Эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

Зачастую мы задаемся вопросом: почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом, а потом еще и успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в бизнесе да и вообще в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, что человек найдет хорошее место работы, будет много зарабатывать и вообще самореализуется в жизни? Этими вопросами задались и многие западные психологи. В ходе ряда исследований ответы были найдены.

В 1995 г. вышла книга Даниеля Гольмана "Эмоциональная культура: Почему она может иметь большее значение, чем IQ", которая буквально произвела фурор. Даниель Гольман суммировал весь предыдущий опыт исследований в данной области и в доступной форме смог донести до читателей феномен EQ - эмоционального интеллекта, уровень которого и отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека. Оказалось, что высокие баллы по тесту IQ, являющиеся основанием для принятия на престижные и высокооплачиваемые места работы, вовсе не являются гарантией того, что сотрудник будет эффективно работать и завоюет успех для себя и своей компании. Гораздо важнее получить высокие баллы по EQ-тесту. Новая теория явилась толчком для пересмотра критериев отбора персонала.

Нова ли теория EQ?

Для России термин "эмоциональная культура" пока считается новым. Об этом говорит хотя бы то, что в книжном магазине Ozon.ru нам удалось обнаружить лишь пять книг по соответствующей тематике в противовес 337 книгам, предлагаемым сайтом Amazon.com. Хотя сама по себе теория EQ далеко не нова. Активные исследования в сфере эмоционального интеллекта начались еще в 1940 г. - Дэвид Вечлер, один из отцов IQ-тестирования, настаивал на том, что большое значение имеют "эмоциональные факторы", а "неинтеллектуальные аспекты общих способностей" обязательно должны включаться в любое "полное" исследование человеческой личности. К сожалению, измерение эмоциональных способностей не было включено в IQ-тест. Однако исследования в данной области были продолжены: в 1948 г. Р.В. Липер выдвинул идею "эмоционального мышления" и даже разработал соответствующий опросник, в 1955 г. Альберт Эллис работает над методикой логического исследования эмоций, которая получила название Rational Emotive Therapy. И уже в 1980 г. над феноменом эмоциональной культуры задумывается Реувен Бар-Он, который находит ответы на многие вопросы относительно эмоций и их роли в успехе. Но его исследования были неподтвержденными до тех пор, пока не был готов инструмент для их обоснования. Тогда Бар-Он разрабатывает тест, известный как бар-оновский EQ-i (Emotional Quotient inventory), модель EQ Бар-Она была представлена в 1996 г. и сразу вызвала большой интерес. Фактически к этому времени теория EQ оформилась окончательно.

Дилемма: IQ или EQ

Противники метода EQ, как правило, делают ставку на то, что показатель IQ является более важным, чем баллы по EQ. Хотя на самом деле никакой дилеммы здесь не существует. Более того, тесты на EQ и на IQ не исключают, а лишь эффективно дополняют друг друга.

Тест на IQ позволяет узнать уровень интеллектуального развития человека, его логические и аналитические способности, что, безусловно, является очень важным фактором при принятии на работу. По последним теориям известно, что уровень IQ закладывается в нас генетически и окончательно сформировывается примерно к 17 годам, после этого изменить его практически невозможно, а к старости IQ медленно, но неумолимо снижается.

Когда работодатель принимает сотрудника на работу, руководствуясь лишь его высоким баллом по IQ, потом может выясниться, что новичок совершенно не может ужиться в коллективе, заражает всех своим пессимизмом или не может решить элементарные рабочие проблемы. О чем это говорит? Лишь о том, что при высоком уровне IQ сотрудник лишен задатков эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект - это система навыков, которая присуща практическим людям, это личные и социальные аспекты общих способностей, здравый смысл и чувствительность, это умение ощущать политическую и социальную обстановку, справляться со стрессом, принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией, грамотно строить отношения с окружающими, находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами. Когда эти аспекты личности не развиты, не спасет никакой высокий IQ, общаться с таким человеком будет очень тяжело. Эмоциональный интеллект, в отличие от IQ, можно развивать, причем как самостоятельно, так и с помощью специальных тренингов. Кроме того, с возрастом EQ сам по себе возрастает. Но, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.

EQ-тестирование в России

Единственная проблема с применением EQ, которая существует на настоящий момент в России, состоит в отсутствии адаптированных профессиональных тестов по определению этих способностей. Дело в том, что особенность теста на EQ заключается в невозможности его интерпретации непрофессионалом. Например, бар-оновский тест EQ-i включает 133 вопроса. Этот тест, прежде чем поступить в массовое распространение, был проверен на 4000 респондентов, причем тестирование было потом повторено еще дважды на тех же людях. Тестирование проводилось в США, Канаде, Израиле, Германии, Южной Африке, Нигерии, Швеции, Нидерландах, Индии и Аргентине. После сведения данных можно было с уверенностью говорить о надежности и достоверности теста. На данный момент тест прошли более 42 000 человек в 36 странах мира. Когда подводятся итоги по тесту, используются специальные профили. То есть показатели теста неминуемо имеют различия у представителей разных слоев населения - в зависимости от возраста, социального положения, профессии (для успеха в разных отраслях бизнеса главенствующую роль могут принимать те или иные области эмоционального интеллекта). Рекомендации человеку, выполнившему тест, выдаются на основе профиля, который включает высшие оценки по разным сферам EQ у людей, наиболее близких ему по социальному положению. Например, существуют специальные профили для врачей, медсестер, менеджеров в торговых компаниях, менеджеров в страховых компаниях, для директоров крупных предприятий, для спортсменов и даже для безработных. В России подобные масштабные исследования не проводились, т.е. говорить о наличии специальных профилей не приходится, хотя не может не радовать тот факт, что, как показывают исследования, существенных различий в интерпретации EQ для разных стран мира нет. Этот тест можно назвать интернациональным.

Профессионализм в сведении оценок по тесту EQ важен еще и потому, что человек бывает склонен оценивать себя, мягко говоря, не слишком объективно. Поэтому тест интерпретируется не только по баллам в каждой отдельной сфере, но и в целом. Кроме того, в тест включены специальные ловушки, которые обычному человеку незаметны, но при этом по ним профессионал может определить, где респондент был не совсем откровенен.

Бесспорно, в России скоро должны появиться профессиональные тесты EQ и профили к ним, так как это уже является требованием времени, но что же делать, пока их нет в наличии? Доверять тестам, не прошедшим массовую проверку на надежность и достоверность, по меньшей мере опрометчиво. Не использовать методику EQ - тоже нерационально. Выходом из данной ситуации является одна особенность эмоционального интеллекта. Все области эмоционального интеллекта известны, и уровень EQ можно повысить, не только основываясь на оценках теста, но и просто руководствуясь здравым смыслом. Любой человек, в принципе, может сделать это самостоятельно, но для компаний было бы более эффективным устраивать для сотрудников тренинги по повышению уровня IQ.

Что собой представляет EQ?

Эмоциональная культура, по мнению Бар-Она, включает 5 областей, или сфер, и 15 разделений, или шкал, внутри этих областей:

внутриличностная сфера:

  • самоанализ;
  • ассертивность;
  • независимость;
  • самоуважение;
  • самореализация;

межличностная сфера:

  • эмпатия;
  • социальная ответственность;

сфера приспособляемости (адаптивность):

  • понимание (адекватная оценка) действительности;
  • гибкость;
  • умение решать проблемы;

сфера умения справиться со стрессом:

  • переносимость стресса;
  • контроль над импульсами;

сфера общего настроения:

  • оптимизм;
  • счастье.

Когда у человека слабо развита одна или несколько сфер эмоциональной культуры, это неминуемо влечет проблемы. Они могут касаться отношений с коллегами или семьей, или внутреннего ощущения собственной бесполезности, или возникновения разного рода страхов. Рассмотрим все сферы эмоционального интеллекта подробнее.

Внутриличностная сфера

Внутриличностная сфера - это то, что принято относить к области внутреннего "я" человека. Это то, насколько человек в ладах с собственными чувствами, какого мнения он о себе и своей деятельности. Успех в данной области означает, что человек ощущает себя сильным и самостоятельным в жизни и работе, что он умеет выражать свои чувства и мысли, готов постоять за свои убеждения.

Самоанализ

Самоанализ предполагает, что человек различает собственные чувства и эмоции и понимает, чем они вызваны.

Пример. Иван Александрович, директор полиграфической фирмы, с утра обнаружил, что, несмотря на свое обещание, жена не погладила ему рубашку. Остальные рубашки уже давно лежат в корзине с грязным бельем. А к тому времени, когда он встал, жена уже ушла на работу. В итоге Иван Александрович был вынужден сам гладить рубашку, из-за чего выехал из дома позже обычного и попал в пробку. На работу он тоже опоздал, а когда зашел в офис, то узнал, что заезжал важный клиент и, не дождавшись его, уехал. Раздраженный Иван Александрович идет в свой кабинет, куда следом за ним заходит секретарь. Она кладет ему на стол свежие газеты и начинает рассказывать, кто ему звонил и по какому поводу. Но Иван Александрович прерывает ее криком: "Вечно ты заходишь, когда тебя не зовут, еще и в дверь не постучала! И вообще я только зашел, дай мне хоть отдышаться и не приставай со своими звонками! Уволить тебя давно пора за такое поведение!". После этих слов секретарша уходит, весь рабочий настрой у нее испорчен. Она не понимает, за что на нее рассердился шеф, ведь она все сделала так, как он сам и требует. Иван Александрович через некоторое время остывает и, увидев заплаканные глаза секретарши, понимает, что вел себя неправильно и просто сорвал на ней плохое настроение.

Этот пример наглядно показывает, как человек не умеет распознавать свои эмоции и контролировать их. Ведь Иван Александрович разозлен вовсе не поведением секретарши, а тем, что ему пришлось гладить рубашку, стоять в пробке, и тем, что он упустил клиента. По приходу в офис его раздражение достигло предела, но, если бы он умел распознавать свои чувства, он мог бы сказать секретарше: "Зайди ко мне с газетами и отчетом по звонкам через час. Ни с кем меня пока не соединяй". За это время он смог бы успокоиться, а потом здраво оценить ситуацию.

На эмоциональный самоанализ опирается большинство эмоциональных способностей человека. Когда человек понимает, откуда произрастают его чувства и эмоции, он может сам себе давать в них отчет и контролировать их. Без самоанализа невозможно дальнейшее совершенствование эмоционального интеллекта.

Помимо того что человек должен уметь анализировать собственное поведение, он должен научиться и анализировать реакцию окружающих на себя и свои действия. Как только он поймет, что именно в его поведении вызывает негативное или позитивное отношение со стороны других людей, он сможет эффективнее самосовершенствоваться.

Целью эмоционального самоанализа является определение собственных "болевых точек" и контроль над ними. Все люди склонны периодически злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все в состоянии контролировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны, и не срываться на окружающих. Но умение распознавать свои эмоции и пускать их в безопасное русло может прийти с опытом - достаточно постоянно анализировать свое поведение, свои чувства и реакцию окружающих на себя.

Ассертивность (самоутверждение)

Ассертивность - это умение выражать свои чувства (гнев и радость, дружеские и сексуальные чувства), быть способным высказать свои убеждения и мысли (отстаивать свое мнение, свою позицию, несмотря на противостояние противоположной стороны, и даже если это эмоционально тяжело), быть в состоянии отстаивать свои личные права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Ассертивность предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии.

Пример. Анна - типичный интроверт, она работает помощником юриста в юридической конторе. Она окончила юридический институт с красным дипломом и надеялась, что, проработав немного в роли помощника, обязательно получит повышение и ее допустят до настоящих дел. Пока же ее работа заключалась в подготовке простых документов, которые явно были ниже уровня ее компетенции. На совещаниях по разным судебным делам у нее всегда возникало собственное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, но она стеснялась его высказать. В итоге после полугода работы ее не повысили, а место, на которое она так надеялась, дали бойкому Роману, который рта не закрывал на совещаниях. Анна поняла, что надо что-то делать. Она прочла много книг про экстравертов и интровертов и выработала для себя схему поведения. На очередном совещании она попросила слово и высказала свои мысли по поводу обсуждаемого дела. Все были очень удивлены, ведь никто и не предполагал, что у тихой Анны есть свой собственный взгляд. Роман попытался спорить с Анной, но она привела доказательства правильности своей позиции. Анна продолжила в том же духе и через некоторое время наконец получила повышение.

Ассертивность ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Агрессивность - это нападение, а ассертивность - отстаивание собственной позиции с учетом чувств и мнений других людей. Агрессивностью тоже можно добиться многого, но агрессивных людей избегают и недолюбливают, людей же, обладающих ассертивностью, уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать какой-либо компромисс между мнениями двух людей, и в любом случае ассертивность строится на доводах рассудка и доказательствах своей правоты без ущемления мнения противоположной стороны.

Независимость

Независимость - это умение управлять собой, самостоятельно контролировать свои чувства, мнения и поступки, не полагаться ни на кого при принятии решения (что не исключает умения советоваться и принимать чужую точку зрения). Независимые люди действуют самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. В своих решениях они опираются на уверенность в себе и собственную внутреннюю силу.

Пример. Алина работала менеджером по продажам. Каждый раз, когда клиент сам точно не знал, какой именно товар ему нужен, и спрашивал совета у Алины, она просила его немного подождать, а сама начинала спрашивать у своих коллег, что лучше ему посоветовать. Алина и сама прекрасно знала ассортимент, но она считала, что другие люди обязательно посоветуют что-то лучше. Услышав мнение одного коллеги, она спрашивала у другого, а потом у третьего. Остальные менеджеры в результате считали, что Алина и их мнению не доверяет так же, как собственному. Когда клиент наконец дожидался ответа Алины, она все равно толком ничего не могла ему посоветовать, так как боялась взять на себя ответственность даже за столь малое решение. Не удивительно, что вскоре Алину уволили.

Умение принимать решения самостоятельно - это умение независимых людей. Человек, который боится взять на себя ответственность за решение, никогда не достигнет успеха в жизни и не сделает карьеры.

Самоуважение

Самоуважение - это умение уважать себя и принимать себя таким, какой ты есть, т.е. знать о всех своих положительных и отрицательных чертах, уметь на основе своих плюсов выстроить для себя возможности и знать о неприятностях, которыми чреваты минусы. При этом не осуждать себя за свои недостатки, а мириться с ними или работать над их искоренением. От самоуважения напрямую зависят чувство уверенности в себе, самостоятельность и грамотная самооценка.
Не надо путать самоуважение с самолюбованием и самодовольством. Самоуважение предполагает видение всех своих недостатков и при этом не допускает взгляда на других людей свысока. Человек, наделенный самоуважением, признает, что другие люди также обладают этим качеством, и уважает их за это.
Бывает, что человек настолько ценит присущие ему положительные качества, что на их основе ставит перед собой совершенно недостижимые цели. Это большая ошибка.

Пример. Людмила устроилась секретарем в крупную компанию. Через месяц работы она сказала мужу: "Знаешь, по-моему, я уже разбираюсь во всей их кухне гораздо лучше многих работников. Скоро они объявляют открытый конкурс среди сотрудников на замещение вакантной должности начальника одного из отделов. Я думаю подать заявку на это место и уверена, что мою кандидатуру большинство одобрит".
Решение Людмилы очень опрометчиво. Нельзя прыгнуть выше своей головы. Возможно, она и достойна повышения по службе, но явно не до уровня начальника отдела. Людмиле надо более реалистично оценивать свои шансы. Ведь то, что ее кандидатуру не одобрят, может нанести ей серьезную психологическую травму. Лучшим вариантом было бы узнать все возможности по построению карьеры в данной организации и составить себе план постепенного продвижения по служебной лестнице. Тогда со временем Людмила смогла бы претендовать на должность топ-менеджера.

Постановка перед собой заоблачных планов чревата психологическими срывами и, как следствие, самобичеванием. Тогда как реальный взгляд на существующую обстановку, тщательное планирование и прогнозирование своих поступков, основывающееся на знании своих сильных и слабых черт, позволяют достичь успеха.

Самореализация

Самореализация - это способность реализовать свои скрытые возможности и свой потенциал. Самореализация позволяет человеку вести осмысленную, богатую приятными событиями и полную жизнь. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал, занят интересной деятельностью, может постепенно раскрывать себя в течение всей жизни, получая от этого удовольствие. Самореализация делает возможной постановку долгосрочных целей и их реализацию за счет собственного потенциала. Развитие собственных талантов порождает дополнительную энергию для самосовершенствования и достижения успеха. Люди, которые идут по пути самореализации, счастливы тем, что они делают, и стремятся всегда достичь большего и еще полнее раскрыть свои таланты.

Стремление к самореализации - это умение ставить перед собой цели и добиваться их. Все люди когда-нибудь дают себе обещания, но мало кто в состоянии их выполнить. Это связано с тем, что кроме собственно постановки цели необходимо наметить пути ее достижения, направленные на реальные и легко достижимые действия.

Пример. Федор с детства мечтал стать художником-иллюстратором. Он закончил художественную школу, а затем и художественное училище, его работы много раз выставлялись на различных конкурсах и завоевывали призовые места, а учителя отмечали в нем несомненный талант. После окончания училища Федор решил, что теперь-то место художника-иллюстратора точно будет за ним. Но оказалось, что в единственном в его городе книжном издательстве эта вакансия уже занята, а новичков брать никто не собирается. Федор расстроился. Параллельно с этим ему предложили другую работу - идти учителем рисования в школу, но он решил отказаться от этого места, так как это было совсем не то, о чем он всю жизнь мечтал. Он сел и стал думать, где еще могут понадобиться художники-иллюстраторы. Через некоторое время у него был готов план действий. Он разослал свои работы в самые крупные издательства по разным городам России, а также отправил их в редакции газет и журналов своего города. В итоге Федор получил несколько предложений по удаленной работе из издательств других городов, а также устроился на постоянную работу в один из городских журналов. Таким образом Федор получил работу, о которой мечтал, и на стал растрачивать свой талант на ту работу, которая ему не нравилась.

Пример показывает не только то, что необходимо ставить перед собой цели и выполнять их, но и то, что необходимо выбирать именно ту работу, которая вам по душе. Зачастую люди идут на ту или иную работу только из-за того, что там платят больше денег. В итоге они могут достаточно качественно выполнять свои обязанности, но в них никогда не появится того огонька, который присущ людям, действительно любящим свое дело и самореализовывающимся в нем. Делая работу, которая нравится, человек может достичь огромных успехов, важно лишь понять, что именно вызывает наибольший интерес. Возможно, то, что человек привык считать своим хобби, в действительности может стать его работой (будь то разведение цветов, кулинария или шитье).

Самореализация и занятие любимым делом позволяют человеку жить полной жизнью и быть ею довольным. Поэтому очень важно, чтобы работающие в любой компании люди действительно любили свою работу.

Межличностная сфера

Область межличностных отношений - это сфера, отвечающая за искусство общения. Люди, обладающие высоким эмоциональным развитием в данной области, вызывают к себе доверие окружающих, обладают чувством ответственности, эффективно взаимодействуют с другими людьми и работают в команде.

Эмпатия

Эмпатия - это умение понимать чувства других людей, "встать на их место и посмотреть на мир их глазами", понять, почему люди поступают так, а не иначе. Люди с развитой эмпатией "эмоционально читают" и внимательно относятся к окружающим, их интересуют взгляды на мир и чувства других людей.
Научиться эмпатии - это значит научиться понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания.

Пример. У менеджера по продажам Павла была назначена встреча в 5 часов с клиенткой Анастасией. По дороге у Павла сломалась машина, он вынужден был ее оставить на улице и добираться до места встречи на общественном транспорте, из-за чего и опоздал на встречу на 20 минут. Как назло, он даже не смог предупредить Анастасию о том, что задерживается, - все телефоны в офисе Анастасии были заняты. Павел знал, что Анастасия будет очень рассержена - она ненавидела непунктуальных людей. Когда Павел наконец приехал к Анастасии, она встретила его гневной тирадой: "Сколько я могу Вас ждать? Мы назначали встречу на 5 часов!". На это Павел ответил: "Анастасия, я понимаю, что Вы очень рассержены, и, конечно, у Вас есть масса дел кроме того, чтобы меня ждать целых 20 минут. Но у меня сломалась машина, а дозвониться к Вам в офис и предупредить я не смог. Не буду у Вас и дальше отнимать время на пустые объяснения, извините меня за опоздание и давайте, не теряя больше времени, сразу приступим к делу".

Оправдание Павла является эмпатическим. Он понимает, почему зла Анастасия, и показывает ей, что он целиком разделяет ее точку зрения. При этом он объясняет и свое поведение и переходит к деловой беседе. Павел повел себя правильно, ведь если бы он начал просто оправдываться перед Анастасией и лепетать объяснения, она его вряд ли бы вообще захотела слушать. Еще хуже было бы, если Павел попытался показать, что это он обиженная сторона, а не Анастасия, ведь это у него сломалась машина, а телефон был занят у нее. Но путь взаимных обвинений вообще ни к чему хорошему не привел бы.

Люди, умеющие делать эмпатические заявления, располагают к себе окружающих, ведь они учитывают в первую очередь именно их точку зрения, а не упирают на свою правоту. Важно только не путать эмпатию с сочувствием, любезностью и слепым признанием точки зрения собеседника. Сочувствие ставит человека как бы выше собеседника, чего вовсе нет в эмпатии. Любезность - это умение говорить человеку приятные вещи, а эмпатия предполагает обращение к чувствам человека. И, наконец, люди, обладающие эмпатией, совершенно не обязательно принимают точку зрения собеседника - они просто признают возможность существования не только своего мнения и готовы уважать чувства и мысли других людей. В этом смысле эмпатия обязательно должна поддерживаться ассертивностью.

Кроме того, эмпатия помогает сдерживать гнев и вспыльчивость. Прежде чем окончательно разозлиться и начать наступать на собеседника, нужно на минуту попытаться представить себе его чувства и его точку зрения. Если поставить себя на место этого человека не получается, необходимо узнать его мнение, выслушать и понять, и лишь потом принимать какие-то решения.

Социальная ответственность

Социальная ответственность - это умение быть заинтересованным в сотрудничестве, желать вносить свой вклад в общее дело, быть действительно инициативным членом социума. Люди, обладающие высокой социальной ответственностью, поступают ответственно, даже когда не получают от этих поступков личной пользы, действуют совместно с другими членами общества и на благо им, принимают общественные правила поведения и следуют им, живут в согласии с совестью. Эти люди понимают меру ответственности за других людей, поэтому могут взять на себя заботу о группе. Они отзывчивы и используют свои таланты и потенциал не только для собственной выгоды, но и на благо другим людям.

Социальная ответственность важна не только для отдельно взятого человека, но и для компаний. Сегодня репутация любой социально ответственной компании гораздо выше, чем компании, пренебрегающей данными обязательствами.

Сфера приспособляемости (адаптивности)

Сфера приспособляемости отвечает за умение оценить широкий круг возникающих проблем, найти пути их решения. Люди, наделенные высоким уровнем адаптивности, находят пути выхода из затруднительных ситуаций на работе и в семейной жизни.

Понимание (адекватная оценка) реальности

Понимание реальности - это способность увидеть разницу между своим взглядом на мир, своим воображением и реально существующей ситуацией. Люди, умеющие адекватно оценивать реальность, видят вещи такими, какими они и являются в действительности, не подменяя их своими ожиданиями или страхами. Эти люди опираются на объективные данные и факты, умеют их интерпретировать, они прагматичны и наделены реалистичным взглядом на мир. Адекватный взгляд на действительность предполагает некую сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.

Пример. Придя утром на работу, Дина поздоровалась со своей непосредственной начальницей Тамарой. Но обычно веселая Тамара не улыбнулась Дине и, не отрываясь от компьютера, очень сухо с ней поздоровалась. Дина прошла на рабочее место и стала думать, что же могло быть причиной такой реакции Тамары. Она решила, что отчет, который она вчера сдала Тамаре, был плохой. К обеду Дина была уже сама не своя, она поминутно ждала, что Тамара вызовет ее для объяснения, и нервничала, в мыслях она уже даже обдумала, что ответить, если Тамара решит ее уволить. В обеденный перерыв Ольга, подруга Дины, заметила ее нервное поведение и спросила, что случилось. Дина ей рассказала об утреннем инциденте и своих опасениях, на что Ольга только рассмеялась: "Дина, неужели ты не заметила, что Тамара сегодня весь день такая? Она ни с кем толком не общалась и ни разу не улыбнулась. Если бы она была недовольна нашей работой, она бы давно об этом сказала, ты же знаешь ее - она всегда так делает! Ты не подумала, что у нее могут быть какие-то личные проблемы или ей просто нездоровится, а ты здесь вовсе ни при чем".

В этом примере Дина сделала выводы, совершенно не опираясь на реальную картину действительности: она не обратила внимания на то, что Тамара со всеми общается сухо, забыла, что обычно Тамара говорит о недостатках в работе сразу, и даже не предположила, что у Тамары тоже могут быть какие-нибудь личные проблемы. Дина сделала все выводы на основе своих страхов и подозрений. Зато Ольга всю ситуацию оценила верно и не сделала никаких скоропалительных выводов.
Адекватная оценка действительности предполагает, что человек умеет "читать ситуацию", он заранее не думает о худшем, но при этом и не смотрит на мир сквозь розовые очки. Он лишь внимательно следит за тем, что вокруг него происходит.

Гибкость

Гибкость - это умение перестраивать свои мысли, действия и чувства сообразно складывающейся ситуации. Люди, обладающие гибкостью, умеют приспосабливаться к действительности и к ее изменяющимся условиям, реакция у них быстрая, они склонны к совместной работе и не проявляют тупого упрямства. Если эти люди понимают, что сделали ошибку, они ее признают и, соответственно, меняют свое поведение. Перемена их мыслей и действий - это не признак непостоянства, они изменяют мнение, основываясь на фактах, событиях, новой информации. Такие люди признают точку зрения окружающих, открыты для новаторства и свежих идей.

Пример. Алексей Владимирович - директор кондитерской фабрики. Некоторое время назад ему стали поступать предложения о закупке принципиально нового оборудования. Он ознакомился с этими предложениями и решил, что подобное вложение денег совершенно бессмысленно. Но вскоре он узнал, что позиции его фабрики стали слабеть по отношению к позициям конкурентов. Он заказал маркетинговое исследование, чтобы выяснить, где скрыта проблема. Оказалось, что дело в новом оборудовании - конкуренты его закупили. Алексей Владимирович вторично изучил все предложения по покупке оборудования и понял, что недооценил предлагаемые возможности. Он связался с поставщиками и выяснил все, что они могут предложить. Алексей Владимирович пусть и с опозданием, но приобрел оборудование, причем даже по более выгодной, чем у конкурентов, цене, плюс просил немедленно оповещать его о новинках в этой области. Немного спустя фабрика смогла отвоевать свои позиции на рынке за счет того оборудования, что было закуплено, и еще дополнительного технического обеспечения, которое приобрел Алексей Владимирович, обогнав в этом всех конкурентов.

Этот пример показывает, что гибкие люди, даже если совершают ошибку, в состоянии быстро перестроиться и изменить свое мнение, не зацикливаясь на неудаче.

Гибкие люди умеют подстраиваться под перемены, они смотрят вперед и оценивают все предоставляющиеся перспективы. Люди же негибкие упрямо придерживаются своей точки зрения, от чего очень многое теряют.

Умение решать проблемы

Умение решать проблемы - это способность видеть только назревающую или уже имеющуюся сложность, четко сформулировать ее, развить и воплотить план по эффективному ее решению. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: умение понять, что проблема существует, и чувствовать себя достаточно компетентным и мотивированным для ее решения, определить и сформулировать суть проблемы, опираясь на имеющуюся информацию, найти максимальное количество решений для данной проблемы, выбрать одно из решений и начать его реализовывать, оценить результат и начать заново, если проблема все еще не решена. Люди, умеющие решать проблемы, не боятся смотреть в глаза неприятностям, они собранны и методичны в своих действиях.

Пример. Нина Петровна недавно пришла на вакантное место начальника отдела продаж и сразу столкнулась с проблемой. С некоторого времени постоянные клиенты стали отказываться от услуг компании, что выливалось в серьезные финансовые потери. Как оказалось, предыдущий начальник не смог справиться с этой проблемой и из-за этого уволился. Нина Петровна же не собиралась терять место работы, на которое только устроилась. Она попыталась разобраться в ситуации. Поговорила с менеджерами, которые "вели" ушедших клиентов, собрала совещание отдела для выяснения их мнения на этот счет и прояснения текущей ситуации, а также лично обзвонила руководство компаний, которые отказались от сотрудничества с их фирмой, и выяснила причины, побудившие их к этому, а также потенциальную возможность возобновления контрактов. После этого Нина Петровна села и, руководствуясь собственным мнением, точкой зрения своих сотрудников и претензиями клиентов, наметила все возможные пути решения проблем. Некоторые из них она потом отмела как неудачные, оставшиеся же оценила по достижимости, реальности и степени рискованности. В итоге было выбрано одно решение, которое она и стала реализовывать. Она сообщила об этом своим сотрудникам, проинструктировав их относительно новой линии поведения. Нина Петровна постоянно просматривала отчеты о продажах и через некоторое время с радостью обнаружила, что не только прекратился отток клиентов, но и некоторые ушедшие фирмы возобновили свои контракты.

Пример Нины Петровны показывает, что человек не должен тушеваться перед лицом проблем. Необходимо грамотно оценить ситуацию и найти пути выхода из нее.
Проблемы - это часть нашей жизни, и умение спокойно их решать - необходимое требование для любого человека. Люди, постоянно прячущиеся от проблем, чувствуют себя загнанными, испытывают стресс и теряют уверенность в себе.

Сфера умения справляться со стрессом

Сфера умения справляться со стрессом отвечает за способность противостоять стрессу, при этом не задействуя нервный фактор, не впадая в апатию и не опуская рук. Люди, умеющие справляться со стрессом, не сдаются перед лицом проблемы, стараются быть невозмутимыми и не допускают импульсивности в поступках. Такие люди умеют эффективно справляться со всеми, даже сверхсложными, задачами на работе и дома, они гораздо лучше сохраняют свое физическое и душевное здоровье.

Переносимость стресса

Переносимость стресса - это умение противостоять неблагоприятным событиям и проблемам, не отступая и активно справляясь со стрессом. Люди, обладающие этим качеством, способны подбирать образ действий для работы со стрессовой ситуацией, могут относиться с оптимизмом к любым изменениям и нововведениям, знают, что они в состоянии решить проблемы, внутренне уверены, что они, даже если не в состоянии управлять стрессовой ситуацией, могут каким-то образом влиять на нее, не теряя при этом самообладания и позитивного взгляда на жизнь. Такие люди легче переносят различные кризисы, они не дают отрицательным эмоциям выбить себя из колеи или загнать в депрессивное состояние. Из любой ситуации они прежде всего ищут разумный выход.
Если выход из сложившейся ситуации разумные люди обычно найти в состоянии, то справиться с эмоциональными проявлениями стресса бывает сложнее. В этом случае очень помогает овладение разными методиками расслабления: йогой, акупунктурой и др. Разным людям подходят различные методики, но из всего их разнообразия вполне можно выбрать подходящий вариант.

Контроль над импульсами

Контроль над импульсами - это способность удержать себя от немедленной импульсивной реакции на события, подумать, прежде чем приступать к действию. Люди, умеющие контролировать импульсы, умеют сдерживать свое агрессивное поведение, не склонны к скоропалительным выводам и необдуманным действиям. Неумение сдерживать импульсы чревато взрывными реакциями, сопровождающимися позже чувством вины.

Пример. Инга и Катерина работают продавцами в одном магазине, они довольны и условиями работы, и зарплатой. Однажды их вызвал к себе директор и отчитал за явное падение продаж - он полагал, что тому виной их недостаточная расторопность и услужливость. Когда Инга вышла из кабинета директора, она сразу схватила ручку и бумагу и принялась что-то писать. Катерина поинтересовалась, чем она занята, на что Инга закричала: "Я пишу заявление об уходе! Попробовал бы он сам простоять весь день на ногах да еще и мило всем улыбаться! Это я-то нерасторопна! А он вообще сидит в своем кабинете и ничего не делает!". На этот раз Катерина отговорила Ингу от скоропалительного решения, тем более что Инга и сама, остыв от эмоций, через некоторое время поняла, что была неправа. Но в следующий раз рядом может не быть Катерины, которая удержит Ингу от опрометчивых решений, порожденных излишней импульсивностью, и тогда Инга потеряет работу. Инге лучше бы научиться сдерживать свои импульсы, тогда ей потом не придется жалеть о своем поведении.

Люди, умеющие сдерживать импульсы, приятны в общении, они умеют оценивать перспективы после совершения каких-либо поступков и контролируют свое поведение.

Сфера общего настроения

Сфера общего настроения отвечает за способность человека воспринимать будущее позитивно, испытывать довольство жизнью, за его умение доставлять радость себе и окружающим.

Оптимизм

Оптимизм - это умение в любом событии видеть положительные моменты и не пасовать перед неприятностями. Оптимистичные люди не склонны к депрессиям, у них сильна жизненная позиция, и они никогда не теряют надежды.
Психологи установили, что оптимистичных людей от пессимистичных отличает следующее: они считают неудачи в жизни временными, они смотрят на неудачи как на отдельные ситуации, а не как на злой рок, преследующий их, они не берут на себя всю вину за события, а рассматривают и внешние причины. Попав в сложную ситуацию, оптимисты не пасуют, а ищут из нее выход, опираясь на свои возможности и опыт и надеясь на положительный исход дела.

Счастье

Счастье - это умение быть довольным и удовлетворенным собой и своей жизнью, желание доставлять себе и окружающим радость, веселиться. Счастливые люди свободно и раскованно чувствуют себя на работе, умеют развлечься после работы, они находятся в приподнятом настроении и ощущают воодушевление.

Несчастливые люди склонны к депрессиям, они вечно чем-то недовольны, ничего у них не вызывает чистой радости.

Доказано, что счастье не зависит от богатства (если речь, конечно, не идет о крайней нищете, когда просто нечего есть и негде жить) и по большому счету не имеет отношения к внешним факторам; счастье - это внутреннее состояние человека. Экстраверты счастливее интровертов, так как изоляция от общества счастья никому не приносит.

Действительно счастливые люди находят радость в простых вещах - в солнечном дне, в приятной беседе, в новой книге; они умеют работать с таким же воодушевлением, как и проводить свободное время.

Итак, мы рассмотрели основные составляющие EQ. Как можно увидеть, все описанные навыки и способности вполне можно развить. В этом могут помочь и специальные тренинги, рассчитанные на повышение EQ в целом, и отдельные программы, призванные обучить эффективному решению проблем, борьбе со стрессом, развитию различных личностных характеристик. Помимо тренингов существует огромное количество психологической литературы, способной помочь в освоении некоторых методик саморазвития. Важно то, что благодаря методике EQ люди хотя бы могут видеть, в каком направлении им действовать и какие способности в себе развивать. Совершенно очевидно, что для различных сфер жизни и разных профессий первостепенную важность обретают те или иные конкретные сферы и шкалы EQ, но это не значит, что об оставшихся можно забыть. Ведь эмоционально развитый человек сочетает в себе все описанные выше качества и умения. А как утверждают некоторые исследователи, успех в жизни зависит на 20% от высокого IQ и на 80% - от развитого EQ.

Говорят, что ваш IQ – то, что поможет вам устроиться на работу, в тоже время EQ (эмоциональный интеллект) поможет вам построить карьеру и достигать важных для вас целей, если вы работаете в своем бизнесе или по найму.

Как это работает? И почему самый высокий IQ, как показывает практика, чаще всего у безработных программистов? Все просто: эмоциональный интеллект – это то, что позволяет строить долгосрочные и высокоэффективные отношения в бизнесе, на работе и даже семье, за счет распознавания эмоций и регулирования эмоций в менеджменте, продажах, найме, сервисе, командообразовании и, конечно, в воспитании детей.

При этом важно понимать, что в действительности мы все мастера в распознавании своих и чужих эмоций. Однако этот навык у большинства из нас спит, поскольку мы очень недооцениваем роль эмоций (как своих, так и чужих) в достижении своих и коллективных целей.

Первый уровень: познание себя

Именно с освоения первого уровня – уровня распознавания собственных эмоций – и начинается ваш EQ. Чем точнее вы способны распознавать свои эмоции, а также понимать то, какой эффект с точки зрения созидания/разрушения бизнеса, карьеры и семьи или моделирования личных целей ваши эмоции создают, чем точнее вы это будете понимать, тем более эффективными вы сможете стать.

Второй уровень: управление своими эмоциями

Очевидно, что недостаточно понимать свои эмоции, важно уметь их трансформировать в интересах дела. Очень важно уметь преобразовывать эмоции из разрушительных и нейтральных в созидательные, то есть способствующие достижению необходимых вам целей – в том числе через взаимодействие с другими людьми. Но начинать необходимо с себя. Например, это значит: если вы вынуждены из чувства долга с отрицательными эмоциями делать нечто – то вероятность получения необходимого результата с минимальными затратами нервов и ресурсов практически невозможна.

Очень легко это можно проследить в ситуации, когда человек в нервном состоянии пытается выполнить какую-либо работу, а у него зависает компьютер или перестает нормально работать какая-либо оргтехника. Это свидетельство того, что, например, эмоциональное раздражение формирует неблагоприятный энергетический фон, препятствующий получению необходимого результата в минимальные сроки. Именно поэтому эмоциональный настрой настолько важен при выполнении сложных, точных и высоко ответственных дел. Есть такая пословица: «Утро вечера мудренее». Но как вы понимаете – она актуальна не для всех, а только для тех, кто не может созидательно настроить свои эмоции вечером. Мне знакомы люди, у которых пик концентрации, как правило, приходиться на поздние часы.

В течении нашей жизни мы пребываем в четырех основных секторах эмоциональных состояний, каждое из которых имеет свои уровни интенсивности.

Автор выделяет шкалу настроя и шкалу активности как инструмент дифференциации различных видов эмоций, возникающих у человека по отношению к самому себе, так и эмоций, появляющихся при взаимодействии преимущественно с внешним миром. Более наглядно это показано на рисунках.

Эмоции по отношению к себе
Эмоции по отношению к внешнему миру

Каждая эмоция имеет свою функцию и основывается на системе ценностей, чувств и восприятий, заложенных с самого детства. Внешние ощущения и проявления человека во взаимодействии с самим собой и внешним миром формируют наш уровень эмоционального интеллекта. Так, если в детстве ребенок или подросток, часто достигает желаемого через гнев, то именно эта эмоция будет доминирующей в отстаивании своей позиции во взрослой жизни.

Третий уровень: распознавание эмоций других людей

Человек может дифференцированно применять различные эмоции во взаимодействии с членами семьи и, например, с клиентами, от которых будет зависеть его или ее благополучие. Так, например, проявление участия и эмпатии могут быть доминирующими во взаимодействии с клиентами, которые с большой вероятностью закажут товар или услугу.

Четвертый уровень: управление эмоциями других людей

Так, у человека, который видит скепсис и апатию на лице клиента, может возникнуть эмоция негодования, которая в свою очередь, способна вызвать ответный гнев у клиента. И напротив, апатию клиента (подчиненного) можно попытаться трансформировать в интерес определенными словами и действиями, подкрепленными верно выраженной эмоцией.

Например, можно сказать клиенту: «Действительно, может показаться, что в нашем предложении нет ничего интересного. Но если посмотреть с другой стороны…». И далее следует апеллировать к тезисам, ранее высказанным вашим оппонентом, сближая с его позициями свои эмоциональные позиции путем рациональных действий и принятия его эмоций. Так вы с большой вероятностью добьетесь важной для вас цели.

Пятый уровень: учет психологических особенностей собеседников

На этом уровне EQ вы не просто понимаете свои эмоции и управляете эмоциями других людей, но и делаете это дифференцированно, с учетом их психологических особенностей. Ведь у кого-то гнев как реакция на гнев вызовет уважение, а кого-то ваш гнев повергнет в страх и спровоцирует желание убежать – в буквальном или ментальном смысле этого слова, уклонившись от ответственности за действия, которые вам важны, или даже воспрепятствовав им.

Если в ответ на недостаточно теплый прием вашего предложения или поручения, вы ответите грустью или апатией, это может вызвать у вашего визави негодование или разочарование. Ведь его ожидания тоже не совпадут с вашей эмоциональной реакцией.

Главный принцип использования эмоционального интеллекта

Очень важно помнить, что эмоции, как и физическая сила, могут способствовать и реализации целей, и уничтожению основы их достижения. Главный принцип эмоционального интеллекта звучит уже не просто как необходимо и достаточно. Главный принцип EQ: эмоции должны проявляться в нужное время, в нужном месте, в нужном виде. Точно так же как, применив физическую силу, мы можем либо нечто построить, либо нечто сломать, если не соизмерим давление и нужный нам результат.

Кроме того, важно знать: мы получаем и то, чего искренне и позитивно хотим, и то, чего изо всех сил боимся. Эмоции, как магнит, притягивают действия, события и результаты, на которых мы их концентрируем. При этом люди, эмоционально позитивно настроенные, добиваются больших результатов, не обладая физической силой. И, напротив, физически сильные люди, чье эмоциональное сознание сосредоточено на негативе, часто погружаются в бездну потерь.

Таким образом, эмоции человека – это уникальная движущая сила, которая способна двигать целые народы. Важно то, в каком направлении будут мобилизованы люди, чьими эмоциями будут управлять их лидеры. При этом каждый сам принимает решение о том, быть создателем или разрушителем! Быть жертвой своих эмоций или автором и укротителем своей энергии и как следствие – хозяином своей жизни и карьеры!


Когда в 1964 году понятие впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда был неизменным его атрибутом.

Психологи в наше время пошли еще дальше: теперь они считают, что именно эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека. Это верно лишь отчасти, ведь существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то здесь эмоциональному интеллекту нет равных.

Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, достигаем целей.

Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную оценку. И тем не менее, можно наблюдать за признаками, которые помогут выяснить, как обстоят дела. Вот те, которые указывают на низкий уровень.

Вы легко поддаетесь стрессу

Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.

У вас низкий уровень ассертивности

Ассертивность - это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.

Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.

У вас ограниченный эмоциональный словарь

Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.

Человек с низким ЭИ будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким ЭИ скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.

Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете

Люди с низким ЭИ быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для , так как их идеи влияют на десятки других людей.

Аутсайдеры в ЭИ боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.

Вы обидчивы

Обида - это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.

Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли

Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.

Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.

Вы не знаете своих триггеров

У всех есть триггеры - ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.

Вы не сердитесь

Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.

Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.

Желаем вам удачи!

Привет, на связи снова Павел Ямб!

Эмоции не только заставляют нас смеяться, огорчаться, переживать и влюбляться.

От них зависит реальный успех во всем, что связано с карьерой и личной жизнью. Думаете, это не так? Тогда почему люди с высоким IQ часто не достигают большого успеха? Вот и ученые над этим задумались. А потому наряду с обычным интеллектом, психологи выделили такое понятие, как уровень эмоционального интеллекта.

Немного теории

Эмоциональный интеллект ответственен за:

  • самопонимание и самовыражение;
  • осознание своих эмоций;
  • эмпатию;
  • отношения с другими людьми;
  • адекватную оценку действительности;
  • подконтрольность и гибкость эмоций.

Высокий уровень эмоционального интеллекта означает, что человек:

  • адекватно оценивает себя, свои возможности и слабости, принимает себя таким и умеет эффективно использовать то, что ему дано от природы;
  • понимает причину возникновения тех или иных эмоций;
  • распознает и берет в расчет чувства других людей;
  • понимает и учитывает чувства и потребности окружающих;
  • принимает и понимает условия, происходящие из объективной реальности;
  • управляет своими эмоциями, быстро и эффективно находя наилучшее решение в ситуации.

Будет ли такой человек стрессоустойчив? Да.

Будут ли окружающие ценить и уважать его? Безусловно.

Так что ничего удивительного в том, что тест на эмоциональный интеллект становится все более популярным при приеме на работу.

Можете проверить себя и пройти его самостоятельно, для самого себя.

Конечно, можно и нужно развивать эту сторону своей личности, пусть даже изначально вам дано не так уж много баллов в тесте. Результат – всего лишь показатель, с чем необходимо поработать.

Работая над собой

Тренер, занимающаяся профессиональным коучингом, Мюриэл Уилкинс отметила такой парадоксальный момент: чем более низкий уровень эмоционального интеллекта у человека, тем меньше он отдает себе в этом отчет и тем больше видит его отсутствие у окружающих.

Никто из нас не идеален. Однако если есть какие-то межличностные проблемы, то следует помнить: участие и вина каждого в проблемах – не менее 50%. Поэтому, когда закончите винить другого, задумайтесь и над тем, что вы внесли в эти отношения.

С чего начать?

Хочешь научиться писать статьи и зарабатывать в интернете? Как раз сейчас у меня идет набор на бесплатное обучение по авторской методике.ЗАПИСАТЬСЯ К ПАВЛУ ЯМБУ

Лучше всего начинать с себя. Три замечательных упражнения научат наблюдать и распознавать свои эмоции и эмоции окружающих.

  1. Не привыкли наблюдать за эмоциями? А это должно стать привычным упражнением. Старайтесь несколько раз в день задавать себе вопросы: «что я чувствую сейчас?» и «почему я это чувствую?»

Если у вас в жизни есть источник сильных негативных эмоций, то следует перестать обманывать и оправдывать самого себя, ясно взглянуть на свои эмоции и понять, что ими движет. Если вы сердитесь на родственника, не уделяющего вам столько внимания, сколько, по вашему мнению, вы заслуживаете, то задумайтесь, что так беспокоит в этой ситуации: может быть страх одиночества? А вместо обвинений лучше честно сказать: «Я огорчен, и мне нужна поддержка».

За каждой эмоцией, тем более негативной, скрывается какая-то боль. Но чувствовать ее не стыдно, хотя нам в детстве часто внушали обратное. Если не повернуться к своим эмоциям, мы можем никогда не понять, что нами движет в той или иной ситуации. Возможно, придется воспользоваться помощью психолога или друга, чтобы он помог разобраться с тем, что сложно увидеть самому.

  1. Наблюдение за окружающими. Нам повезло: вокруг столько людей, за поведением которых можно наблюдать вечно. Вот человек отвечает «да» с очень кислым выражением лица – почему? А здесь кто-то громко возмущается довольно обычной просьбе – неужели именно она так рассердила его? Там девушка скептически хмыкает на комплимент – что ею движет?

Обратите внимание, как люди реагируют на какие-то типовые ситуации. Постарайтесь увидеть больше: что приводит к той или иной реакции? Представьте себе, как в такой ситуации будет реагировать веселый, грустный, усталый, раздраженный, воодушевленный человек?

  1. Понаблюдайте за собой: как вы сами реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Первым делом обвиняете в проблемах кого-то или что-то другое или же ищете причину в себе? А успех – это заслуга только вас или же нет? Обвинять в неудачах кого-то другого столь же неконструктивно, как и отказывать себе в признании собственных заслуг. Конечно, если вы не собираетесь забрать все лавры от коллективной работы только себе.

Оттачиваем навыки в общении

Теперь, когда мы немного разобрались с внутренним миром и понаблюдали за другими, пришла пора повышать уровень эмоционального интеллекта во взаимодействии с другими людьми.

  1. Поговорити с близкими и окружающими вас людьми про их эмоции. Вы уверены, что знаете, что они чувствуют? Попробуйте спросить – только будьте готовы услышать то, что вам и в голову не могло прийти. Еще один способ: рассказать первому о том, что вы чувствуете в той или иной ситуации. Лучше, чтобы речь не шла про что-то серьезное – иногда мы действительно не готовы к некоторым видам откровенности.
  2. После того, как вы познакомились с эмоциональным миром окружающих, стоит переходить к более конструктивным методам взаимодействия. Теперь пришла пора коснуться отношения лично к вам: что люди чувствуют, когда взаимодействуют с вами. Спросите и постарайтесь не искать сразу же оправдания тому, что услышите. И уж тем более не кидаться опровергать и обвинять, так как это не приведет к решению. Иногда проблема не в том, что вы делаете, а как вы это делаете.
  3. Чем менее развит у человека эмоциональный интеллект, тем меньше он придает значения подбору правильных слов, и уж тем более, не заботится об интонации, с какой он говорит то или другое. Так как он вкладывает в сообщение один смысл, окружающие могут слышать совершенно другое:

Конечно, невозможно учитывать индивидуальные чувства каждого. Но если вы часто сталкиваетесь с резкими ответами окружающих, значит, ваши сообщения дают им несколько другую информацию, нежели вы на самом деле желаете сообщить.

Положительная новость в том, что развитый эмоциональный интеллект не означает, что все рефлекторные реакции верны. Это умение делать верный выбор в любой ситуации.

Чтобы сделать его, следует вовремя остановиться, не отправляя отношения по старому порочному кругу.

  1. Старый, проверенный способ найти взаимопонимание – поставить себя на место другого. Посмотрите на себя чужими глазами: что бы вы сами ответили на такое замечание, предложение, фразу? Вызвал бы у вас симпатию такой человек?

Конечно, не стоит забывать о своих желаниях и потребностях. Просто их нужно облечь в другую форму, сообщив, что вы слышите и понимаете желания другой стороны, теперь нужно просто найти то, что устроит и вас, и другого человека.

Такая нехитрая методика может прийти на помощь в развитии эмоционального интеллекта. И после этого, думаю, все проблемы в общении будут решены. А если нет, посмотрите интересную лекцию Вадима Левкина.

До связи!

Когда термин "эмоциональный интеллект" (EQ) стал известен широкой общественности, он объяснил, почему люди со средним уровнем IQ в 70% случаев оказывались более успешными, чем люди с высоким уровнем IQ. Эта аномалия бросала тень на широко распространенное предположение о том, что IQ - это единственное, что обуславливает успех.

Десятилетний опыт исследований в области EQ позволил предположить, что именно он является неотъемлемой составляющей успеха. Связь между уровнем эмоционального интеллекта и успехом очень сильна - примерно 90% успешных людей могут похвастаться высоким уровнем EQ.

Эмоциональный интеллект - это нечто неосязаемое, но при этом оно влияет на поведение человека, его взаимодействие с другими людьми и процесс принятия личных решений.

Несмотря на то, что эмоциональный интеллект очень важен, его очень сложно измерить, чтобы выявить недостатки и поработать над ними. Разумеется, вы всегда можете пройти научно обоснованный тест (например, из книги "Эмоциональный интеллект 2.0", но, к сожалению, за это придется заплатить. Проанализировав результаты опроса более миллиона человек, я выяснил, какими качествами обладают все люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Вот они:

1. Внушительный запас эмоциональных слов

Все люди испытывают эмоции, но лишь некоторые могут понятно их описывать. Наше исследование доказывает, что лишь 36% населения может похвастаться богатым запасом эмоциональных слов, и это плохо, потому что неправильное описание эмоций часто приводит к недопониманию, нерациональным решениям и другим контрпродуктивным действиям.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта владеют своими эмоциями, потому что понимают их и используют подходящие слова, чтобы их описывать. В то время как обычный человек утверждает, что "чувствует себя плохо", человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может сказать, что он "рассержен", "расстроен", "подавлен" или "угнетен". Чем точнее выбраны слова, тем понятнее эмоции, которые испытывает говорящий, и тем адекватнее реакция слушателя.

2. Любознательность по отношению к окружающим

Люди с высоким эмоциональным интеллектом всегда интересуются окружающими, вне зависимости от склада характера. Эта любознательность вызвана умением сочувствовать, а именно умение является неотъемлемой составляющей эмоционального интеллекта. Чем больше вы волнуетесь об окружающих и том, что с ними происходит, тем сильнее ваш интерес.

3. Готовность к изменениям

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта проявляют гибкость и постоянно адаптируются к изменяющимся условиям. Они знают, что страх перемен может полностью их парализовать, поставив под угрозу успехи и счастье. Они умеют предвидеть изменения и всегда планируют свои действия на такой случай.

4. Знание своих слабостей и недостатков

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не просто понимают эмоции, но и знают, что удается им хорошо, а что - плохо. Кроме того, они знают, кто и что отвечает за их успехи. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет им в полной мере пользоваться своими сильными сторонами и скрывать слабости, которые могут отбросить их назад.

5. Способность оценивать характеры

По большей части, высокий уровень эмоционального интеллекта сводится к социальной осведомленности, то есть умению "читать" других людей и понимать, через что они проходят. Со временем это умение перерастает в способность читать характеры. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта видят в окружающих открытые книги, понимают, о чем те думают и к чему стремятся, даже если кто-то пытается это скрыть.

6. Неспособность обижаться

Человек, который точно знает, что он из себя представляет, никогда не обижается, если окружающие говорят или делают что-нибудь не то. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта уверены в себе, открыты для новых идей и по-хорошему "толстокожи". Они умеют смеяться над собой и позволяют окружающим делать то же самое, потому что четко видят разницу между юмором и деградацией.

7. Умение отказывать (себе и другим)

Эмоциональный интеллект - это прежде всего самоконтроль. Это умение отказываться от удовольствий и избегать импульсивных действий. Исследование, проведенное учеными из филиала Калифорнийского университета в Сан-Франциско, доказывает, что люди, которым сложно кому-то в чем-то отказать, чаще испытывают стресс и профессиональное выгорание и больше подвержены депрессиям. Для многих отказ - это серьезное испытание, однако "нет" - это мощное слово, которого не стоит бояться. Когда приходит время сказать "нет", люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не употребляют фраз вроде "Не думаю, что могу это сделать" или "Я не уверен". Отказываясь от новых обязательств, они воздают должное существующим обязательствам и получают возможность их исполнить.

8. Умение прощать себя за ошибки

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют дистанцироваться от своих ошибок, но не забывают о них. Они не перебирают свои ошибки снова и снова, но всегда вспоминают о них, если им требуется что-то в себе изменить. Они видят эту тонкую грань между памятью и забвением. Если вспоминать об ошибках слишком часто, можно полностью разувериться в себе, но если о них совсем забыть, их можно повторить. Этот зыбкий баланс основывается на умении видеть в ошибках возможности для роста и, оступившись, возвращаться на правильный путь.

9. Стремление давать, ничего не требуя взамен

Когда кто-то что-то дает вам, ничего не требуя взамен, это производит сильное впечатление. К примеру, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, заметив чей-то интерес к имеющейся у него книге, может бескорыстно одолжить ее, а все потому, что он строит крепкие взаимоотношения, постоянно думая об окружающих.

10. Незлопамятность

Негативные эмоции, которые окружают всех злопамятных людей, неизбежно вызывают у них стресс. Вспоминая об обидах, многие подсознательно запускают в себе механизмы выживания, пытаются защищаться или атакуют в ответ. Разумеется, когда угроза реальна, такая реакция вполне допустима, но если речь идет о делах давно минувших дней, она разрушительно действует на организм и со временем может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Ученые из университета Эмори доказали, что постоянный стресс повышает давление крови и провоцирует сердечные заболевания. Безусловно, когда мы храним обиду, мы испытываем стресс, и люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта стараются этого избегать. Они забывают об обидах и тем самым заботятся о своем здоровье.

11. Умение противостоять недоброжелателям

Общение со "сложными" людьми раздражает и выматывает. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта полностью контролируют процесс взаимодействия с недоброжелателями, анализируя свои чувства. Если такому человеку требуется поговорить с недоброжелателем с глазу на глаз, он использует рациональный подход. Он не позволяет эмоциям собой овладеть, не впадает в гнев и не подпитывает конфликт. Он пытается понять точку зрения собеседника и найти решение, которое всех удовлетворит. Даже в самой безнадежной ситуации человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта воспринимает происходящее с изрядной долей скептицизма и не позволяет себя унижать.

12. Отсутствие стремления к совершенству

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не стремятся к совершенству, потому что знают, что его не существует. Людям свойственно допускать ошибки - такова их природа. Если вы стремитесь к совершенству, вы постоянно испытываете горечь поражения, которая снижает или вовсе уничтожает мотивацию. В результате вы тратите массу времени на жалобы и мысли о том, что можно было бы сделать по-другому, вместо того, чтобы двигаться вперед, наслаждаться достигнутым и ставить перед собой новые цели.

13. Умение ценить то, что есть

Размышления о том, за что вам следует благодарить судьбу, улучшают настроение и снижают уровень гормона стресса - кортизола - примерно на 23%. Исследователи из Калифорнийского университета в Дейвисе отметили, что люди, выработавшие в себе привычку ежедневно благодарить судьбу, чаще пребывают в отличном настроении и испытывают приливы сил. Скорее всего, низкий уровень кортизола играет в этом далеко не последнюю роль.

14. Умение отключаться

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют хорошо отдыхать. Отдых позволяет им контролировать уровень стресса и жить сегодняшним днем. Если вы готовы заниматься рабочими вопросами 24 часа в день, 7 дней в неделю, вы постоянно испытываете давление. Вам стоит время от времени отходить от компьютера и даже выключать телефон, чтобы давать мозгу и телу небольшую передышку. Исследования доказывают, что этот простой прием ощутимо снижает уровень стресса. Технологии позволяют людям мгновенно передавать сообщения, поэтому многим кажется, что они не могут позволить себе отключиться, однако отдых, в который постоянно вклиниваются рабочие письма и звонки, никогда не бывает продуктивным.

15. Ограниченный прием кофеина

Чрезмерные дозы кофеина вызывают выработку адреналина, который отвечает за включение механизма "бей или беги". Этот механизм не позволяет мыслить рационально, а заставляет действовать как можно быстрее, чтобы обеспечить выживание. Это неплохо, если за вами гонится дикий медведь, и совершенно неприемлемо, если вы разбираете электронную почту. Под действием кофеина мозг и тело подвергаются сильному стрессу, и все поступки совершаются под действием эмоций. Кофеин долго выводится из организма, а потому последствия его приема не проходят бесследно. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, как вреден кофеин, и не злоупотребляют им.

16. Здоровый сон

Значение здорового сна очень сложно переоценить. Он положительно влияет на уровень эмоционального интеллекта и снижает уровень стресса. Когда вы спите, ваш мозг в буквальном смысле перезаряжается, упорядочивает накопленные за день воспоминания или избавляется от них. В результате вы просыпаетесь со свежей головой. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что недосып сокращает умственные способности, ухудшает память и заставляет проявлять невнимательность. Здоровый сон должен стать вашим основным приоритетом.

17. Отсутствие самоуничижения

Чем больше вы думаете о себе в негативном ключе, тем большую власть над вами имеют эти мысли. Стоить помнить, что мысли - это еще не факты. Когда мы считаем, что какое-то событие никогда не происходит (или, наоборот, постоянно происходит), наш мозг просто преувеличивает масштаб угрозы. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют отделять мысли от фактов, выходить из негативных циклов и двигаться вперед, к новым горизонтам.