вопросов и развиваются, делая аналогии с ними, чтобы делать новые выводы в новых ситуациях.

Изучение теологии может помочь богослову более глубоко понять их собственную или другую религиозную традицию. Это может позволить им исследовать природу божественности без ссылки на какую-либо конкретную традицию. Теология может быть использована для распространения, реформы, или оправдания религиозной традиции или её можно использовать для, например, библейской критики. Она может также помочь богослову решить какую-то современную ситуацию или изучить возможные способы интерпретации мира.

История

Греческая теология использовалась со значением «дискурс о боге» ещё в четвёртом веке до нашей эры Платоном. Аристотель разделил теоретическую философию на математическую, физическую и теологическую. Последняя соответствовала метафизике, которая для Аристотеля включала дискурс о природе божественного.

Опираясь на греческие стоические источники, латинский писатель Варро выделил три формы такого дискурса: мифический (относительно мифов греческих богов), рациональный философский анализ богов и космологии и гражданский (относительно обрядов и обязанностей публичных религиозных сообществ).

Теологи, появляются однажды в некоторых библейских рукописях, в заголовке Откровения Иоанна Богослова.

В святоотеческих греческих христианских источниках теология может относиться узко к набожным и вдохновляющим знаниям и обучению сущностной природе Бога.

Латинский автор Боэций, пишущий в начале IV века, использовал теологию, чтобы обозначить подразделение философии как предмет академического изучения, имея дело с неподвижной, бесплотной реальностью (в противоположность физике, которая касается телесных, движущихся реальностей). Определение Боэция повлияло на использование средневековой латыни.

В схоластических латинских источниках этот термин стал означать рациональное изучение доктрин христианской религии или академическую дисциплину, в которой изучалась согласованность и значение языка библии и теологические традиции.

В эпоху Возрождения, различие между «поэтической теологией» (теологией поэтикой) и «раскрытой» или библейской теологией служит отправной точкой для возрождения философии независимой от богословских доктрин.

Именно в этом последнем смысле теология стала пониматься как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения.

С XVII века стали использовать термин «теология» для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются христианскими.

Слово теология также может теперь использоваться в производном смысле как система теоретических принципов, как жёсткая идеология.

Термин теология был признан как подходящий для изучения религий, которые поклоняются предполагаемому божеству, т. е. более широко, чем монотеизм и способность говорить и рассуждать об этом божестве (в логике).

Некоторые академические исследования в буддизме, посвящённые исследованию буддийского понимания мира, предпочитают обозначать буддийскую философию термину буддийская теология, поскольку у буддизма не существует той же концепции бога.

Христианство

Фома Аквинский был величайшим христианским теологом средневековья. Он говорил, что Христианская теология - это изучение христианских убеждений и практики. Такое исследование концентрируется, прежде всего, на текстах Ветхого Завета и Нового Завета, а также на христианской традиции . Христианские богословы используют библейскую экзегезу, рациональный анализ и аргументы. Теология помогает богослову лучше понять христианские принципы, сравнить христианство с другими традициями, защитить христианство от возражений и критики, облегчить реформы в христианской церкви, помочь в пропаганде христианства, опираясь на ресурсы христианской традиции.

Внутри индуистской философии существует твёрдая и древняя традиция философских размышлений о природе вселенной, о Боге и душе. Санскритское слово для различных школ индуистской философии - Даршана (что означает «взгляд» или «точка зрения»), похоже, по своему значению с теологией. Богословие было предметом изучения для многих философов и учёных в Индии на протяжении веков. Большая часть исследований заключается в классификации проявлений богов и их аспектов.

Исламская теологическая дискуссия, параллельная христианской теологической дискуссии, называется Калам. Калам не занимает ведущее место в мусульманской мысли, которую теология занимает в христианстве.

В еврейском богословии историческое отсутствие политической власти означало, что большинство богословских размышлений произошло в контексте еврейской общины и синагоги, а не в рамках специализированных учебных заведений.

Теология как академическая дисциплина

История изучения богословия в высших учебных заведениях так же стара, как и история самих этих институтов. Платоновская академия, основанная в IV веке до н. Э., включала богословские темы в качестве предмета для изучения . Школа Нисибиса была центром христианского обучения с IV века нашей эры. Наланда в Индии была местом буддийского высшего образования, по крайней мере, с 5 по VI век нашей эры, а Марокканский университет Аль-Карауин был центром исламского обучения в X веке, как и Университет Аль-Азхар в Каире.

Самые ранние университеты были разработаны под эгидой латинской церкви. Возможно, однако, что развитие кафедральных школ в университетах было довольно редким, в то время как Парижский университет стал исключением. Позже были основаны Университет Неаполя Федерико II, Карлов университет в Праге, университет в Кракове, Университет Кёльна, Эрфуртский университет.

В раннем Средневековье большинство новых университетов было учреждено на основе ранее существовавших школ. Христианское богословское обучение было компонентом в этих учреждениях, равно как и изучение права Церкви. Университеты играли важную роль в обучении людей, помогая церкви проводить разъяснения и защиту своего обучения и в поддержке прав церкви над светскими правителями. В таких университетах богословское исследование первоначально было тесно связано с жизнью веры и церкви. Оно питалось практикой проповеди и молитвами.

В эпоху позднего Средневековья богословие было конечным предметом в университетах, получив название «Королева наук». Это означало, что другие предметы (включая философию) существовали прежде всего для помощи в богословской мысли.

Превосходное место христианской теологии в университете стало оспариваться во время европейского Просвещения, особенно в Германии.

С начала девятнадцатого века на Западе появились различные подходы к теологии как академической дисциплине. Большая часть дебатов относительно места богословия в университете или в рамках общей учебной программы высшего образования была посвящена тому, являются ли методы теологии научными.

Новая теология

В некоторых современных контекстах проводится различие между той теологией, которая рассматривается как связанная приверженностью к требованиям религиозной традиции и теологией, занимающейся религиозными исследованиями.

Религиозные исследования включают изучение исторических или современных практик или идей этих традиций с использованием интеллектуальных инструментов и структур, не связанных, с какой-либо религиозной традицией и которые обычно считаются нейтральными или светскими.

В контексте, где «религиозные исследования» в этом смысле сосредоточены, первичные формы обучения включают:

Специальность теология

В наше время эта профессия пользуется большим спросом, чем когда-либо. Стихийные бедствия, эпидемии и войны, вызывают жажду ответов на актуальные вопросы. Независимо от того, регулярно ли эти люди курт фимиам перед грязной позолоченной статуей, надеясь, что их добрые дела затмевают их злые, или их работа длится двенадцать часов, тщетно пытаясь расплатиться с закладными, массы людей чувствуют себя пустыми, виноватыми и одинокими. Вот почему специальность теолога востребована, даже если она не такая популярная, как в прошлые века.

Теология - очень обширная область, и многие богословские специальности, требуют интенсивного изучения, аспирантуры или сертификации в другой профессии. Цель стать проповедником один из самых распространённых карьерных путей для тех, кто преподаёт теологию. В зависимости от размера и местоположения церкви описание этой работы может широко варьироваться даже в одном наименовании. Существуют и другие различия между различными конфессиями.

Критика

Существует древняя традиция скептицизма в отношении теологии, за которой следует более современная и атеистическая критика.

Возможна ли аргументированная дискуссия о божественности, которая уже давно является предметом спора. Протагор, ещё в пятом веке до нашей эры, который, как считается, был сослан из Афин из-за его агностицизма о существовании богов , сказал: «Что касается богов, я не могу знать ни того, существуют ли они или не существует. Какую бы форму они ни имели, есть много препятствий для познания: неясность предмета и краткость жизни человека».

Чарльз Брэдлоу считал, что теология мешает людям достичь свободы. Он сказал, что современные научные исследования противоречат святым писаниям, поэтому Писания должны быть ошибочными.

Роберт Г. Ингерсолл заявил, что, когда у богословов была власть, большинство людей жили в лачугах. По мнению Ингерсолла, наука, а не теология, улучшали жизнь людей.

(от греч. theos - Бог и logos - слово, учение; богословие, учение о Боге) - а) в религиозном смысле: методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой (Дж. Ф. ван Акерен); б) в атеистическом смысле: систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства. В истинном смысле слова Т. возможна лишь в рамках монотеизма с его концепцией Бога, лично обращающегося с собственным Словом к человеку. Поскольку в индуизме и буддизме прослеживаются некоторые элементытеизма, то в них тоже имеет местомышление в форме Т. Но вряд ли правомерно говорить о нетеистической Т. Различают нормативную Т., т. е. положения, содержащиеся в Св. Писании (Библии, Коране, Торе), и деривативную (выводную) Т., т. е. комментарии богословов. Нормативная Т. по сути и есть Слово Божие, а потому наиболее авторитетна среди единоверцев. Например, православное богословие опирается на Библию и Св. Предание; считается, что у его истоков стоят Иисус Христос и апостолы, а завершенный вид ему придали отцы церкви. Деривативная Т. менее авторитетна - ей обычно присущ отвлеченно-философский подход к религиозным учениям, и она создается в форме размышления верующего человека о Боге ("человеческое слово о Слове Божьем"). Ее выводы, даже если они широко известны и доступны пониманию простого верующего, вовсе не обязательны для единоверцев. На выводах богослова, разъясняющего языком теоретика религиозную доктрину, заметно отражается его индивидуальность. Чаще всего деривативная Т. рождается в лоне какой-нибудь церкви и отвечает конфессиональным требованиям, вместе с тем не редкостью становится внеконфессиональная Т., свободная от церковных ограничений. Современное понимание Т. как синонима "священной доктрины" сложилось в Европе к XIII в., когда в зрелой схоластике было достигнуто противопоставление Т. и философии. В античной Греции термин "теология" употреблялся в иных смыслах: вначале им называли систематизацию мифов, изложение генеалогий языческих богов, затем Аристотель обозначил им философское учение о неподвижном перводвигателе всего мира, и "теология" обрела смысл спекулятивной "первой философии", нерелигиозной по своему характеру. Патристика субординировала две истины о Боге - низшую, открываемую разумом в форме философского суждения об Абсолюте, и высшую "истину Откровения"; в эпоху схоластики эти истины стали именовать соответственно "естественной Т." и "Т. Богооткровения". Деривативная Т. Откровения вторична и относительна к наследию того или иного великого пророка, стоящего у истоков соответствующей религиозной традиции. Не существует Т. как единой науки, подобной физике; всякая Т. надстраивается над породившим ее видом монотеизма. Т. двойственна, будучи теоретическим посредником между специфической религией и светской философией. С одной стороны, она выполняет функцию идеологической защиты и рационального обоснования того вероучения, которое ее питает духовно и психологически и с которым богослов чаще всего связан конфессиональными узами. С другой стороны, Т. находится в относительно свободном философском поиске, выбирая подходящие для ее идеологических целей концептуальные средства среди циркулирующих в обществе философских идей. При этом она прежде всего ориентируется на класс тех философских концепций, которые выражают дух родственной ей культуры, а потому не испытывает какой-либо явной несовместимости с ними. Вырастая из определенного религиозно-хозяйственного генотипа, культура обусловливает ансамбль соответствующих этому генотипу философских мироотношений; Т. же, обогащаясь новообразованиями этих мироотношений, замыкает цепь мировоззренческих идей на религиозный исток культуры. Происходит взаимообогащение Т., философии и религиозной традиции. Поскольку Т. есть не только "философствование", но и "искание лика Божьего", то в психологическом смысле, по словам С. С. Аверинцева, "любой просчет в отношениях с личным, водящим, любящим и гневающимся Абсолютом представляет абсолютную опасность... Впавший в ересь совершает не отвлеченную мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом" (Аверинцев С. // Филос. энциклопедия. Т. 5. M., 1970, с. 201). Посредническая двойственность Т. - палка о двух концах. Наличие у Т. философского полюса не только стимулирует свободомыслие богослова и усиливает возможности выражения личной веры и разделяемого кредо средствами рационального мышления, но также порождает опасность ереси, инакомыслия, размывания традиционного вероучения. Поэтому молодые религии защищают себя от теологической ревизии фундаментальных постулатов наложением гласного или негласного запрета на отвлеченное богословие. Двойственная сущность Т. обусловливает два основных направления размышления богослова о Боге и связи с Ним человека. Одно из них называют "интуиционизмом", второе - "иллационизмом" (умозаключением). Богословыинтуиционисты утверждают, что Бог прямо присутствует в нашей душе, совести и что переживаемое нами непосредственное знание о Нем не поддается переводу на язык слов и образов. Напротив, иллационисты полагают, что бытие Бога можно дедуктивно вывести методом анализа некоторых исходных посылок, подобно тому как математик получает из дефиниции треугольника основные свойства этой фигуры, даже не задумываясь над вопросами, есть ли в окружающем мире "треугольные реальности" и можно ли их эмпирически исследовать. Ныне альтернативу интуиционизму сторонники опосредованных свидетельств о Боге стали искать не столько в дедукции, сколько в индуктивных умозаключениях. Так, А. Н. Уайтхед предпочитал такого рода индукцию: яблоко из зеленого становится желтым, младенец - стариком, и все вещи "становятся", а потому можно предположить, что мир творится всеобщей силой становления, Творцом. К. С. Ф. Тертуллиан (160 - 220) выдвинул формулу "Верую, ибо абсурдно" и одним из первых среди христианских мыслителей обосновал позицию интуитивизма. Он противопоставил систематизаторской деятельности мыслителей Академии "истину Откровения", учил о пропасти между верой как интуицией и рассуждающим разумом. Августин Блаженный (354 - 430) выводил иную формулу - "Верую, чтобы понять". Он выдвигал требование искать выражения непосредственной веры в понятиях. Просите, молясь; ищите, рассуждая; стучитесь, спрашивая, вопрошая. Так учил Августин, надеясь объяснять бытие Бога из феномена самосознания человека и укрепляя позицию иллационизма. Подобно Августину, Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) принимал веру за предпосылку рационального знания и утверждал: "Не ищу уразуметь, дабы веровать, но верую, дабы уразуметь". П. А. Флоренский предложил в наше время объединить три формулы соотношения веры и разума в своей концепции стадий веры: вера восходит по ступеням от "верую, ибо абсурдно", затем к "верую, чтобы понять" и, наконец, к "понимаю, чтобы верить". В систему Т. как учебной дисциплины входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное, практическое богословие, а также экклесиология (учение о спасительной роли церкви), экзегетика (истолкование религиозных текстов), церковная археология и т. д. В современном христианстве (особенно в католицизме и протестантизме) появились новые направления: политическая Т. ("теология надежды", "теология мира", "теология политики", "теология революции", "теология освобождения", "черная теология", "женская теология" и т. д.), Т. культуры, "развития", "смерти Бога", "смерти теологии" и др. Д. В. Пивоваров

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Теология является неотъемлемой принадлежностью религиозной мистики, однако может развиваться и вне религии. Христианство определило содержание и выработало методологию теологии. Многие исследователи проводят аналогии...

Философский словарь

(греч. theos - бог и logos - учение; учение о боге) - система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или...

Философский словарь

(греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики,...

В статье поговорим о том, что такое теология. Мы постараемся разобраться во всех аспектах этого понятия, хотя надо понимать, что оно довольно сложное и объемное. Тем не менее, что такое теология, мы точно поймем.

Богословие

Теологию еще называют богословием. На самом деле это очень четкое и систематизированное изложение каких-либо догматов или учений в религии. Чаще всего это целый комплекс отдельных дисциплин, которые занимаются исследованием, изучением, изложением, защитой различных вероучений и религий. Все это, конечно же, непосредственно связано с Богом и его откровениями, формами почитания, нравственными нормами. При этом очень важно понимать, что теология и философия религии, а также религиоведение - это совсем разное.

Теперь мы знаем, что такое теология. Поговорим о том, откуда произошло это слово. При этом надо заметить, что в разное время ему придавалась разное значение. В качестве учения о вере и Боге его начали использовать только в XIII веке.

История

Теология - это наука о Боге, которая зародилась еще в Древней Греции. Тогда речь шла о богах. Изначально богословами или теологами греки называли обычных поэтов. Позже так стали называться люди, которые писали или передавали писания о богах. Затем это название закрепилось за толкователями мифов древности.

Аристотель рассматривал эту науку всего лишь как составную часть философии. Он не выделял её, считая чем-то наравне с физикой и математикой. Позже другие мыслители, благодаря выводам Аристотеля, смогли обосновать важность астрологии с точки зрения теологии. В Средние века это все приобрело еще большую активность, так как у христиан вызывала огромный интерес запрещенная для них астрология.

Теология в философии - это изучение работ божественного характера о мироустройстве. То есть делается акцент именно на то, как устроен мир. Марк Варрон считал, что существует гражданская, мифическая и физическая теология. Первая предназначена для народа, вторая - для поэтов, третья - для философов и мыслителей.

В христианстве

История теологии была очень длинной и сложной. Августин говорил, что это наука, которая позволяет понять Бога. Он заявлял, что она категорически отличается от языческой глупости и их учений о богах. Христианские авторы длительное время поддерживали такое направление, как триадология. Это было учение о Святой Троице.

Ориген считал, что по праву первым богословом в мире был Христос. В раннем христианстве большое внимание уделялось апологетам и апостольским мужьям, которые писали различные сочинения для объяснения религии. Чаще всего эти тексты были необходимы для обращения в праведность власти и интеллигенции.

Климент Александрийский

Климент Александрийский искренне полагал, что все изречения и мудрые мысли философы заняли из Святого Писания. Таким образом он совершенно не принимал теологию как нечто отдельное. При этом многие говорили о том, что философия может осветить истину только частично, в то время как теология способна полностью предоставить её.

Первую науку считали лишь дополнительной для тех, кто принял решение постигать веру через факты и доказательства. Климент Александрийский считал, что настоящим теологом можно считать того человека, который пропустил через свой разум все науки и всю мудрость, а после этого увенчал и пропитал все знания глубоким сознанием веры, ясности и правды. Кроме того, он настаивал на том, что богослову просто необходимо активно участвовать в жизни церкви. Для обычных верующих людей, по его мнению, философия и вовсе была не нужна, так как им бы хватило самого учения Христа, без дополнительных пояснений. Августин Блаженный отмечал некую параллель между Сократом и Христом в их тяге к истине и мудрости.

Вселенские соборы

Средневековая теология была самой насыщенной по количеству мнений. После того как время гонений на христиан наконец-то закончилось, внезапно обнаружились новые проблемы. Это были внутренние несостыковки в учении, из-за которых возникало много ересей. Обратили на них внимание почему-то только в это время, хотя они были и раньше.

Так вот, мудрые люди пришли к выводу о том, что для того, чтобы прекратить это и предотвратить в будущем, необходимо создать конкретную систему церковного учения. Так было положено начало Вселенским соборам, на которых решалась судьба учения. На первом из них решили, что христианская вера - это вера в Троицу. Выходной день перенесли с субботы на воскресенье, а верующим в Спасителя разрешили не молиться в синагогах.

Изменения

На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус - существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.

Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает. В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем - лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.

Вопрос терминологии

Терминология этой науки в русском языке несколько сложна. Отметим, что "богословие" не считается точным переводом слова "теология" с древнегреческого языка. В русском православии принято использовать исключительно слово "богословие", но никак не "теология". Дело в том, что ни один священник так не скажет, поскольку такое изъяснение будет воспринято как латинство. При этом русские богословы очень тщательно, внимательно и неустанно следили за развитие теологии, нередко с большим талантом и осторожностью беря что-то из нее. И. Киреевский, которого считают основоположником религиозной философии в России, считает, что теология - это ученное богословие. При этом он подчеркивает это именно в негативном ключе.

Естественная теология

Об этом виде науки поговорим отдельно. Это такая её разновидность, которая в первую очередь основывается именно на опыте и разуме. Её противопоставляют божественным откровениям, которые основаны только на Священном Писании или же на религиозном опыте отдельных мыслителей. Естественная теология занимается описанием самой сути богов. Она может отрицать или убеждать в наличии у них каких-либо качеств или же спорить о самом факте существования Бога. При этом используются методы философии, а не откровение или прочие вещи.

Современность

Отметим, что во времена советской власти история теологии практически прекратилась. Ученым нельзя было даже думать об этом, сам предмет изъяли из образовательной системы. Однако в наше время есть даже такая богословская специальность, которой обучаются в вузах. Для примера приведем МГУ, в котором действует кафедра истории церкви. Само понятие теологии тоже стало встречаться гораздо чаще. Так, появилась специальность филолога со знанием основ теологии. Более того, её внедряют даже в творческие специальности. Например, церковное шитье.

Сравнение

Несмотря на то что даже сейчас нет единого мнения о том, что же важнее - философия или теология, есть много интересных мыслей на эту тему выдающихся людей нашего времени. Исследователи говорят, что понять даже современный капиталистический мир без обращения к основам этих двух наук крайне сложно. Нельзя ставить их наравне с другими дисциплинами, так как они претендуют на нечто гораздо большее.

Огромное количество их утверждений на практике проверить не представляется возможным. При этом теология любой религии подвижна. Она постоянно изменяется и преобразуется. Отметим, что христианская теология в этом смысле самая сложная, так как в прошлом она менялась в зависимости от изменений в обществе. Это вызвано тем, что в динамичных условиях невозможно сохранить статичную картину мира. Она тоже меняется, и очень часто в пользу власть имущих.

В современно мире философия и теология конкурируют, так как они обе держатся за прошлое, а потому ничего нового привнести не могут. Хотя ранее они были огромной единой силой, которая боролась за верховенство человеческого разума. Но даже сегодня они частично едины, так как противопоставляют себя материалистической философии.

Вопросы морали

Новая теология имеет много спорных вопросов в области морали. Так, религиозная и светская мысль часто входят в конфликт, так как не могут определить взаимно приемлемые границы морального поведения. Богословы рьяно отстаивают ту точку зрения, что без веры в Бога невозможно жить полной духовной жизнью. Более того, без веры любые моральные поступки теряют свой главный смысл и превращаются лишь в череду мирских интересов, тщательно скрываемых за самообманом.

Но надо отметить, что великие моральные качества, как показывает опыт, никак не зависят от веры человека. Светский человек с принципами может быть гораздо выше в этом плане человека верующего, но лицемерного и подлого. Независимость морали и теологии рассматривали еще в древности. Тогда это был чуть ли не главнейший вопрос. Однако только Канту удалось максимально развернуто описать его. При этом в современном мире мы может наблюдать сближение теологии и науки в области морали, о котором и говорили все мудрецы. Они считали, что только в этом может крыться истина.

Великие умы

Теология - это наука, которая развивалась благодаря выдающимся мыслителям. Все они сделали весомый вклад, но все равно обособленно от них стоит Ансельм из Аоста. Религиозные чувства в этом человеке, кстати, пробудилось еще в возрасте 15 лет.

Что такое теология по его мнению? Это вера, которая хочет «разумения». Многие ученые сходятся на том, что это лучшее определение. Более того, именно Ансельм является автором аргумента, который несколько позже Кант назвал своим онтологическим доказательством. А еще позже Фома Аквинский использовал его для опровержения. В своих первых работах, которые были наиболее значительными, Ансельм обосновал веру в Богу без опоры на откровения. Он использовал только человеческий разум. При этом он отмечал, что это удалось даже его «среднему» уму. То есть, мы понимаем, что здесь ключевую роль играет именно разум, но никак не интеллект.

Большое влияние на формирование теологии как науки оказал Бонавентура, который жил в одно время с Ф. Аквинским. Он прославился своими лекциями, которые в качестве богослова проводил в странах современной Европы. Еще Бонавентура написал огромное множество теологических трудов, благодаря которым снискал славу среди более поздних исследователей этого вопроса.

Многие христиане слышали слово теология, но не до конца понимали его смысл, а также важность этой науки, которую преподают в университетах и духовных семинариях. рассмотрим, что такое теология, что она изучает и почему так важно христианину хотя бы поверхностно знать ее.

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») - он состоит из двух частей:

На основе этих слов и выводят значение термина - наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие - «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:


Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий.

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Зачем изучать теологию

Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом.

Важнейшая задача богословия - это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

Основная цель богословия - привести человека к живому общению с Богом

Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

Место и роль теологии в православии

Как уже было сказано выше, главной задачей теологии является формирование культурно-религиозного сознания у населения. И именно поэтому важно иметь в лоне Церкви образованных богословов, которые могли бы помочь православному христианину лучше понять церковную организацию и прочие важные процессы.

Как известно, священник не может занимать сан, если не получит хотя бы минимального духовного образования, в которое обязательно входит изучение теологии. Именно эти знания помогают правильно подходить к совершению таинств, осознавать и разъяснять важные догматы Церкви прихожанам. Необразованность влечет за собой страшные последствия - сомнения, критику Бога и ересь.

У людей множество вопросов как к Господу, так и к церкви. Ежегодно происходят тысячи катастроф и стихийных бедствий, и вопросов у людей становиться все больше. И сегодня они уже не удовлетворяться объяснением «Это воля Божья» или подобными поверхностными ответами, которые созданы лишь для того, чтобы отделаться от человека. Сегодня необходимо давать четкие научно обоснованные ответы, и теология для этого отлично подходит, поскольку в процессе ее изучения все эти вопросы неоднократно поднимаются.

Важно! Богословие довольно обширная область, требующая интенсивного изучения, но плоды, которые приносит знание, достойны всех усилий.

Теология как наука

ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος - слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) - основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. ) религий - иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона , который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах...

Символы веры

СИМВОЛЫ ВЕРЫ – краткие изложения основных истин христианского учения в форме исповедания веры. В раннехристианскую эпоху (1–4 века) местные церкви имели свои символы веры, которые выполняли двоякую функцию: теоретическую, поскольку были первыми опытами формулирования догматов веры (см. Догматы христианские), обозначая границы ортодоксии; и практическую, т.к. использовались в качестве личного исповедания при приеме в церковь новых членов, будучи одновременно литургическим вероисповедным текстом всей общины.

Литургика

ЛИТУРГИКА - одна из богословских дисциплин. Входит в состав практического богословия и преподается в духовных учебных заведениях. Литургика изучает порядок проведения христианских богослужений, а также богослужение вообще: его «теоретические» основы, историю возникновения и развития, составные части (таинства, молитвы, песнопения и т.п.).

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 139.

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. ερμηνευτική, от ερμηνεύω - разъясняю, истолковываю), искусство и теория истолкования текстов. В древнегреческой философии и филологии- искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов и т. д.); у неоплатоников - интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. У христианских писателей - искусство толкования Библии. Особое значение приобрела у протестантских теологов (как искусство «истинной» интерпретации священных текстов) в их полемике с католическими богословами, считавшими невозможным правильное истолкование Священного писания в отрыве от традиции, церковного предания...

Атрибуты Бога

АТРИБУТЫ БОГА - В схоластике: Благость, Величие, Вечность, Всемогущество, Премудрость, Воля, Праведность, Истина, Слава; эти атрибуты мыслились неразрывно связанными между собой: слава вечна, всемогущество премудро и прочее. Позднее христианская мысль добавила библейские Всемогущество, Всеведение, Верность, Святость, Праведность, Любовь, Жизнь, Свободу, Долготерпение и др. Патристика предпочитает говорить не об атрибутах, а о силах (энергиях) Божиих в мире, а томизм - о Его способах быть в мире, особо акцентируя Простоту, Бесконечность и Вечность.

Теология и гадания [у хеттов]

В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По аналогии с устройством человеческого общества легко возникало представление о том, что весь мир делится на сферы влияния, каждая из которых находится под контролем определенного божества. Развитию этих представлений, очевидно, способствовал и тот факт, что каждая община поклонялась разным божествам.

Тюбингенская школа

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - группа немецких протестантских богословов 2-й трети 19 века, связанных с теологическим факультетом Тюбингенского университета (отсюда ее название); критически исследовала с позиций рационализма новозаветную литературу. Иногда называется новотюбингенской школой, в отличие от группы тюбингенских теологов конца 18 века. Представители Тюбингенской школы Ф. X. Баур - основатель и глава школы, Э. Целлер, А. Швеглер, К. Вайцзеккер, А. Хильгенфельд.

Троица (догмат и понятие)

ТРОИЦА (греч. trias, лат. trinitas) - в христианском богословии специфическое обозначение бога. Согласно о Троице, бог обладает единой сущностью, но тремя лицами ( ): бог-отец, бог-сын ( , или «Слово») и святой дух; все лица Троицы равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Троице в философском аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религиозное учение догмат о Троице - попытка осмысления связи между «всеблагим и всемогущим богом» и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христианскому вероучению, через посредника - Логоса, принявшего образ человека ( ). В нет термина «Троица»; он впервые появляется у богословов конце 2 века н. э. (Феофил , Тертуллиан )...