Военно морской флот с г горшков. Сергей Георгиевич Горшков. Биографическая справка. Выход в океан

МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.

В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.

Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.

Этому факту есть ряд объяснений.

ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА

К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. - членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.

14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.

Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.

Лучшие дня

Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.

Кстати, сам путь Горшкова "наверх", в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник - Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.

Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.

Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. - адмирал флота, 7 мая 1965 г. - Герой Советского Союза, 1967 г. - Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. - дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.

Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец "Решительный" совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.

К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул - и эсминец понесло. "Решительный" ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но...

О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.

Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.

В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля "Новороссийск", стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.

Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но... 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова... А Сергей Георгиевич Горшков

ВЫХОД В ОКЕАН

Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами - да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема - как сохранить боеспособным ядро флота - наиболее ценные и крупные корабли, если... не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.

Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.

Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.

Проблемы строительства флота и теории его использования при Горшкове решались хотя и не безупречно, но все же масштабно и целенаправленно. А вот в другой важнейшей области строительства флота, в кадровой политике, трудно выделить или даже отметить что-то яркое и действительно прогрессивное. Так, при Горшкове не было выдвинуто ни одного молодого командующего флотом, адмирал не держал в своем окружении ни одного талантливого преемника, он не всегда поддерживал способных командиров соединений или объединений, обладающих нестандартным мышлением. А ведь Кузнецов заметил и поддержал Горшкова, когда тот был молод. Правда, с другой стороны, рост и продвижение Горшкова по службе во многом определялись его личным поведением, умением использовать особенности государственной и партийной системы.

Подтверждением этому является целый ряд факторов. Так, получив звание контр-адмирала в сентябре 1941 г. во время высадки десанта в районе Григорьевки, будучи беспартийным комбригом крейсеров, Горшков в августе 1942 г. вступает в партию уже как командующий Азовской флотилией. Сергей Георгиевич четко определил, что коммунисту надлежит постоянно прославлять партию. Именно это он и начал делать: везде и всегда подчеркивал свою принадлежность КПСС, никогда не забывал упомянуть о ее руководящей роли и заботе о строительстве флота. В 1956 г. Горшков вошел в состав ЦК КПСС. На протяжении всей своей длительной службы в самой высокой флотской должности Главком внешне обязательно почтительно относился к политработникам и их высоким руководителям.

Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР - эти звания для военачальников приходили с должностью. Но Горшков, будучи Главнокомандующим ВМФ, формальную сторону своего служебного положения старался показывать как мудрую заботу партии.

Почтительность Сергея Георгиевича проявлялась в разных формах: в выступлениях, докладах, публикациях, в приглашениях высоких должностных лиц на флоты. Так, летом 1962 г. Северный флот посетил Хрущев, в 1967 г. - Брежнев и Косыгин. Аналогичные визиты организовывались и на другие флоты. Сопровождающим, как правило, был сам Главнокомандующий ВМФ. Безусловно, все это поднимало престиж ВМФ в государстве и авторитет самого Сергея Георгиевича.

К сожалению, к способным и талантливым военачальникам Горшков мог отнестись без всякого уважения. Порой командиры вызывали суровое недовольство Сергея Георгиевича, особенно если они расценивались им как соперники по выдвижению на должности. Например, это было заметно по отношению к адмиралу Александру Чабаненко и вице-адмиралу Георгию Холостякову. Их, говоря мягко, Горшков недолюбливал. Даже к своему непосредственному покровителю, Кузнецову, Сергей Георгиевич проявил непростительное равнодушие. Будучи полновластным хозяином советского ВМФ, Главком Горшков не проявил должной настойчивости, чтобы вернуть Николаю Герасимовичу его заслуженное положение государственного военного деятеля, и не восстановил незаконно отобранное после взрыва корабля "Новороссийск" звание Адмирала Флота Советского Союза. Реабилитация Кузнецова состоялась только после кончины Горшкова при новом Главкоме Владимире Чернавине в 1988 г.

По отношению к рядовым матросам и младшему офицерскому составу Горшков также зачастую проявлял равнодушие. Отсутствие квартир для офицеров и мичманов, неготовность аварийных и спасательных средств, в том числе и их отсутствие на борту подводных лодок, крайне удручающие условия быта для экипажей, действующих в удаленных районах океана (ограниченность пресной воды, отсутствие фруктов и овощей, редкие заходы в иностранные порты да и то с резко ограниченным сходом на берег и т.п.), разумеется, вызывало недовольство моряков. Главком же порой просто негодовал на жалобы и просьбы по этим вопросам. Возможно, все это можно назвать мелочами, ведь бесквартирных офицеров хватало и при Кузнецове, вспомогательный флот был слаб и при нем. Но принципиальное отличие все же есть: Кузнецова верхи терпели, а Горшкова любили. Поэтому у Сергея Георгиевича изначально было больше возможностей для решения бытовых проблем моряков. Ведь можно и недостроить одну подводную лодку, а вместо нее поставить новые дома, казармы, дополнительные буксиры, создать капитальную ремонтную базу для флота.

В этой связи следует заметить, что все же со временем, по свидетельству окружения Горшкова, он менялся от крутого нрава (что-то "под Жукова") в 50-60-е гг. до "дедовского" характера в последние годы руководства флотом. И вместе с этим на посту Главкома Горшков всегда, до последних дней, неизменно оставался требовательным, работоспособным и целеустремленным военачальником.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ

Были ли в конце 1955 г. у Горшкова серьезные конкуренты на пост Главнокомандующего ВМФ? Анализируя службу, боевой и жизненный опыт ряда командующих, можно утверждать, что такими кандидатами могли быть несколько человек: Арсений Головко, Виталий Фокин, Александр Чабаненко и в какой-то степени Федор Зозуля. Эти адмиралы оставили заметный след в истории отечественного ВМФ и, безусловно, справились бы с руководством всем Советским Военно-морским флотом. По опыту командования наиболее подходящими кандидатурами являлись Головко и Чабаненко. Однако Головко не отличался крепким здоровьем и прожил всего 55 лет. У Чабаненко же не было такого богатого боевого опыта, как у Горшкова. С другой стороны, с первых ролей уже ушли те командующие, которые руководили флотами в годы войны: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский.

Сам же Горшков во время войны проявил себя с наилучшей стороны. Приведем примеры.

В сентябре 1941 г. комбриг крейсеров, капитан 1 ранга Горшков назначается командиром сил высадки, а после ранения контр-адмирала Владимирского вступает в руководство всей операцией по высадке десанта в районе Григорьевки для оказания помощи защитникам Одессы. Документы на операцию утонули вместе с эсминцем "Фрунзе", на котором и был ранен Владимирский. Горшков провел всю операцию без документов - высадка прошла успешно.

Через месяц Сергей Георгиевич становится командующим Азовской флотилией. Как показали последующие события, контр-адмирал Горшков быстро разобрался в обстановке и очень верно определил пути решения задач, поставленных перед флотилией. В последующем, уже командуя Дунайской флотилией, военачальник продолжал удивлять всех своим искусством. Однажды на флотилию прибыл Маршал Советского Союза Жуков. Он вызвал к себе Горшкова и приказал ему переправить через водную преграду идущие к Дунаю сотни танков. На обоснованные возражения Горшкова, что у флотилии нет средств для такой переправы, Жуков ответил: "Не будут переправлены танки - будете расстреляны". Танки удалось переправить. Все эти случаи убедительно доказывают, что Сергей Георгиевич был талантливым флотоводцем.

В первые послевоенные годы вице-адмирал Горшков, командующий Черноморской эскадрой, удивлял подчиненных нововведениями: создал систему сбор-походов, ввел в практику сдачу экзаменов на самостоятельное управление кораблем. Ярких эпизодов в период, когда Сергей Георгиевич был начальником штаба флота, командующим флотом, нет ни в воспоминаниях, ни в публикациях. Но думается, служба на Черноморском флоте была налажена, так как в 1953 г. командующего Черноморским флотом Горшкова награждают орденом Ленина.

Эти и многие другие факты подтверждают: назначение Сергея Георгиевича на высший пост в Советском ВМФ было закономерным и объективным.

Став Главнокомандующим ВМФ, Сергей Георгиевич, как уже говорилось выше, сделал самое главное в своей жизни: под его руководством был создан реальный океанский флот, развита теория его использования. В 70-х гг. Горшков с помощью хорошо подготовленных офицеров и адмиралов пишет много статей и ряд книг. Наиболее значимый труд - "Морская мощь государства", вышедший в 1976 г. Несомненно, Горшков не был просто "автором" чужих, не им написанных книг. Грамотный адмирал, эрудированный человек, он исключительно хорошо знал историю флота, военно-морское искусство, свободно разбирался в тонкостях военно-морской теории и практики.

ФЛОТ СДАЛ - ФЛОТ ПРИНЯЛ

Сергей Георгиевич Горшков закончил свое 30-летнее руководство ВМФ 9 декабря 1985 г., в понедельник, в обычный рабочий день. В зале Военного совета собралось высшее командование ВМФ, а также приглашенные на заседание начальники управлений и отделов Главного штаба и управлений Главнокомандующего ВМФ.

В 16 ч. 53 мин. в зал вошел Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич. Он открыл заседание Военного совета: "У нас сегодня один, и довольно короткий вопрос, я зачитаю Постановление Совета Министров СССР".

"Постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1985 г. о Главнокомандующем Военно-морским флотом СССР. Совет Министров СССР постановляет:

1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича Главнокомандующим Военно-морским флотом - заместителем министра обороны СССР.

2. Освободить Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей Главнокомандующего Военно-морским флотом - заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны СССР в связи с переходом на другую работу".

После зачтения приказа Горшков произнес короткую речь: "Я очень признателен Центральному комитету, что мне было доверено 30 лет исполнять столь ответственную должность Главнокомандующего Военно-морским флотом... Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия, но ЦК и Министерство обороны всегда относились с пониманием к нашим проблемам, и это придавало мне сил и уверенности. Сегодня я передал Владимиру Николаевичу Чернавину все дела. Выражаю вам благодарность и признательность за беззаветную работу, которая позволяла решать указания Центрального комитета партии. Спасибо вам за вашу службу".

Затем на трибуну поднялся новый Главком, адмирал флота Чернавин. Обращаясь к Горшкову, он сказал: "Сергей Георгиевич, мы благодарны вам за воспитание, мы ваши ученики... Разрешите заверить вас, что мы люди, преданные флоту, и будем настойчиво выполнять программу его развития".

В этот же день Главком Горшков подписал свой последний приказ: "Решением Центрального комитета КПСС и по приказу министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны... Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья".

История жизни
Феномен адмирала
Сергей Горшков вывел отечественный флот в океан, но оставил своим последователям не самое лучшее наследство
Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 г. В 1927 г. поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе. Окончил его в 1931 г. Далее в течение 7 лет, до 1938 г. проходил службу на Тихоокеанском флоте в должностях: штурман, флагманский штурман, командир сторожевого корабля, командир эсминца, командир бригады кораблей. С 1939 г. командир бригады эсминцев на Черноморском флоте, в 1940 г. назначен комбригом крейсеров. В сентябре 1941 г. Горшкову присвоено звание контр-адмирала, а в октябре он становится командующим Азовской флотилией. В августе 1942 г. вступает в партию. В 1944 г. - командующий Дунайской флотилией, в сентябре того же года Горшкову присваивается звание вице-адмирала. В январе 1945 г. назначается командующим эскадрой Черноморского флота, в 1948 г. - начальником штаба Черноморского флота, с августа 1951 г. - командующим Черноморским флотом. В 1953 г. Горшков получает звание адмирала. В июле 1955 г. становится первым заместителем ГК ВМФ, а с 5 января 1956 г. - Главнокомандующим ВМФ. С 1962 г. адмирал флота, а с 1967 г. - Адмирал Флота Советского Союза. 9 декабря 1985 г. Сергей Георгиевич сдал дела Главнокомандующего ВМФ. Умер в 1988 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.
В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.
Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.
Этому факту есть ряд объяснений.

ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА
К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. - членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.
14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.
Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.
Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.
Кстати, сам путь Горшкова "наверх", в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник - Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.
Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.
Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. - адмирал флота, 7 мая 1965 г. - Герой Советского Союза, 1967 г. - Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. - дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ
Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.
Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец "Решительный" совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.
К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул - и эсминец понесло. "Решительный" ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но...
О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.
Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.
В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля "Новороссийск", стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.
Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но... 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова... А Сергей Георгиевич Горшков
5 января 1956 г. становится Главкомом ВМФ! И остается им до 9 декабря 1985 г.

ВЫХОД В ОКЕАН
Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами - да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема - как сохранить боеспособным ядро флота - наиболее ценные и крупные корабли, если... не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.
Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.
Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.

В РАМКАХ СОВЕТСКИХ ТРАДИЦИЙ
Проблемы строительства флота и теории его использования при Горшкове решались хотя и не безупречно, но все же масштабно и целенаправленно. А вот в другой важнейшей области строительства флота, в кадровой политике, трудно выделить или даже отметить что-то яркое и действительно прогрессивное. Так, при Горшкове не было выдвинуто ни одного молодого командующего флотом, адмирал не держал в своем окружении ни одного талантливого преемника, он не всегда поддерживал способных командиров соединений или объединений, обладающих нестандартным мышлением. А ведь Кузнецов заметил и поддержал Горшкова, когда тот был молод. Правда, с другой стороны, рост и продвижение Горшкова по службе во многом определялись его личным поведением, умением использовать особенности государственной и партийной системы.
Подтверждением этому является целый ряд факторов. Так, получив звание контр-адмирала в сентябре 1941 г. во время высадки десанта в районе Григорьевки, будучи беспартийным комбригом крейсеров, Горшков в августе 1942 г. вступает в партию уже как командующий Азовской флотилией. Сергей Георгиевич четко определил, что коммунисту надлежит постоянно прославлять партию. Именно это он и начал делать: везде и всегда подчеркивал свою принадлежность КПСС, никогда не забывал упомянуть о ее руководящей роли и заботе о строительстве флота. В 1956 г. Горшков вошел в состав ЦК КПСС. На протяжении всей своей длительной службы в самой высокой флотской должности Главком внешне обязательно почтительно относился к политработникам и их высоким руководителям.
Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР - эти звания для военачальников приходили с должностью. Но Горшков, будучи Главнокомандующим ВМФ, формальную сторону своего служебного положения старался показывать как мудрую заботу партии.
Почтительность Сергея Георгиевича проявлялась в разных формах: в выступлениях, докладах, публикациях, в приглашениях высоких должностных лиц на флоты. Так, летом 1962 г. Северный флот посетил Хрущев, в 1967 г. - Брежнев и Косыгин. Аналогичные визиты организовывались и на другие флоты. Сопровождающим, как правило, был сам Главнокомандующий ВМФ. Безусловно, все это поднимало престиж ВМФ в государстве и авторитет самого Сергея Георгиевича.
К сожалению, к способным и талантливым военачальникам Горшков мог отнестись без всякого уважения. Порой командиры вызывали суровое недовольство Сергея Георгиевича, особенно если они расценивались им как соперники по выдвижению на должности. Например, это было заметно по отношению к адмиралу Александру Чабаненко и вице-адмиралу Георгию Холостякову. Их, говоря мягко, Горшков недолюбливал. Даже к своему непосредственному покровителю, Кузнецову, Сергей Георгиевич проявил непростительное равнодушие. Будучи полновластным хозяином советского ВМФ, Главком Горшков не проявил должной настойчивости, чтобы вернуть Николаю Герасимовичу его заслуженное положение государственного военного деятеля, и не восстановил незаконно отобранное после взрыва корабля "Новороссийск" звание Адмирала Флота Советского Союза. Реабилитация Кузнецова состоялась только после кончины Горшкова при новом Главкоме Владимире Чернавине в 1988 г.
По отношению к рядовым матросам и младшему офицерскому составу Горшков также зачастую проявлял равнодушие. Отсутствие квартир для офицеров и мичманов, неготовность аварийных и спасательных средств, в том числе и их отсутствие на борту подводных лодок, крайне удручающие условия быта для экипажей, действующих в удаленных районах океана (ограниченность пресной воды, отсутствие фруктов и овощей, редкие заходы в иностранные порты да и то с резко ограниченным сходом на берег и т.п.), разумеется, вызывало недовольство моряков. Главком же порой просто негодовал на жалобы и просьбы по этим вопросам. Возможно, все это можно назвать мелочами, ведь бесквартирных офицеров хватало и при Кузнецове, вспомогательный флот был слаб и при нем. Но принципиальное отличие все же есть: Кузнецова верхи терпели, а Горшкова любили. Поэтому у Сергея Георгиевича изначально было больше возможностей для решения бытовых проблем моряков. Ведь можно и недостроить одну подводную лодку, а вместо нее поставить новые дома, казармы, дополнительные буксиры, создать капитальную ремонтную базу для флота.
В этой связи следует заметить, что все же со временем, по свидетельству окружения Горшкова, он менялся от крутого нрава (что-то "под Жукова") в 50-60-е гг. до "дедовского" характера в последние годы руководства флотом. И вместе с этим на посту Главкома Горшков всегда, до последних дней, неизменно оставался требовательным, работоспособным и целеустремленным военачальником.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ
Были ли в конце 1955 г. у Горшкова серьезные конкуренты на пост Главнокомандующего ВМФ? Анализируя службу, боевой и жизненный опыт ряда командующих, можно утверждать, что такими кандидатами могли быть несколько человек: Арсений Головко, Виталий Фокин, Александр Чабаненко и в какой-то степени Федор Зозуля. Эти адмиралы оставили заметный след в истории отечественного ВМФ и, безусловно, справились бы с руководством всем Советским Военно-морским флотом. По опыту командования наиболее подходящими кандидатурами являлись Головко и Чабаненко. Однако Головко не отличался крепким здоровьем и прожил всего 55 лет. У Чабаненко же не было такого богатого боевого опыта, как у Горшкова. С другой стороны, с первых ролей уже ушли те командующие, которые руководили флотами в годы войны: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский.
Сам же Горшков во время войны проявил себя с наилучшей стороны. Приведем примеры.
В сентябре 1941 г. комбриг крейсеров, капитан 1 ранга Горшков назначается командиром сил высадки, а после ранения контр-адмирала Владимирского вступает в руководство всей операцией по высадке десанта в районе Григорьевки для оказания помощи защитникам Одессы. Документы на операцию утонули вместе с эсминцем "Фрунзе", на котором и был ранен Владимирский. Горшков провел всю операцию без документов - высадка прошла успешно.
Через месяц Сергей Георгиевич становится командующим Азовской флотилией. Как показали последующие события, контр-адмирал Горшков быстро разобрался в обстановке и очень верно определил пути решения задач, поставленных перед флотилией. В последующем, уже командуя Дунайской флотилией, военачальник продолжал удивлять всех своим искусством. Однажды на флотилию прибыл Маршал Советского Союза Жуков. Он вызвал к себе Горшкова и приказал ему переправить через водную преграду идущие к Дунаю сотни танков. На обоснованные возражения Горшкова, что у флотилии нет средств для такой переправы, Жуков ответил: "Не будут переправлены танки - будете расстреляны". Танки удалось переправить. Все эти случаи убедительно доказывают, что Сергей Георгиевич был талантливым флотоводцем.
В первые послевоенные годы вице-адмирал Горшков, командующий Черноморской эскадрой, удивлял подчиненных нововведениями: создал систему сбор-походов, ввел в практику сдачу экзаменов на самостоятельное управление кораблем. Ярких эпизодов в период, когда Сергей Георгиевич был начальником штаба флота, командующим флотом, нет ни в воспоминаниях, ни в публикациях. Но думается, служба на Черноморском флоте была налажена, так как в 1953 г. командующего Черноморским флотом Горшкова награждают орденом Ленина.
Эти и многие другие факты подтверждают: назначение Сергея Георгиевича на высший пост в Советском ВМФ было закономерным и объективным.
Став Главнокомандующим ВМФ, Сергей Георгиевич, как уже говорилось выше, сделал самое главное в своей жизни: под его руководством был создан реальный океанский флот, развита теория его использования. В 70-х гг. Горшков с помощью хорошо подготовленных офицеров и адмиралов пишет много статей и ряд книг. Наиболее значимый труд - "Морская мощь государства", вышедший в 1976 г. Несомненно, Горшков не был просто "автором" чужих, не им написанных книг. Грамотный адмирал, эрудированный человек, он исключительно хорошо знал историю флота, военно-морское искусство, свободно разбирался в тонкостях военно-морской теории и практики.

ФЛОТ СДАЛ - ФЛОТ ПРИНЯЛ
Сергей Георгиевич Горшков закончил свое 30-летнее руководство ВМФ 9 декабря 1985 г., в понедельник, в обычный рабочий день. В зале Военного совета собралось высшее командование ВМФ, а также приглашенные на заседание начальники управлений и отделов Главного штаба и управлений Главнокомандующего ВМФ.
В 16 ч. 53 мин. в зал вошел Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич. Он открыл заседание Военного совета: "У нас сегодня один, и довольно короткий вопрос, я зачитаю Постановление Совета Министров СССР".
"Постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1985 г. о Главнокомандующем Военно-морским флотом СССР. Совет Министров СССР постановляет:
1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича Главнокомандующим Военно-морским флотом - заместителем министра обороны СССР.
2. Освободить Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей Главнокомандующего Военно-морским флотом - заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны СССР в связи с переходом на другую работу".
После зачтения приказа Горшков произнес короткую речь: "Я очень признателен Центральному комитету, что мне было доверено 30 лет исполнять столь ответственную должность Главнокомандующего Военно-морским флотом... Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия, но ЦК и Министерство обороны всегда относились с пониманием к нашим проблемам, и это придавало мне сил и уверенности. Сегодня я передал Владимиру Николаевичу Чернавину все дела. Выражаю вам благодарность и признательность за беззаветную работу, которая позволяла решать указания Центрального комитета партии. Спасибо вам за вашу службу".
Затем на трибуну поднялся новый Главком, адмирал флота Чернавин. Обращаясь к Горшкову, он сказал: "Сергей Георгиевич, мы благодарны вам за воспитание, мы ваши ученики... Разрешите заверить вас, что мы люди, преданные флоту, и будем настойчиво выполнять программу его развития".
В этот же день Главком Горшков подписал свой последний приказ: "Решением Центрального комитета КПСС и по приказу министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны... Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья".

В Военно-Морском Флоте с октября 1927 года. В ноябре 1931 года окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Служил на Черноморском флоте вахтенным начальником (ноябрь-декабрь 1931) и штурманом (декабрь 1931-март 1932) эскадренного миноносца «Фрунзе». Затем проходил службу на Тихоокеанском флоте: штурманом эскадренного миноносца «Томск» (март 1932-январь 1934), флаг-штурманом бригады заграждения и траления (январь-ноябрь 1934), командиром сторожевого корабля «Бурун» (ноябрь 1934-декабрь 1936).
В 1937 году окончил курсы командиров миноносцев. Продолжил службу на Тихоокеанском флоте: командиром эскадренного миноносца «Разящий» (март-октябрь 1937), начальником штаба (октябрь 1937-май 1938) и командиром (май 1938-июнь 1940) бригады эскадренных миноносцев.
Участник боевых действий в районе озера Хасан в августе 1938 года в должности командира 7-й морской бригады Тихоокеанского флота.
С июня 1940 года – командир бригады крейсеров Черноморского флота. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней войны корабли бригады под его командованием активно участвовали в боевых действиях Черноморского флота. Во время обороны Одессы руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в районе села Григоровка (Коминтерновский район Одесской области), который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. С октября 1941 года – командующий Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года руководил высадкой десанта на северный берег Керченского полуострова. В августе 1942 года, после отхода советских войск к Новороссийску, 150 боевых кораблей и судов под командованием С.Г. Горшкова осуществили успешный прорыв из Азовского в Чёрное море.
После включения флотилии в состав сил Новороссийского оборонительного района в августе 1942 года был назначен заместителем командующего района по морской части и членом Военного совета, принимал участие в руководстве обороной города. В ноябре 1942 года исполнял обязанности командующего 47-й армии (Закавказский фронт), участвовавшей в обороне Кавказа.
С февраля 1943 года вновь командовал Азовской военной флотилией. Руководил высадкой десантов в городах Таганрог, Мариуполь и Осипенко (ныне – Бердянск), поддерживал части Северо-Кавказского фронта при освобождении Таманского полуострова. В ходе проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 года лично руководил подготовкой и высадкой морских десантов на главном направлении. 5 января 1944 года был ранен и до начала февраля находился в госпитале.
С апреля 1944 года – командующий Дунайской военной флотилией. В ходе Ясско-Кишинёвской наступательной операции флотилия успешно содействовала войскам 3-го Украинского фронта в форсировании Днестровского лимана, обеспечила прорыв обороны противника и в августе 1944 года вошла в дельту Дуная. Действия флотилии отличались стремительными темпами продвижения с занятием портов до прихода сухопутных частей, умелым ведением самостоятельных и обеспечивающих боевых операций. В сентябре-ноябре 1944 года флотилия оказывала помощь войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов в ходе Белградской и Будапештской наступательных операций.
С декабря 1944 года – командующий эскадрой Черноморского флота. С ноября 1948 года – начальник штаба, а с августа 1951 года – командующий Черноморским флотом. С июля 1955 года – первый заместитель главнокомандующего, а с января 1956 года по декабрь 1985 года – главнокомандующий Военно-Морским Флотом – заместитель министра обороны СССР.
За умелое руководство войсками и личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года адмиралу флота Горшкову Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10684).

26 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, военачальника, адмирала Флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза (1965, 1982), в 1956-1985 годах занимавшего пост главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР.

В последние годы жизни Сергей Горшков работал над книгой воспоминаний. Эти материалы под названием "Во флотском строю" в 1996 году были опубликованы издательством "Логос" (Санкт-Петербург).

Сергей Георгиевич Горшков скончался 13 мая 1988 года , похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем адмирала Горшкова назван тяжелый авианесущий крейсер, головной фрегат для ВМФ России, Центральный госпиталь ВМФ, школа в г. Коломне, улица в п. Купавна Московской области, Технико-экономический лицей и микрорайон г. Новороссийска.

Ему установлены памятники в городе Коломне Московской области и в Новороссийске, мемориальные доски в Москве и Новороссийске.
Сергей Горшков был почетным гражданином ряда городов: Севастополя, Владивостока, Бердянска, Ейска, Северодвинска Архангельской области и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Горшков Сергей Георгиевич

(1910–1988)


Сергей Георгиевич Горшков был видным флотским военачальником, внесшим большой вклад в строительство и развитие советского Военно-Морского Флота.

Он родился 26 февраля 1910 г. в Каменец-Подольске Хмельницкой обл. Отец, Горшков Георгий Михайлович, впоследствии заслуженный учитель республики, более 50 лет преподавал математику и физику. Мать, Горшкова Елена Федосеевна, была учительницей русского языка.

В судьбе будущего Главкома отразились многие важные для страны и флота события. В 1927 г. семнадцатилетним юношей по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в 1931 г. окончил это учебное заведение. После окончания училища несколько лет служил вахтенным начальником, штурманом на надводных кораблях Черноморского флота. Затем С.Г. Горшков прошел все командирские ступени: командир сторожевого корабля, эсминца, бригады эсминцев ТОФ, а с 1939 г. – командир бригады эсминцев ЧФ. В тридцатилетнем возрасте Сергей Георгиевич возглавил бригаду крейсеров Черноморского флота, а в мае 1941 г. окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава флота при Военно-морской академии.

В годы Великой Отечественной войны С.Г. Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады героически защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант в районе Григорьевки. В октябре 1941 г.

С.Г. Горшков, которому незадолго до этого было присвоено звание контр-адмирал, был назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 г. корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила 11-ю немецко-фашистскую армию перейти к обороне под Севастополем.

Азовская флотилия стала одним из первых морских формирований, принявших участие в битве за Кавказ. 9 августа 1942 г. военные советы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота приняли решение возложить на 32-летнего контр-адмирала командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз. В самый разгар тяжелых боев с фашистами 27 августа 1942 г. Сергей Георгиевич был принят в ряды ВКП(б). После расформирования Азовской флотилии в сентябре 1942 г. С.Г. Горшков был назначен заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом. В феврале 1943 г. в связи с успешным наступлением советских войск и освобождением ряда городов на юге нашей страны была воссоздана Азовская флотилия. Ее командующим назначен С.Г. Горшков.

Весной 1943 г. флотилия под командованием С.Г. Горшкова принимала участие в ряде десантных и набеговых операций для содействия войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десант в Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта и, наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 г.

По высадке частей отдельной Приморской армии на Керченском полуострове.

За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашист¬скими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 сентября 1943 г. наградил контр-адмирала С.Г. Горшкова орденом Кутузова I степени.

В 1944 г. наступление войск 3-го Украинского фронта потребовало поддержки со стороны флота. Азовская флотилия переформировывается в Дунайскую и перебазируется в Одессу. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. В сентябре 1944 г. ему присваивают звание вице-адмирал, его имя за умелое командование флотилией не раз упоминается в Приказах Верховного Главнокомандующего.

Во время боевых операций судьба столкнула Сергея Георгиевича с маршалом Г.К. Жуковым. Встреча оказалась не из приятных. Немцы тогда остановили наше наступление на берегу какой-то реки. Чтобы изменить ситуацию, приехал Жуков. Он встретился с армейскими военачальниками, которые объяснили маршалу, что не могут переправиться из-за отсутствия плавсредств. Срочно нашли командующего флотилией. Как вспоминал много лет спустя Сергей Георгиевич, Жуков дал время до семи утра следующего дня (встреча произошла около пяти часов вечера): "Если к этому времени два ударных батальона не будут переправлены на тот берег, – заявил Жуков, – я Вас расстреляю".

Поскольку у Горшкова необходимых плавсредств просто не было, пришлось срочно разбирать деревянные дома в близлежащих деревнях и сооружать плоты, а для жителей рыть землянки. На плотах размещали людей и технику, и корабли флотилии буксировали их к другому берегу. В пять часов утра войска были переправлены, и под их ударами фашисты вынуждены были отступить.

В январе 1945 г. Сергей Георгиевич назначается командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В представлении сказано, что назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала.

В ноябре 1948 г. вице-адмирал С.Г. Горшков становится начальником штаба, а в августе 1951 г. – командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 г. ему было присвоено звание адмирал. С июля 1955 г. он – первый заместитель Главнокомандующего, а с января 1956 г. – Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР.

С именем С.Г. Горшкова связано становление и развитие советского ракетно-ядерного Военно-Морского Флота. Вот как оценивают роль Главкома в создании нашего океанского флота те, кто проектировал и строил новые корабли, кто плавал на них и служил под непосредственным руководством С.Г. Горшкова:

Е.В. Юхнин (генеральный конструктор, начальник СПКБ):

"Сергей Георгиевич, как никто другой в истории России, уделял внимание строительству флота… У него была высочайшая техническая эрудиция. Главком никогда не пытался показать, что является специалистом во всех областях, но пожелания, которые он высказывал во время рассмотрения проектов, действительно отражали суть вопроса.

Бывал я с ним, и когда он посещал флота, там я видел настоящего командующего. Был это человек жесткий, как и должен быть военный руководитель такого ранга. Вместе с тем, не было никакого самодурства.

…Конечно, Главнокомандующий не мог работать, чтобы кого-то не снять, не уволить, не наказать. Наверное, были единицы, кто испытал на себе его недовольство. Но вот в науке, в промышленности его все очень любили и уважали как большого государственного человека, который много сил… отдавал созданию флота" (Вести, 1995, 7 мая).

Адмирал флота Н.Д. Сергеев (в 1964–1977 гг. начальник Главного штаба ВМФ):

"С.Г. Горшков без малого 30 лет был Главнокомандующим Военно-Морским Флотом. Своей активной служебной и общественной деятельностью он завоевал всеобщее признание и авторитет. Сергей Георгиевич внес большой вклад в развитие теории и практики военно-морского искусства, его труды изданы не только в нашей стране, но и за рубежом" (Красная звезда, 1988, 17 мая).

С.Г. Горшков был редактором 3-го тома "Морского атласа" и "Атласа океанов", автором военно-теоретических и исторических трудов "Морская мощь государства" (1979), "На страже Отчизны" (1980), изданных посмертно мемуаров "На южном приморском фланге" (1989), "Во флотском строю" (1996) и др.

Адмирал флота Г.М. Егоров (начальник Главного штаба ВМФ в 1977–1981 гг.):

"Длительная совместная служба в непосредственном подчинении Главнокомандующего ВМФ с 1967 по 1981 г. (в должности зам. ГК ВМФ – начальник БП ВМФ, командующий СФ, начальник ГШ ВМФ) позволяет судить мне, а также всем ветеранам ВМФ, что в лице С.Г. Горшкова Военно-Морской Флот Советского Союза имел непререкаемый авторитет и уважение на всех уровнях от рядовых до адмиралов, в силу его незаурядных морских, волевых и организаторских качеств, высокого чувства личной ответственности за боеготовность флота, трудолюбия и уникального по масштабам умения предвидеть и вовремя действовать в крайне непростых, порой критических ситуациях" (Егоров Г.М. Послесловие к мемуарам С.Г. Горшкова. Во флотском строю. СПб., 1996, с. 405–406).

Адмирал А.П. Михайловский (в 1979–1981 гг. командир Ленинградской военно-морской базы):

"Пожалуй, в том, что страна всего за четверть века сумела построить могучий флот – гарант стратегического паритета в Мировом океане, немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что строительством этим бессменно управлял один человек – Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков" (Михайловский А.П. Адмиралтейская игла: Записки адмирала. СПб., 1999, с. 143).

Контр-адмирал В.С. Козлов (начальник 10-го отдела ГШ ВМФ, начальник Управления военно-технического сотрудничества ГШ ВМФ в 1977–1988 гг.): "Я знал Сергея Георгиевича почти тридцать лет, из них половину находился в непосредственном его подчинении, входя в ближнее окружение, часто сопровождал в деловых поездках и официальных визитах за рубеж…

…Мне посчастливилось сопровождать Сергея Георгиевича во время его последнего визита в Индию в 1981 г. Маршрут перелета проходил над Афганистаном, где еще шли бои, выделенным коридором через Пакистан, напрямую в аэропорт Дели. Здесь пышная встреча с караулом в красочной форме, ковровыми дорожками, россыпью лепестков роз и какими-то цветными фантиками.

…Во время того визита Главком был принят премьер-министром Индирой Ганди… В небольшом кабинете нас встретила женщина с приятным, но уставшим от больших забот лицом, седой прядью в гладко зачесанных волосах, одетая в зеленоватое сари… Беседа продолжалась около 45 минут. Хозяйка выразила признательность нашей стране и ее руководителю Л. Брежневу за большую помощь в развитии индийских вооруженных сил, отметила общность интересов обеих стран в международных вопросах.

Главком рассказал об обстановке в Индийском океане, о нашей эскадре как средстве противодействия агрессивным устремлениям США. Напомнил о первой встрече в Севастополе с Дж. Неру, сопровождаемым дочерью, во время визита в Советский Союз в начале 50-х годов. Предложил осуществить индийским кораблям визит в любой наш порт. В свою очередь, Индира Ганди порекомендовала поближе познакомиться с кораблями и моряками ВМС, найти время и посмотреть многое интересное в ее "стране чудес". Прощаясь с этой замечательной женщиной, мы не полагали, что через три года ее не станет, она погибнет от рук террориста.

Говоря о сотрудничестве по военной линии с Индией, надо сказать, что с легкой руки С.Г. Горшкова оно приобрело взаимовыгодную, масштабную форму деловых, дружественных отношений и продолжается успешно и поныне" (Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003, с. 151, 159–161).

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ.

Заслуги Сергея Георгиевича Горшкова перед Родиной получили высокое признание. 22 апреля 1962 г. ему было присвоено звание адмирал флота, а в 1967 г. – звание Адмирал Флота Советского Союза. Он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1965, 1982), награжден семью орденами Ленина, другими государственными наградами, а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1985) премий СССР. Депутат Верховного Совета СССР 4 – 11 созывов, член ЦК КПСС с 1961 г.

9 декабря 1985 г. С.Г. Горшков подписал свой последний приказ № 320, в котором извещал личный состав ВМФ о том, что передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя Министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны.

Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. "Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и "школа Горшкова" – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения.

Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана.

…Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам" (Красная звезда, 1997, 26 февраля).

Спустя несколько лет после перехода в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны 13 мая 1988 г. Сергей Георгиевич Горшков скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, где ему установлен памятник. В Коломне Московской области установлен бронзовый бюст С.Г. Горшкова. Мемориальные доски Дважды Герою Советского Союза Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову установлены в Москве и Новороссийске. Его именем назван тяжелый авианесущий крейсер и головной фрегат для ВМФ России.

Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 139–153.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 93, 116, 213, 258, 297, 313.
Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2003, с. 211.
Герои битвы за Кавказ. Цхинвали, 1975, с. 47–52.
Герои огненных лет. Кн. 8. М., 1985, с. 70–87.
Герои Советского Союза. Т. 1. М., 1987, с. 359.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937–1945. М., 1977, с. 132–135.
Гордость и слава Подолии. Львов, 1985, с. 8–15.
Золотая книга Санкт-Петербурга. Т. 3. СПб., 2003, с. 476–477.
Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003. 206 с.
Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота. М., 2003, с. 124–147.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 109–110.