Культ успеха. Варварский культ успеха. Наталья Иченко: Человеческое ралли

В нашем обществе так расцвел модный вирус «достигаторства» и так распространился культ успеха, что от него порой тошнит. Давайте смотреть правде в глаза: не всем нужно становиться топовыми бизнесменами или художниками, которые продают картины за сотни единиц криптовалюты. Пока каждый человек из огромного социума пытается добиться крутого статуса, половина ломается в депрессии, еще четверть просто проживает жизнь в ненужной гонке, десяток процентов не могут наслаждаться успехами, потому что вечно оглядываются по сторонам. И только оставшиеся «последние герои» становится «успешными». Но надо ли им это?

«Успешность» – плохой аргумент в споре

Вы думали, эта статья будет посвящена тому, как сильно страдают бедные богатые люди? Как проклинают они свой статус, как рыдают из-за капиталов, как мечтают вернуться в счастливое советское детство? О нет, разрядки подспудной зависти здесь не произойдёт. Скажите-ка лучше, что вы думаете о следующем человеке.

На эту тему: Коуч Анушкин: «Бизнесмены смеялись: «Юра, когда мы начинали, у нас была одна цель – чтобы в холодильниках было что пожрать»

Наш мистер Х родился в семье домработницы и таможенного чиновника, четверо его братьев и сестёр умерли от болезней в раннем возрасте. В детстве он страдал от давления отца, к школе испытывал отвращение. В 18 лет похоронил горячо любимую мать и остался круглым сиротой. Он дважды не смог поступить в выбранное учебное заведение, но вешать нос не стал: освоился в творческой профессии и стал неплохо зарабатывать. Любовь к родине и жажда лучшей доли для неё толкнули мистера Х в политику. Он много раз начинал с нуля: его «спокойный фанатизм» не поколебали ни военная травма, ни тюремное заключение, ни происки врагов. Всего за пять лет ему удалось увеличить представительство своей партии в парламенте с 2,3% до 43,9%. Удачное стечение обстоятельств, сила воли, невероятная харизма - за 15 лет он превращается из незначительного лица в главнейшего человека страны. Каким-то чудом он остался жив после нескольких десятков покушений. В начале правления сама природа благоприятствовала ему, так что солнечные дни даже стали называть «Х-овской погодой». Успешен ли этот человек? Безусловно. Достоин ли он подражания? Возможно. Меняет ли дело тот факт, что человек этот - Гитлер? Пожалуй.

А теперь представьте, что вы живёте в 1933 году в Германии. Гайки ещё не закручены, и можно лишь предполагать, что будет дальше. Вы видите, какие методы обеспечили приход Гитлера к власти, и пытаетесь объяснить соседу, что грядёт гроза, но он вас не слышит. Аргумент железобетонный и всегда один: он достиг успеха, а ты нет. Сперва добейся, а потом критикуй.

Думаете, что пример слишком фантасмагоричен, и таких спорщиков встретить сложно? Сплошь и рядом. Разговор по существу можно прекращать, когда оппонент вывешивает перед твоим носом красную карточку - аргумент о чьей-либо успешности. Особенно печально, когда довод «а он добился» возникает в споре об искусстве, где всегда присутствует искушение оправдать свой дурной вкус и нежелание развиваться строгими цифрами. В России первую часть «50 оттенков» посмотрело четыре миллиона человек, «Фауста» - сто тысяч (а там, между прочим, есть прекрасная эротическая сцена, одна из лучших в мировом кинематографе). Значит ли это, что Эрика Джеймс гениальнее Сокурова? Нет, это значит, что на одного думающего (или стремящегося думать) зрителя найдётся 40, жаждущих наполниться пустотой. Не стоит забывать и о тех, кто пришёл из-за маркетинговой шумихи и кого затащили на аркане непривередливые вторые половинки. В обществе победивших масс, где моду диктует большинство, размашистые цифры заставляют скорее насторожиться. Как антидемократично заявлял Эдгар По: «Мнение большинства – всегда ошибочно, ибо большинство людей – идиоты».

Общество успешных двоечников

Идея того, что любой человек может добиться чего угодно при должном старании –прекрасна. Хуже, когда американская мечта становится диктатом: ты не можешь преуспеть, а должен преуспеть, иначе жизнь твоя бессмысленна. Самое интересное начинается, когда мы берем американское зерно, пересаживаем в нашу почву, и вместо секвойи вырастает какой-то уродливый хилый папоротник, малоприспособленный к окружающей среде.

На эту тему: «У нас бирюзовыми менеджерами половина Володарки забита». Директор по развитию БСБ о культуре управления и закрытии банков

В США легче открыть стартап, уровень коррупции ниже, да и сама система выстраивается таким образом, чтобы подтолкнуть человека к раскрытию своих талантов в условиях жёсткой конкуренции. Понимание того, что всё в твоих руках, приходит рано: ещё со школы поощряется самодисциплина и осознанная постановка целей. «Я готовился к контрольной всё свободное время, а вы развлекались и ничего не выучили. Я получу высокую оценку, а вы - низкую. Это вопрос личного выбора». В наших школах эти слова станут пустым сотрясанием воздуха. Добрый человек выручит в беде (то есть даст списать), а тот, кто не даст, - эгоист. Этот тип коррозии разъедает сознание с малолетства. Честолюбивый отличник демотивируется, а у двоечника возникает уверенность, что всегда можно выехать за чужой счёт.

Многие наши университеты - и вовсе какое-то странное Зазеркалье. Здесь, в отличие от США, не выгоняют за списывание, однако этикет предписывает каждому участнику изображать образовательный процесс. Зачем штудировать учебники ради написания реферата, который преподаватель не будет читать, если можно скачать его в Интернете? Без шпаргалки студент сдаст экзамен на 7, со шпаргалкой - на 9. Педагог не возражает, так какой дурак откажется от хорошей оценки? Честность и осознанность становятся отягощающими, а не полезными факторами.

Амбициозный и неравнодушный индивидуум в постсоветском климате сталкивается даже с некоторыми подозрениями. «Вечно ты везде лезешь, вечно тебе больше всех надо. Не любят у нас таких». И наш человек, уже развращённый этими понятиями, выходит в мир, где, на первый взгляд, перед ним открыты все дороги. Но земля под асфальтовым полотном весьма ненадёжная. На его глазах на работу могут взять не самого талантливого, а того, кого порекомендовали. Он свой, родной и доверие внушает. Доходит до того, что кум, сват или брат владельца фирмы может получать в разы больше, чем его коллега на аналогичной должности. Ведь как не «порадеть родному человечку?». Нет, мы, конечно, рады за тех, кто родился в нужное время в нужном месте; а что делать приезжему без связей и с долгами за съёмное жильё? При этом мы смотрим американские фильмы и свято верим, что существует прямая взаимосвязь между способностями и успехом в обществе. И забываем закладывать в расчёты сопротивление среды.

Почему американский культ успеха не работает в Беларуси

Говоря о культе успеха, не стоит забывать, что американцы успели схлопотать немало неврозов на этой почве. В наше сытое время уровень тревожности вообще неуклонно повышается. Исследования, описанные в журнале American Psychologist, показывают, что число американцев, считающих себя на грани нервного срыва, возросло на 40% с 1957 по 1996 год. С 2002 по 2006 год количество жителей США, обращающихся за помощью из-за «тревожности», выросло с 13,4 до 16,2 миллионов.

В некоторым смысле индиец, живущий в кастовом обществе, куда счастливее. Велорикша знает, что никогда не станет богатеем и даже не имеет на это право. Он понимает первопричину - свою дурную карму, и не чувствует себя несправедливо обделённым судьбой. Если он будет хорошо себя вести, то надеется в следующей жизни стать водителем такси, так что оценивает свой успех лишь относительно себя, а не Билла Гейтса.

Кастовую систему в Индии не удалось расшатать ни джайнизму, ни буддизму, ни португальским миссионерам, ни британским колонизаторам, ни Махатме Ганди, ни компьютерной эре. Недавно страна побила мировой рекорд, запустив с помощью одной ракеты аж 104 спутника в космос, - но кастовая система стоит нерушима. Может, это и есть главный показатель её эффективности?

На эту тему: Стаут на грани фантастики. Почему в Беларуси нереально быть успешным крафтовым пивоваром

Человек - социально обусловленное животное. В средневековом городке львиную долю нашей жизни поглощало бы радение перед господом, в племени маори мы бы считали почётным съесть врага, чтобы наполниться его мощью. Американская мечта подталкивает нас направлять силы на приобретение славы и денег. Как следствие, большинство умных и честолюбивых оттекает из медицины и образования в бизнес и IT. И часто в них говорит даже не любовь к деньгам, а нежелание выглядеть неудачником в глазах одноклассников.

При этом мы отягощены советской наследственностью, говорящей о том, что лучше не высовываться. В довесок идут отголоски православной ментальности, где деловитый предприниматель - существо презираемое. «Кулаков» дружно ненавидит вся деревня, а «торгаши» в классической литературе всё явления бездуховные. И вот, с одной стороны, успех и деньги - вещи обязательные, а с другой стороны за них как будто и стыдно. Да здравствует социальная шизофрения!

Причём здесь был Гитлер?

Есть люди с мышлением простым, как канатная дорога. Здесь не существует ни развилок, ни поворотов, ни перекрёстков - есть движение вперёд и движение назад. Если человек добился денег, славы и любви, то в этом человеке должно быть что-то хорошее. Если нет - что-то с ним не так. В их сознание не проникает та мысль, что ради успеха в большой политике или бизнесе многие разгуливают по чужим головам. В поговорке «если ты такой умный, то почему такой бедный» они не видят подвоха. «Успешники»-насмешники никогда не поверят, что доктор наук счастлив тем, что преподаёт на кафедре, а в бизнес не пошёл из-за отсутствия интереса, а не от какого-то потаённого, скрытого дефекта.

Под внешней логичностью их аргументов скрывается магическое мышление: вера в то, что мир движется нашими мыслями. Плохо, когда такой взгляд на вещи становится оправданием равнодушия: все могут, и ты моги. Не смог - плохо старался, мало хотел.

Худшее, что может случиться с «магическим мыслителем» - достижение пресловутого успеха. В нём прорастает такая железобетонная уверенность в собственной правоте, что выбить её нельзя самыми гестаповскими методами.

Апофеозом становится ситуация, когда такой человек начинает мнить себя гуру жизнепрожития. Прелестно читать от выросшего в богатой семье блогера, что нет ничего невозможного, пора встать с дивана и двигаться к мечте. Главное - позитивное мышление! Это вид глупости, который граничит с безжалостностью.

Представим домохозяйку Машу, у которой погиб муж и которой ради детей приходится срочно искать высокооплачиваемую работу. Она мечтала бы зарабатывать деньги не продажами, а письменными переводами. Но для этого нужно не бояться выходить в неизведанное пространство: искать клиентов, ночами подтягивать уровень языка, справляться с неудачами. На новом поприще заработок будет поначалу низким, так что не помешает денежная подушка безопасности. И при этом надо успевать работать, решать бытовые проблемы, воспитывать детей… Теоретически всё возможно. Практически - гораздо сложнее. Чтобы преодолеть инерцию жизни, нужно быть фанатиком своего дела, обладать несгибаемой волей и непоколебимой уверенностью в себе. Качества эти свидетельствует не о самом приятном характере. А если наша Маша - добрый, ранимый, не самый пробивной человек?

Нельзя осуждать неудачников

Конечно, пассионарий на пути к своей цели протаранит любые горы. Нам часто указывают на Ломоносова, Джобса, Вуйчича. Но одно дело - люди исключительные, одержимые своей миссией. Большинство же хочет достойно существовать, не совершая для этого подвигов. Фельдшер «Скорой помощи», спасая жизни, в Беларуси зарабатывает около 200-400 долларов в месяц. Восемнадцатилетняя Марьяна Ро, снимая себя на камеру для Youtube, - около 25 000 долларов (по оценке РИАБ). В общепризнанном смысле Марьяно Ро успешнее, но делает ли это её более полезной для мироздания? Хватит ли у вас совести, когда фельдшер начнёт жаловаться на низкий уровень жизни, советовать ему бросить всё и заняться более прибыльным делом?

Вернёмся к нашим индийцам: «Лучше исполнять свою собственную дхарму, хотя бы и самую скромную, чем в совершенстве выполнять дхарму другого», - гласит Бхагават Гита. У каждого своя миссия: в раскрытии её и состоит счастье. На всю страну нужен один президент, пара певиц и десяток блогеров. Что поделать: только правильное найденное место в системе обеспечивает то самое, неуловимое, аутентичное счастье. Человек, бегающий за социальными ожиданиями и не желающий понять, чего он хочет на самом деле, обречен на психологические кризисы. Так что давайте познавать самих себя и никогда, вообще никогда не осуждать «неудачников».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Финляндии, когда 22-летний студент колледжа Матти Юхани Саари 23 сентября устроил беспорядочную стрельбу, в результате которой были убиты девять студентов и один преподаватель. Сейчас выясняются и новые подробности - как оказалось, Саари дружил с Пеккой-Эриком Аувиненом, который в ноябре 2007 года совершил аналогичное преступление в колледже в городе Йокела, а познакомились будущие убийцы, когда играли по сети в компьютерную игру Battlefield в составе одной команды. Следователи сообщили, что Саари и Аувинен были вооружены одинаковыми пистолетами, купленными, по-видимому, в одном и том же магазине, и действовали в схожей манере. По версии следствия, «будет странно, если между преступлениями не найдется связи». Сейчас в Финляндии уже арестованы по меньшей мере пять человек, которые публиковали в Интернете угрозы расправ, похожие на те, что оставили Саари и Аувинен, прежде чем совершить свои преступления. Сам Саари буквально за сутки до происшествия был вызван в полицию из-за видеоролика, который он выложил в Интернет, и где содержались угрозы и призывы к насилию. На подростков, играющих с пистолетами на видеороликах, обратили внимание и в других европейских странах, так в соседней Швеции полиция арестовала 16-летнего жителя города Копинг (см. ).

Принцип, по которому полиция ищет потенциальных преступников, удивителен - если раньше человек, замысливший убийство, тщательно скрывал любые детали своего плана, то теперь предварительно он снимает видеоролик о своих намерениях, выкладывает его на YouTube и, заручившись поддержкой виртуальных друзей, отправляется «на дело». Абсурдно? Если цель преступления - безнаказанное убийство конкретных людей, абсурдно. Но ставшие, к несчастью, уже почти обыденными, расстрелы своих коллег и одноклассников в учебных заведениях, преследуют другую цель. Преступник знает, что будет убит или готовится сам в финале покончить с собой. Но уверен он и в другом - что о нем и о его ненависти узнает весь мир, что его имя прозвучит в эфире десятков телеканалов, и в бессчетном числе интернет-форумов и блогов.

Россия в этом смысле «не отстает» от Европы. Преступников, выкладывающих видеозаписи своих «подвигов» в Интернете, хватает и у нас, и, к несчастью, это не интервью с обещаниями, а съемки уже совершенных злодеяний. Так, на прошлой же неделе, пока Европа пыталась понять причины финской трагедии, Мосгорсуд вынес решение по делу банды подростков-скинхедов, задержанных благодаря тому, что они снимали преступления на видео и размещали эти записи в Интернете. Жертвой именно этой банды стал известный шахматист из Якутии Сергей Николаев, а среди видеофрагментов, которые попали в СМИ оказались шокирующие кадры избиения беременной женщины. (см. ). Не так давно в одной из многочисленных телепередач о криминальных происшествиях можно было увидеть запись на камеру мобильного телефона еще одной жуткой сцены - двое подростков избивают бомжа, который впоследствии скончался от этих побоев в больнице. В отличие от «идейной» националистической подоплеки скинхэдов, здесь мы видим просто убийство для развлечения. Размещая такие видео в Интернете, преступники хотят прославиться, и более того, есть такие, которые не просто «хвалятся» содеянным, а специально готовы убивать ради получения редких кадров. «В следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Магаданской области рассказали газете, что продолжают “раскручивать” дела троих магаданских подростков, которые убивали беспомощных пенсионеров и снимали сцены насилия на камеры мобильных телефонов. Они хотели разместить эти записи в интернет-рубрике “шок-видео”, но не успели. Милиционеры задержали подростков “по горячим следам” после второго убийства», - пишут «Новые известия».

Психологи, комментируя действия «убийц с видеокамерами», в первую очередь называют важной мотивацией таких преступлений демонстративность. Преступники гордятся своими поступками, хотят, чтобы о них знали все. Особенно это касается агрессивных подростков, для которых выложить в интернет-форум такое «доказательство» своего превосходства хоть над кем-то - способ самоутвердиться.

ПОНИЖАЮЩАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Казалось бы, Интернет в данном случае ни при чем - ведь подростковые банды и маньяки-убийцы существовали всегда. Но Интернет и телевидение позволяют на порядки увеличить аудиторию свидетелей. При этом информационная среда стала морально нейтральной. Считается, что снимать и показывать зрителю можно и нужно все, чем подробнее, тем лучше.

Желание превратить абсолютно любое событие в мультимедийный сюжет постепенно даже оформляется в технологию работы журналиста. Если раньше их задачей было создание текстов и репортажей, а съемкой занимался оператор, то теперь предполагается, что один человек будет создавать и видеоряд, и текст, и фото - так, как это происходит в блогосфере. «AFP закупило маленькие легкие видеокамеры, дающие профессиональное качество съемки для пишущих журналистов, BBC организовала деск, который собирает пакеты информации и выпускает мультимедиаистории, CNN в содружестве с одним из производителей телефонов оснастила своих корреспондентов такими аппаратами, которые позволяют писать стендапы без операторов и даже выходить в прямой эфир с вытянутой руки», - пишет издание iToday . ru . С одной стороны, все это дает возможность оперативно показать зрителю самые разные события. С другой - возникает вопрос: а все ли может и должно появляться в СМИ?

Ведь заснято и превращено в видеоклип может быть и убийство, и авиакатастрофа, и грязный скандал. В данном случае и криминальные сводки на всех телеканалах со смакованием убийств и несчастных случаев, и развлекательные реалити-шоу, где герои прилюдно выясняют отношения, делают одно и то же - понижают и снимают у зрителя барьеры допустимого. Сидя перед телеэкраном, телезритель спокойно ужинает, глядя на те самые телекадры, где подростки методично забивают до смерти свою жертву, пьет чай под отчеты оперативников о том, сколько ножевых ранений нанесли очередному убитому, и с интересом отвлекается от дружеской беседы, чтоб посмотреть, как выглядит место падения разбившегося самолета.

По сути, нет таких сфер жизни, которые не превращены в развлекательную видеожвачку. Наоборот, такие, казалось бы, неприятные для зрителя темы, как смерть, потеря близких, сюжеты о тяжелых болезнях и несчастьях, становятся самыми рейтинговыми. Потому что подаются в манере «посмотрите-ка, что бывает», превращаются в балаган. Так, за просмотром фильма ужасом зрители спокойно жуют поп-корн, в то время как настоящая эмоциональная вовлеченность должна вызывать тот самый катарсис, который изначально и был целью трагедии как жанра. У нынешней информационной среды задачи совершенно противоположные - никакого катарсиса. Удивить, испугать, шокировать - вот этого сколько угодно. Потому после любых трагических репортажей идут бодрые рекламные ролики, да и сами специалисты-рекламщики признают, что чем более провокационны ТВ-сюжеты, тем эффективнее работает в таком «информационном обрамлении» реклама.

Киновед Даниил Дондурей называет это явление «понижающей селекцией», когда ТВ и Интернет своими сюжетами и способами их подачи объявляют моральные и психологические барьеры нормального человека несуществующими, стараются «отключить зрителя от моральных табу», и полагает, что такое «гниение ценностного капитала» куда опаснее, чем любые экономические кризисы. Причем «слом табу» вовсе не означает чего-то из ряда вон выходящего. Просто день за днем то, что еще вчера было неприемлемо, становится обыденным.

Взять хотя бы пресловутое видеонаблюдение. Еще совсем недавно жизнь под прицелом видеокамер считалась уделом заключенных в тюрьме, а сейчас под предлогом борьбы с террором жители всех крупных городов вне зависимости от их желания оказались «под колапком». Не так давно я брала интервью у одного из руководителей международной компании-производителя устройств для хранения данных, и по его словам сектор видеонаблюдения является сегодня одним из важнейших потребителей этих систем - камеры устанавливаются повсюду, а вместе с ними и электронные архивы. Предприятия начинают считать необходимостью электронную слежку за сотрудниками, а граждане - за собственными детьми. Так, на прошлой же неделе по Первому каналу можно было увидеть восторженный телерепортаж о том, как в одном из детских садов Казани вместе с воспитателями за детьми через Интернет наблюдают и сами родители. Говорили о прозрачности педагогического процесса, о том, что график работы современных родителей не дает проводить много времени с детьми, а камеры позволяют наблюдать за своим ребенком из любой точки мира. А вот о том, что работать или с детства жить в условиях тотальной слежки, унизительно, не прозвучало ни слова.

НЕБОГАТЫЕ И НЕЗНАМЕНИТЫЕ

Даже если не брать в расчет предельные случаи, когда Интернет становится трибуной для сумасшедших преступников, желание прославиться и хотя бы на миг привлечь к себе внимание, стать пусть каплей, но все же входящей в Мировой океан информации, движет миллионами интернет-пользователей, снимающих на свои видеокамеры и мобильные телефоны все на свете. Счетчик числа просмотров своего видеоролика, фотографий, число читателей блога - вот оно, мерило популярности. Создаю контент, следовательно - существую. Именно виртуальный мир для огромного числа людей становится местом, где они смогут получить свою «минуту славы» и доказать всему миру, что они что-то значат. Достаточно присмотреться к большинству площадок интернет-общения - это отнюдь не место мирного информационного обмена, а огромная электронная ярмарка тщеславия, где каждый хвастается, чем может. Подростки-«беспредельщики» - видеозаписями драк и избиений, модницы - фотографиями свежекупленных обновок, любители истории - своей начитанностью и знанием «первоисточников». «Посмотрите - а у меня новая покупка на e-Bay» - «А у меня - новая любовная история на сайте знакомств» - «А я путешествовал вот в таких интересных странах!» Скучающие офисные служащие с интересом рассматривают фотосессию подвешивания новогодней елки к потолку или подборку самых нелепых уличных объявлений. В Сеть выкладываются откровения о своей семейной жизни, фото любимой машины и любимой кошки, репортажи о поездке в отпуск, отчеты о проведенном дне рождения и приснившихся снах. А дальше - обсуждения, отзывы, «плюсики» или критика от старых «френдов» или случайных гостей. Мало кто ведет закрытые интернет-дневники с ограниченным кругом посетителей. Основная масса интернет-пользователей делится личным «контентом» со всем миром, размещая его в открытых форумах и блогах.

В немалой степени этим виртуальным откровениям способствует идеология успешности, которая не первый год культивируется в общественном сознании. Поскольку кинозвездами и олигархами всем стать явно не суждено, возникает целая система заменителей, и «минута славы» является ее частью. Пусть в реальной жизни я не герой, зато у меня интересный ЖЖ. Пусть мое настоящее имя ничего никому не говорит - зато в своем интернет-форуме я признанный и уважаемый эксперт. Или популярный остроумный персонаж. Или эпатажный эксцентрик. Главное - чтобы удалось произвести впечатление своими репликами, фотографиями, видеороликами. С одной стороны, Сеть действительно дала возможность плодотворного общения для миллионов - а с другой, количество борцов за виртуальные победы так велико, что волей-неволей напрашивается вопрос - почему полем для их самореализации стало виртуальное пространство? Почему это вообще так гипертрофированно важно - заявить всему миру о себе с экрана компьютера? И потратить на это довольно много времени - либо рабочего, если походы в виртуальность происходят в офисе, либо личного, свободного времени, на отсутствие которого принято в основном жаловаться.

УСПЕХ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Интернет здесь, конечно, вовсе не причина, а просто инструмент. Люди буквально задавлены со всех сторон агрессивной пропагандой некоей успешности. Вы просто едете на машине или на автобусе по улице - и почти каждый рекламный щит взывает к вашему тщеславию. Купите машину, квартиру, дорогой костюм и часы - и докажите себе, что вы «право имеете» и уважаете себя. Не можете стать «победителем» в реальности - добро пожаловать в реальность номер два - можете побороться за виртуальные лавры.

Причем пропагандируется россиянам не успех в понимании «первого среди равных», а в понимании «иди по головам, иначе окажешься неудачником». Именно об этом резко высказался в своем недавнем интервью режиссер Сергей Соловьев, создатель культовой «Ассы»: «В мировой практике нет ни одного по-настоящему хорошего фильма, который отстаивал бы буржуазные ценности. Потому что есть капитализм как система хозяйственности, а есть буржуазность как система человеческих ценностей. И вот мы сейчас - отвратительное, дикое мелкобуржуазное общество. С абсолютно мелкобуржуазными личностными установками. Это то, от чего сходил с ума Александр Блок, от чего сходил с ума Толстой, от чего многие сходили с ума. А мы это сделали национальными личностными приоритетами. Мы же додумались первыми, что главный критерий состоявшейся человеческой личности - это успех. Ну что может быть гадостнее? Гадостнее для просто философии жизни человека на земле. Ничего не может быть! Мы же с утра до ночи вдалбливаем: как быть успешным. Да ясно, как быть успешным! Встав на труп товарища, ты становишься на десять сантиметров выше. Ну, это же все давно, до нас, придумано! И никакой другой формулы успеха нет!». И добавил, что, несмотря на всю свою нелюбовь к цензуре, «если бы можно было ввести антибуржуазную цензуру на какое-то время, я бы не выходил с кастрюлей на голове на улицу протестовать по этому вопросу, бия ложкой себя сверху».

Не удивительно, что там, где формула успеха - «неудачник я или право имею», кто-то решает это право продемонстрировать, идя по трупам уже в прямом смысле. В этом смысле трагедия в Финляндии и ее российские «аналоги» - к сожалению, не исключения, а самые что ни есть прямые следствия из этой, на первый взгляд, жизнеутверждающей идеи успешности.

«Каждая кухарка может управлять государством!» — гласит афоризм, ошибочно приписываемый Ленину. «Каждый человек может создать свой стартап и заработать миллион!» — твердят как мантру бизнес-коучи. Идея стать владельцем заводов и пароходов во все времена была очень привлекательной. Но сейчас, когда сетевой маркетинг превращается в подобие секты, скачки курса биткоина приносят случайным счастливчикам огромные деньги, а подростки зарабатывают на машины и квартиры с помощью блогов на YouTube, нам с удвоенной силой начинает казаться, будто мир каждый день открывает перед нами массу возможностей. И не пользуются ими только дураки.

Стив Джобс, Билл Гейтс, Джефф Безос стали символами нового времени. По интернету ходят коллажи в духе «до и после». Вот — Безос в 1998 году: обычный парень, в мешковатом свитере, с лысиной и вялой улыбочкой. А вот он же спустя 20 лет: практически терминатор, в дорогих солнцезащитных очках, который только что вышел на первое место в рейтинге самых богатых людей мира с состоянием под сотню миллиардов долларов. Тут и там мы читаем, что покойный Ингвар Кампрад, основатель IKEA, до последнего сохранял привычки самого обычного скряги-шведа, а испанский магнат Амансио Ортега, создатель бренда ZARA, даже школу толком не окончил.

Если раньше условный царь был для простого люда небожителем, то теперь, благодаря тому что мы имеем возможность в Сети следить за жизнью сильных мира сего, возникает иллюзия, будто разрыв между ними и нами ничтожен. У Марка Цукерберга нет короны, скипетра и мантии, подбитой горностаевым мехом. Он одевается, как среднестатистический студент американского колледжа. Значит, любой студент может стать Марком Цукербергом. Ну, наверное. Чисто теоретически. Если чуть-чуть постарается.

Стресс и подчиненное положение

В наши дни успех стал не просто опцией, а базовым требованием к человеку — как и стремление бежать вверх по карьерной лестнице, перепрыгивая через ступеньки, или готовность продемонстрировать миру все свои таланты. Женщине уже недостаточно быть «всего лишь» женой и матерью: она должна при этом хорошо выглядеть, заниматься спортом, получить образование, все успевать и иметь более-менее приличную работу, хотя бы дистанционную. При этом бэкграунд того, к кому предъявляются такие требования, совершенно не учитывается, как и его или ее психологическое состояние.

Одна из самых распространенных мизансцен в современных российских ток-шоу выглядит примерно так. В студии обсуждают историю человека, оказавшегося в трудных жизненных обстоятельствах. Это может быть, например, молодой мужчина, который воспитывался в детском доме и совершенно растерялся, попав в мир взрослых. Или женщина, которая систематически подвергается семейному насилию, но все равно не может уйти от мужа. И вот он или она сидит на позорном красном диване, а напротив — приглашенные эксперты: общественные деятели, второстепенные звезды шоу-бизнеса, спортсмены, бизнесмены, психологи без высшего образования.

Их «экспертиза» обычно сводится к комментариям: «Займись собой! Найди нормальную работу! Чем ты хуже других? Каждый сам кузнец своего счастья! У меня все получилось — и у тебя получится! Ты что, не можешь взять и изменить свою жизнь?!». И мало кому из них приходит в голову, что честным ответом на последний вопрос будет: «Нет, не могу».

erhui1979 / istockphoto.com

Американский биолог и нейроэндокринолог Роберт Сапольски провел много лет, изучая живущую в Кении популяцию бабуинов. Бабуины — общественные животные, их социальная структура строго иерархична. Целью Сапольски было разобраться, влияет ли положение обезьяны в иерархии на уровень стресса, который она испытывает, а также на состояние ее здоровья. Оказалось, да — влияет. Низкоранговые самцы и самки, произведенные на свет низкоранговыми же родителями, как правило, слабее высокоранговых собратьев. Они более нервные, дерганые и менее склонны отстаивать свои интересы в случае конфликта. Им проще уступить или сбежать, чем конкурировать с тем, кто стоит заведомо выше на социальной лестнице.

Конечно, люди — не бабуины: наше общество в целом устроено сложнее. Но стресс, подчиненное положение и низкий социальный статус тоже пагубно на нас воздействуют. Выпускник детского дома узнает, что он — «второй сорт», как только приходит знакомиться с родителями любимой девушки. Женщина не может уйти от избивающего ее мужа, потому что боится его, а идти ей некуда.

В каждом офисе есть несколько сотрудников, к которым босс цепляется больше, чем к остальным. На них навешивают кучу задач одновременно, косвенно давая понять, что с этими задачами они вряд ли справятся. Причины такого поведения начальника — самые разные: он может просто-напросто оказаться типичным булли, который со школьных лет привык шпынять тех, кто кажется ему более слабым. Но это и не так важно. Важно, что даже изначально вполне уравновешенного человека постоянные напоминания о том, что он не соответствует каким-то требованиям, выбивают из колеи. Механизмы психологической защиты ослабевают, и главной заботой становится выживание в коллективе. Где уж тут взяться амбициям и желанию получить повышение?


erhui1979 / istockphoto.com

Габитус и объективная среда

Аналогичные примеры можно найти в любой группе людей, где есть место неравенству по тому или иному признаку. Последствия такого распределения ролей легко объяснить через понятие «габитус». Его стали широко использовать с подачи Пьера ​Бурдье — известного французского социолога и философа. Если упрощать значение этого термина, в рамках концепции Бурдье габитус означает то, как человек понимает свое место в жизни, как сортирует предложения в области работы, учебы, личных отношений на «с этим я, пожалуй, справлюсь» и «с этим я точно не справлюсь». Как человек определяет, что ему положено, а что — нет.

Взять, например, советский мультфильм «Двенадцать месяцев». Как вальяжно и свободно ведет себя юная королева, как незыблема в ней вера, что любой ее каприз должен быть исполнен. Встреча с Январем немного остужает ее пыл, но слабо верится, что, вернувшись во дворец, она в корне изменит свои взгляды. С другой стороны, вспомним: что попросила у Января сводная сестра главной героини, когда тот предложил исполнить любое ее желание? Шубку на собачьем меху. Она простолюдинка и подспудно понимает, что большего не заслуживает.

Так и в реальной жизни: ребенок, родившийся в состоятельной семье, с детства знает, что весь мир — в его распоряжении. Да, впоследствии, пойдя на риск и вложив кучу денег в бизнес, он вовсе не будет застрахован от разорения. Но вообще он способен совершить рискованный поступок. Человеку, происходящему из небогатой семьи, значительно сложнее выполнять задачи, которые могут обернуться провалом, потому что он знает: у него нет подушки безопасности. Вряд ли Гюстав Флобер мог позволить себе бесконечно писать и переписывать роман «Госпожа Бовари», если бы не получал от родственников материальной поддержки.

Габитус, по Бурдье, производится объективной средой. То есть не только ранним опытом, в котором обычно ищут большую часть психологических проблем, но и опытом рода, а также системой ценностей и социальным строем в стране, где ты вырос. Исторически Россия — государство с очень значительным классовым расслоением, а общественное мнение в нашей стране часто формируется под влиянием укоренившихся в массовом сознании стереотипов.


erhui1979 / istockphoto.com

Иногородний то и дело слышит, что он — лимита и «понаехавший». Женщине с детства твердят, что она не может стать писателем, хирургом, президентом в силу гендерной принадлежности. Родители запрещают ребенку высказывать собственное мнение, потому что «мал еще». На соискателя в возрасте 45+ смотрят презрительно, потому что он якобы по определению не может быть эффективным сотрудником. И вообще, не жили хорошо — нечего и начинать.

Во всей этой истории с идолом успеха получается, что сначала социум указывает человеку на его место и чертит перед ним линию, за которую он заступать не должен. Так и живи. Не высовывайся. А потом вдруг, ни с того ни с сего, то же самое общество приказывает: забудь все, о чем тебе говорили раньше. Стань успешным! Прямо сейчас возьми — и стань. Ужасное лицемерие.

Подлинная ленинская цитата о кухарке и государстве звучит совсем не так. Вот оригинал, взятый из статьи «Удержат ли большевики государственную власть?» (1917): «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством <…> Но мы <…> требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники».

Разумеется, общество абсолютно равных возможностей — практически недостижимый идеал. А вот создать неагрессивную среду, с действительно работающими социальными лифтами, в принципе, можно. У стран Северной Европы это с переменным успехом получается. Впрочем, скорее всего, в таком случае нам тем более придется смириться с тем, что не каждый студент способен стать Марком Цукербергом. Потому что при относительно равных исходных данных будет значительно проще разобраться, кто тут на самом деле сын маминой подруги, а кто — так, мимо проходил.

Есть у меня знакомый. Из предпринимателей. Крепкий такой представитель среднего класса. И в политике преуспел: был одно время депутатом. Несколько лет назад едем мы в его «Мерине» за 4 миллиона рублей, и он сокрушается: «Вот, поцарапал стекло у телефона, придется в Москву переться, здесь таких стекол нет». Я спрашиваю: «А на фига тебе вообще такой дорогой и редкий телефон?» Он отвечает: «Это часть «кода узнаваемости» в определенном окружении. Собачки нюхают друг у друга под хвостом, чтобы произвести идентификацию. В мире политики и бизнеса принято смотреть на марку костюма, часов, телефонов. Как говорил герой Шукшина в «Калине красной», объясняя правила жизни в воровском мире, – «и мы вынуждены носить золотые зубы». Здесь – примерно то же самое».

Говорил он это с иронией и безо всякой брезгливости к правилам и кодам. Успеха своего он добился сам. Начинал с нуля, не имея за душой ни копейки. Упорство, трудолюбие и характер сделали его по-настоящему успешным. Он этим не кичится, никакой «распальцовки». Необходимость соблюдения негласных правил «кода» его не напрягает. Скорее забавляет. Человек занят делом, придумывает и воплощает новые проекты, не особенно заботясь о водружении флагов на вновь взятых высотах.

Культ успеха.

Но есть ведь много людей другого свойства. Тех, которые тащат куда-то умозрительные, выдуманные ими флаги, даже не предполагая, что за высоты они намерены покорить. А топливо для их броуновского движения – маячащий где-то мифический «успех». В чем он заключается, и как его достичь? Этот вопрос, который бы следовало задать себе до шитья знамен и штандартов, многие так и не успевают сформулировать, с головой погрузившись в пучину навязанных кем-то и легко принимаемых на веру вульгарных шаблонов. В костер будущего эфемерного благополучия бросается все, чего не жаль. Свеча и мотыльки. Об этом вполне внятно и весьма образно сказала мне на днях знакомая из журналистского цеха:

Культ успеха – это всё. Это бизнес-тренеры, тренинги личностного развития: как за неделю стать успешным и изменить мир. Людей учат этому за деньги: как нужно выглядеть, как нужно себя вести, чтобы завязать «правильные» знакомства. Люди тратят последние деньги на айфоны, берут в кредит «тачки», приезжают в бар «Дорогая, буду поздно», а в баке бензина только-только, чтобы домой добраться. Зато, как им внушили бизнес-тренеры, они выглядят успешными.

И эта круговерть затягивает не хуже, чем азартные игры. Если не получается сходу то, на что человек рассчитывал и слепо надеялся, – он пытается «отыграться». В этом процессе он напрочь утрачивает волю сказать себе честно, что занят ерундой. И признаться самому себе, что даже такой сомнительной ценности, как материальное благополучие, он едва ли достигнет. Высока вероятность, что на дрожжах, навязанных «тренерами» принципов, приоритетов и ориентиров, он в хлам размагнитит свой внутренний компас (если вообще имеется у него этот компас) и, подобно дрожжевому тесту, уныло стечет на липкий стол по стенкам кастрюли. Не бывает продуктивных стартапов и движения вперед, если ты опираешься лишь на распиханные по карманам чужие слоганы, а высоты штурмуешь в застиранных до дыр портянках, пачками выдаваемых на бизнес-тренингах. Ведь никого не волнует, куда тебя кривая выведет с этим слоганами и в этих портянках – к процветанию или к краю пропасти, безо всякой ржи вокруг.

Сетевики, наденьте ордена!

Вообще, слово «успех», слепо и фанатично возводимое нынче в культ, мне лично не понятно. Грустно и представить, что обнаружится в сердцевине этого понятийного макета, если отодрать с него несколько слоев сусального золота и взбухшей штукатурки. Вот, к примеру, как определяет «успех» моя знакомая, давно и плотно сидящая на игле сетевого маркетинга (косметика, парфюмерия):

Успех - это преодоление себя. Ставишь цели, стремишься к ним. И чем выше цель, тем сложнее и интереснее. Мобилизуешь свои силы, организуешь свой день. Быть успешным сегодня не только модно, но и необходимо, так как успех - это возможность жить лучше материально. Сетевой бизнес дает такую возможность – реализовать себя как личность. На какой работе обычные бухгалтер и учительница музыки могли подумать, что будут выступать в роли исполнительниц песен на самой знаменитой площадке в «Олимпийском»?! При этом зарабатывать деньги, не выходя из дома. Успех в том, что весь огромный зал принимал их с овациями, так как их уже знали как предпринимателей, быстро строящих бизнес.

Ох, уж мне эти «сектанты». Иначе я их и не называю. Успех у них – это ярко выраженная материальная категория. Зал «Олимпийский». Раз в год их собирают там, чтобы провести коллективные бдения и молитвы под певца Костюшкина и Веру Брежневу. В этот раз было 16 тысяч человек со всей страны. А мне в «личку» сыпались фотоотчеты моей знакомой. На одном из фото она радостно держит в руках какую-то цветастую картонку, на которой написано « $ 1500 ». Спрашиваю: «Это тебе там премию дали?». «Нет», – говорит – «Это я у знакомой попросила сфоткаться. Мне в прошлом году такую премию давали». И действительно, у нее в прихожей уже год пылится такая же картонка. И выбросить жалко, и применить некуда. Разве что с горки на ней зимой кататься.

Друзья не раз пытались вовлечь меня в сетевой бизнес. Один приятель, завязав с карьерой журналиста, построил свое дело на торговле какой-то бытовой химией. Предлагал «влиться в команду» под тем предлогом, что у меня-де «язык подвешен». Я еле ноги унес. Они, сетевики, любят убеждать и просто так тебя не отпустят. Но со мной «не прокатило». Второй приятель продавал людям всякие БАДы, лечебные браслеты и какое-то «целебное» бразильское вино по 3000 рублей за бутылку. Позвал в кафе на переговоры. Долго рисовал на салфетках разные пирамидки, человечков и цифры. К десятой рюмке я окончательно утратил желание и способность во все это вникать.

Сделка с дьяволом? Не смешите...

Разумеется, ничего плохого в стремлении к успеху (пусть он и выражается порой только в материальном благополучии) я не вижу. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Я тут никакой не судья. У меня нет черной мантии. А если бы она и была, я бы сжег ее в печке, как сказочную лягушачью кожу. Успех – дело, в принципе, хорошее. Но к нему ведет такое множество путей и перекрестков, что можно заблудиться и потерять себя: пойти и не вернуться. Есть известная киноистория о том, как один блюзмен встретил на перекрестке дорог дьявола. И тот попросил музыканта продать свою душу. Взамен блюзмен якобы получал уникальные способности сочинять классные песни, чтобы обрести успех и славу. Сделка состоялась. Потом музыкант полжизни искал тот перекресток, чтобы вернуть свою душу обратно.

Смешно было бы утверждать, что тысячи сограждан, стремящихся в одночасье обрести успех, заключают сделку с дьяволом. Всё гораздо прозаичнее. Они, подобно аквариумным рыбкам, ловят корм, который сыпется откуда-то сверху, не давая себе труда задуматься, что это за корм такой. Есть мода на «успех». И где-то гулким эхом раздаются звуки шаманского бубна, влекущие окунуться с головой в водоворот тренингов, таймплэнингов и всяких тимбилдингов. Потому что так надо. Так «все» говорят. «А у жены Иркиного брата теперь свой бизнес! Пуговицы продает по франшизе! Недавно в Турцию летали отдыхать!» От этого консолидированного мнения неких «всех» трудно отслоиться. Вспоминается диалог профессора Преображенского и П.П.Шарикова.

Что ж... "гадость"? - заговорил он, - шикарный галстух. Дарья Петровна подарила.

- Дарья Петровна вам мерзость подарила. Вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? Откуда? Я что просил? Купить приличные ботинки! А это что? Неужели доктор Борменталь такие выбрал?

- Я ему велел, чтоб лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий, ВСЕ в лаковых


Все на тренинги!

Несколько слов о модных сейчас тренингах. Я не верю, что коллективные занятия могут взрастить в большинстве людей какие-то новые способности или развить уже имеющиеся. Подпишусь под мнением психолога, на которое давеча наткнулся в Сети:

Ребята, я вовсе не против тренингов. Я не говорю, что они вредны. Они просто бесполезны. Я не видел ни одного человека, который бы после тренингов поднялся, стал здоровым, счастливым и (или) богатым. Я вообще не люблю групповую терапию. Мне думается, что рецепт счастья (вечной молодости, здоровья, богатства) можно добыть лишь в очень интимной обстановке. C дорогим и очень откровенным экспертом, чьи знания и мудрость не вызывают у вас никаких сомнений. Успех - это очень лично и индивидуально, как секс.



Вот кое-что из моего личного опыта. Как-то я ездил в Москву на двухнедельные курсы журналистов. Всё чин по чину. Жил в гостинице «Минск» на Тверской. Там же и проходили групповые занятия. Вели их какие-то чуваки с Рыбинского ТВ. Они говорили такие банальные и прописные истины, что единственным утешением в гостиничном моем прозябании было приятное соседство: через номер от меня жили веселые девчонки с какого-то провинциального телеканала, которые тоже приехали на эти тренинги. И после нудных занятий мы устраивали в номерах свои сейшены, самозабвенно и качественно обмениваясь опытом передачи информации от человека к человеку.

В Костроме мне тоже довелось побывать на тренинге. Нас повезли учиться «работать командой» в какой-то загородный санаторий. Была суббота. Накануне мы в узком кругу отметили окончание очередной трудовой недели. Поэтому на тренинг я захватил с собой бутылку какой-то крепкой настойки, чтобы ненароком не заскучать и, в случае чего, усмирить в голове зычный колокол. В итоге (и тут начинаются уже какие-то совсем Довлатовские мотивы) заскучать-таки пришлось. В середине тренинга я пошел с рюкзаком и его содержимым осматривать природные достопримечательности санатория. В финале тренинга коллеги нашли меня спящим на подоконнике в женском туалете. Но наверняка тренинги нужны. Это со мной что-то не так.

В прежние годы, пока не состарился и не преисполнился скепсиса, я просматривал в Интернете всякие предложения по части бизнеса. Примерно полгода потратил на тщательное изучение игры на биржах. Прочитал ворох переводной литературы, просмотрел десятки часов видеолекций от опытных и преуспевших в этом деле взрослых мужчин. Открыл счет в одной из брокерских контор и несколько месяцев упражнялся на виртуальных деньгах, работая при этом с реальными котировками и акциями на ММВБ и РТС. Кое-что стало получаться. И однажды я увидел объявление, что костромской филиал какой-то брокерской компании приглашает к сотрудничеству трейдеров. Я пришел туда устраиваться. Благо, двое моих одногруппников по Ярославскому универу были к тому времени состоявшимися трейдерами, и их объективно успешный опыт внушал мне оптимизм. В конторе, куда я пришел по объявлению, на меня выпустили пацана лет 19-ти. Мне запомнились его буйные моложавые кудри и распухшие розовые губы (словно его только что оторвали от материнской груди). Выяснилось, что никакие трейдеры им на фиг не нужны. Мальчик долго ездил мне по ушам и убеждал, что я немедленно должен заплатить 8 тысяч рублей и прослушать у них курс лекций о биржевом деле. А если приведу друга и разведу его на деньги для этих лекций, то получу скидку. Я попрощался настолько вежливо, насколько смог, и ушел восвояси.

Фрики и их мозговые фрикции.

В той же глобальной Сети натыкался я на разного рода «тренеров», которых легко представить в программах Елены Малышевой и Регины Дубовицкой. Двое юных москвичей в своем видеоблоге рассказывали мне об особенностях и преимуществах дропшиппинга. Свои краткие внушения они почему-то снимали на камеру, сидя в машине и перемещаясь (один за рулем, второй на переднем пассажирском кресле) по столице. Видимо, это считается круто. Это – признак успеха. А парням нужно беспрекословно верить и переводить им деньги за возможность поучиться дропшиппингу и начать всерьез с ними сотрудничать. Не сомневаюсь, что они нашли десятки (если не сотни) поклонников и последователей.

Случаются и вовсе комедийные персонажи. Настоящие фрики. Например, некая Юлия Печерская, чье безумно глубокое обучающее видео посмотрело уже почти два миллиона человек, а саму Печерскую затаскали по мыльным ток-шоу федеральных каналов, как в свое время дяденьку «Язя».

Ее блоги уже стали объектом пародий, которые не уступают по степени глупости первоисточнику.

Какой-то апокалипсис. Сумерки разума. Фрики против фриков. И это – тоже тренд. Как и в случае с «культом успеха».

Сережа и Тибет

Конечно, есть учителя, к которым стоит прислушиваться. Не развесив уши, а критично, сверяя их советы с внутренним барометром. Мне, к примеру, нравится, как ведет свои лекции-тренинги Ирина Хакамада. Нет, я не ищу там рецептов о том, «как перестать тупить и начать жить». Мне просто нравится слушать умных и харизматичных людей, безотносительно к тому, о чем они говорят.

Мне нравилось слушать моего друга Сережу, с которым мы вместе учились в университете. После вуза Сережа учил иврит и собирался свалить к сестре в Израиль. Но что-то не срослось. Затем он увлекся бизнесом и работал в ярославском филиале какой-то компании, снабжавшей регионы Центральной России бытовой химией. Друг мой так продвинулся там по карьерной лестнице, что в один момент у руководства возник вопрос – а не сделать ли Сережу управляющим по нескольким областям, соседствующим с Ярославской? Но Сережу всегда (а к тому моменту особенно) интересовали не деньги, а проблемы внутреннего духовного развития. Он буквально помешался на этом. И когда начальники вызвали его для разговора о возможном повышении в должности и, соответственно, о серьезном увеличении жалования, они сказали ему: «Мы видим твои успехи. Мы хотим сделать тебя начальником. Но предполагаем, что это тебе не нужно. Ты чем-то там своим увлечен, и деньги для тебя – бумага». «Да», – ответил Сережа. И вскоре уехал куда-то: то ли в Тибет, то ли в Индию. С тех пор прошло уже лет десять или больше. Сережу я не видел все это время. Но от общих знакомых знаю, что он до сих пор там. Занимается какими-то духовными практиками и уже сделался настоящим гуру. Периодически ездит в Европу и ведет там платные лекции и тренинги для многочисленных желающих пропитаться всяческой эзотерикой и научиться приемам восхождения к высотам самопознания. Говорят, денег он за это получает немало. Но обучает не ради денег, а просто потому, что статус у него теперь такой. И ему это интересно. Он, вроде как, искренне верит в дело, которому посвятил себя, отказавшись от корпоративного роста на ниве торгового бизнеса. Так что, есть «тренеры» и тренеры.

Sex, sleep, eat, drink, dream.

Эти пять слов – название и лейтмотив песни Эдриана Белью из King Crimson. Давайте договоримся (а можем и не договариваться), что здесь перечислены базовые потребности человека. В банальном и распространенном представлении (в первом приближении, как говорят математики) эти пять потребностей, будь они удовлетворены, – для большинства людей являют собой тот самый «успех», к которому так принято стремиться. Считается, что путь к satisfaction, к удовлетворению этих потребностей (пусть хотя бы только этих) прочерчен в плоскости финансового благополучия. Это и есть «успех» – окопаться в названной плоскости. Как там оказаться – выбирает каждый сам. Можно ходить стадами на тренинги. Можно сидеть в позе лотоса и оккультными путями рыть себе лаз к свету. Но лучше избегать очарования этими крайностями. А научиться слушать и честно слышать себя. Не имея в виду каких-то скороспелых профитов в виде денег или карьеры. Вот это и будет настоящий успех. Сотворенный внутри и нерушимый мостик от себя к себе, с которого и упасть не страшно: успешно так упасть, чтобы либо подняться, либо утонуть насовсем. При наличии настоящего мостика, выпестованного самостоятельно и без чужой воли, без потребности следовать за модными трендами – при наличии такого мостика взлеты и падения суть одно и то же. Просто движение ради движения. Куда-то. Все равно куда. Против внутренней стагнации. «Если ты идешь, то мы идем в одну сторону. Другой стороны просто нет» (С) Моду оставим модникам. А гонки за «успехом» – гонщикам. Всем сестрам по серьгам. И пожелаем простого человеческого счастья тренерам и их ученикам, сетевикам и трейдерам, людям со свойствами и без свойств, а также эзотерикам и бунтарям всех мастей.

Алексей ТИТОВ.