Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма. Колдуй, баба, колдуй, дед! Что считалось чародейством и волшебством на Руси Чтобы зубы не наставляли…

Время от времени можно слышать такие разговоры: «А вы знаете, в Костроме разных колдунов, экстрасенсов и знахарей – хоть пруд пруди. И белой магией они занимаются, и чёрной. Если уж по-серьёзному припрёт, то к ним за помощью идти придётся. По крайней мере, это лучше, чем пить какие-то таблетки».

Трое сбоку – ваших нет

Но отыскать человека, наделённого необычайными способностями, не так и просто. Надо сначала войти в доверие к их знакомым. Те, в свою очередь тебя «проверят». Потом пройдёшь ещё какое-нибудь испытание. А уж тогда будь добр, предстань пред грозны очи благодетеля.

Недавно мне рассказали, что во многих деревнях и сёлах Красносельского района колдунов и знахарей этих люди знают в лицо. Потому как многие красносёлы сами знают азы магии. И идёт это с языческих времён, когда на нашей территории проживал финно-угорский народ меря, ставший с пришлыми славянскими племенами субстратом для создания русского народа.

На заре туманной юности знал я одного нерехтского паренька, который непонятно чем заболел. Выглядел он ужасно, и сам понимал, что жить ему осталось недолго. Но родственники отыскали в одной из деревенек сильную знахарку, которая не только травы ведала, но заговоры знала. И что вы думаете? Через несколько месяцев увидел я этого молодого человека и приятно удивился: он буквально расцвёл, и хвороба куда-то улетучилась.

Прочь сомнения

Особой магической силой до сих пор отличаются колдуны, проживающие в Парфеньевском, Чухломском и Макарьевском районах. Да и в других муниципалитетах есть яркие их представители. Помнится, в 1996 году фурор в нашей области произвёл материал костромского журналиста Александра Васильева «Баба Клава из деревни N, или костромичи торят народную тропу к избе знахарки-колдуньи», позднее вошедший в его книгу «Бремя прожития».

«Приём» бабка Клава вела в сенях, в избу не пускала. Была она дородной, грузноватой женщиной неопределённых лет, повязанная тёмным платком. Говорила низким свистящим полушёпотом и постоянно бранилась, изрядно перемежая литературную речь исконно российскими выражениями.
- Ты пошто пришла?! Што надо? – злобно накинулась она на «пациентку». – Знаю, что спина болит… Спина у неё, видите ли, болит, - продолжала бурчать бабка, гремя в чуланчике какими-то пузырьками и склянками. – Дам вот тебе воды, утром натощак ложку выпивай, а на ночь спину растирай».

Нетрудно догадаться, что вся эта помощь была действенной. В редакции газеты, где трудился автор материала про бабу Клаву, все телефоны раскалились – читатели (чаще всего жители Костромы) требовали, чтобы он назвал адрес ведуньи, ведь деревень в Островском районе немало.Тогда же психотерапевт Михаил Пайкин попытался объяснить этот феномен: «Люди постоянно ищут для себя точку опоры. Этим пользуются многие проповедники-кудесники. В том числе и описанная бабка Клава. Потеряв веру в официальную медицину, многие пойдут к ней, и что самое важное, некоторые исцелятся. Для них бабка Клава – тот же психотерапевт, только тёмный и неграмотный. А значит, высока вероятность вместо пользы, нанести вред своему здоровью».

Однако не всё так просто, как определил психотерапевт. Шарлатанов везде хватает. Но и в настоящей силе колдовской вряд ли стоит сомневаться.

Кто могёт, тот маг

В давние времена картину мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определённых способностей, умений и знаний. «Магия – значит могия. Кто могёт, тот и маг» (Алексей Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Когда-то выделились люди, способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием - веданием. Так появилось ведичество – знахарство - колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, весьма условно, на «белое» (доброе, целебное) и «чёрное» (зловредное).

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов. Считалось, что знания и сила получены ими от нечистого или добыты в сверхъестественном мире. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например, хромотой, слепотой, то есть чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Чухломское дело

Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрёкся якобы от Бога. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. К давним процессам относится и чухломское дело Митрошки Хромого в 1635-1636 годах, запечатлённое в архивах.

Процесс начался с извета. Изветчиком являлся помещик Григорий Горихвостов. Обвинения, выдвинутые против колдуна в ходе следствия, были разнообразны, но сводились к одному – насыланию нечистых духов на местное чухломское население, что сразу же ставило процесс в один ряд с «богоотступными» делами.

Здесь присутствовал стандартный для Московской Руси следственный набор: расспрос – очная ставка – троекратная пытка. Обвиняемый не дожил до вынесения приговора. Он умер после третьей пытки, так и не дав против себя никаких показаний. А обвиняли его в том, что «чинил пакости, на попадью наслал нечистого духа, и она «бегала безобразно» во многих деревнях, устраивал порчи».

Непитие – признак недобрый

Подобного рода процессы шли один за другим. Даже в 1866 году чухломским судебным следователем было возбуждено преследование крестьянина деревни Федосово Филиппа Ананьева по обвинению его в колдовстве. О чём можно прочитать в брошюре «Колдовское дело» от 7 выпуска «Костромской старины», 1909 год.

Следователю стало известно о нём от сельского старосты, заявившего, что сей крестьянин «занимается колдовством и к нему для этой надобности стекается значительное количество народу из соседних даже уездов и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествия».

Сельский староста предположил знакомство Ананьева с нечистыми силами, посещение его сатаною и прочие злодеяния.. Встревожился и судебный следователь, немедленно дал знать о новоявленном колдуне чухломской полиции.

В результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине деревни Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовством и лечением разных лиц, приходящих к нему».Однако, кого же украсили титулом колдуна? Из полицейского расследования, данных обыска и показаний обвиняемого и окольных людей с достаточной ясностью определилось, что это был самый смирный мужичок, богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство, пожалуй, и сослужило злополучному Ананьеву худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребление спиртного зелья доводит до близкого знакомства с чёртом, то и совершенное непитие – признак недобрый…
Каких либо вещественных доказательств преступной (колдовской) деятельности Ананьева при самом тщательном обыске не оказалось. В его доме нашлись лишь тетради с записями молитв.

А вот крестьянин Марков не уставал повторять, что когда колдун прочитал наизусть какую-то молитву, погладил ему ногу простыми руками, вся ломота в теле пропала. Не иначе как бесовство? Деяние Ананьева было именовано ворожбой. И пошёл 72-летний старец за веру в силу молитвы в полицейскую кутузку.

Зелёный храм

Известный костромской исследователь Владимир Шамов в очерке «Кологрив и иже с ним» рассказал, в частности, о колдунье бабке Варе (Варваре Александровне Кудрявцевой), которая отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое и сейчас называется «Зеленый храм». Посреди полянки огромный крест, на пне икона.

Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Говорят, богослужения на поляне иногда вёл народный святой и колдун в одном лице Ефим Честняков. Но в основном его правая рука – бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник).

Владимир Шамов считает, что Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище «бог» и ещё «кротиха», потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (не атавизм ли от снежного человека?). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный впоследствии Варварин ключ.

Мир многообразен и отрицать что-либо, не укладывающееся в прокрустово ложе официальных воззрений, было бы, мягко говоря, неумно. А народ у нас мудрый, через многие века запретов и гонений он пронёс свою суть, называемую сегодня православием, где есть всё – и язычество, и христианство. Куда кривая вывезет – покажет время.

Выражение надежды на то, что кто-л. поможет и в дальнейшем будет лучше.

  • - Крупное хищное, всеядное млекопитающее с большим, тяжелым, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - Одну из самых поразительных шекспировских ремарок можно встретить в "Зимней сказке" . Согласно этой ремарке, Антигон должен "уходить со сцены, преследуемый медведем, который его пожирает"...

    Шекспировская энциклопедия

  • - Ср. И здесь нет приступа - вот, того и гляди, какой-нибудь несчастный роман разыграют, и все на нашу шею... мы и отдувайся после. Даль. П.А. Игривый. 2. См. не было печали, так черти накачали. См. роман...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из песенки «В лесу родилась елочка...» , написанной композитором Л. К. Бекманом на стихи русской поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой. См. также В лесу родилась елочка...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ПРОСЬБА - СОГЛАСИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. мол. Шутл. Малолетний пассивный гомосексуалист. Максимов, 382...

    Большой словарь русских поговорок

  • - о нежелании работать...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЕ́РЕНЬКИЙ, серенькая, серенькое. уменьш.-ласк. к серый. Жил-был у бабушки серенький козлик. Песенка. «Серенькое утро - красненький денек.» «День серенький; небо, по-осеннему, нахмурилось.» Максим Горький...

    Толковый словарь Ушакова

  • - се́ренький прил. разг. 1. уменьш. к прил. серый II 2. усилит...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - с"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. И здѣсь нѣтъ приступа - вотъ не знала баба горя, купила баба порося, того и гляди, какой-нибудь несчастный романъ разыграютъ, и все на нашу шею... мы и отдувайся послѣ. Даль. П. А. Игривый. 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - неуклюже,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 серенький...

    Словарь синонимов

  • - ненастный, серый, пасмурный, облачный, хмурый, бессолнечный, сумрачный,...

    Словарь синонимов

"Колдуй, баба, колдуй, дед, колдуй, серенький медведь" в книгах

Пришел серенький волчок…

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Пришел серенький волчок…

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Пришел серенький волчок… Даже древние хищники отличались сложным поведением. Их современные «коллеги» чаще нападают на свои жертвы только с одного бока, поскольку каждое полушарие развитого мозга выполняет строго определенную работу. Эти особенности хищнического

Медведь

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Медведь В медведя выстрелил лесник. Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в лохматом теле. Глаза медведя слез полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома

Колдуй баба, колдуй дед…

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Колдуй баба, колдуй дед… Звонок в дверь.- Отец Александр, мне молитва нужна.Соседка, с крайне растрепанным и жалостливым лицом, этак вопросительно-просяще требует немедленного решения ее проблемы.- Какая еще молитва?Вид у меня не лучше соседкиного. Два дня

Медведь

Из книги В театре и кино автора Анненский Исидор

Медведь По окончании Киноакадемии я, естественно, обратился к своему театральному опыту. И выбрал для дипломной работы «шутку» Чехова (как называл ее автор) – водевиль «Медведь». Возражений против такого выбора было много. В тридцатые годы понятие «кинематографичность»

Медведь

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Медведь Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, обжорства. В античном мире медведица символизировала положительные материнские качества. Кроме того, в Древней Греции кусочек медвежьей кожи использовался как защита от любовных увлечений:

МЕДВЕДЬ

Из книги Шьем мягкие игрушки, подушки и кресла-мешки автора Ивановская Татьяна Владимировна

МЕДВЕДЬ Вам потребуетсяЛоскуты мягкого материала для основных деталей игрушки (флисовое полотно, трикотаж или искусственный мех с коротким ворсом), немного отделочного материала, синтепон, 2 пуговицы или готовые глазки для игрушки, готовая заготовка для носика или

Серенький любимец

Из книги Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти автора Преображенская Вера Николаевна

Серенький любимец Вам потребуется Кардочесная шерсть белого, розового, серого цветов, грубые иглы для валяния № 36 и 38, стеклянные глаза или бусины, клей «Секунда», мат для валяния.Ход работы Белую шерсть распушить и разделить на три неравные части: одна маленькая и две

Медведь

Из книги Английские привидения автора Акройд Питер

Медведь Ричард Бакстер, автор книги «Несомненное существование мира духов» (1691), приводит такой случай. «Саймон Джонс, сильный человек отменного здоровья из Киддерминстера (ничуть не склонный к меланхолии или другим причудам), часто рассказывал мне, что, будучи солдатом

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба)

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба) В национальных традициях образ многогранен и противоречив: греческая нимфа Калипсо, Нагучица в сказках народов Кавказа, Жалмауыз-кемпир в казахских сказках, бабушка Метелица - в немецких.В русских сказках у Бабы-яги отталкивающая

27.3. Сказочная баба-яга - это золотая баба остяков-ацтеков

Из книги автора

27.3. Сказочная баба-яга - это золотая баба остяков-ацтеков В заключение отметим любопытный штрих. Известный английский автор Джильс Флетчер, побывав на Руси, издал якобы в 1591 году свою книгу «О Русском Государстве». Впрочем, сочинение это было, скорее всего, написано или

Трусишка зайка серенький

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Трусишка зайка серенький Из песенки «В лесу родилась елочка...» (1906), написанной композитором Л. К. Бекманом (1871 - 1933) на стихи (1903) русской поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой (1878-?). См. также В лесу родилась

Медведь и баба

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Медведь и баба Пахала баба в поле; увидал ее медведь и думает себе: «Что я ни разу не боролся с бабами? Сильнее она мужика или нет? Мужиков довольно-таки я поломал, а с бабами не доводилось повозиться». Вот подошел он к бабе и говорит:- Давай-ка поборемся!- А если ты, Михайла

Глава 1 Придет серенький волчок и укусит…

Из книги автора

Глава 1 Придет серенький волчок и укусит… Второй том академического издания «Истории Европы» просвещает читателя: «Климат средневековой Европы оставался до V века прохладным и довольно сухим, потом, особенно в VI и VII веках, стал влажнее в засушливых зонах и суше во

МЕДВЕДЬ-ЭГАЛИТЭ МЕДВЕДЬ-ЭГАЛИТЭ Есть ли идейная альтернатива «либеральной диктатуре»? Алексей Гордеев 28.11.2012

Из книги Газета Завтра 991 (48 2012) автора Завтра Газета

Есть у меня сестричка Юлька, человек совершенно далёкий от всякой там мистики-шмистики (но и на старуху бывает проруха), а у неё знакомая была Лентик (Лена). Случился у Лентика в одночасье приступ острой нехватки денежной массы, с работой у мужа не заладилось чего-то там, что, само собой, является признаком вмешательства тёмных сил, ну и как следствие - "крокодил не ловится, не растет кокос". Лентик у нас лошадь не рабочая была, а так себе пони, про себя говорила, что "не для того мама квіточку ростила" (укр.), по этой, видимо, причине с работой у неё дружбы и не случилось. Лентик, по сути, бездельничала, называя это дело - "яжемать! я воспитанием детей занимаюсь", кстати, у них с мужем росла замечательная дочка-умница и, что характерно, "на вы" себя ребёнок не называл.

В эту пору тотального невезения Лентиком были задействованы скрытые (от мужа) резервы и в узком бабском кругу прерывающимся от волнения шепотом был обнародован адрес "очень сильной бабки-ведуньи", специализирующейся исключительно на "делах" материальных, всем молитвами помогающей, но много берущей. Лентика это не смутило и даже подстегнуло, богатые, мол, люди умные, за хрень всякую, которая Божьей силы не имеет, бабосы немерено отваливать не станут, стало быть, надо идти сдаваться бабке этой, причём немедля. Приём только по записи, отсюда логичный вывод, что контора серьёзная. Записавшись в телефонном режиме и подзаняв деньжат (немалую сумму в СКВ), прихватив мою Юлю и два яйца черной курицы, купленных по случаю в ближайшем гастрономе, поехали девки к Мастеру спасать свои семьи от банкротства и всякого позора.

Что-то сразу пошло не так: поломалась маршрутка, Лентиком был утерян зонт (?!) дорогущий (на дворе зима, на улице -17 по Цельсию, на минуточку. В задачке спрашивается: вот на кой он ей сдался?), у Юлии оторвалась счастливая пуговица, разбилось в дамской сумочке ритуальное яйцо, и началась икота. Этим зловещим издержкам никто не внял, и мрачный кортеж без зонта неумолимо приближался к заветному адресу.

Дверь открылась, и группу гостей, с трудом наведя резкость, пристально осмотрела не очень трезвая женщина. Проведя клиентов на кухню коммунальной квартиры и усадив Лентика на грязный табурет, она начала священнодействовать. Разбив ритуальное яйцо в пыльную литровую банку, колдунья начала взбалтывать его в банке над головой у сидящей. Эти пассы имели весьма продолжительный характер, и уважаемой публике показалось, что транс этот будет бесконечным, потому как ведьма, закрыв глаза, увеличила амплитуду колебания тары, пролив на голову Лентика часть ритуального омлета. Лентик глухо вскрикнула, бабка встрепенулась, ощетинилась вся, раскрыла мутный левый глаз и, тщательно просканировав оставшуюся в банке субстанцию грязно-желтого цвета, пронзительно закричала: "*** сила! Бог свят! Двенадцать апостолов вам в помощь!" Наваждение клиентов в миг прошло, девки вероломно заржали и, не оставив мастеру даже на опохмел, закончили мистическую аудиенцию. Занавес.

P.S.: Ржали долго и... вероломно.

Новость отредактировал Лида Лазарева - 7-09-2015, 07:44

Колдуй, баба, колдуй, дед.

Колдуны в России водились испокон веков. Люди побаивались своих собратьев, наделенных колдовскими чарами, но при случае всегда обращались к ним за помощью. А уж те в меру своих сил и способностей творили чудеса: заговаривали ветры, вызывали громы, бури и дожди, умножали богатство, плодили скотину, даровали человеку любовь, счастье, здоровье и успех в делах.

Долой клопов

Это было в конце 1950-х годов. Семья Ивана С., которому тогда было 12 лет, жила в поселке Новая Комушка под Улан-Удэ. А недалеко оттуда в поселке Сосновый Бор жила мамина подруга Валентина. Ее муж служил лесником в местном лесничестве. Однажды мама Ивана решила навестить подругу, та давно приглашала ее в гости. Лето выдалось урожайным на ягоды, и мама Вани надеялась насобирать в лесу брусники, а кто, как не жена лесника, знала самые хорошие брусничные места?!

Накануне поездки Ваня уговорил маму взять с собой закадычного друга Степку. Так компанией из трех человек на перекладных они добрались до Соснового Бора. Приехали под вечер, уже темнеть начало, поужинали и легли спать пораньше, чтобы на рассвете уйти в лес. Хозяйка постелила им в зале на полу. Не успели гости заснуть, как услышали в комнате какой-то странный шорох. Проснулись и - о, ужас! - глазам не поверили. Со всех сторон их атаковали клопы. Они сыпались с потолка как дождь и расползались кругом. Гости кое-как оделись и выскочили во двор. За ними выбежали растерянные и расстроенные хозяева.

Тетя Валентина, мамина подруга, накинулась на мужа Павла:

Давно просила тебя привести Васильича. Вишь, до чего дошло. Утром первым делом к нему беги за подмогой.

Хозяева постелили себе и нам в летней кухне, там до утра и перекантовались. Встали на восходе и отправились в лес за ягодой, а когда вернулись домой, часа через два явился тот самый Васильич. Это был невысокий крепкий бородатый старик. Он имел одну особенность: один глаз у него бы карим, другой зеленым. Ванька это запомнил на всю жизнь, потому что старик пристально посмотрел на него, подмигнул и обратился к матери со словами: «Ой, и ходок-то твой будет по девкам! Смотри, чтоб в дом черноглазую не привел - горя не оберетесь». Тогда к его словам мать не особо прислушалась - не до того было.

Дед попросил старый березовый веник. Тетя Валя сбегала за ним в баньку. Колдун взял веник и вошел в дом. Нашептывая какие-то слова, стал обходить одну комнату за другой, тыкая при этом веником в углы и вдоль плинтусов. Затем поставил веник у косяка входной двери в кухню, закрыл дверь и сказал, чтобы часа через три веник выбросили. Хозяйка дала ему в благодарность узелок, и старик ушел. Вечером открыли дверь и увидели, что веник аж шевелится от клопов. Это была живая масса, напоминавшая пчелиный рой. Мамина подруга вынесла его и сунула в горящую плиту летней кухни. Той ночью хозяева и гости спали спокойно в доме. Клопов больше не было. На следующее утро гости поехали к себе домой.

Прошли годы, Ваня вырос, превратился в красивого парня и, действительно, загулял. Гулянки продолжались до тех пор, пока одна девушка - проводница с Забайкальской железной дороги - не запала ему в душу. Она была черноглаза и остра на язык. И Иван, и его мать напрочь забыла дедовы слова, а вспомнили о позже, после беды, которая случилась с Иваном. Вернувшись из командировки, он застукал в доме свою молодую жену с другим. Завязалась страшная драка, в ходе которой любовник отрубил Ивану кухонным ножом палец. Хорошо, на крики сбежались соседи, разняли дерущихся, иначе неизвестно, чем бы все кончилось.

Заклинательница змей

Николаевская область на Украине - это сплошные степи. Есть места, так называемые солончаки, где почва ни на что не пригодна, столько в ней солей. На одном из них находилось село, в котором жила известная на всю округу колдунья - баба Агапка. Она никогда не причиняла людям зла, наоборот, творила добро. Колдунья была знаменита тем, что умела выводить змей. Когда у нее спрашивали, как это ей удается, она лишь помалкивала да хмурилась в ответ. Секретов своих старуха никому не открывала. А происходило дело обычно так. Весной просыпались змеи и начинали людям вредить. Особенно много их водилось на солончаках. Обычно из сел, где рядом были солончаки, к колдунье и являлись просители. Бабка садилась на подводу и, как сейчас МЧС, ехала спасать сельчан от пресмыкающихся. Приезжала, осматривалась, срезала с куста длинную и толстую ветку, очищала ее от мелких веточек и листьев, а потом загоняла всех кур в курятник. А все курятники во дворах были окружены плотной, глубоко вкопанной в землю оградой из досок без единой щелки. Но беда в том, что настырные змеи прорывали под оградой норы и проникали в загоны. Куры были обречены, а уж цыплята - настоящий змеиный десерт - и подавно. Бабка очерчивала длинной палкой небольшой круг на земле внутри куриного загона и втыкала ветку строго в центр круга. Затем она выходила из загона, закрывала за собой калитку и занимала «наблюдательный пост» за оградой. Спустя время змеи начинали выползать из своих нор. Но все как одна, словно под гипнозом, ползли к ветке, воткнутой в землю в центре круга, лезли по ветке вверх, свиваясь на ней кольцами. Когда ветка под тяжестью пресмыкающихся начинала гнуться, Агапка давала команду хозяину. Тот заходил в загон, накрывал ветку с гадами мешком, поворачивал так, чтобы змеи попадали в мешок и нес его на задний двор, где обливал керосином и поджигал. Бабка получала награду за труды и возвращалась домой, чтобы по первому требованию выехать в другое село. В ее селе змей никогда не было.

Бумажный сверток

Эта история случилась в середине прошлого века под казахстанским городом Кустанай (сейчас он называется Костанай). Туда едва ли не со всех сторон Советского Союза устремились юноши и девушки - поднимать целину. Приехала и молодая пара из Западной Украины. Их направили в село учителями - оба закончили педагогическое училище. Приехали молодые, осмотрелись и выбрали для жилья старую заброшенную хату на окраине. В ней, кроме старого продавленного топчана и мутного зеркала на стене, не было ничего. Но молодые быстро собрали по хатам какое-то добро, вымыли и вычистили старое жилье, повесили на окна занавески, поставили на подоконники горшки с цветами и стали жить.

Поначалу все было хорошо. Но вот стали молодые замечать, что по ночам на чердаке кто-то ходит и покашливает. Дальше - больше. Иной раз казалось, будто от топота и грохота дряхлый потолок вот-вот рухнет. Молодые крестились, читали молитвы - ничего не помогало. А однажды ночью и вовсе чуть не поседели. Вдруг распахнулась входная дверь, и с улицы подуло ледяным холодом. И тут же кто-то страшно завыл! Молодые вскочили со своего старенького топчана и бросились закрывать дверь. Как она могла раскрыться - было загадкой, потому что дверь закрывалась на железную щеколду.

В общем, молодым в этом доме не стало житья. Рассказали о своих злоключениях соседям, те направили их к местной ворожее тетке Марине.

В том доме, - сказала им тетка, попыхивая трубкой, - водится нечистая сила. Прокляла этот дом колдунья бабка Мотря. Не хотела она, чтобы в ее доме кто-то жил, да и злющая была, всех людей люто ненавидела, много крови народу попила. Хате уже целый век, и давно в ней никто не жил, а тем, кто селился, нечисть житья, как и вам, не давала. Я знаю, она в доме какой-то сверток с проклятьем спрятала. Если найдете его, несите сюда.

Молодые вернулись в дом, перевернули его вверх дном, но только когда взломали полы, нашли перевязанную бечевкой старую газету, а в ней клочок истлевшей бумаги, на которой и не видно было уже надписи. Отнесли молодые находку Марине, а что та с ней делала, никто не знает. По слухам, заговаривала. Вышла вся красная, потрепанная, но довольная собой. Сказала, что теперь в доме можно жить спокойно. И правда, больше нечисть учительскую пару не беспокоила.

Вдумчивое изучение старинных дел о колдовстве, которыми полны архивы Сыскного и Разбойного приказов, а также Приказа Тайных дел, даёт весьма интересную картину. На поверку выходит, что колдунов как таковых там практически нет. Зато есть другие категории «гулящих людей», которые даже по нынешним гуманным временам должны сидеть в тюрьме.

Наркотрафик XVII века

Вот дело мценских обывателей духовного звания от 1653 года. «Поп Василий челом бьёт, что были дети его Филька да Ивашка на монастыре… И игуменов сын Аничка да успенский дьячок Ивашка поднесли детям его браги, а в браге той смешано не ведомо какое отравное зелье, и они, испивши той травы, хохотали зверообразно до утраты стыда, и стали вне ума, лежат без памяти, не говорят, а как вскочат, так лезут на стену». Впопыхах завели дела о «колдовской порче». Но спустя пару дней выяснились подробности. «Дьячок Ивашка показал, что траву сию незнаемую получил от гостя, Дементия Русинова. Тот же Дементий сказывал, будто семена той травы дал ему прохожий человек, а добыл он их от купца, и уволок на огород, и она там узрела, и стали её мешать в питьё, как тот купец сказывал». Судя по описанию, колдовством здесь и не пахнет, а имеет место банальное употребление наркотического препарата растительного происхождения. Понятия «наркопритон» тогда не существовало, поэтому обвиняемые отделались легко - траву и семена у них изъяли, а самим назначили церковное покаяние.

В 1636 году один кабатчик, боясь конкуренции, донёс на своего коллегу Петрушку, «что он, Петрушка, принёс с поля неведомо какой корень, похваляясь, что от того корня у него в кабаке все пьяные будут». Началось следствие. Поначалу дело тоже имело «колдовской» оттенок. Но концы нашли на удивление быстро. Петрушку подержали в тюрьме и, убедившись, что «колдовской корень» - банальный дурман для крепления пива, всыпали ему батогов и наложили внушительный штраф за жульничество.

Вообще значительная часть «колдовских» дел на поверку оказывается заурядной уголовщиной. И притонодержательство, а также хранение и распространение наркотиков в этом списке явно лидируют.

Лекари без лицензии

Многих вводят в заблуждение термины тех лет. В делах о колдовстве слово «пытать» - чуть ли не самое употребляемое. Воображение дорисовывает мрачный застенок, дыбу, раскалённые клещи… В реальности же «пытать» значило всего лишь «допытываться», то есть проводить допрос. Приставы, которым поручено было вести следствие, к услугам палача прибегали редко. Во‑первых, эти услуги стоили денег, и немалых. Во‑вторых, часто оказывалось, что колдуны - всего лишь лекари. Только действуют без лицензии, на свой страх и риск.

В 1630 году при новом воеводе в Лебедянский уезд была спущена директива: «Беречь накрепко, чтобы на Лебедяни разбоя, убойства, блядни, ворожбы и никакого другого воровства не было». И тут, как назло, приходит донос на некую бабу: «Ворожила де та бабка, смотрела на глазах и шшупала нутро». Дело закрутили: «Велеть тое бабку-ворожейку изымать и, распрося подлинно, какою она ворожбою промышляет и чем ворожит, пытать про всё накрепко, да о том ко государю отписать, а её до указу велеть держать крепко».

Пока бабку держали под замком, были опрошены свидетели. Серьёзного криминала не нашли, однако выяснилась профессиональная склонность «колдуньи». Для XVII века специализация весьма продвинутая - офтальмология. Так, одному свидетелю бабка «лечила глаза, вынев печень из овцы». Другому - «лечила глаза, и сыпала де проса в воду, и меня Назара тою водою умывала, да мне ж Назару пускала в глаза молоко». Третьему - «лечила веред у глаза, да ворожила над ним печёным луком». От каких болезней можно пользовать водой, настоянной на просе, бог весть. А вот веред, то есть нарыв, действительно поддаётся терапии печёным луком - тут квалификации бабки стоит только позавидовать. То же самое можно сказать и о сырой бараньей печени - она отлично помогает от нагноения. Во всяком случае небезызвестный Емельян Пугачёв 150 лет спустя очень даже эффективно лечил так свои раны, полученные как раз в лицо около глаза.

Обыденно и конкретно

Так было ли «настоящее» колдовство? Это смотря что под этим словом понимать. Наш, московский, стиль колдовства обходился без размахиваний волшебной палочкой и полётов на шабаш. Всё обыденно и конкретно. Вот в 1647 году некая «бабёнка Агашка призналась, что делала своему полюбовнику Федьке невстаниху за то, что он ходил мимо нея к Сафрошкиной жене». То есть, проще говоря, пыталась из ревности сделать мужика импотентом. Ещё одна баба, некая Дарьица, тоже, кстати, из ревности решила извести счастливую соперницу. И вот, когда молодые вернулись с венчания и пошли в горницу, «та Дарьица зажгла лучину и ту лучину кинула под невесту под лестницу, а потом начала на ту лучину с приговором и шёпотом сцать, а невеста спустя три дня стала чахнуть». Московское правосудие в подобных случаях показывало себя с гуманной стороны. В просвещённой Европе без разбору жгли направо и налево за гораздо меньшие провинности, а у нас Агашку присудили к батогам и церковному покаянию, Дарьицу - к кнуту, вырыванию языка, ноздрей и ссылке.

Возможно, причиной тому - увлечение колдовством в самых высших кругах государства. Между прочим, Ивану Грозному приписывается колдовское происхождение. Князь Курбский вслед за многими ненавистниками грозного царя утверждал, что Василий III, долгое время будучи бездетным, «искал чаровников презлых повсюду, чтоб помогли ему плодотворением, посылал за ними аж до Корелы, добыл там советников сатанинских и с их помощью от прескверных семян народился ему сын прелютый кровопийца». В свете этого особо интересно то, что в 1584 году, будучи при смерти, Иван Грозный доверился не абы каким колдунам, а как раз карельско-лапландским. В течение нескольких месяцев специальная экспедиция царя наловила в тех областях с шесть десятков «лихих баб», набивших руку в колдовском деле. Их отвезли в Москву и посадили под замок, ожидая предсказаний. И предсказания пошли. Карелки объявили, что 18 марта надо ждать смерти царя. Тот не поверил и велел, дождавшись этого числа, «сжечь скверных баб живьём». Но исполнение опоздало: едва боярин Бельский отправился распорядиться о казни, царь сел играть в шахматы, упал в обморок и скоро скончался.