Волейбол верхняя передача. Упражнения для разучивания и совершенствования перемещений и стоек. Приём мяча снизу двумя руками

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования “Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка ”

Контрольная работа

По предмету: Спортивные игры.

Тема: Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе. История возникновения и развития футбола.

Студентки 301 группы

заочного отделения ФНК

Бекметьевой Ю.В.

Проверил преподаватель

Середин А.А.

Минск, 2008

Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе.

Верхняя передача (рис 1а) чаще всего используется у сетки для нападающего удара как второе касание мяча. Это требует от игроков своевременного, точного выхода к мячу и принятия удобной стойки: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты и выставлены в перед, кисти отведены назад, развернуты друг к другу и находятся на уровне плеча.

Передача начинается с разгибания ног, в которое последовательно включаются туловище и руки.

Основную роль при передаче выполняют первые фаланги большого, указательного и среднего пальцев. Разгибание кистей в лучезапястном суставе и эластичное движение пальцев придают полету мяча нужное направление (рис 1б). В зависимости от характера передачи (высота, длина, направление, скорость и т. п.) игрок обязан постоянно корректировать свои действия.

Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкива­ется в новом напра­влении. При этом ноги почти полностью выпрямляются в коленных, а руки в локтевых суставах.

Соотношение уступающего и направляющего (преодолевающего) движений руками в момент передачи во многом зависит от встречной скорости полета мяча и от расстоянияпередачи. Чем больше встречная скорость, тем напряженнее и короче движение рук. В передачах на небольшое расстояние амплитуда движений руками уменьшается, но более активны движения кистей и паль­цев (кистевой способ).

Рис. 1, а Рис. 1, б

Методика обучения передачам мяча и совершенствование в них.

Занимает центральное место в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Успех в овладении техникой передач находится в теснейшей зависимости от раз­вития у занимающихся специальных качеств: быстроты реакции и быстроты передвижения. Четкость и своевременность выхода под мяч являются решающими факторами в осуществлении. Поэтому одновременно с изучением основ техники передач внимание ­занимающихся акцентируется на передвижении и готовности к встрече с мячом. С этой целью в подготовительную часть занятий систематически включаются развивающие быстроту передвижения в различных направлениях и разными способами. Можно использовать, например, такие упражнения:

1.Игроки построены в шеренгу или колонну. По сигналу (подброшенный мяч или поднятая рука и т. п.) они принимают
положение готовности к передаче и передвигаются вперед, назад,
вправо, влево приставными и двойными шагами.

2.То же, но движение по площадке производится в заданном
направлении.

После усвоения определенного способа передвижения это упражнение можно проводить в виде эстафет. В дальнейшем выполняются одновременно с различными способами передач.

Изучение передачи мяча начинается в средней стойке стоя на месте. Для этого сначала используются имитационные упражне­ния, затем подводящие упражнения с подвесными мячами, где игроки поочередно производят верхнюю передачу подвешенно­го мяча, направляя его вперед-вверх. Одними из непременных упражнений для овладения основами техники передач являются упражнения в парах, в которых сначала один партнер подбрасы­вает мяч, другой - производит передачу. После нескольких пов­торений игроки меняются ролями.

Длина передач в начале обучения не превышает 3-5 м. По­степенно расстояние увеличивается. Изучив правильное положение рук во время передачи, рекомендуется закрепить полученный навык

в следующих упражнениях:

1. Передача мяча над собой на различную высоту, чередуя передачи в высокой, средней и низкой стойках.

2. Передача мяча над собой с продвижением вперед, вправо, влево, назад.

3. Передача мяча в стенку, сначала на месте, затем с перемещением (вправо, влево) приставными шагами.

При выполнении этих упражнений обращается внимание на четкость и симметричность работы рук, кистей и пальцев, охва­тывающих мяч, на согласованность движений ног, туловища и рук.

4.Передача мяча на водящего игрока. Игроки располагаются
в колоннах лицом к сетке. Водящий стоит у сетки и оттуда поочередно направляет мяч на игрока, стоящего в колонне. Задача
игрока - правильно выйти на мяч, сделать передачу водящему
и уйти в конец колонны. Упражнение усложняется увеличением
расстояния и изменением направления передач. Водящие меняются по указанию руководителя.

5.То же, но передача мяча через сетку (водящий располагается по другую сторону сетки).

6.Передача мяча в квадратах (рис. 1). Игрок 1 передает мяч
игроку 2, который посылает мяч игроку 3, игрок 3 отдает мяч
партнеру 4, а тот возвращает мяч в первоначальную зону следующему - игроку 5 и т. д. Передвижение игроков происходит
вслед за мячом.

7.Поточная передача мяча через сетку при боковом переме­щении игроков (рис. 2). Вспомогательный игрок передает мяч
на выход игроку 1, который, передав его обратно, движется приставными шагами и получает мяч поочередно от других вспомогательных игроков.

Направление передвижения и вспомогательных игроков нуж­но менять. Для этого основную группу можно расположить в зоне 5 или 6. Перед началом упражнения все вспомогательные игроки должны иметь мячи.

8. Передача мяча через сетку с различных зон передней ли­нии (рис. 3). Игрок 1 направляет мяч через сетку игроку 5 и
передвигается вправо для приема мяча от вспомогательного игрока. Послав мяч обратно, он перебегает в противоположную
колонну, становясь за игроком 8. То же самое делает игрок 5.

9. Поточная передача мяча с поворотом в сторону вспомо­гательных игроков (рис. 4.). Игрок 1, передвигаясь вдоль поля,
поочередно передает мяч вспомогательным игрокам и возвращается в конец колонны. То же самое выполняет следующий игрок. В упражнении надо обратить внимание на быстрое перемещение, плавный поворот к вспомогательному игроку и сохранение устой­чивого положения перед передачей.

10. Поточная передача мяча на вспомогательных игроков,
расположенных во 2, 3 и 4-й зонах (рис. 5). Игрок 1, передав
мяч в зону 2, передвигается к сетке, получает мяч от вспомога­тельного игрока и, передав его обратно, передвигается в зону 5
для встречи мяча из зоны 4. Затем он передает мяч обратно и
уходит в конец колонны.

11.Передача мяча назад за голову с последующей переда­чей в стену. Игроки стоят по два друг за другом лицом к стене. Первый игрок передает мяч назад за голову, второй игрок нап­равляет мяч в стену. Через 1-2 мин. игроки меняются ролями. Упражнение усложняется увеличением расстояния, высоты пе­редач и скорости полета мяча.

12. Передача мяча назад за голову у сетки (рис. 6). Игрок I передает мяч игроку 4, выходит к сетке и, получив от него мяч обратно, направляет его через голову игроку 5, после чего воз­вращается в колонну. Игрок 5 посылает мяч следующему игроку для продолжения упражнения.

13. Передача мяча в зону 3 (рис. 7). Игрок 1 поочередно передает мяч игрокам 2 и 6, Получив мяч обратно, он направляет его игрокам 7 и 3. После выполнения первой передачи с зоны 5 игрок перемещается в зону 1.

14. Передача мяча в зону 3 после разыгрывания мяча со сто­роны противника (рис. 8). Игрок 3 получает мяч от игрока 1 и направляет его в зону 3 игроку 5, который передает мяч вдоль сетки игроку 7. Игрок 7 передает мяч игроку 2 для начала уп­ражнения следующим игрекам. Смена мест осуществляется по часовой стрелке. После нескольких повторений из зоны 3 можно переставить игроков в зону 2. Упражнение будет выполняться так же, но при взаимодействии с игроком 2-й зоны.

15. Передача мяча с подачи в упрощенных условиях (рис. 9). Игрок 1 подает мяч на игрока 2, который пасует его игроку 3. Игрок 3 возвращает мяч игроку 1 для следующей подачи.

16.Передача мяча в зону 3 с несильной подачи противника
(рис. 10). Игрок 1 подает мяч через сетку. Принимает подачу
игрок 3 и передает игроку 6, который через сетку возвращает
мяч обратно игроку 2.

После нескольких повторений задание видоизменяется. Мяч с подачи можно направлять в другие зоны для дальнейшего ра­зыгрывания.

17. Вторая передача мяча у сетки для нападающего удара
(рис. 11). Упражнение приносит больший эффект, если все пары
занимаются у сетки. С этой целью надо установить вспомогательные сетки. Усложнением этого упражнения является предварительный выход к сетке игрока, выполняющего вторую пе­редачу.

18.Вторая передача мяча вдоль сетки из зон 2 и 4. Игроки
производят передачи мяча вдоль сетки из 2-й в 4-ю зону и обратно. После передачи игроки переходят в конец своей или про­тивоположной колонны.

Для овладения откидкой необходимо уметь выполнять пере­дачу в прыжке и нападающий удар. С этой целью можно исполь­зовать также упражнения 17 и 18.

История возникновения и развития футбола.

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по в с ей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 г. до н. э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н.э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками и ногами. Эту игру римляне назвали «гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игр а в мяч в 1 в. н. э. стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, и особенно в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч». Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековьй футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, под страхом тюремного заключения запрещающий игру в городе... В 1365 настал черед Эдуарда III запретить футбол, ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам - от Генриха IV до Якова П.

Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Она была образована в 1863, были разработаны и первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными). До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судья стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу. И началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке.

В мае 1904 года на встрече представителей семи европейских стран в Париже по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций ФИФА. Первым ее президентом стал француз Робер Герен. Британские ассоциации сочли идею создания Федерации "несерьезной" - и присоединились к ФИФА лишь в 1946. (По этой причине первые чемпионаты мира прошли без участия родоначальников футбола.) На начало 2003 в Федерации состояли 204 страны. Возглавляет ее Йозеф Зепп Блаттер (с 1998 и по настоящее время).

ФИФА проводит розыгрыш Кубка мира среди мужчин и чемпионат мира среди женщин, а также другие соревнования среди спортсменов разных возрастных групп. Организует "матчи звезд", приуроченные к памятным датам: первый такой матч состоялся в 1963 - по случаю 100-летия футбола. Вручает специальные призы командам и игрокам, - как в рамках турниров, так и по итогам года. С 1991 на основе опроса тренеров национальных сборных Федерация называет лучшего футболиста мира (трижды подобного титула удостаивался Рональдо, дважды - Зинедин Зидан). С 2001 Федерация определяет и лучшую футболистку мира. С 1993 на основе итогового рейтинга ФИФА вручается приз лучшей сборной (за 10 лет Бразилия 7 раз становилась Командой года), а также команде, добившейся наибольшего прогресса (т.е. поднявшейся в рейтинге на наибольшее количество пунктов).

Список используемой литературы

1. Ахмеров, Э.К . Волейбол для начинающих. - Мн., 1985.

2. Железняк, Ю .Д., Ивойлов, А.В. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1998.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол. – Мн., 1985.

4. Спортивные и подвижные игры / Под общей редакцией Ю.Д. Железняк. М., 1984.

5. Спортивные игры / Под общей редакцией Ю.И. Портных. М., 1975.

6. Спортивные игры / Под общей редакцией П.А. Чумакова. М., 1966.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛА С.ТОРГАЛЫГСКИЙ

Методическая разработка:

«Методика обучение технике верхней передачи

в игре волейбол»

Разработал: Чамыкай А.М.

Торгалыг

Методическая разработка

Методика обучения верхней передачи мяча двумя руками сверху в игре волейбол

Общая характеристика:

Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во-первых тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.

Различают следующие способы передачи: двумя руками в опорном положении, двумя руками в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется крайне редко.

По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, назад, над собой. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укорочОенные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие – более2м, средние – до 2м, низкие – до 1м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.

2. Описание техники выполнения

Выход под мяч - выполняется кратчайшим путем, одним из удобных способов перемещений в данной игровой ситуации. Стойка принимается в зависимости от положения мяча по отношению к игроку, скорости и траектории полета мяча и задачи, которая стоит перед игроком; стойка принимается лицом к мячу, обучение начинают со средней стойки.
Средняя стойка для приема сверху двумя руками - ноги на ширине плеч одна впереди, согнутые в пределах 130 градусов, туловище слегка наклонено вперед, руки, согнутые в локтях, направлены вперед в стороны кисти, перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя "ковш".
Прием мяча производится на пальцы, амортизируя поступательное движение.
Передача - выполняется согласованным, полным разгибанием рук, туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

При передаче в высокой стойке – кисти рук находятся у лба.
При передаче в низкой стойке - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.

  1. Типичные ошибки при освоении техники передачи мяча двумя руками сверху

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движений

1. Несвоевременный выход под мяч.

Своевременно выход под мяч

2. Неустойчивое исходное положение (неправильная стойка)

Принять устойчивое исходное положение (правильную стойку)

3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).

Мяч не должен касается ладоней(пальцы напряжены)

4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).

Положения рук должны перед головой

5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).

Руки должны быть как можно ближе к друг к другу.

6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).

Завершение движений предплечий и кистей.

7. . Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного
движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев).

Должно быть встречное движения и амортизационного движения пальцев (мягкий приемпальцами).

  1. Методика обучения:

Первый этап обучения - начальное разучивание новому двигательному действию

Задача 1: Создать у учащихся правильное представление о технике передачи мяча двумя руками сверху

Задача 2. Обучить отдельным элементам техники передачи мяча двумя руками сверху

Средства

Методические указания

1 Краткий рассказ о технике

Преподаватель кратко объясняет последовательность движений, обращает внимание на самые важные моменты в технике и условия его применения

2. Демонстрация преподавателем техники передачи мяча двумя руками сверху.

Технику передачи демонстрируют несколько раз: перед объяснением особенностей техники и после него. Демонстрацию необходимо проводить как с обычной скоростью, так и медленно

3. Имитация отдельных элементов передачи

а) принять позу окончания
передачи

б) принять позу начала приема меча

4. Имитация передачи мяча

Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

5. Передачи в парах на месте, стоя лицом и спиной к партнеру,

Расстояние варьируют от 0,5 м до максимального, на которое способны игроки (варьируют и высоту передачи).

6. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность

в обручи (кольца) на сетке; в мишени на тренировочной стенке, на площадке.

Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательному действию .

Задача 1.: Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху в целом и его совершенствование.

Средства

Методические указания

1 . В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4, 5-3-4, 5-2-3(4), 1-3-2, 1-4-3(2), 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной по направлению к передаче); 1-3-4(то же) и т.п. Направление передач соответствует последовательности указания зон, в последней зоне игрок выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, указанную первой, и т.д.

Разучивать передачу мяча двумя руками передачи мяча двумя руками сверху сверху возле стенки, а потом возле сетки.

2. В тройках: передача мяча сверху со сменой мест по кругу

3. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «эстафеты у стены», «мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Задача: Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху.


Модель технической подготовленности

А) образец техники:

Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

Общая двигательная задача : Принять мяч от другого игрока и совершить передачу мяча сверху двумя руками

Первая фаза: Прием мяча.

Двигательная задача фазы: Руки сталкиваются с мячом на уровне лица над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы немного напряжены и согнуты, они плотно обвертывают мяч, образовывая специфическую воронку (момент приема).

Исходное положение (или граничная поза) : ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.

Основные движения/действия

Смысловые задачи к основным движениям

Требования к основным движениям

Прием мяч от другого игрока, руки на уровне лица над головой согнуты, пальцы немного напряжены, ноги согнуты в коленном суставе

Руки сталкиваются с мячом на уровне лица над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, мышцы пальцев немного напряжены и согнуты, они плотно обвертывают мяч, образовывая специфическую воронку

Движение происходит быстро, ноги согнуты в коленях, корпус ровный, голова не запрокинута назад,локти не разведены излишне широко, руки разведены не широко.

Большие пальцы отведены,руки выносятся по узкой амплитуде.

Вторая фаза : Передача мяча.

Двигательная задача фазы: Выпрямить руки и ноги, разогнуть кистевые суставы и эластичными движениями пальцев передать мяч

Граничная поза: туловище игрока расположено вертикально, ноги согнуты в коленных суставах, Ноги расставлены, одна нога впереди. Руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях, держат мяч в ладонях.

Б) условия практического применения: физкультурный зал, требуется сетка и мячи

В) показатели успешности обучения (количественнные или качественные):

Передача мяча сверху в парах за 3 мин:

Оценка «5»- двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко, мяч не упал или упал 1 раз

Оценка «4»- двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений, мяч упал 1-2 раза

Оценка «3»- двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению, мяч упал 3-5 раз

Оценка «2»- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Частные задачи

Средства и методические приемы

Сформировать представление о важности расположения пальцев рук в приеме и передаче мяча

С:Набрасывание мяча над собой

М.П: Преподаватель демонстрирует набрасывание мяча, уточняя:руки поднять, кисти рук приблизительно на пятнадцать сантиметров выше головы с большими пальцами в основании, направленными к вашим глазам. Пальцы должны быть расставлены и иметь немного чашевидную форму. Не расставляйте широко кисти рук. Как руководящий принцип, имейте промежуток не больше пяти сантиметров между большими и указательными пальцами.Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник..

Пальцы немного напряжены. Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами

Добиться выполнения передачи мяча

а) С:.Передача мяча в стенку, меняя разную высоту и силу отскока.

b) С: В парах. Один бросает мяч партнеру, второй верхней передачей возвращает мяч назад.

с) С: В парах на расстоянии 3,5-4 м один от другого и выполняют передачи мяча.

Добиться слитного выполнения передачи и мяча сверху с перемещениями

а)С: верхняя передача мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):

М.П: дети по очереди выпоолняют упражнение:

1) перемещаясь вдоль нее;

2) опускаясь в присед и вставая;самоконтроль

b) C: верхняя передачу над собой с перемещением различными способами(бег, приставные шаги,шаги вперед-назад,поворот вокруг своей оси)

М.П:.в парах, движение по ширине зала, контроль друг за другом.

Проверить и оценить технику передачи и мяча сверху

С:Соревнование на передачу мяча в парах за 3 мин

М.П: Дети садятся, вызываются по парам, передача мяча осуществлчется через сетку. Оценивается работа в паре и техника.

По степени владения передачей мяча судят о мастерстве волейболиста. Точная передача мяча - это та основа, на которой строятся в волейболе и защитные и атакующие действия. От того, насколько умело владеют игроки этим игровым приемом, во многом зависит и успех команды.

Поскольку существуют два способа передачи мяча - сверху и снизу, то у начинающих волейболистов возникает вопрос, каким же из них лучше овладеть. Двух мнений быть не может: нужно владеть обоими способами. А вот какому из них отдать предпочтение, следует решать в конкретной игровой обстановке. В одних случаях полезнее передача сверху, в других - снизу. Это диктуется силой и направлением полета мяча, расположением игрока на площадке и целесообразностью выполнения того или другого приема. Здесь не последнее место занимает техническая подготовка игрока и его умение перемещаться под мяч. Обычно сверху передают мячи, летящие с небольшой скоростью, по средней или высокой траектории, снизу - мячи, летящие быстро и по низкой траектории.

Для передачи мяча сверху волейболист занимает такое исходное положение: ноги на ширине плеч, кисти рук находятся впереди на уровне глаз. В момент касания мяча пальцы расположены в виде «ковшика» (рис. 18). Разгибая ноги, туловище и руки, игрок передает мяч (рис. 19).


Для передачи снизу игрок также должен занять устойчивое исходное положение, но руки уже выпрямлены и опущены (рис. 20). Кисти могут быть соединены различным способом (рис. 21), но лучше - как это показано на рис. 21, б.

При передаче снизу активно разгибают ноги и туловище, а удар по мячу выполняют предплечьями перед собой (рис. 22). Подбивая мяч вперед-вверх, прямые руки поднимают до уровня груди (рис. 23).


Мастерство волейболиста заключается не только в том, чтобы в совершенстве владеть техникой передачи, но и в том, чтобы уметь послать мяч именно тому нападающему, который в данной ситуации может наиболее эффективно атаковать. В связи с этим нужно научиться передавать мяч вперед (допустим, из зоны 2 или 3 в зону 4), над собой и назад, т. е. за голову.

Передачи могут быть выполнены по высокой, средней и низкой траектории. Передачу мяча по низкой траектории в своей зоне называют короткой, а в рядом расположенную или в дальнюю зону - прострельной.

Выполняя передачу над собой, игрок располагает кисти у лба. Если нужно передать мяч назад, то следует подойти под него, держа кисти над головой. Разгибая ноги, прогибаясь в пояснице и выпрямляя руки в направлении вверх-назад, волейболист выполняет передачу (рис. 24).

Если мяч после приема передачи летит высоко на сетку, то можно выполнить вторую передачу и в прыжке. Здесь используется передача сверху (рис. 25).


В игре нередки случаи, когда мяч после приема подачи или нападающего удара от рук летит в сетку. Правилами разрешено продолжать игру.

Как же принять мяч от сетки и передать его нападающему? Перед тем как принять мяч от сетки, нужно учесть, сколько еще касаний к мячу осталось у вашей команды. Если два, то надо постараться оставить мяч на своей стороне, сделав передачу партнеру. Затем нужно занять такое исходное положение, из которого легче принять мяч. Стойка должна быть низкой. При выборе исходного положения важно учитывать место и силу удара мяча о сетку. Если мяч ударяется ближе к верхнему ее краю, то обычно отскакивает круто вниз. В этом случае нужно ближе подойти к сетке (рис. 26). При стремительном попадании в середину сетки мяч может отскочить параллельно полу, а при попадании в ее нижнюю часть может при отскоке подняться вверх. Лучше всего принять и передать мяч двумя руками снизу, но если вы подсели низко, а мяч отскочил параллельно полу или вверх, то постарайтесь передать его партнеру двумя руками сверху.

Упражнения
1. Игрок держит мяч перед лицом (кисти образуют «ковшик»), сгибает ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру или в стенку - имитация передачи сверху.

2. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один игрок бросает мяч другому по средней траектории в направлении его головы. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и руки, выполняет передачу.

3. То же, но мяч набрасывают партнеру в метре левее, правее, ближе или за голову. Игрок перемещается под мяч и выполняет передачу сверху.

4. Передача мяча сверху в парах или в стенку.

5. Игрок стоит в 3 м от стены и держит мяч в выпрямленных вперед-вниз руках, ноги согнуты; разгибая ноги, снизу бросает мяч в стену - имитация передачи снизу.
в. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один бросает мяч другому по низкой траектории. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и поднимая руки, ударяет предплечьями снизу по мячу. Руки в локтевых суставах не сгибать.

7. Передача мяча снизу в парах или в стенку.

8. Передача мяча сверху над собой.

9. Три игрока располагаются треугольником на расстоянии 4 м друг от друга. Передача мяча сверху слева направо.

То же, но в другую сторону.

10. То же, что и упр. 9, но передача снизу.

11. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 5. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 4 передачей сверху (рис. 27).

12. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 1. Один из игроков - в зоне 2, другой - в зоне 3. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 2 передачей сверху.

13. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 6. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 3, а третий - в зоне 2. Игрок зоны 4 бросает мяч в зону 6 один раз по высокой траектории, другой - по низкой. Игрок из колонны передает мяч сверху, а затем снизу возвращает его в зону 4. Таким же образом игрок передает мячи в зоны 3 и 2, а потом уходит в конец колонны (рис. 28).


14. Игроки построены в колонну по одному в зоне 5. Один - в зоне 3, другой с мячом - в зоне 4. Из зоны 4 мяч посылают на выход игроку из колонны, который, выбегая вперед, выполняет передачу сверху (снизу) в зону 3, а затем уходит в конец колонны. Из зоны 3 мяч возвращается в зону 4.

15. То же, что и в упр. 14, но колонна построена в зоне 1, а игрок с мячом - в зоне 2.

16. Игроки построены в колонну по одному в зоне 6. Один игрок с мячом - в зоне 3. Из зоны 3 мяч передают по высокой траектории в зону 1. Игроки поочередно перемещаются вправо и передают мяч в зону 3 (рис. 29).

17. То же, что и в упр. 16, но мяч набрасывают в зону 5.

18. Игроки построены в колонну в зоне 3 правым боком к сетке. Один игрок располагается в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 3, а оттуда - в зону 4 и снова возвращают в зону 6. Игрок зоны 3, передав мяч, уходит в конец колонны (рис. 30).

19. То же, что и в упр. 18, но колонна игроков в зоне 3 стоит левым боком к сетке, а игроки выполняют передачу в зону 2.


20. Игроки построены в колонну в зоне 2. Один игрок находится в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 2, оттуда - в зону 4 и снова в зону 6 (рис. 31).

21. То же, что и в упр. 20, но колонна игроков построена в зоне 4. Из зоны 6 мяч передают в зону 4, оттуда - в зону 2 и снова в зону 6.

22. То же, что и в упр. 20 и 21, но мячи передают по различным траекториям.

23. Стоя у сетки лицом друг к другу, волейболисты выполняют передачи мяча двумя руками сверху. Одновременно следят за перемещениями блокирующих на другой стороне площадки.

24. То же, что и в упр. 23. Если один из блокирующих переместился в рядом расположенную зону, то на освободившееся его место адресуется обманная передача.

25. Игроки выполняют передачи из зоны 2 в зону 3 и 4 по различным траекториям.

26. То же, что и в упр. 25, однако в этом упражнении передачи выполняют из зоны 4 в зоны 3 и 2.

27. Передача мяча из зоны 3 в зону 4 или 2 в прыжке.

28. Передача мяча из зоны 2 в зону 3 и 4 в прыжке.

29. Передача мяча из зоны 3 за голову в зону 2 или в зону 4.

30. Передача мяча в зоне 2, 3, 4 над собой.

Тренировку передачи сверху в волейболе можно разделить на несколько этапов.

Их же можно назвать необходимыми условиями для выполнения качественной верхней передачи.

Начальная стойка игрока и расположение на площадке при второй передаче.

Если мы рассматриваем ситуацию когда игрок знает, что его касание будет вторым (передачей): ноги должны быть немного согнуты.

Расположение игрока при простейшей схеме игры (кто в 3-й зоне, тот пасует)- в центре, под сеткой, боком к сетке.

Расположение игрока при схеме игры 4-2 и 5-1: в соответствующих выходам зонах

Упражнение: Запомнить расположение, перед подачей соперника напоминать себе о начальной стойке и последующих действиях.

Выход в точку обработки мяча при выполнении "волейбольного паса".

Цель: выйти так, чтобы мяч после приема партнеров падал на лоб.

Можно разделить на макроперемещения и микроперемещения.

Сначала большими шагами (прямыми, скрестными) перемещаемся в ориентировочную точку обработки мяча, дальше короткими (прямыми, приставными) подвигаемся точнее под мяч.

Руки при перемещении не нужно собирать вместе, вынос рук осуществляется непосредственно перед передачей и после перемещения.

Корпус при перемещении слегка наклонен вперед.

Упражнение: Возможны как парные, так и индивидуальные упражнения. Подброс мяча с отскоком от пола: наброс в пол-выход-фиксация* или наброс вверх-отскок от пола- выход- пас.

*фиксация- ловим мяч на лбу, анализируем стойку. См. ниже.

Стойка в момент обработки мяча, момент непосредственно перед передачей сверху.

Ступни должны быть параллельно или почти параллельно. Это обеспечит одинаковую высоту рук при разгибании и исключит ошибки (двойное касание).

Ноги должны быть немного согнуты в коленях, а руки в локтях . Это позволит рассчитывать на достаточную силу при разгибании, а значит вы сможете послать мяч на достаточное расстояние.

Линия плечей должна быть немного ближе к мячу, чем линия таза . Это позволит использовать силу разгибания ног при передаче. В противном случае, вы скованы в перемещениях и пасуете только руками.

Упражнение: См. выше. Больше обращать внимание на фиксацию, замирая в неподвижной позе с мячом, как бы останавливаясь перед передачей.

Действие. Выполнение передачи

Если вы выполнили верно пункты с 1 по 3 вам остается только выпрямить руки и ноги, задав направление руками (пас: вперед, за голову, над собой).

Вы переместились, мяч падает вам на лоб, выносите руки с формой (треугольник из больших и указательных пальцев, остальные пальцы обхватывают мяч), разгибаете руки и ноги.

Вышеперечисленные упражения практикуются на тренировках в нашей .