Стандартизация лекарственных средств стандартизация деятельность по установлению. Стандартизация лекарственных средств. Нормативная документация Государственные стандарты определяющие качество лекарственных средств

Лекция № 46

Тема: «Система контроля качества лекарственных средств» .

План лекции

2. Стандартизация в фармации

3. Федеральный уровень системы контроля качества лекарственных средств

7. Фармацевтическая инспекция

8. Формулярная статья

Структура системы контроля качества лекарственных средств,

Ее задачи и функции.

Первоначальная структура системы контроля качества лекарственных средств, утвержденная приказом Минздрава России от 02.09.03 №211, включает разрешительную и контролирующую подсистемы, действующие на федеральном и региональном уровнях. К основной функции разрешительной подсистемы относилось проведение экспертизы материалов, представляемых для регистрации ЛС (оценка данных доклинических испытаний безопасности и эффективности, разрешение клинических испытаний (биоэквивалентности), анализ данных клинических испытаний и пр.) Контрольные функции выполняются на региональном уровне территориальными контрольно-аналитическими лабораториями и центрами контроля качества ЛС. Согласно приказу Минздравмедпрома России №53 от 25.03.94 г., все ЛС, выпускаемые как отечественными предприятиями, так и поступающие по импорту, подлежат государственному контролю по единому порядку в режиме посерийного контроля. Дальнейшая реорганизация КРС связана с принятием основополагающего документа по обеспечению качества ЛС в РФ – Федерального закона «О лекарственных средствах». Закон определяет структуру государственной системы контроля качества ЛС, включающую федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять государственный контроль качества ЛС, экспертные советы при Правительстве РФ, этические советы при учреждениях здравоохранения, информационную систему по ЛС и т.д. Закон устанавливает широкий круг полномочий федерального органа контроля качества ЛС, определяет порядок государственной регистрации ЛС, регламентирует разработку, доклинические и клинические исследования ЛС.

Принятие закона позволило выстроить вертикаль управления службой контроля по всей стране и придать ее органам особый правовой статус.

Главной задачей системы контроля качества лекарственных средств является защита потребителей от негативных последствий применения лекарств, связанных с недостаточной изученностью на этапе разрешения и внедрения в практику ЛС, выпуском предприятиями или ввозом в страну недоброкачественной продукции, нарушениями условий хранения и реализации.

В настоящее время система контроля качества лекарственных средств представлена действующей государственной системой экспертизы, регистрации, стандартизации, сертификации и государственного контроля качества ЛС и действует на нескольких уровнях: федеральном, межрегиональном, территориальном и производственном.

На федеральном уровне систему контроля качества лекарственных средствпредставляют:

Департамент государственного контроля ЛС, ИМН и медицинской техники МЗРФ;

ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», при котором работают Фармакопейный и Фармакологические комитеты;

Фармацевтическая инспекция и другие организации.

Основными задачами федерального уровня являются :

Государственная регистрация и государственный контроль ЛС;

Подготовка и утверждение научно-методической базы КРС;

Аккредитация и контроль за деятельностью региональных органов по сертификации и контролю ЛС и контрольно-аналитических лабораторий;

Надзор за фармацевтической деятельностью во избежание распространения фальсифицированной продукции.

В соответствии с ФЗ «о лекарственных средствах» ЛС в обязательном порядке проходят регистрацию в Минздраве России с выдачей регистрационного удостоверения государственного образца.

Государственной регистрации подлежат :

1) новые ЛС;

2) новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС;

3) ЛС, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ;

4) Воспроизведенные ЛС;

5) ЛС, предназначенные для лечения животных.

Экстемпоральные ЛС государственной регистрации не подлежат. Государственная регистрация проводится в срок не более 6 мес.

Существует также ускоренная процедура государственной регистрации ЛС (не более 3 мес), которая применяется без снижения требований к качеству, эффективности и безопасности только к воспроизведенным ЛС, эквивалентным уже зарегистрированным в России оригинальным ЛС, возможно произведенным по другой технологии или с другим составом вспомогательных веществ. Зарегистрированное ЛС вносится в государственный реестр ЛС, который ежегодно переиздается Минздравом России. Заявителю выдается регистрационное удостоверение.

Срок действия государственной регистрации – 5 лет с последующей возможной перерегистрацией. Подача заявки на перерегистрацию – 3 мес до истечения срока действия предыдущей регистрации. В период перерегистрации применение препаратов на территории РФ разрешено на основании писем, выдаваемых Департаментом государственного контроля ЛС, ИМН и медицинской техники.

Одной из основных задач федерального уровня системы контроля качества лекарственных средств является проведение государственного контроля.

В соответствии с приказом Минздрава России №137 от 04.04.03 государственный контроль осуществляется в следующих видах: предварительный контроль качества ЛС; выборочный контроль качества ЛС; повторный выборочный контроль качества ЛС; контроль качества веществ растительного, животного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства ЛС (субстанций); проведение периодических проверок предприятий – производителей ЛС, находящихся на территориях субъектов РФ, с целью инспектирования качества выпускаемых ими ЛС.

Предварительному контролю качества подлежат ЛС, произведенные предприятиями – производителями на территории РФ; впервые производимые предпрятием-производителем; впервые ввозимые на территорию РФ; выпускаемые по именной технологии; выпускаемые после перерыва производства данного ЛС от 3 лет и более; в связи с ухудшением их качества. Выборочному контролю качества ЛС подлежат ЛС отечественного и зарубежного производства, находящиеся в сфере обращения ЛС в РФ. Номенклатура и периодичность обора образцов ЛС регламентируется планом выборочного контроля. Повторному выборочному контролю качества ЛС подлежат ЛС в случае возникновения споров об их качестве между субъектами обращения ЛС. Контроль качества веществ растительного, животного и минерального происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства ЛС (субстанций), проводится на этапе их регистрации, а также в рамках предварительного и выборочного контроля их качества.

В задачи Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники входит: экспертиза и стандартизация ЛС; государственный контроль, сертификация и инспектирование производства ЛС; организация испытаний новой медицинской техники; стандартизация, государственный контроль и инспектирование производства медицинской техники.

Задачей ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» является обеспечение научного и методического руководства организации контроля качества, эффективности и безопасности ЛС, совершенствование методов фармацевтической, доклинической и клинической экспертизы ЛС.

Новым подразделением федерального уровня системы контроля качества лекарственных средств является Фармацевтическая инспекция, созданная приказом Минздрава России от 06.12.2001 № 428, целью создания которой является осуществление контроля во избежание распространения фальсифицированных препаратов. В число основных задач Фармацевтической инспекции входят: организация инспекционных проверок и информирование правоохранительных и контролирующих органов о выявленных фактах нарушений, проведение мероприятий по выявлению признаков правонарушений в сфере обращения ЛС; участие в разработке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы контроля качества ЛС; создание информационно-аналитической базы данных об участниках и определение на ее основе тенденций возникновения и развития негативных явлений в сфере обращения ЛС.

Основной задачей Фармакопейного комитета является подготовка и издание Государственной фармакопеи РФ. Фармакологический комитет занимается рассмотрением вопросов эффективности и безопасности ЛС.

К межрегиональному уровню КРС отнесены профильные научно-исследовательские институты, осуществляющие проверку качества медицинских препаратов, требующих специальных методов анализа, например Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских и биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича.

Территориальный уровень КРС (уровень субъектов РФ) представлен территориальными контрольно-аналитическими лабораториями, органами по сертификации и центрами контроля качества ЛС. Задачей этого уровня является обеспечение единого порядка контроля качества ЛС, поступающих в аптечные организации и лечебные учреждения от аптечных складов или баз, предприятий различных форм собственности и ведомственной подчиненности.

Производственный уровень представлен отделами технического контроля (ОТК) или лабораториями предприятий и контрольно-аналитической службой аптек. Задачей этого уровня является контроль качества готовой продукции заводов-изготовителей перед ее реализацией и проведение внутриаптечного контроля качества ЛС.

Методология обеспечения контроля качества предполагает использование двух взаимосвязанных инструментов: стандартизации и сертификации.

Стандартизация в фармации.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил, характеристик, отражающих требования государства к безопасности и качеству товаров и создающих необходимое нормативное поле, которым можно руководствоваться производителям и потребителям продукции и услуг.

В 1998 – 2003 гг. разработан и введен в действие ряд нормативных документов в области стандартизации лекарственного обеспечения, соответствующих мировым стандартам. Это правила организации качественных клинических исследований (GCP) и Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), Правила оптовой торговли лекарственными средствами (GDP), Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях (GPP).

Приказом Минздрава России № 88 от 26.03.2001 г. введен в действие Государственный информационный стандарт лекарственного средства (ГИСЛС), который устанавливает требования к официальной информации о ЛС и ее структуру. ГИСЛС состоит из следующих элементов: фармакопейной статьи ЛС, формулярной статьи ЛС, клинико-фармакологической статьи лекарственного препарата и паспорта лекарственного препарата. Три последних элемента являются новыми для российской фармацевтической практики.

Формулярная статья – это нормативный документ, содержащий стандартизированные по форме и содержанию сведения о применении ЛС при определенном заболевании.

Клинико-фармакологическая статья подразделяется: на типовую клинико-фармакологическую статью (ТКФС) ЛС и клинико-фармакологическую статью лекарственного препарата (КФС). ТКФС – это официальный документ, который содержит сведения об основных свойствах ЛС или часто используемых его комбинаций, определяющих эффективность и безопасность ЛС, разрабатывается экспертным органом и утверждается Минздравом России. КФС – это официальный документ, который отражает совокупность клинико-фармакологических данных, характеризующих эффективность и безопасность лекарственного препарата. КФС утверждается на конкретный препарат с определенным торговым наименованием и разрабатывается на основе соответствующей типовой клинико-фармакологической статьи ЛС. Проект КФС представляется предприятием-производителем, проходит экспертизу при регистрации и утверждается Минздравом России.

Паспорт лекарственного препарата – это официальный документ, содержащий обобщенную информацию о лекарственном препарате, имеющий юридическое значение в сфере обращения ЛС, в том числе идентифицирующую отличительные свойства упаковки.

На основе информации, содержащейся в ГИСЛС, разрабатываются такие нормативные документы, как: Государственный реестр лекарственных средств; инструкции по применению лекарственного препарата; перечень жизненно-необходимых и важнейших ЛС; список льготного отпуска ЛС; список ЛС, отпускаемых без рецепта врача; обязательный ассортимент ЛС для аптечных организаций, обслуживающих амбулаторных больных; Федеральное руководство для врачей по использованию ЛС.

Благодаря ГИСЛС впервые определяется приоритет официальной информации о ЛС как основополагающей в системе обращения ЛС. Кроме того, официальная информация о ЛС в нашей стране гармонизируется с аналогичной информацией в зарубежных странах.

Приказом Минздрава России от 01.11.2001 г. № 388 утвержден ОСТ 91500.05.0001 – 2000 «Стандарт качества лекарственных средств. Основные положения», который устанавливает порядок разработки, оформления, экспертизы, согласования, утверждения, присвоения обозначения, регистрации государственных стандартов качества ЛС и внесения в них изменений. Действие его распространяется на готовые лекарственные средства (ГЛС) отечественного производства. Определены виды государственных стандартов качества ЛС: общая фармакопейная статья (ОФС); фармакопейная статья (ФС); фармакопейная статья на ЛС конкретного предприятия (ФСП). Последний документ является новым для российской фармации. ФСП содержит перечень показателей и методов контроля качества ЛС, произведенных конкретным предприятием, и разрабатывается с учетом требований Государственной фармакопеи (ГФ) и данного ОСТа. Срок действия ФСП устанавливается с учетом уровня технологического процесса конкретного производства ЛС, но не превышает 5 лет.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Структура системы контроля качества лекарственных средств, ее задачи и функции.

2. Стандартизация в фармации

3. Федеральный уровень КРС

4. Межрегиональный уровень системы контроля качества лекарственных средств

5. Территориальный уровень системы контроля качества лекарственных средств

6. Департамент государственного контроля лекарственных средств

7. Фармацевтическая инспекция

8. Формулярная статья

9. Паспорт лекарственного препарата

- обязательная;

1. Учебник «Организация и экономика фармации». Москва 2002 год. Под редакцией И.В. Косовой.

- электронные ресурсы.

http://www.consultant.ru/


Похожая информация.


Объектами стандартизации в сфере обращения лекарств являются лекарственные средства и деятельность, связанная с:

организацией контроля производства и качества лекарственных средств;

процессом организации обеспечения лекарственными средствами на федеральном и региональном уровнях;

изготовлением лекарственных средств аптечными учреждениями;

процессами, происходящими в товаропроводящей сети;

информацией о лекарственных средствах для потребителей;

лекарственным обеспечением в системе ЛПУ;

рациональным использованием лекарственных средств, а также деятельностью аптечных учреждений.

Организация контроля производства и качества лекарственных средств регламентирована Отраслевым стандартом ОСТ 42-510-98 - это Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP) (утв. Минздравом РФ 25.02.1998 г.).

Документ представляет собой свод правил и требований по организации производства и контроля качества лекарственных средств медицинского назначения. Основные положения распространяются также на последние стадии производства лекарственных веществ, предназначенных для изготовления готовых лекарственных средств. В полном объеме требования, предъявляемые к производству лекарственных веществ, а также отдельных групп лекарственных средств, изложены в специальных нормативных документах. Правила являются обязательными для всех производителей лекарственных средств независимо от их ведомственной подчиненности или форм собственности.

Стандартизация лекарственных средств является, основным гарантом их высокого качества при серийном производстве и обеспечивает эффективность и безопасность применения. Основой системы управления качеством лекарственной продукции является стандартизация.

Сертификация лекарственных сырья и средств производится в соответствии с правилами проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ РФ. Настоящие Правила определяют основные принципы и требования, связанные с порядком сертификации зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных средств отечественного и зарубежного производства с целью защиты прав и интересов потребителей и проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными и безопасными лекарственными средствами:

I. Порядок сертификации отечественных и зарубежных лекарственных средств

II. Требования к органам по сертификации

III. Требования к контрольным лабораториям

IV. Ведение Государственного реестра участников сертификации лекарственных средств

Создание нормативной базы в этой сфере реализует задачи обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами. Лекарственное обеспечение заключается в разработке, испытании, регистрации, производстве и реализации лекарственных средств.

Требования к разработке новых лекарственных средств, включают регламентацию технологии разработки лекарственных препаратов, их доклинического и клинического испытания, правила регистрации.

Требования по реализации лекарственных средств регламентируют условия хранения, транспортировки, сертификации, правила оптовой и розничной продажи, поставки лекарственных средств лечебным учреждениям, выдачи пациентам. Примером может служить приказ департамента здравоохранения Москвы № 257 от 25.05.04. о порядке приобретения, перевозки, хранения, учёта, отпуска, использования наркотических средств, психотропных веществ, внесённых в список II, и психотропных веществ, внесённых в список III, в соответствии с федеральным законом «о наркотических средствах и психотропных веществах» в лечебно-профилактических учреждениях департамента здравоохранения г Москвы.

Государственная централизованная система лекарственного обеспечения в СССР обеспечивала определенный уровень фармпомощи населению путем жесткого административного управления. Благодаря наличию вертикали управления системой лекарственного обеспечения и однородности предприятий оптовой и розничной торговли ЛС качество лекарственного обеспечения можно было регулировать путем приказов, инструкций и циркулярных писем. Вместе с тем характерное для планового регулирования отсутствие гибкости негативно сказывалось на качестве обеспечения населения ЛС.

Особенностью современного этапа развития фармрынка следует считать появление аптечных сетей, формируемых, как правило, оптовыми предприятиями различных форм собственности или, значительно реже, российскими производителями.

Поскольку лекарственное обеспечение является составной частью всей сферы обращения ЛС и неразрывно связано с госсистемой контроля качества, вопросы стандартизации должны решаться совместно с совершенствованием системы контроля качества ЛС.

Лекарственная помощь гражданам осуществляется на основе требований к выполнению медицинских услуг. Формирование нормативных документов позволяющих организовать обеспечение лекарственными средствами происходит на основании минимальных требований протоколов диагностики и лечения заболеваний. К таким документа относятся:

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств.

Список льготного отпуска лекарственных средств.

Список лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

Формулярный перечень лекарственных средств субъекта Российской Федерации.

Формулярный перечень учреждения здравоохранения.

Обязательный ассортимент лекарственных средств для аптечных организаций, обслуживающих амбулаторных больных.

Важным вопросом является обеспечение качества информации о лекарственных средствах. Для решения этой проблемы был разработан и внедрен Отраслевой стандарт 91500.05.0002-2001 "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" (ОСТ ГИСЛС).

Государственный информационный стандарт лекарственного средства включает в себя следующие структурные элементы:

  • - фармакопейную статью лекарственного средства;
  • - формулярную статью лекарственного средства;
  • - клинико-фармакологическую статью;
  • - паспорт лекарственного препарата.

Утверждены официальные регистрационные документы идентифицирующие лекарственный препарат:

1. Регистрационное удостоверение - нормативный документ, подтверждающий факт официального разрешения обращения данного ЛП на территории Российской Федерации.

Содержит сведения о регистрации лекарственного препарата по следующим позициям:

  • - регистрационный номер;
  • - дата регистрации;
  • - торговое наименование;
  • - МНН или наименование, заменяющее его в установленном порядке;
  • - предприятие - производитель;
  • - страна предприятия - производителя;
  • - лекарственная форма;
  • - дозировка;
  • - номер ФСП.

Регистрационное удостоверение - служит основанием для включения лекарственного препарата в Государственный реестр лекарственных средств.

2. Свидетельство регистрации уникального номера упаковки лекарственного препарата - цифровое обозначение (код) в стандарте Международной ассоциации товарной нумерации EAN (UNISCAN), имеющее соответствующее графическое представление (штрих - код), позволяет осуществлять его автоматизированное считывание и однозначную идентификацию. 13-разрядный цифровой код - в виде комбинации штрихов и пробелов разной ширины - включает коды: страны, предприятия, закодировавшего товар, самого товара и контрольное число.

Нормативные документы, регулирующие сферу обращения лекарственных средств, разрабатываются на основе информации, содержащейся в государственном информационном стандарте лекарственного средства. Соответствие ГИСЛС является критерием достоверности информации о лекарственном средстве.

На основе информации, содержащейся в ГИСЛС, разработаны следующие нормативные документы:

Государственный реестр лекарственных средств - систематизированный перечень наименований и основных характеристик лекарственных препаратов, лекарственных средств разрешенных к применению в Российской Федерации;

Инструкции по применению лекарственного препарата - официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения;

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств - систематизированный перечень непатентованных наименований лекарственных средств, включающих препараты, без применения которых, по мнению экспертов, при угрожающих жизни заболеваниях и синдромах наступит прогрессирование заболевания или появятся ухудшение его течения, осложнения или наступит смерть пациента, а так же лекарственные средства для специфической терапии социально значимых заболеваний;

Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств - сборник формулярных статей лекарственных средств или их фрагментов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств с описанием схем и особенностей их применения при определенном заболевании (синдроме);

Список льготного отпуска лекарственных средств - документ, утверждаемый местным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащий гарантированный ассортимент лекарственных средств льготного отпуска для амбулаторного лечения;

Список лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача - нормативный документ, содержащий перечень наименований лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача;

Формулярный перечень лекарственных средств субъекта Российской Федерации - документ, содержащий перечень наименований лекарственных средств, рекомендуемых для применения на территории субъекта Российской Федерации;

Формулярный перечень учреждения здравоохранения - документ, содержащий перечень наименований лекарственных средств, рекомендуемых для применения в учреждении здравоохранения;

Обязательный ассортимент лекарственных средств для аптечных организаций, обслуживающих амбулаторных больных - нормативный документ, регламентирующий минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимый для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечной организации, обслуживающей амбулаторных больных.

Для планомерной работы по созданию системы нормативных документов в сфере лекарственного обеспечения и внедрения нормативов в практику необходимо осуществлять координацию работ по стандартизации как в сфере обращения ЛС, так и в здравоохранении в целом. В этой работе должны принимать активное участие специализированные научные учреждения, фармацевтическая и медицинская общественность.

Проблема качества лекарственной продукции существует во многих странах мира. Для её решения в настоящее время пользуются правилами правильного производства (GМР).

Стандартизация - это процесс установления и применения стандартов. Стандарт – это эталон или образец, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других аналогичных объектов.

Объективная оценка качества лекарственных средств зависит не только от достоинства методик, но и от того, чтобы применение их в различных лабораториях позволяло получать идентичные результаты. А это обеспечивается стандартизацией способов оценки качества, приготовления растворов, реактивов и индикаторов, стандартизацией приборов и т.д. Стандарт как НД устанавливает комплекс норм или требований к объекту стандартизации.

Применение стандартов способствует улучшению качества продукции.

Основной задачей стандартизации является определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее испытания и контроля. Эта задача решается путем создания системы НД. Не менее важен также контроль за правильностью применения НД.

В РФ установлены следующие категории НД : ГОСТ (государственный отраслевой стандарт), ОСТ (отраслевой стандарт), РСТ (республиканский стандарт) и ТУ (технические условия).

Стандарт качества лекарственного средства – это НД, содержащий перечень нормируемых показателей и методов контроля качества лекарственных средств, утверждаемых МЗ РФ. Стандартами на лекарственные средства являются: ГФ (государственная фармакопея), ФС (фармакопейная статья), ФСП (фармакопейная статья предприятия), ОФС (общая фармакопейная статья) и ТУ, а также производственные регламенты, нормирующие технологию лекарственных средств.

Стандарты качества лекарственных средств подразделяются на 2 категории:

1. Государственные стандарты качества лекарственных средств;

2. ФСП на лекарственные средства конкретного предприятия.

Государственные стандарты качества разрабатываются и пересматриваются через 5 лет Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственных средств МЗ РФ.

К ним относятся :

1. ОФС – это статьи включающие в себя перечень нормируемых показателей и методов контроля качества конкретной лекарственной формы, описание всех методов анализа лекарственных средств, требования к реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

2. ФС – это статья, которая содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества лекарственного вещества или его лекарственной формы.

ОФС и ФС составляют ГФ – это основной документ, нормирующий качество выпускаемых в нашей стране лекарств и представляет собой сборник обязательных общегосударственных стандартов и положений. ГФ Х издания содержит и ОФС, и ФС на лекарственные средства. ГФ ХI состоит только из ОФС, а на каждое лекарственное вещество или лекарственную форму, разрешенную к применению М ЗРФ утверждается ФС, которая имеет одинаковую юридическую силу с ГФ.

ФСП – это стандарт качества лекарственного средства под торговым названием, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства, произведенного на конкретном предприятии, с учётом конкретной технологии данного предприятия и прошедшей экспертизу и регистрацию в установленном порядке.

Срок действия ФСП не более 5 лет.

Целью стандартизации в сфере лекарственного обращения является защита качества фармацевтической продукции, про­цессов ее производства, продвижения, хранения, уничтоже­ния и др. Она направлена на обеспечение фармакологиче­ской, экологической, технологической безопасности, рацио­нальное использование ресурсов.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядочен­ности в сферах производства и обращения продукции и повышение ее конкурентоспособности.

Стандартизация ЛС заключается в использовании единых норм, правил, в промышленном производстве и медицинской практике, всех ЛС. Результаты стандартизации ЛС отражаются в нормативных документах - фармакопейных статьях.

Стандартизация как вид деятельности базируется на опре­деленных принципах, отражающих закономерности процесса разработки стандартов.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов.

Стандарт на продукцию – это НТД, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечит ее соответствие своему назначению.

Деятельность по установлению этих требований называется «стандартизация».

В соответствии с Федеральным законом 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» требования к продукции делятся на:

Обязательные (устанавливаются в технических регламентах);

Добровольные (устанавливаются в стандартах).

В Российской Федерации органом по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В его функции входит обеспечение технического регулирования, единства измерений, государственного контроля за выполнением требований регламентов и обязательных требований стандартов.

В соответствие с Законом №184-ФЗ на территории нашей страны действуют следующие виды стандартов:

Международный стандарт;

Стандарт иностранного государства;

Национальный стандарт;

Предварительный национальный стандарт;

Региональный стандарт;

Стандарт организации.

Также на территории нашей страны действуют стандарты, принятые в СССР: государственные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты предприятия, технические условия.

Государственный стандарт России (ГОСТ Р) – это тип стандарта, который разрабатывается на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер; утверждается Госстандартом России.



Отраслевой стандарт (ОСТ Р) – тип стандарта, разрабатываемый в случае отсутствия ГОСТ Р или же при необходимости установления требований, расширяющих установленные ГОСТ Р.

Стандарт предприятия (СТП) – разрабатывается в случае отсутствия ГОСТ Р или ОСТ Р на объект стандартизации.

Технические условия (ТУ) – это НТД, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция.

Стандарт качества лекарственных средств – это нормативный документ, содержащий перечень нормируемых показателей и методов контроля качества ЛС, утверждаемый МЗ РФ.

Для ЛС и лекарственного растительного сырья применяют следующие НТД: общие фармакопейные статьи, фармакопейные статьи, временные фармакопейные статьи (на 3 года), фармакопейные статьи предприятия.

Общая фармакопейная статья - документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и (или) методов контроля качества конкретной лекарственной формы, лекарственного растительного сырья, описания биологических, биохимических, микробиологических, физико-химических, физических, химических и других методов анализа лекарственного средства, а также требования к используемым в целях проведения данного анализа реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

Фармакопейная статья - документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства.

Для стандартизации лекарственных препаратов применяют:

Общие фармакопейные статьи (содержат требования к лекарственной форме и/или описание методов контроля);

Фармакопейные статьи (содержит перечень показателей и методов контроля лекарственного средства с учетом его лекарственной формы);



Фармакопейная статья предприятия (стандарт качества лекарственного средства под торговым названием).

Выделяют следующие наиболее значи­мые принципы:

Добровольное применение стандартов и обеспечение ус­ловий для их единообразного использования;

Признание международного стандарта как основы разра­ботки национального стандарта, за исключением случа­ев, когда соответствие с требованиями международных стандартов невозможно вследствие климатических и гео­графических особенностей РФ или по техническим (или технологическим) причинам;

Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необхо­димо для выполнения целей стандартизации;

Сбалансированность интересов сторон, разрабатываю­щих, предоставляющих и потребляющих продукцию (ус­лугу);

Системность стандартизации, предусматривающей отно­шение к объекту стандартизации как части более слож­ной системы;

Динамичность и опережающее развитие стандарта - до­кумента, устанавливающего характеристики продукции и процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правила их осуществления. Динамичность обеспечивается пе­риодическим пересмотром нормативных документов (НД), внесением в них изменений или отменой. Опере­жающему развитию способствует внесение в стандарт перспективных требований в отношении продуктов и процессов;

Эффективность стандартизации, выражающаяся в эконо­мическом или социальном результатах;

Соответствие стандартов требованиям технических регла­ментов;

Четкость и однозначность формулировок положений стандарта;

Комплексность стандартизации взаимосвязанных объек­тов;

Объективность проверки требований.

В решении социальных и технико-экономических задач стандартизация выполняет функции упорядочения объектов и процессов, обеспечения качества и безопасности, ресурсосбе­режения, нормотворчества и право применения.

Как правило, процедура стандартизации включает 4 этапа:

I - выбор объектов стандартизации, в число которых могут входить продукты (отдельные аспекты однородных групп - термины, обозначения, технические требова­ния, методы контроля, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения), услуги, а так­же процессы их обращения;

II - описание объекта с учетом основных требований, т.е. его моделирование;

III - оптимизация модели путем унификации объекта стандартизации с использованием методов систематизации, типизации, симплификации (выявление нецелесообраз­ных объектов);

IV - стандартизация модели - разработка НД на базе унифицированной модели.

Таким образом, итоговым документом стандартизации яв­ляется нормативный документ, устанавливающий правила, об­щие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Термин «нормативный документ» является родовым и ох­ватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации: правила, рекомендации, ко­дексы установившейся практики, общероссийские классифи­каторы.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В решении проблем международной торговли проявляется коммуникативная функция стандартизации. Не случайно ме­ждународные стандарты сравнивают с ключом, который от­крывает рынки. В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).

Гармонизация национальных и международных стандартов в сфере обращения лекарственных препаратов осуществляется на основе сотрудничества с Всемирной организацией здраво­охранения, Европейским Союзом, Европейской ассоциацией свободной торговли, Европейским комитетом по стандартиза­ции, Европейским агентством по оценке лекарственных средств, странами СНГ и другими заинтересованными орга­низациями.

Стандарт GMP (Good Manufacturing Practic, Надлежащая производственная практика) - система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов.

GMP (good manufacturing practice) - добротная производственная практика, обеспечивающая получение лекарственных веществ, препаратов и готовых к исполь­зованию и введению в организм человека ЛС, соответст­вующих всем показателям качества, предусмотренным нормативно-технической документацией на эту продук­цию;

Система обеспечения качества, сформированная Междуна­родной организацией стандартизации (ISO) в виде стандартов ISO-9000, способствует достижению тех же целей, что и сис­тема GXP, но более детализирована.

В отличие от процедуры контроля качества путём исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход, регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки. В настоящее время, по данным Росздравнадзора, мировым стандартам качества соответствуют только 30% российских лекарственных средств.

В последнее время также остро встала проблема ввоза иностранных препаратов на территорию нашей страны.

С 1 января 2016 года отечественные фармацевтические производители будут обязаны перейти на новые стандарт качества - Стандарт GMP . Правительство подготовило проект соответствующего постановления.

С 1 января 2016 года иностранные фармпроизводители не могут зарегистрировать новыелекарственные препараты без подтверждения соответствия своих стандартов качества российским требованиям по стандарту GMP.

С 2016 года также стало обязательным наличие именно российской версии GMP для тех иностранных производителей, которые собираются выводить на российский рынок новые препараты, а с 2017 года - для всех иностранных фармкомпаний.

Таким образом, государство стремится повысить качество лекарственных препаратов путем соответствия производства и выпускаемой продукции международным стандартам. Одной из основных задач стандартизации и декларирования лекарственных средств является создание системы управления качеством на всех этапах производства. При этом роль технического регулирования в товароведческом анализе заключается в получении достоверной информации о качестве продукции, технологии ее изготовления, и методах контроля качества, а также в оценке уровня конкурентоспособности товара.

Стандартизация ЛС заключается в разработке и использо­вании единых норм, правил, требований при поиске, созда­нии, внедрении в промышленное производство и медицин­скую практику лекарственных, профилактических, диагно­стических средств и медицинских иммунобиологических препаратов. Стандартизация проводится с учетом новейших достижений науки и техники, передового опыта лечебных, санитарно-эпидемиологических, научно-исследовательских, аптечных и других организаций системы здравоохранения, а также предприятий химико-фармацевтической промышлен­ности. Результаты стандартизации лекарственных средств на­ходят свое отражение в специальных нормативных докумен­тах - фармакопейных статьях.

В связи с развитием широкого обмена между странами то­варами, в том числе и лекарствами, встала необходимость разработки стандартов на международном уровне.

Одним из основополагающих интернациональных стандар­тов является Международная Фармакопея, которая устанав­ливает приемлемые стандарты действенности, чистоты и ка­чества фармацевтических продуктов, поступающих на между­народный рынок. Эти стандарты в соответствии с уставом ВОЗ доступны для принятия странами - членами этой меж­дународной организации. Национальные фармакопеи опира­ются в основном на сложные методы анализа, требующие до­рогостоящего оборудования и высококвалифицированного персонала. Однако эти методы неприемлемы в странах с не­развитой экономикой. Методы международной фармакопеи просты и низкозатратны. Таким образом, Международная Фармакопея в значительной степени представляет собой альтернативу некоторым широко применяемым националь­ным и региональным фармакопеям.

Основная цель - при­способиться к нуждам развивающихся стран, предлагая на­дежные стандарты качества на основе классических методик, тем самым, обеспечивая государственные гарантии на качество лекарств.

Другой стандарт - Европейская Фармакопея, была введена в действие в 1964 году под эгидой Совета Европы. Директива ЕС от 20.05.75 . определила использование монографии Ев­ропейской Фармакопеи обязательным при составлении досье на получение торговой лицензии (т.е. при регистрации ЛС). Цель Европейской Фармакопеи - содействие сохранению об­щественного здоровья посредством обеспечения обществен­ных стандартов, регламентирующих качество лекарственных препаратов. Такие стандарты должны обеспечивать безопас­ность применения лекарственных препаратов и устранять барьеры в международной торговле.

Для импортных ЛС к НТД относятся:

1) ГФ, ВФС;

2) зарубежные фармакопеи;

3) сертификаты качества, разрабатываемые иностранными компаниями.

Национальным стандартом РФ в настоящее время являет­ся Государственная Фармакопея

XI издания, ведется подго­товка XII издания.

Оценка соответствия

Оценка соответствия - прямое или косвенное опре­деление соблюдения требований, предъявляемых к объ­екту.

К способам прямого определения относятся методы изме­рения, испытания, тестирования, обследования и др. Спосо­бом косвенного определения соблюдения требований, предъ­являемых к объекту, может быть, например, документальная экспертиза.

В оценке соответствия участвуют три группы лиц, которые, представляют две заинтересованные стороны (например, поставщик и покупатель) и независимую - лицо или орган, выступающий в качестве арбитра. I

Основными видами деятельности при оценке соответствия являются подтверждение соответствия, регистрация, аккреди­тация, контроль и надзор и пр.

Подтверждение соответствия - документальное удостове­рение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации, выполнения работ или оказания услуг тре­бованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

При подтверждении соответствия руководствуются следую­щими принципами:

Доступность информации о порядке подтверждения со­ответствия заинтересованным лицам;

Установление в соответствующем техническом регламен­те перечня форм и схем обязательного соответствия;

Ориентация на сокращение срока проведения процедуры обязательного подтверждения и затрат заявителя;

Недопустимость принуждения к осуществлению добро­вольного подтверждения соответствия;

Недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

Защита имущественных интересов заявителей, соблюде­ние коммерческой тайны в отношении сведений, полу­ченных при проведении подтверждения соответствия;

Недопустимость применения обязательного подтвержде­ния соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов (ука­занный принцип будет реализовываться в течение пере­ходного периода по мере разработки ТР на соответст­вующие объекты);

Презумпция (предположение) соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие ор­ганизации.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный порядок. Обязательное подтверждение осу­ществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Документами, удостоверяющими соответствие объекта или соответствующей выпускаемой в обращение продукции уста­новленным требованиям, являются сертификат соответствия или декларация о соответствии. Хотя термин «сертификация» стал известен в повседнев­ной жизни и деловой практике сравнительно недавно, тем не менее сертификация как процедура применяется давно и тер­мин «сертификат» (в переводе с лат. - сделано верно) извес­тен с XIX в.

Сертификация в России проводится с 1993 в соответствии с Законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.12.99), который установил обязательность сертификации и безопасности товаров народно­го потребления.

Сертификация

Сертификация- форма осуществления органом по серти­фикации подтверждения соответствия объектов требовани­ям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация - это процесс компетентного и авторитетного подтверждения безопасности и соответствия качества ЛС требованиям нормативных документов, осуществляемый специально аккредитованными органами - центрами по сертификации.

Главная цель сертификации - защита прав и интересов потребителей, проведение единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными ЛС.

Цели сертификации:

Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

Защита потребителя от недобросовестного изготовителя;

Контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья;

Подтверждение показателей качества продукции.

Обязательная сертификация - это система сертификации продукции, подтверждение безопасности которой является обязательным требованием законодательства в области технического регулирования.

В Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (с изм.), представлена номенклатура продукции, подвергающейся обязательной сертификации или декларированию.

Система обязательной сертификации ЛС была введена в 2002г. В рамках этой системы действует система сертификации лекарственных средств.

В настоящее время на территории России в соответствии с требованиями системы ГОСТ РФ аккредитованы 8 центров по сертификации.

Согласно постановлению Правительства №72, ЛС с 1 октября 2004 года исключаются из списка товаров, подлежащих обязательной сертификации, как считали в Минздраве, что это приведет к снижению цен.

При сертификации подтверждение соответствия осуществляется независимой стороной - органом по сертификации.

При декларировании подтверждение соответствия проводит производитель или поставщик.

Документами, удостоверяющими соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия или декларация о соответствии.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Обязательная и добровольная сертификация проводится по определенной схеме, представляющей собой заданную совокупность действий.

Подтверждением соответствия качества товара носит обязательный и добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии.

Добровольное подтверждение соответствия проходит в виде добровольной сертификации.

Фармацевтические товары, не включенные в упомянутые перечни, подлежат добровольной сертификации - официально установленной системе, применяемо для товаров, услуг и оборудования, подтверждение качества которых не является обязательным требованием законодательства. Данный вид сертификации носит необязательный характер и проводится по желанию производителя, продавца или по требованию заказчика. После проведения испытаний на продукцию выдается добровольный сертификат соответствия.

Сертификация продукции осуществляется в следующем порядке:

Подача заявки на сертификацию;

Рассмотрение и принятие решения по заявке;

Отбор, идентификация образцов и их испытания;

Проверка производства (если предусмотрена схемой сер­тификации);

Анализ полученных результатов, принятие решения;

Возможности выдачи сертификата;

Выдача сертификата соответствия;

Инспекционный контроль за сертифицированной про­дукцией в соответствии со схемой сертификации.

Обязательная и добровольная сертификация проводится по определенной схеме, представляющей собой заданную со­вокупность действий, официально принимаемых в качестве доказательства соответствия продукции заданным требова­ниям.

Сертификация ЛС состоит из двух частей:

Сертификация систем качества (производства)

Сертификация соответствия ЛС, которая завершается получением сертификатов соответствия систем качества (производства) и ЛС

Сертификат соответствия систем качества (производства) - документ удостоверяющий, что производство заявленного изготовителем ЛС соответствует установленным требованиям.

Существует две схемы сертификации: полная и укороченная.

Обязательная и добровольная сертификация проводится по определенной схеме, представляющей собой заданную со­вокупность действий, официально принимаемых в качестве доказательства соответствия продукции заданным требова­ниям. В качестве способов доказательства используют испытание, проверку производства, инспекционный контроль, рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми докумен­тами).

Второй способ доказательства качества - это проверка производства, применяемая тогда, когда для оценки качества необходим анализ технологического процесса.

Инспекционный контроль предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата.

Схемы №№1-6 и 9а-10а применяют при сертификации се­рийно выпускаемой продукции,

схемы 7-9 - при серти­фикации выпущенной партии или единичного изделия.

Наиболее жесткой явля­ется схема 5. Ее применяют при необходимости повы­шенных требований к стабильности характеристик выпус­каемой продукции, а также наряду со схемами За и 4а при проведении работ по добровольной сертификации продук­ции на соответствие требованиям государственных стан­дартов.

С введением подобных схем российская система сертифи­кации еще больше приблизилась к европейской.

Срок действия сертификата соответствия на лекарствен­ный препарат соответствует сроку годности. В сопроводитель­ной документации, прилагаемой к сертифицированной про­дукции, делается запись о проведении сертификации (номер сертификата, срок действия, орган, его выдавший).

Наметившаяся в России тенденция сокращения перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации, яв­ляющейся рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией.

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую аккредитацию, т.е. разрешение выдавать сертификаты соответствия, на основе представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытания. Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции.

Протокол испытаний – это документ, содержащий результаты испытаний.

Следовательно, к сертификату соответствия должен прикладываться протокол испытаний аккредитованной испытательной лабораторией.

На самом сертификате снизу стоят две подписи:

Руководителя органа сертификации

Эксперта по данной продукции, который так же, как и исследовательская лаборатория и орган сертификации, имеет узкую область аккредитации

Органы по сертификации ЛС имеют право оформлять сертификаты с областью действия - территория РФ.

Сертификат соответствия (его чаще называют сертификатом качества, сертификатом безопасности, таможенным сертификатом) - это документ, подтверждающий, что продукция соответствует требования качества и безопасности, установленным для данной продукции, действующими стандартами и правилами.

Сертификаты соответствия бывают двух видов:

Сертификат соответствия на продукцию, подлежащий обязательной сертификации

Сертификат соответствия на продукцию, подлежащей добровольной сертификации (ЛС, продукты питания, бытовая химия)

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний, т.е. получившие разрешение заниматься данным видом деятельности в системе гост стандарта.

Все сертификаты соответствия и санэпидзаключения имеют юридическую силу на всей территории РФ, независимо ни от места, где они выданы, ни где находится фирма юридически или физически.

Каждый орган по сертификации имеет определенную область по аккредитации, например проводить химические испытания.

Чтобы выпустить фармацевтические препараты на рынок России, производитель обязан оформить 4 сертификата:

Сертификат качества производства (выдается, если производство ЛС соответствует всем установленным требованиям);

Сертификат соответствия продукции в системе гост России (подтверждает соответствие ЛС всем требованиям фармакопейных статей);

Сертификат качества ЛС;

Регистрационный сертификат (дает право продажи ЛС на территории России).

Сертификаты соответствия продукции, с которыми имеет дело фармацевт в аптеке, существуют двух видов:

На бланке желтого цвета, для товаров, подлежащих обязательной сертификации;

На голубом бланке для товаров, которые подлежат добровольной сертификации.

Оба вида бланков имеют различные типы защиты от подделок. Оформляют сертификат соответствия на каждую партию или серию товаров, и на каждом документе имеется печать поставщика (синяя) и подпись сотрудника оптовой фирмы, отвечающего за качество продукции. В аптеку поставляются копии сертификатов, а оригиналы сертификатов имеются у фирм поставщиков и у органов по сертификации. Сертификаты соответствия и декларации соответствия помогают идентифицировать товар, т.е. проверить его соответствие поставленным требованиям.

В сертификате должны быть указаны код и наименование центра сертификации, юридический адрес и контактный телефон; торговое наименование препарата; форма выпуска и его дозировка; тип упаковки; серия ЛС и количество упаковок, выпущенных под этой серией; номер контракта на поставку препарата и дата его заключения; номер и дата счета фактуры поставки. В сертификате обязательно отражается, что ЛС соответствует требованиям нормативных документов, и приведен номер соответствующих документов. Это говорит о том, что до выдачи сертификата был произведен анализ ЛС.

В сертификате указано наименование фирмы изготовителя и страна производитель. В сертификате указываются те документы, на основании которых сертификат выдан:

Регистрационное удостоверение МЗ РФ;

Протоколы лабораторных испытаний;

Аттестаты аккредитации;

Паспорта качества.

В сертификации указывается организация, кому был выдан сертификат - это производитель, оптовая фармацевтическая компания. К полученной копии сертификата соответствия прилагается копия сертификата качества (паспорт качества).

Именно этот документ удостоверяет подлинность ЛС, на котором ставится подпись заведующей аптекой и печать аптечной организации, в таком случае руководитель аптеки берет на себя ответственность за качество поступивших ЛС.

Воспроизведенные ЛС получают сертификат соответствия только в случаях их полной биологической идентичности оригинальным препаратам (дженерики).

При приеме товара фармацевт сравнивает серию на упаковке ЛС с указанными сериями в сертификатах. При возникновении подозрений на фальсификацию, стоит обратить внимание на характеристики упаковки (несоответствие графических изображений, деформация упаковки, вскрытие ее). Если серия в документах и на упаковки не совпадает, препарат подлежит возврату поставщику.

Декларирование

Декларирование соответствия - форма подтверждения со­ответствия продукции требованиям технических регламен­тов.

Декларирование соответствия - это альтернативная система подтверждения качества продукции со стороны продавца или производителя.

Декларирование соответствия товаров мало отличается от процедуры обязательной сертификации. Единственное существенное отличие заключается в том, что при декларировании именно на заявителе лежит ответственность за полноту и правдивость указанной информации на заявленный товар.

Подтверждение соответствия качества ЛС и парафармацевтических товаров может носить добровольный и обязательный порядок.

Обязательное подтверждение осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

При сертификации подтверждение соответствия осуществляется независимой стороной - органом по сертификации, а при декларировании подтверждение соответствия проводит производитель или поставщик.

Документами, удостоверяющими соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия или декларация о соответствии. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Декларацию «о соответствие ЛС» в праве принимать зарегистрированные юридические и физические лица, являющиеся, изготовителем или продавцом, на основании договора с ними.

Декларация о соответствии ЛС принимается декларантом на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (центр сертификации). В качестве доказательств, полученных с участием третей стороны, являются протоколы испытаний, проведенные в аккредитованном испытательном центре и имеющие сертификаты соответствия на производство или систему качества системой сертификации ГостРоссии (два последних документа должны быть у производителя, в этом случае производитель может принимать декларацию о соответствии самостоятельно). Хранение декларации или ее заверенной копии осуществляется у декларанта не менее трех лет после окончания срока ее действия.

Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.001-00
"Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения"
(утв. приказом Минздрава РФ от 1 ноября 2001 г. N 388)


I. Общие положения

1.1. Отраслевой стандарт 91500.05.001-00 "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения" (далее - ОСТ) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.93 г. N 5154-1 "О стандартизации", Федеральным законом от 22.06.98 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.97 г. N 659 (с изменениями и дополнениями).

1.2. Настоящий ОСТ устанавливает порядок разработки, оформления, экспертизы, согласования, утверждения, присвоения обозначения, регистрации государственных стандартов качества лекарственных средств и внесения в них изменений.

1.3. Настоящий ОСТ не распространяется:

На кровь и ее компоненты, используемые в трансфузиологии;
- на сырье животного происхождения, используемое только для приготовления продуктов, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для приготовления лекарственных средств;
- на лекарственные средства зарубежного производства;
- на лекарственные средства, изготавливаемые в аптечных учреждениях.


II. Термины и определения

Для целей настоящего ОСТа используются следующие термины с соответствующими определениями:
вспомогательные вещества ;
гомеопатические лекарственные средства;
государственный стандартный образец;
государственная фармакопея;
изготовление лекарственных средств;
иммунобиологические лекарственные средства;
компоненты крови;
кровь
лекарственные средства;
лекарственные препараты;
лекарственная форма;
международное непатентованное название (МНН);
обращение лекарственных средств;
организация - разработчик лекарственного средства;
предприятие - производитель лекарственных средств;
препараты крови;
рабочий стандартный образец;
серия.
стандартные образцы;
срок годности;
субстанция;
фармакопейная статья.


III. Порядок подготовки государственных стандартов качества лекарственных средств

3.1. Государственные стандарты качества лекарственных средств разрабатываются и утверждаются в следующих видах:

1) общая фармакопейная статья (ОФС);
2) фармакопейная статья (ФС);
3) фармакопейная статья на лекарственное средство конкретного предприятия - производителя лекарственных средств (ФСП).

3.2. Государственные стандарты качества лекарственных средств должны обеспечивать разработку качественного, эффективного и безопасного лекарственного средства.

3.3. Государственные стандарты качества лекарственных средств должны своевременно пересматриваться с учетом новых достижений медицинской, фармацевтической и других наук и положений ведущих зарубежных фармакопей, рекомендаций ведущих международных организаций в области фармацевтической науки.

3.4. Общая фармакопейная статья включает в себя перечень нормируемых показателей или методов испытания для конкретной лекарственной формы, описание физических, физико-химических, химических, биохимических, биологических, микробиологических методов анализа лекарственных средств, требования к используемым реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

3.5. Фармакопейная статья разрабатывается на лекарственное средство под международным непатентованным названием, если оно имеется (для монокомпонентных лекарственных средств) и содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества (с учетом его лекарственной формы), соответствующих положениям ведущих зарубежных фармакопей.

3.6. Разработка фармакопейной статьи на оригинальное (патентованное) лекарственное средство в течение срока действия патентной защиты и включение ее в Государственную фармакопею возможна лишь по согласованию с разработчиком лекарственного средства либо осуществляется после окончания срока действия патента.

3.7. Общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи составляют Государственную фармакопею.

3.8. Государственная фармакопея издается Минздравом России и подлежит переизданию каждые 5 лет.

3.9. Фармакопейная статья на лекарственное средство конкретного предприятия - производителя лекарственных средств содержит перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства производства конкретного предприятия и разрабатывается с учетом требований Государственной фармакопеи и настоящего стандарта.
Требования к качеству лекарственных средств, содержащиеся в ФСП, должны быть не ниже требований, изложенных в Государственной фармакопее, с учетом требований настоящего стандарта.

3.10. Срок действия ФСП устанавливается с учетом уровня технологического процесса конкретного производства лекарственного средства, но не более 5 лет.

3.11. При разработке нового лекарственного средства, в случае отсутствия государственного стандарта качества лекарственного средства на субстанцию, одновременно с разработкой ФСП на лекарственный препарат, разрабатывается ФСП на субстанцию, используемую для его производства.
При разработке нового иммунобиологического лекарственного средства ФСП на субстанцию для его производства разрабатывается в случае необходимости.

3.12. Общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи разрабатываются организацией, уполномоченной Минздравом России.


IV. Порядок построения и изложения государственных стандартов качества лекарственных средств

4.1. В заглавии государственного стандарта качества лекарственного средства дается название лекарственного средства.

4.2. Перечень основных разделов ФС и ФСП и последовательность их изложения с учетом конкретных лекарственных форм приведен в приложении 2 к настоящему ОСТу.

4.3. Все показатели качества, содержащиеся в ФСП, должны быть представлены в сводной таблице (спецификации). Спецификация является обязательной составляющей частью ФСП.

4.4. Порядок построения государственных стандартов качества лекарственных средств на субстанции, лекарственные препараты и лекарственное растительное сырье приведен в приложениях 3 - 5 к настоящему ОСТу.

4.5. Титульные листы ОФС, ФС ФСП должны быть оформлены в соответствии с приложениями 6, 7 и 8 к настоящему ОСТу.
Последний лист ФСП должен быть оформлен в соответствии с приложением 9 к настоящему ОСТу.

4.6. Нумерация разделов ОФС, ФС и ФСП не обозначается.

4.7. Изложение текста должно быть кратким, без повторения и должно исключать возможность различного толкования.

4.8. Сокращение слов в тексте и надписях под рисунками, схемами и другими иллюстрациями не допускается, за исключением сокращений, применяемых в законодательстве Российской Федерации.

4.9. В текстовой части стандартов требования к качеству лекарственных средств излагают в повелительной форме.
При изложении обязательных требований, норм и методов в тексте применяются слова "должен", "следует", "необходимо" и производные от них.

4.10 . Заголовки разделов помещаются с красной строки и выделяются полужирным шрифтом или подчеркиванием.

4.11. Если требования, нормы, методы и т.п., распространяемые на лекарственное средство, установлены в Государственной фармакопее, ином государственном или отраслевом стандартах, то вместо повторения их текста следует давать ссылку на источник.

4.12. Изложение текста об используемой субстанции при производстве лекарственного средства необходимо сопровождать ссылкой на нормативный документ, по которому она выпускается.

4.13. Если в тексте ОФС, ФС, ФСП имеются ссылки на реактивы, вспомогательные материалы и др., которые производятся по другой нормативной документации, следует указывать обозначение этой документации.


V. Порядок представления государственных стандартов качества лекарственных средств на экспертизу, согласование и утверждение

5.1. Проект государственного стандарта качества лекарственного средства, подписанный его разработчиком, представляется вместе со следующей документацией:

Сопроводительным письмом;
- пояснительной запиской;
- таблицей аналитических данных, подтверждающих числовые показатели, приведенные в проекте государственного стандарта качества лекарственных средств не менее чем на 5 сериях образцов (для иммунобиологических лекарственных средств - на 3 сериях образцов);
- таблицей аналитических данных, подтверждающих срок годности препарата, в соответствии с требованиями соответствующего стандарта отрасли;
- проектом инструкции по применению лекарственного средства (для нового лекарственного средства или воспроизведенного лекарственного средства, на которое государственный стандарт качества лекарственного средства разрабатывается впервые);
- таблицей сравнения показателей, предусмотренных проектом государственного стандарта качества лекарственного средства, с аналогичными показателями отечественной и зарубежных фармакопей при их наличии;
- образцом препарата в упаковке с маркировкой;
- справкой о метрологическом обеспечении контроля качества лекарственного средства.

5.2. Пояснительная записка к проекту государственного стандарта качества лекарственного средства должна содержать следующие сведения:

Наименование предприятия - производителя (разработчика) лекарственного средства;
- краткое описание синтеза или технологии получения препарата;
- подробное обоснование приведенных в проекте методов исследования, показателей и норм, а также описание других методов, по которым производился анализ данного лекарственного средства или субстанции;
- на каком количестве образцов разрабатывался проект государственного стандарта качества лекарственного средства и по какой технологической документации;
- при наличии отклонений от общих требований Государственной фармакопеи дается подробное обоснование;
- в каких зарубежных фармакопеях или других источниках описано аналогичное лекарственное средство с данными о качестве его по сравнению с зарубежными лекарственными средствами, а если лекарственное средство новое или оригинальное, то должно быть указание об этом.

5.3. Пояснительную записку и таблицы результатов анализа подписывает руководитель предприятия - производителя (разработчика) лекарственного средства либо уполномоченное им лицом.

5.4. Экспертиза проекта стандарта качества лекарственных средств и его согласование проводится уполномоченными Минздравом России организациями.
При необходимости по согласованию с предприятием - производителем лекарственного средства для проведения экспериментальных проверок государственного стандарта качества лекарственного средства Минздравом России могут привлекаться профильные организации.

5.5. При экспертизе проверяется научно-технический уровень проекта государственного стандарта качества лекарственного средства и его соответствие современным требованиям, предъявляемым к нормативной документации на лекарственные средства, в том числе:

Соответствие показателей и норм качества лекарственного средства и потребительской упаковки требованиям Государственной фармакопеи;
- обоснованность перечня показателей, оптимальность значений норм качества и срока годности лекарственного средства;
точность и однозначность употребляемых терминов, определений, химической номенклатуры и единиц физических величин.

5.6. Лица, участвующие в процедурах экспертизы и утверждения фармакопейной статьи на лекарственное средство конкретного предприятия - производителя лекарственных средств, должны обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе данной работы.

5.7. Организация, уполномоченная Минздравом России для проведения экспертизы государственного стандарта качества лекарственного средства, после проведения экспертизы направляет документы на утверждение в Минздрав России.


VI. Порядок присвоения обозначений и регистрации государственных стандартов качества лекарственных средств

6.1. ОФС, ФС, ФСП после утверждения регистрируются в организации, уполномоченной на это Минздравом России, с присвоением обозначения.

6.2. Обозначение ОФС и ФС должно состоять из сокращенного наименования вида государственного стандарта качества лекарственного средства, индекса Минздрава России, регистрационного номера, присвоенного документу, и последних двух цифр года утверждения или пересмотра, разделенных между собой знаками тире.
Например: ОФС или ФС 42-00001-00, где

ОФС или ФС - сокращенное наименование категории стандарта качества лекарственного средства;
42 - индекс, присвоенный Минздраву России для обозначения документов по стандартизации; 00001 - регистрационный номер документа; 00 - две последние цифры года утверждения документа (00-2000 год, 01-2001 год, 02-2002 год и т.д.)

6.3. Обозначение ФСП должно состоять из сокращенного наименования вида государственного стандарта качества лекарственного средства, индекса Минздрава России, кода предприятия, регистрационного номера документа и последних двух цифр года утверждения стандарта, разделенных между собой знаками тире.
Например: ФСП 42-0001-00001-00, где:

ФСП - сокращенное наименование вида государственного стандарта качества лекарственного средства;
42 - индекс, присвоенный Минздраву России для обозначения документов по стандартизации; 0001 - четырехразрядный код предприятия; 00001 - регистрационный номер документа; 00 - две последние цифры года утверждения документа.

6.4. Регистрационный номер присваивается в порядке последовательной нумерации, начиная с цифры 00001.

6.5. Код предприятия формируется из четырех знаков, начиная с цифры 0001.
Код предприятия присваивается предприятию-производителю или организации - разработчику лекарственных средств при подаче заявки на утверждение первой ФСП.


VII. Порядок внесения изменений в государственные стандарты качества лекарственных средств

7.1. Внесение изменений в государственные стандарты качества лекарственных средств производится в случаях, когда повышение научного и технологического уровня позволяет улучшить качество лекарственного средства или уточнить показатели качества. Вносимые изменения не должны влечь за собой ухудшения качества лекарственных средств.

7.2. Первая страница изменения стандарта качества лекарственного средства оформляется по форме приложения 10.

7.3. Тексты разделов (подразделов или пунктов) в старой и новой редакциях приводятся полностью.
Экспертиза и утверждение изменений, вносимых в государственные стандарты качества лекарственных средств, осуществляются в порядке, установленном для проведения экспертизы и утверждения государственных стандартов качества лекарственных средств.