Бронепоезд илья муромец. Памятник-бронепоезд «Илья Муромец. «Балтийская» поддержка при прорыве ленинградской блокады

Фото: Памятник-бронепоезд «Илья Муромец»

Фото и описание

В городе Муром в одном из самых больших парков в честь 50-летия Советской власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской железной дороги.

Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.

Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии Муромца. Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название – «За Родину!».

Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и надпись приказали полностью стереть. Но все же название в честь отважного героя так и осталось в умах людей, а также в документах.

8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с одноименной станции Муром. Фронтовиков провожали жены, которые смогли водрузить над огромным паровозом внушительных размеров красное полотно, при этом на нем был вышит знаменитый герб СССР. В селении Горьком к существующему памятнику присоединили броневой паровоз под названием «Козьма Минин», причем после этого был завершен процесс формирования особого 37-го Горьковского дивизиона.

Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».

После преобразований машина стала тише передвигаться, обрела колоссальную огневую мощь и высокую скорость, что сделало бронепоезд по-настоящему внушительной боевой силой. Например, за одну минуту он мог поразить площадь в 400х400 м в радиусе 1,5 км.

За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7 самолетов и более 870 немецких фашистов.

Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.

В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска, на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.

Бронировать и вооружать поезда начали еще в первой половине XIX века. Но наиболее активно этот вид передвижной бронетехники проявил себя во время Великой Отечественной, хотя использовался прежде с обеих воюющих сторон и в Первой мировой, и в гражданской кампаниях. Даже в обоих чеченских конфликтах применялись специальные бронепоезда, четыре из них и сейчас находятся на вооружении российской армии. Самыми результативными в военных кампаниях по праву можно назвать советские бронепоезда, часть из которых прошла всю Вторую Мировую войну.

Особый дивизион

В начале 1942 года в советской армии сформировали 31-й отдельный отдельный дивизион бронепоездов. Прежде подобного соединения не существовало ни в одной армии мира. Бронированные поезда оснащались реактивной артиллерией, орудиями, защищенными танковыми башнями. Боевые единицы дивизиона действовали в течение трех лет, до мая 1945 года. Советские бронепоезда дошли до столицы Третьего рейха.

Дивизион, награжденный орденом Александра Невского , уничтожил фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», свыше сорока артиллерийско-минометных батарей, более двадцати отдельных орудий, почти полтора десятка дзотов, около ста пулеметных точек противника, десятки вражеских самолетов.

Боевые единицы дивизиона имели звучные имена, вселявшие трепет в сердца противника.

«Русский призрак» «Илья Муромец»

«Илью Муромца» в 1942 году подарили бойцам советской армии муромские железнодорожники. Бронепоезд был оснащен 45-миллиметровой броней и ни разу за время эксплуатации его не пробил вражеский снаряд. «Муромец» первый в своем роде бронепоезд, на который установили реактивные минометы «Катюши». За минуту эта передвижная махина «накрывала» территорию, равную четырем гектарам, в полуторакилометровом радиусе.

«Муромец» был довольно скоростным и сравнительно бесшумным бронепоездом, вместе с тем, обладающим колоссальной огневой мощью. За что и получил от немцев прозвище «Русский призрак». «Призрачность» броневой единицы тем временем имела вполне реальную результативность: «Илья Муромец» во время Великой Отечественной сбил 7 самолетов противника, им были уничтожены полтора десятка вражеских артиллерийских и минометных установок, поражены свыше 30 огневых точек и уничтожены более 800 гитлеровцев.

Самое знаменитый бой «Муромца» - сражение в 1944 году под Ковелем с фашистским бронепоездом «Адольф Гитлер», единственная лобовая схватка таких бронемашин в Великой Отечественной. И наш железнодорожный великан вышел из этой битвы победителем.

«Илья Муромец» не дошел до Берлина только 50 километров, и то лишь «по техническим причинам»: мост через Одер оказался разрушенным.

«Козьма Минин» сбил 15 самолетов

Еще один бронепоезд из славной когорты отдельного бронедивизиона, действовавший с февраля 1942 года. Его горьковские железнодорожники также построили на собственные средства. Зенитные артиллерийские установки «Минина» могли бить на 12 километров, кроме того, на платформах «КМ» были укреплены крупнокалиберные и зенитные пулеметы. За три года эксплуатации «Минин» сбил 15 вражеских самолетов, «КМ» оказал большую поддержку нашим войскам, воевавшим на Курской дуге.

«Балтийская» поддержка при прорыве ленинградской блокады

Бронепоезд «Балтиец» - один из первых подобных боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. Судьба постройки этой машины не отличается от истории появления других ее аналогов - «Балтийца» также изготовили на собственные средства рабочие Лениград-Балтийского электродепо. Бронепоезд стал в строй уже в июле 1941 года и был направлен на Ленинградский фронт. Ленинградский узел имел хорошо развитую железнодорожную сеть, и потому «Балтиец» мог без ущерба для себя совершать дерзкие маневры, в результате которых наносил ощутимый урон противнику.

Серьезную помощь бронепоезд оказал при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, поддерживая пехотинцев артиллерийскими ударами. Во время решающего наступления советских войск, освобождающих северную столицу от гитлеровцев, «Балтиец» продвигался вместе с наступающими соединениями Красной Армии.

Одно из немногих сражений бронепоездов в истории Великой Отечественной войны произошло 4 июня 1944 года, когда в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер». С ходом этой битвы вас познакомит данный пост.

Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причём в одно и то же время.

Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.

Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашёл свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».


Грозная сила

Бронепоезд построили в Муроме за короткий временной отрезок. По разным данным, на создание грозной боевой машины ушло порядка трех-четырех месяцев. Изначально ему решили дать имя богатыря Ильи Муромца. Но полковник Неплюев, который приехал за поездом, решил, что оно не годится. Мол, не подходит для военного времени. И решил назвать его «За Родину». Но строители бронепоезда не согласились и устроили митинг. В конце концов, боевая машина получила № 762, но по документам шла как «Илья Муромец».

Бронепоезд мог получить название «За Родину»

И в 1942 году «Илья Муромец» начал свой боевой путь с Брянского фронта. Его вооружение впечатляло своей мощью: тяжелые орудия, зенитные пушки, пулеметы… Впервые в истории бронепоездов были задействованы и реактивные минометы (на «Муромце» установили «Катюши»). Главной задачей машины было уничтожение вражеских складов горючего, оружия, артиллерийских батарей и техники.

Первый бой «Илья» провел в апреле 1942 году близ станции Выползово. Затем совершил вылазку в захваченный немцами Мценск. Здесь бронепоезд разбомбил станцию, чтобы прервать загрузку вражеских эшелонов.

Немцы не могли закрыть глаза на появление «мстителя» в своем тылу, поэтому на бронепоезд началась охота. Причем шла она и по земле, и по воздуху. Удачливее остальных оказалась немецкая авиация. Самолетам удалось выследить советский бронепоезд и атаковать его. В той схватке фашисты уничтожили штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Грушелевский, начальник штаба дивизии Писемский, а также корреспондент газеты «Гудок» Букаев.

Немецкая разведка несколько раз хоронила «Илью»

Но те повреждения не вывели «Муромца» из строя. Вскоре он вновь отправился на фронт. Немцы не верили, что бронепоезд построили в СССР. Поскольку он отличался мощным вооружением, толстой броней и большой скоростью. Мол, у Советского Союза не было ни времени, ни средств на его создание. Считалось, что поезд СССР передали американцы. А агенты Люфтваффе после каждого сражения докладывали, что «Илья» уничтожен. Но он снова и снова выходил на тропу войны.

Главный бой

Довелось «Муромцу» принять участие в одном из немногочисленных за историю Второй мировой сражений бронепоездов. Соперник у него был достойный — немец с красноречивым названием «Адольф Гитлер». Бой произошел в 1944 году.


Коваль (крупный железнодорожный узел в Волынской области) стал систематически подвергаться коротким артобстрелам. Причем с педантичной точностью — в девять часов утра. Обнаружить вражескую дислокацию у советских солдат никак не получалось. Но немцев подвело их неизменное расписание. Разведке удалось заметить клубы дыма. Стало понятно — действует вражеский бронепоезд. На его устранение и отправился «Илья Муромец». Помощь ему оказали артиллеристы, которые должны были точными ударами разрушить железнодорожное полотно, чтобы у противника не оставалось вариантов для маневра. Провести операцию решили быстро, без предварительной пристрелки.

Бой бронепоездов оказался скоротечным. Орудия «Ильи» и «Адольфа» ударили практически одновременно. Но советские артиллеристы оказались более точными. А добили немецкий бронепоезд залпы «Катюши». «Адольфа» накрыли клубы пара — один из снарядов угодил точно в паровой котел. С врагом было покончено.

В битве сошлись равные по силе противники

Немцы не смогли забрать остатки своей боевой машины. Поэтому советские солдаты, воевавшие на «Муромце», после освобождения Коваля лично посмотрели на поверженного противника. Тогда-то они и узнали, что бронепоезд носил имя их самого главного врага.

Мифы и легенды

После войны то и дело всплывала информация, что боя между «Ильей Муромцем» и «Адольфом Гитлером» не было. Мол, «утка» была запущена для поднятия боевого духа советских солдат. А в качестве неопровержимого доказательства приводили немецкую документацию, в которой о бронепоезде с таким названием нет ни слова.

Тот факт, что «Илья» существовал и воевал, сомнению не подлежит. Не обсуждается и его славный боевой путь. Но вот подлинность главного боя доказать или опровергнуть практически невозможно. Есть упоминания о нескольких местах (даты тоже разные), в которых сразились два бронепоезда. Это, так сказать, первая неувязочка. Вторая заключается в том, что якобы «Муромец» расправился со штабным поездом Гитлера. Тогда о полноценном противостоянии не могло быть и речи. К тому же, его после войны забрали себе союзники в качестве трофея.


Как говорилось ранее, в немецких документах нет упоминания о бронепоезде «Адольф Гитлер». Да и давать такие громогласные названия было не в характере Германии. Максимум, на что были способны немцы, так это присвоить технике какое-нибудь собственное имя. Например, «Берлин» или «Вернер». Но и это являлось редкостью. Обычно обходились банальными номерами. А в СССР было как раз наоборот. Вся техника получала красивые и гордые названия: «Советская Сибирь», «Народный мститель» и так далее. Номера тоже использовали, но их присваивали в «рандомном» порядке, чтобы запутать противника.

В СССР технике давали красноречивые названия

К тому же немцы задумывались о последствиях. Какой бы совершенной не была техника, ее могли уничтожить. И как бы тогда отреагировали простые солдаты, узнав о гибели Гитлера, пусть и воплощенного в металле?

Сильно разнятся и описания сражения. В одних источниках говорится о позиционной дуэли, в других — о лобовом противостоянии. Где-то утверждается, что «Гитлер» оказывал ожесточенное сопротивление, сумев разрушить штабной вагон, где-то — что его вывели из строя практически мгновенно. В общем, выбрать можно любую версию, какая больше нравится.

Большинство историков сходятся во мнении, что сражение у Коваля все-таки действительно было. И произошло оно в один из 127 дней, пока проходила операция по освобождению железнодорожного узла. А противником «Муромца» стал бронепоезд № 74 с бронеплощадкой BP44. Ее главное достоинство заключалось в башнях от «Тигров». И если бы такой снаряд угодил в советский бронепоезд, то его не спасла бы броня. Поэтому версия о «первом залпе», скорее всего, ближе всего к истине.

Теперь о названии. После освобождения Коваля, когда солдаты пришли посмотреть на поверженного противника, они похоже, обнаружили частично уцелевшую надпись с именем фюрера и «чем-то еще». Последняя часть могла быть банально повреждена снарядом. Учитывая, как именовали технику в СССР, солдаты могли решить, что надпись — название поезда. Возможно, подхватил эту идею и корреспондент «Красной звезды». Ведь получался фантастический заголовок.

«Илья Муромец» совершил около 160 военных операций

Но даже не совсем понятная ситуация с поверженным врагом не умаляет боевых заслуг «Ильи Муромца». На его счету более 160 огневых вылазок. В них было уничтожено 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек фашистов, 7 самолетов и порядка 875 солдат и офицеров. А также бесчисленное множество ликвидированных эшелонов и товарных поездов. За многочисленные боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов (туда входил и «Муромец») удостоился ордена Александра Невского.

В 1971 году «Илью Муромца» отправился на стоянку в родной Муром. Здесь он находится и по сей день.

Продолжая цикл статей о бронепоездах СССР, мы признаемся в двух вещах.

Во-первых, мы буквально влюбились в эти железнодорожные комплексы. Наверное, это обусловлено первоначальным недостаточным знанием вопроса.

И во-вторых, создатели бронепоездов, инженеры, конструкторы, мастера, рабочие, впрочем, как и экипажи БП, сегодня кажутся гениальными авантюристами, людьми, для которых действительно не было ничего невозможного.

По крайней мере, именно такие выводы приходят в голову при близком знакомстве с бронепоездов. В целом – как строили, так и воевали. От души.

Сегодня же речь пойдет о конкретных, известных многим бронепоездах. Учитывая, что читатели "подготовлены технически", сегодня больше о подвигах, о ежедневной работе, о людях...

Несмотря ни на что, главное в любом бронепоезде - именно люди. Бойцы (железнодорожники на БП тоже бойцы!) и командиры. Артиллеристы, пулеметчики, зенитчики, рабочие ремонтных бригад, экипажи паровозов, поездные бригады, пекари, санитары. Короче, экипаж!

Начнем с обещанного самого массового бронепоезда Красной Армии, разработанного в 1942 году - БП-43.

Бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2-4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы либо десант.

Обычно в состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Такое же количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути.

Бронеавтомобили применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Большинство самых известных БП были именно БП-43. Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо Горький-Московский под руководством инженера Леонида Дмитриевича Рыбенкова.

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы.

Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах.

Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.

Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм.

Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью.

Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника, работая по площадям.

За время войны бронепоезд сбил 14 (по воспоминаниям комиссара Алексея Потехина) или 15 (официальные данные) самолетов. Участвовал в обороне Тулы, освобождении Орла, Брянска, Гомеля.

Когда-то ополчение, собранное Козьмой Мининым освободило от поляков Москву. А через триста тридцать три года, "Козьма Минин" уже освобождал поляков от фашистов. Вот такая историческая коллизия...

Войну "Козьма Минин" окончил, как и полагается герою, в логове врага. Правда в Берлин он войти не смог. Немцы подорвали мост через Одер. Так что, остановился бронепоезд в 50 километрах от Берлина.

Но зато, после капитуляции гитлеровцев в составе дивизиона обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Потсдамскую конференцию глав правительств.

Не менее известен "родной брат-близнец" "Минина" - БП "Илья Муромец".

Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере.

За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Кроме этого, богатырь "Муромец" уничтожил бронепоезд вермахта.

В нашей истории принято считать, что бронепоезд носил имя фюрера, потому его уничтожение несет дополнительный сакральный смысл. Советский бронепоезд, названный именем русского былинного богатыря, уничтожает бронепоезд противника, названного в честь Гитлера.

Есть маленькая проблема. Увы, но бронепоезда «Адольф Гитлер» не существовало, как не существовало ни одной боевой единицы, кроме дивизии «Leibstandarte SS «Adolf Hitler», носящей имя немецкого фюрера.

Насчет Leibstandarte тоже не все так однозначно, название дивизии можно перевести и как «Телохранители Адольфа Гитлера». Собственно, дивизия и была сформирована на базе личной охраны фюрера. Больше имя Гитлера не носил никто: ни части, ни корабли, ни каналы, ни города или поселки. Не нашли мы и упоминания о бронепоезде.

Но и не в этом суть, если что, не так ли? Суть в том, что экипаж советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, от того, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

Ну а красивый миф, который был придуман… А и ладно! Война – это всегда и информационная война. И что важнее всего? Правильно, победа. Реальная, а не придуманная. Ведь реальность всегда ярче и интереснее мифа.

А в нашей реальности 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. За выдающиеся боевые заслуги.

О бое «Ильи Муромца» с немецким бронепоездом вообще насочиняли с три короба, если честно. Очень много времени ушло на то, чтобы детально разобраться в том, что там произошло.

До сегодняшних дней дошла и до сих пор переписывается история о том, что «Илья Муромец» и немецкий БП чуть ли не лоб в лоб сошлись. На самом деле вся эта история с одним залпом, развалившим БП врага в щепки достаточно фантастична.

И сейчас мы хотим представить на суд свою версию. Отличную от общепринятой в Сети.

Итак, немецкий бронепоезд (Не «Адольф Гитлер», как выяснилось, а № 11 или №76, мы пока уточняем) в июне 1944 года начал систематически и регулярно обстреливать объекты наших войск в районе станции Ковель Волынской области Украины.

Некоторые источники дают такую картину:

«Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки».

Оставим на совести писавших все это, поскольку данное литературное творчество совершенно не соответствует действительности. Далее по тексту были данные по расходу снарядов (10 на орудие). Что картинку делает вообще фантастической.

Напомним, у «Ильи» было 4 пушки Ф-34 калибром 76-мм. Итого – 40 снарядов на уничтожение путей и бронепоезда противника. Без пристрелки.

Конечно, пристрелка была. И была просто великолепная работа артиллерийских разведчиков нашего бронепоезда. Пока немцы развлекались, была составлена карта их перемещения и вычислена точка, с которой открывался огонь. И естественно, была проведена пристрелка. С той позиции, с которой должен был открывать огонь «Илья». В этом была своя суть.

Во время исследования по данной теме натолкнулись на воспоминания капитана (в то время) Александра Васильченко, артиллерийского разведчика гаубичного полка. Васильченко рассказывал о том, что в том случае, когда было нежелательно привлекать внимание к факту проведения пристрелки, пристрелку производили учебными снарядами. То есть, совершенными болванками, которые не взрывались.

Возможно, очень даже возможно, что по путям подхода немецкого бронепоезда пристреливались именно так. Как вариант – бронебойные снаряды.

Реактивные установки пристреливать не стоило, поскольку это все равно работы по площадям.

Но тем не менее, адова задача для разведчиков и корректировщиков. Но ведь справились же по итогам.

Далее. Действительно, пунктуальность немцев – это вещь, которая позволяла использовать ее в своих целях. Доподлинно было известно время выхода немецкого бронепоезда на точку открытия огня и довольно точно была вычислена эта точка.

1. «Илья Муромец» заранее, в темное время, аккуратно, не демаскируя себя, выходит на заранее определенную позицию. С первыми лучами солнца происходит предварительная наводка на то место, куда должен выйти немец. Дальше все жгут пачками нервы, а разведка и корректировщики еще и глаза.

2. Орудия заражаются осколочно-фугасными снарядами. Именно так, взрыв ОФ-снаряда дает возможность быстро засечь место попадания и скорректировать дальнейшую стрельбу. Установки РС тоже заряжаются. Обе.

3. Попив кофе и позавтракав, немцы начинают выдвижение. Экипаж «Ильи Муромца» ждет окончания процесса. Как только разведка дает отмашку, что немец на позиции, следует первый залп.

Стреляет первая установка реактивных снарядов. Просто пристрелка, несколько ракет, далее корректировка и огонь двух установок. Точка прицеливания – позади бронепоезда с целью разрушения железнодорожного полотна.

Орудия «Ильи» дают первый, пристрелочный залп. Корректировка и дальше действительно беглый огонь, все туда же, по полотну, либо по паровозу, но это сложнее.

Из того, что немецкий БП остался на месте, следует то, что в пути скорее всего, влепили. И именно РС, потому что 76-мм снаряд – это маловато. А вот 82-мм реактивный снаряд – а вот как нам, так вполне.

4. Немцы, естественно, попав в такой переплет, начинают срочно разворачивать свои башни в сторону «Ильи». Но, в отличие от наших бойцов, им нужно время на разворот, прицеливание, корректировку. Время, которого у них просто нет.

Кстати, дальность полета РС-82, которыми был вооружен «Илья», дает понимание, на какой дистанции шел бой. Пушка Ф-34 способна была закинуть ОФ-гранату на 9-10 км, бронебойный снаряд летел на 4 км. РС-82 мог пролететь 5,5 км.

Отсюда дистанция боя была меньше 5 км. Не в упор, но…

5. Немцы дают первый пристрелочный залп. С начала боя прошло максимум 5-6 минут. Снаряды мягко говоря, ложатся не рядом с нашим бронепоездом. Сказывается отсутствие координат, суета, вызванная неожиданным боем и так далее.

Ну не любили немцы суеты, что поделать.

Зато наши могли, умели, практиковали. Мы не знаем, сколько времени понадобилось бойцам «Ильи Муромца», чтобы перезарядить установки РС. Но думаем, что меньше стандартных 10 минут.

6. Второй залп «Ильи Муромца». В смысле, реактивными снарядами. Пушки должны были не замолкая ковырять немца. Прицел уже не в рельсы, а в сам бронепоезд.

Собственно, все. Попали. Бой окончен.

В рапорте было отмечено, что «бронепоезд противника окутался белыми клубами дыма или пара». Очевидно, что попали в котел.

А через месяц, в июле 1944 года, Ковель был освобожден. И советскими бойцами был обнаружен раздолбанный бронепоезд немцев. Лучшее подтверждение успеха экипажа «Ильи Муромца».

Вот такая история. Понятно, что "лоб в лоб" бронепоезда не сходились, иначе не пришлось бы ждать, чтобы сфотографировать разбитый бронепоезд врага. Но - и так просто прекрасно.

Единственный за всю Вторую мировую войну бой двух бронепоездов закончился победой нашего "за явным преимуществом".

В следующей части мы расскажем о бронепоезде, с которого вообще началось наше близкое знакомство с поездами. Это будет бронепоезд № 13 "Тульский рабочий" и его дважды своеобразная история. В подробностях и с видеорассказами создателей его второй ипостаси.