Сообщение на тему подвижные игры в воде. Подвижные игры для детей на воде (в бассейне). С донесением вплавь»

Светлана Юрьева
Подвижные игры для детей на воде (в бассейне)

Игры на воде являются важным средством разностороннего физического воспитания. Они способствуют развитию физических и умственных возможностей детей, воспитывают их волю, чувство коллективизма и товарищество. Поэтому подвижные игры в воде особенно широко применяются при обучении плаванию детей.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Кто быстрее?

Карлики –Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово «Великаны». Все садятся в воду. За сигналом «Карлики» все игроки подпрыгивают вверх. Тот кто ошибается, выбывает из воды. Побеждает тот, кто остался.

Рыбаки

Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.

Морской бой

Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора – двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Глубина должна быть по пояс.

Задача игры: Научить детей ложиться на воду.

Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про скользил дальше.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу.

В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Гонка катеров

Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Эстафета вплавь

В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.

Плавание втроем

Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.

Парное плавание

Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бой всадников

Глубина по грудь.

В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".

Байдарки

Два пловца ложатся на спину. Один обхватывает ногами туловище товарища. В этом положении они плывут на спине, попеременно работая руками (как в кроле на спине); плывущий сзади работает и ногами. Можно провести соревнование между двумя-тремя такими "байдарками".

Кто быстрее?

По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

Гонка мячей

Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Водяные жмурки

Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.

Невод

В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.

Играйте со своими детьми!

О том, насколько полезно посещение бассейна для малышей и ребят старшего возраста, не устают твердить педиатры Плавание полезно и для дыхательной системы, и для иммунитета и для мышечного развития. А еще купание повышает настроение. Предлагаем вам подборку самых увлекательных игр в бассейне для детей.

Игра «Морской бой»

Все игроки становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Участники начинают брызгать водой в партнера. Выбывают из игры те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.

Игра «Считалка»

Занятие направлено на развитие у ребенка навыков подводного плавания. Это позволит ребенку психологически подготовиться к окунанию под воду с головой и избежать паники. Участники делятся на пары. Один из каждой мини-команды приседает, чтобы голова оказалась под водой, и открывает глаза. Второй игрок показывает ему под водой (на расстоянии 40 см от глаз) руку с несколькими зажатыми пальцами. Поднявшийся из воды партнер должен ответить, сколько он увидел пальцев.

Игра «Эстафета с мячиком»

Для этой спортивной игры в бассейне нужен мячик и две команды игроков, в каждой их которых должно быть минимум по 3-4 игрока (так интереснее). Ребята становятся в две колонны. Исходное положение - ноги шире плеч. В каждой команде игроки становятся на расстоянии 1 шага друг от друга. По команде учителя капитаны (первые в шеренге) наклоняются и передают между ног (т.е. под водой) мячик участнику, который стоит следующим в колонне. Ребенок, получивший мяч последним, бежит вместе со снарядом во главу шеренги. Игра продолжается. Победителем становится та команда, капитан которой раньше других капитанов окажется вновь в начале колонны.


Игра «Кто выше прыгнет»

Дети разводят руки в стороны ладошками вниз. По команде игрока участники должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись от дна бассейна ногами и одновременно опуская руки вниз, чтобы помочь более сильному толчку. Побеждает тот, у кого получилось прыгнуть выше всех.

Игра «Быстрая тройка»

Дети разбиваются на команды по 3 человека. Двое из трех держат за концы палку длиной около 1 м, а третий хватается за ее середину. По сигналу ведущего дети, держащие палки, начинают шагать вперед по дну, а остальные участники троек ложатся на воду и работают ногами кролем. Побеждает та команда, которая первой достигнет финиша - противоположного бортика бассейна или другого отмеченного ориентира.

Игра «Собачки»

Эта игра в бассейне с мячом работает на развитие координации и тактических навыков. Минимальное количество детей - 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.


Игра «Искатели сокровищ»

Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди начинают нырять за «сокровищами». Победителем становится тот игрок, которому за один раз удалось добыть больше всего предметов.

Игра «Карлики и великаны»

Дети находятся по пояс в воде. Учитель подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.

Игра «Пятнашки»

Эта игра на воде в бассейне представляет собой аналог любимых детворой салочек. Участники становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки от ведущего. Вода по сигналу учителя начинает пытаться осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Находиться радом с только что вынырнувшим игроком, чтобы сразу же его «поймать», нельзя. Осаленный участник сам становится водой.


Игра «Мячик в домике»

Дети делятся на две команды и становятся у противоположных бортиков лицом друг к другу. Бортик играет роль «дома», который следует защищать. Тренер бросает на середину бассейна мяч, а игроки, подплывая к нему, должны постараться завладеть снарядом. Цель задания - члены команды, перебрасывая друг другу мяч, должны приблизиться к «домику» противника и коснуться им бортика. Длительности игры - 10 минут. Та команда, которая за это время сумеет больше всего раз коснуться мячом чужого «домика» побеждает.

Игра «Водный баскетбол»

На поверхность воды кидается надувной круг. Дети становятся в ряд, держа в руках небольшие мячики. Каждый ребенок начинает по очереди кидать в круг снаряд, стараясь попасть - на это ему отводится 3 попытки. Выигрывает тот игрок, который больше всех попал в цель.

При организации подвижных игр в бассейне или в условиях природного водоема, следует учитывать, хорошо ли умеют дети плавать. Если нет, то все занятия обязаны проводиться по пояс в воде. Не лишне является использование таких средств защиты, как надувные круги и нарукавники. Один или несколько взрослых должны непременно следить за процессом и ни в коем случае не оставлять малышей без присмотра.

Подвижные игры в летнем лагере

Салки летом на воде для детей

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3»,
г. Братск, Иркутской области.
Назначение: игры на воде способствуют оздоровлению школьников и их отдыху. Данные игры можно проводить в детских оздоровительных лагерях, в лагере дневного пребывания. Их можно проводить как в бассейне, так и в открытых водоемах.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей.

Описание: возраст и количество участников могут быть совершенно различными и ничем не регламентироваться.
Цель: повышение физической подготовленности
Задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и высокому уровню физической подготовленности, руководствуясь принципом оздоровительной направленности.
2. Прививать учащимся организаторские навыки и умения, развивает самостоятельность и инициативу.
3. Способствовать социализации играющих, приобщая их к общепринятым нормам поведения через воспитание дружбы, коллективизма, сознательной дисциплины.
4. Учить преодолевать трудности, возникающие в процессе игры.
5. Создавать ситуацию успеха для каждого школьника, через правильный выбор роли для каждого играющего.

«Салки пятнашки в воде»

Содержание и ход игры: участники произвольно располагаются в бассейне или водоеме. Водящий, назначенный руководителем игры, догоняет игроков, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, играющие ныряют под воду.
1.Тот, кто не успел погрузиться под воду, и был запятнан, становится водящим.
2.Ловцу запрещается преследовать одного участника долго или ждать, пока тот вынырнет из воды.
Вариант игры: играют, как в обычные пятнашки, но салят мячом.
Правила:
1. Нельзя пятнать игрока, который окунулся в воду с головой.
2.Нельзя преследовать игрока, который окунулся в воду, а нужно переключаться на другого игрока.
3. Осаленный мячом становится водящим.
Методические рекомендации:
1. Если игроки умеют плавать, то можно сочетать плавание с бегом по воде.
3.Если игра проводится в открытом водоеме, то акватория, на которой проводится игра, должна обязательно огорожена веревками или флажками и дно должно быть предварительно проверено.

«Карась и щука»

Подготовка к игре: на глубине 0,5-1 метр играющие становятся в круг и берутся за руки. Выбираются два игрока «карась» и «щука», которые располагаются за пределами круга напротив друг друга
Содержание и ход игры: участники пропускают карася в круг и из круга, опуская руки до уровня воды, но, не разъединяя их, и мешают щуке проникнуть в круг или выйти из него. Но щука имеет возможность нырнуть под руками или перепрыгнуть через них головой вперёд.
Правила:
1. Тот, карась, который был запятнан, становится водящим «щукой».
2. Пятнающий занимает место одного из игроков.
Методические рекомендации:
1. При большом количестве игроков назначаются две щуки и несколько карасей.
2. Если щука долгое время не может запятнать карася, то эту пару игроков нужно поменять.

«Рыболов и рыбки»

Подготовка к игре: игра проводится на мелком месте глубиной 30-40 сантиметров. Определяется место где, располагаются участники игры «рыбки». В десяти – пятнадцати метрах отмечается зона камышей. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к камышам, приседают на корточки и ждут появления водящего – «рыбака».
Содержание и ход игры: как только рыбак дойдёт до заранее установленного места, рыбки ложатся на воду и стараются работать ногами, как при плавании способом «кроль на груди», передвигая руками по дну и стараясь достигнуть зоны камышей раньше, чем рыбак успеет до них дотронуться.
Правила:
1. Пойманные рыбки либо выбывают из игры, либо становятся рыбаками.
Методические рекомендации:
1. При построении участников в шеренгу нужно поставить самых подготовленных с той стороны, которая ближе к рыбаку.
2. Игра должна проходить там, где мелко и ровное дно.
3. Зону камышей можно выделить, положив на дно какой – либо шнур или веревку, которые нужно закрепить.

«Акулы и дельфины»

Подготовка к игре: играющие делятся на две равные команды, на воде поплавками отмечаются две взаимно перпендикулярные линии, одна из которых принадлежит «акулам» - игрокам, составляющим одну команду, другая «дельфинам» - игрокам другой команды.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя дельфины отталкиваются от дна и плывут, вытянув руки вперёд и работая ногами, как при плавании кролем. Направление движения при этом должно быть таким, чтобы они проплывали на расстоянии шести – восьми метров от акул. Когда дельфин проплывает мимо акул, один из участников команды последних отталкивается и плывёт наперерез, вытянув вперёд руки и работая ногами, как при плавании способом кроль на груди.
Правила:
1.Если преследующей акуле удаётся коснуться дельфина, то его команда получает очко.
2.Дельфины имеют право приподнимать голову и делать вдох.
3. После того, как все дельфины проплывают, подсчитываются очки и команды меняются ролями.
4.Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

«Медвежонок Умка и рыбки»

Подготовка к игре: из числа играющих выбирается водящий – «медвежонок Умка», остальные играющие «рыбки» образуют вокруг водящего круг.
Содержание и ход игры: Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде (рыбки свободно гуляют по воде),
То завьются (поворачивают туловище с руками, расставленными в сторону и опущенными в воду),
Разовьются (движение в обратном направлении),
То заплавают в воде (любые произвольные движения)
Умка - белый медвежонок –
Спрятал мордочку свою Нас поймать он очень хочет, Но покажем нос ему!
После произнесения этих слов Умка догоняет рыбок, которые убегают, стараясь коснуться бортика бассейна. После того, как несколько рыбок будет поймано, игра заканчивается, и выбирается новый водящий.
Правила:
1. Игроки разбегаются только после произнесения слов.
2. В качестве Умки нужно выбирать наиболее подготовленных игроков.
Методические рекомендации:
1. Нужно заранее предупреждать игроков до скольки пойманных рыбок будет продолжаться игра.

3. Слова лучше предварительно разучить на суше.

«Жучок - паучок»

Подготовка к игре: из числа играющих выбирается водящий – «жучок-паучок», остальные играющие образуют вокруг водящего круг.
Содержание и ход игры: игроки идут по кругу со словами:
Жучок – паучок вышел на охоту
Не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!
После произнесения этих слов водящий старается запятнать играющих, которые, спасаясь от него, стараются погрузиться в воду. Игрок, которого запятнали, становится водящим.
Правила:
1. Водящий начинает осаливать играющих только после произнесения слов и не имеет права осаливать тех, кто погрузился под воду.
2. Водящий не должен стоять возле игрока, который погрузился в воду, а должен переключаться и стараться осалить следующего игрока.
Методические рекомендации:
1. Круг не должен быть большим.
2. При проведении игры в открытом водоёме необходимо обозначить границы площадки.
3. Игроки должны выдыхать, погружаясь в воду.

«Салки пятнашки с поплавками»

Подготовка к игре: такая же, как в обыкновенных салках.
Содержание и ход игры: участники произвольно располагаются в бассейне или водоеме. Водящий, назначенный руководителем игры, догоняет игроков, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, играющие принимают положение «поплавок».
Правила:
1.Тот, кто не успел принять положение «поплавок», и был запятнан, становится водящим.
2. Ловцу запрещается преследовать одного участника долго или ждать, пока тот вернётся из положения «поплавок».
Вариант игры: в зависимости от подготовленности участников, вместо «поплавка» выполнять «медузу» или другие упражнения в воде, освоенные занимающимися.
Методические рекомендации:
1.Перед проведением игры необходимо овладеть выполнением «поплавка».
2.Поскольку игра проводится в воде, которая обладает сопротивлением, она может продолжаться не более 5 минут.
3.Если игра проводится в открытом водоеме, то акватория, на которой проводится игра, должна обязательно огораживаться веревками или флажками и дно должно быть предварительно проверено.
ИГРАЙТЕ, ВЕСЕЛИТЕСЬ, ОТДЫХАЙТЕ!!!

Игры на воде занимают важное место в воспитании и обучении детей раннего возраста. Дети, хоть и любят купаться, часто боятся войти в большой водоем, а тем более, научиться плавать. Подвижные игры в бассейне помогут преодолеть страх и полюбить воду.
Однако это далеко не все достоинства игр на воде. В бассейне или любом водоеме очень удобно тренировать мышцы, поскольку тело кажется намного легче, чем в воздушном пространстве. В связи с этим педагогические теории раннего развития детей практикуют занятия в бассейнах.

Дети развивают:

  • ловкость,
  • внимание,
  • реакцию,
  • чувство команды,
  • учатся плавать и нырять.

Подвижные игры на воде для детей дошкольного возраста обязательно должен организовывать и контролировать взрослый: следить, чтобы дети выполняли правила игры, не заходили слишком глубоко, и просто для того, чтобы предостеречь малышей от несчастных случаев.

Дети 2-3 лет

Начнем с игр, которые можно предложить для детей раннего возраста (2-3 года).

  1. В 2-3 года необходимо приучить ребят бесстрашно заходить в воду: отсутствие боязни воды понадобится в любом возрасте.
  2. Следующая игра для дошкольников 2-3 лет может быть проведена в бассейне с небольшим количеством воды или открытом водоеме на мелководье. Попросите ребят стать в шеренгу в нескольких метрах от линии водоема. По команде тренера дети должны как можно быстрее добежать до воды. Побеждает тот, кто сделает это первым.
  3. Для детей 2-3 лет можно предложить следующие игры. Малыши находятся в бассейне с уровнем воды приблизительно по колено. Воспитатель или тренер просит ребят представить себя цветочками, деревьями и т.п. (дети выполняют произвольные движения, изображая руками ветки растений). После слов тренера: «Цветочки засыхают, их нужно полить!» дети начинают поливать себя из ведра водой из бассейна. Так дети с раннего возраста закаляются и привыкают к температуре воды.
  4. Один из вариантов игры для ребят 2-3 лет, где дети должны полить себя водой, является игра «Водопад». Малыши двигаются вдоль бортика бассейна. По команде тренера: «Водопад!»дети одновременно обливают себя водой. На учебных занятиях тренер не должен допускать ситуации, когда малыши обливают друг друга, так как это может привести к несчастным случаям или просто испугать ребенка, который не готов к тому, что он будет облит водой.
  5. Для детей раннего возраста в 2-3 года можно предложить играть в «обезьянку» на воде. Обезьянка – животное, которое все за всеми повторяет. Став в круг в бассейне, дети выбирают ведущего. В первый раз им может быть воспитатель. Ведущий показывает движения, а остальные должны их точно повторять. Тот, кто делает неверно, сам становится ведущим. Желательно, чтобы движения для повторения были насыщены прыжками, шагами, приседаниями: благодаря им тренируются мышцы ног, так как в воде передвигаться сложнее, чем на суше.


Дети 4-6 лет

Подвижные игры для дошкольников 4-6 лет будут направлены на развитие ловкости и умения нырять и плавать.
Дети в основном начинают учиться плавать с помощью надувного круга.

  1. В 4-6 лет детям можно предложить соревнования в плавании на круге. Игра организовывается так же, как эстафета на суше. Дети выстраиваются в линию и по команде тренера начинают плыть, пока не коснуться противоположного бортика, затем возвращаются. Кто быстрее приплывет обратно, тот и победил. Ребят можно разделить на команды: побеждает команда, в которой участники быстрее всех выполнят задание.
  2. Чтобы научить детей нырять в 4-6 лет, предложите им следующую игру. Положите на воду надувной круг – это будет «домик» утят, рыбок или любого животного. Дети должны проникнуть в домик, не двигая его. Для этого им необходимо нырнуть и вынырнуть уже в кругу. Точно так же они возвращаются обратно.
  3. Многие подвижные игры, в которые играют на суше с мячом, будут актуальны и на воде для детей 4-6 лет, например, пятнашки, волейбол или в выбивного. Принципы игры те же самые.
  4. Мяч может стать верным помощником для ребят 4-6 лет в обучении нырять. Следующая игра как раз имеет цель научить детей задерживать воздух под водой. Дети становятся в круг. Уровень воды в бассейне- по пояс. Задача – опустить голову и руки в воду и передать мяч соседу под водой. При небольшом количестве участников мяч должен пройти по кругу и вернуться к первому человеку, пока дети не вынули головы из воды.
  5. С мячом устраивают плавание наперегонки. Тренер бросает мяч, а дети вплавь его догоняют. Тот, в чьих руках окажется мяч, побеждает. Точно так же можно играть в догонялки без мяча.
  6. Кроме мяча, в качестве помощников в игре с детьми 4-6 лет используйте и другие предметы, например, пластиковые бутылки, игрушки. Если дети хорошо ныряют, можно проводить с ними подвижные игры на воде, где необходимо нырнуть и достать спрятанную на дне вещь. Начните с яркой игрушки, которая легко уйдет под воду. Когда дети будут без труда ее доставать, наполните водой пластиковую бутылку и бросьте ее в воду: задание усложнится, так как придется искать прозрачный, сливающийся по цвету в водой предмет.
  7. Для тренировки дыхания предложите детям следующую игру без погружения. Ребята выстраиваются в шеренгу. По команде тренера они задерживают дыхание и начинают плыть без погружения, опять-таки по команде выдыхают. Побеждает тот, кто дальше всех проплывет.

Итак, подвижные игры на воде чрезвычайно полезны для развития детей. Однако прежде чем организовывать такие игры, взрослые должны провести для детей инструктаж по теме «Правила поведения в водоеме» и принять все меры предосторожности для безопасности детей.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Игры в воде

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать нес­колько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик»...

Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цвет­ком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)

Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.

Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!

Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, препо­даватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .

Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.

Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!

Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.

Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.

Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .

По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.

Организация игры. (до 5 человек) .

Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?

Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .

Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».

В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.

Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.

Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».

Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»

Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.

Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.

Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.

Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».

Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.

В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.

Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».

Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .

Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?

Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».

Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.

Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».

При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.

Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.

Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».

Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.

Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.