Роль трудового воспитания дошкольников в семье. Консультация по трудовому воспитанию «Труд ребёнка в семье. Значение детского труда и его виды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой.
Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в Педагогическом процессе
Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд -это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение.
Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста , процесс приобщения его к труду , возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями . Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда , планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда , получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально- ценные ее протекания. Важнейшим, в процессе формирования личности ребенка является воспитание трудолюбия . В этом плане трудно переоценить роль семьи , которые честно трудятся , а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов: эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благодатная атмосфера для развития у ребенка доброты , сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений. Пагубное влияние оказывает на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их заботы лишь о своем, личном. Дети должны быть причастны к жизни семьи (с учетом возрастных особенностей ) к труду , отдыху, к повседневному общению. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствуют воспитанию его как члена семейного коллектива.

Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней. Дети, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, беспомощны, эгоистичны, не заинтересованные в общих для всех детей делах . Из этого можно сделать вывод, что воспитывать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении. Взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно - ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности . Самостоятельная деятельность ребенка, его повседневные наблюдения за трудом людей – обязательные условия трудового воспитания .

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Труд детей в Дошкольном возрасте многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, семьи и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам и близким.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка

всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка в область труда , медленное возбуждение у него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за работу непроизведенную. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Шкилёва Маргарита Григорьевна Санкт-Петербург 2015год

Значение труда

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

Работа с семьей

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию.. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Вряд ли найдётся взрослый, который будет возражать против того, что ребёнка нужно приобщать к труду. Вместе с тем вопросы трудового воспитания в каждой семье решаются по- своему. В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда физиологические
и психологические предпосылки – самостоятельность, целеустремлённость, уверенность движений, активность.

Программой дошкольного учреждения определены аспекты трудового воспитания детей и сформированы его основные задачи: прививать элементарные трудовые навыки, формировать у детей интерес и любовь
к труду, знакомить с работой взрослых, воспитывать уважение к людям труда. Трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста ещё очень ограничена, однако она тоже должна быть целеустремлённой
и результативной. Важно, чтобы цель, поставленная перед детьми, была
им близка и достижима через небольшой промежуток времени: усилия детей должны обязательно дать результат при завершении трудового процесса (расчистили лопаткой дорожку от снега – можно по ней побегать и т. д.) с возрастом усложняются виды труда, увеличивается его продолжительность, появляется способность самостоятельно ставить цель и стремление достичь её.

Трудолюбие, как и любое другое средство личности, не появляется, само собой. От первых попыток самостоятельно надеть рубашку до участия
в общественном труде человек проходит большой т путь. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного, двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде.
В тоже время родители понимают когда-то и малышу придётся трудиться, и уже сегодня, в четыре-шесть лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. Родители хотят воспитывать детей трудолюбивыми, но не знают, как это сделать. Но есть и категория родителей, которые считают, что заниматься трудовым воспитанием ребёнка никогда не поздно. «Вот подрастёт, тогда. А пока пользы от его труда всё равно нет». Действительно, ребёнок не создаёт материальных ценностей, не участвует
в общественном производстве, но приобщение детей к труду имеет воспитательные цели. Конечная цель трудового воспитания - сформировать ответственное отношение к труду, готовность трудиться добросовестно, творчески. Всестороннее воспитание детей предлагает их и физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Формирование каждой
из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ – ребёнок развивается физически. Во время труда дети действуют
с различными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, названия, получают практические представления о величине и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость- идёт их умственное развитие. В труде возникает необходимость видеть последствия своих действий, проявляется настойчивость, чтобы добиться результата, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть своих детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных, будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить, что в дошкольном возрасте, дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки общения с простейшими инструментами, орудиями труда, приучаются к самообслуживанию, относительно независимы
от взрослых.

Участвовать в трудовой деятельности ребёнок может только в том случае, если он достиг определённого уровня физического и умственного развития, умеет управлять своими движениями и действовать
не беспорядочно, а по предложенному другими или самостоятельно разработанному плану. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в общественном труде. Это желание – основа, опираясь
на которую родители учат детей первым трудовым шагам. Возможность делать что- то с мамой, папой, привлекает самых маленьких. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от неё, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у ребёнка добрые чувства, если
эти чувства поддерживать, они разовьются, станут свойствами личности. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Ребёнок растёт и поручения усложняются.

В семейном коллективе все связаны друг с другом делами, заботами, обязанностями. Чтобы ребёнок хорошо чувствовал себя среди близких, он также должен принимать участие в общих делах. С первых трудовых шагов учите ребёнка следовать двум правилам: первое - начатое дело должно быть закончено; второе - всё, что делать – делать хорошо. Это значит – добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно.
Не упускайте случая подбодрить поощрить ребёнка, если он что- то делает
по своей инициативе, проявляет заботу, предусмотрительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте ребёнка трудом.

Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.
Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста учатся трудиться в основном через самообслуживание, помощь в бытовом труде. А дети постарше уже кроме самообслуживания и труда в быту выполняют учебный труд и труд общественный. Взрослым необходимо привлекать детей к бытовым поручениям как можно раньше, чтобы в дальнейшем ребятам было проще справляться со своими трудовыми обязанностями.
Каждому ребёнку нравится что-то своё, у него есть свои предпочтения и интерес к какой-то определённой деятельности. Но если не развивать этот интерес, то он может угаснуть. Родителям необходимо поддерживать эти предпочтения, но в то же время добавлять в них что-то, что будет способствовать и трудовому развитию. Можно совмещать любимое и полезное дело, усложняя их по мере взросления ребёнка. Это актуально в младшем возрасте дошкольника, когда всё познаётся через игру. И тогда ребёнку будет даваться всё очень легко, и он с интересом будет трудиться и помогать не только себе, но и окружающим.
Но во время труда детям необходим и отдых, поэтому можно и нужно давать передышку молодому организму – предложить как раз любимое занятие.
Выполняя трудовые поручения взрослых – воспитателей или родителей, ребёнок чувствует ответственность перед близкими, начинает контролировать свои действия самостоятельно, добивается необходимого результата.
Благоприятное развитие трудовая деятельность дошкольника получает как раз в коллективе. В семье – совместное приготовление обеда, сервировка стола, генеральная уборка, уход за домашними питомцами. В детском саду – полив цветов, подготовка к совместной с воспитателем деятельности, помощь младшему воспитателю.
Очень часто родители допускают ошибки, не давая маленькому ребёнку трудиться. Это неправильно. Нельзя делать всё за детей. Пусть и приходится зачастую мамам и папам исправлять за малышом огрехи, но лучше он сделает или попытается сделать это сам. Так же не стоит наказывать ребёнка трудом – этим самым можно отбить всё желание трудиться вообще. Если родители хотят, чтобы их ребёнок помогал им, то не стоит делать всё за него, не стоит наказывать трудом, так же не нужно давить, запугивать, принуждать, а необходимо просто просить о помощи.
Труд не только физически развивает ребёнка – ведь неоспорим двигательный момент в труде, но также развивается и интеллект. Ребёнок становится любознательным, инициативным, у него развивается память, сосредоточенность, наблюдательность. Необходимо во время трудового поручения объяснять ребёнку – для чего ему нужно выполнить именно это задание и какого результата вы ждёте. Тогда он может сравнить и сделать выводы по окончании работы – всё ли он сделал правильно и добился ли нужных результатов. Как было сначала, а как стало потом. Он сравнивает.
Вместе с трудовым воспитанием необходимо прививать ребёнку и бережное отношение к результатам труда взрослого человека, тем самым он равняется на взрослого, подражает ему, стремится сделать так же. В трудовом воспитании детей важен пример.
Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Марина Ровина
Консультация по трудовому воспитанию «Труд ребёнка в семье»

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка , его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия , осознания полезности труда . Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи : В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности ,положительного отношения к труду . Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников. Основы трудолюбия закладываются в семье . Основная проблема общественного и семейного воспитания - его цель . Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке , обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание . Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом относятся к взрослому человеку. Они присматриваются к действиям мамы, папы, няни, детскому саду, стараются подражать им в играх.

Младший дошкольник очень близок со взрослым : тот помогает ему во всем - одевает, кормит, гуляет с ним, играет, трудится и малыш воспринимает эту помощь родителей и воспитателя настолько естественно, что не отделяет их действия от собственных, не воспринимает их как труд . Поэтому ознакомление с трудом взрослых целесообразнее начинать не с ознакомления с домашним трудом мамы , воспитателя , как это считают, а с трудом людей , которые непосредственно с детьми не соприкасаются, на действия которых ребенок может посмотреть со стороны, но содержание и, главное, результат их труда ему понятны . Это может быть, например, труд дворника ("Он подметает двор, чтобы всем и тебе тоже было приятно играть на участке"). И. т. д.

Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду . Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться , весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям , как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом ребенка должны повышаться требования к нему, изменяться организация его труда , руководство и контроль со стороны взрослых и т. д.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье , они должны быть хорошо знакомы с тем, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду » , знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков . Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств .

Зная особенности организации труда , владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие , гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда . Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Труд – важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка , складываются коллективные взаимоотношения. К. УшинскийЖизнь ребёнка и в детском саду , и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд , направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно , и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку . Исходя из условий семьи , в каждой можно найти трудовые поручения , которые будут выполняться дошкольниками : поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание удошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности,организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннеговоспитания личности ребенка . От того как, будет воспитан дошкольник внравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение вшколе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводитк установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишнейопеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другимчленам семьи , желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. Всемье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда , которые малораспространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятныесемейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и ихнравственно-волевое развитие. Одна из основных функций семьи - воспитание детей . Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он. основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.

Воспитание , в том числе и трудовое , должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чейжизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье , честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка- дошкольника к труду . Трудовые поручения , которые ребенок выполняет в семье , по содержанию разнообразнее, чем

в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде ) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье .

Велика роль семьи в трудовом воспитании детей . В семье закладываются у детей основы трудолюбия , вырабатываются трудовые умения и навыки . Как же следует организовать труд ребенка в семье ? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает .